Сто грамм за храбрость

Рой Рябинкин
 

Лежал я как-то в больничной палате с одним фронтовиком. Разведчик.  Поразительного ума человек.

Много чего порассказал он мне за дни вынужденного больничного  безделья о войне и мире. Что-то из услышанного не идёт из головы до сих пор.
 
Помню, он высказался о проблеме поголовного пьянства:
 
- Водку нас приучили пить на войне! До этого так безбожно не пили. В праздники устраивали народные гулянья, соревнования на сноровку, скорость, молодецкую силу. Тут пьяному надеяться не на что, потому и не модно было.

 А в войну, ещё в финскую, которую я тоже прошёл, помню, в сорокаградусный мороз везут ее родимую в санях на передовую. Укутывали от мороза, чтобы не размёрзлись бутылки. Берегли, как стратегический груз!

 Выражение "сто грамм для храбрости" родилось тогда же. И воевали под хмельком, чтоб страх снять, и пили в качестве поощрения. Фронтовые "сто грамм" - надо было заслужить!

Так и укоренилось с тех лет - стакан водки - в награду, как поощрение! Пьёшь, значит - герой!

Вспомните фильм незабвенного Леонида Быкова "В бой идут одни старики!":

 - Могём!
 - Не могЁм, а мОгем!.

 - Где мои сто грамм за храбрость? Нет, я, конечно, непьющий, но дело принципа..."

 Так был снят моральный барьер перед пьянством. После войны фронтовики пили, потому что считали, что заслужили это право! Мы - победители! Подать сюда наши фронтовые сто грамм!

 Дети фронтовиков во всем старались подражать героям. Пили потому, что пили их отцы-фронтовики!

 И лишь третье поколение, нынешняя молодёжь, всё чаще задумывается, а не пропьём ли Родину, как бездарно пропили наши отцы и СССР и пропащую жизнь?

 Думаю, мы тогда победим это зло, когда развенчаем миф: пьешь, значит — герой.


П.С.  К. И. Чуковский в книге «Живой как жизнь»: «Теперь мне даже странно вспомнить, как сердило меня на первых порах нынешнее словосочетание: сто грамм. "Не сто грамм, а сто граммов!" - с негодованием выкрикивал я. Но мало-помалу привык, обтерпелся, и теперь эта новая форма кажется мне совершенно нормальной».