К 55-летию полета Юрия Гагарина. Часть-1

Александр Зинковский
ПРЕДИСЛОВИЕ:

Этот мой исторический очерк,  посвященный 55-му  Дню космонавтики был опубликован недавно под тем же названием в газете ВУЗОВСКИЙ ВЕСТНИК: №8 (248) 16-30 апреля 2016 г., C.15. Здесь на сайте ПРОЗА.ру я публикую этот материал и сопровождаю авторскими коллажами. А в конце  очерка читателей ждет портрет юбиляра, кисти известного московского художника  Аиды Лисенковой Ханемайер, размещаемый с ее разрешения.



В канун 55-й годовщины со дня полета Юрия Гагарина хотелось бы  вспомнить, как это происходило весенним утром 12 апреля 1961 года. Мне тогда исполнилось 14 лет. К моменту страта Гагарина я, так же как многие мои друзья и сверстники, мечтал о покорении космоса, перечитывая фантастическую литературу, начиная с классических романов «Из пушки на Луну» Жюля Верна, «Первые люди на Луне» Герберта Уэллса, «Аэлиты» Алексея Толстого и заканчивая космическими фантазиями Константина Циолковского, Станислава Лема, братьев Аркадия и Бориса Стругацких. Удивительно, насколько воображение этих творцов успевало забегать впереди реальной истории. Да и человечество в целом, пусть не всегда осознанно, тысячелетиями мечтало о путешествиях за пределы родной планеты.

При этом место России в освоении космоса исторически складывалось так, что именно у нас в Калуге жил «отец космонавтики» - Константин Циолковский. Опять же, не где-нибудь, а у нас работала в 30-х годах группа энтузиастов отечественного ракетостроения (ГИРД) под руководством Фридриха Цандера. С ними сотрудничал будущий Главный конструктор наших космических кораблей Сергей Королев. А в 1933 г. на подмосковном полигоне в Нахабино состоялся исторический запуск ракеты на жидком топливе - «ГИРД-09».

Однако наиболее мощный импульс разработкам и открытиям в мировом и отечественном ракетостроении дала Вторая Мировая война. В связи с усилением в 30-40-е годы 20-го столетия геополитического противостояния, мировые державы начали рассматривать ракетную технику в качестве сверхроружия. Особенно быстрыми темпами военное ракетостроение развивалось в гитлеровской Германии, где на это и денег не жалели, да и во главе программы стоял талантливый «ракетный барон» Вернер фон Браун.

Немецким ученым к началу войны удалось разработать сначала крылатую ракету «Фау-1», а затем баллистическую - «Фау-2». Наладив производство, нацисты с 1943 г. принялись массированно обстреливать Англию сначала крылатыми, а затем и баллистическими ракетами. Низкая эффективность неуправляемых ракетных обстрелов не могла тогда существенно повлиять на ход Второй мировой войны. Однако, сами по себе, эти новейшие разработки могли послужить по окончании войны в качестве основы для ускоренного развития мирового ракетостроения и освоения космоса.
 
В дальнейшем так и произошло. В 1945 г., во время разгрома и капитуляции Третьего Рейха, США забрали к себе «живьем» немецкие ракеты Фау-2 вместе с Вернером фон Брауном и его научно-технической группой. А в СССР после войны была поддержана, получила государственное финансирование и чертежи немецких ракет (сами ракеты были взорваны отступавшими на запад нацистами) группа ученых во главе с Сергеем Королевым (позднее – знаменитое ОКБ-1 Королева), имевшая собственный опыт в ракетостроении.

Именно с этого момента и начиналось «космическое противостояние» двух ведущих мировых держав – СССР и США. Технически обе страны были готовы к борьбе за первенство в освоении космоса, но во всем остальном они собирались идти разными путями. Осложняло все это также и то немаловажное обстоятельство, что ракеты во всем мире по-прежнему рассматривались, как сверхоружие. Любой новый шаг в мирном освоении космоса имел еще и военный аспект, поэтому все исследования и разработки в ракетно-космической отрасли каждой державы находились под плотной завесой секретности.

Пока США после войны скрупулезно осваивали «ракетное наследие» Третьего Рейха, Конструкторское Бюро Сергея Королева решило сделать «ход конем». В результате, 4 октября 1957 г. СССР осуществил запуск первого в мире Искусственного Спутника Земли (ИСЗ) «Спутник-1». И это в то время как США смогли запустить свой первый ИСЗ только 1 февраля 1958 г. – значительно позже. Международный резонанс нашей первой победы в космосе превзошел все ожидания! Однако после этого триумфа назревал еще более важный этап соревнования «двух систем» - запуск на околоземную орбиту первого в мире пилотируемого космического корабля.

Американцам теперь было ясно, что они проиграют и второй этап «космической гонки», если не предпримут что-нибудь неординарное. И такой шаг был сделан, когда во главе своей космической программы США фактически поставили немецкого «ракетного барона» Вернера фон Брауна. В 1960 г. его уже официально назначили директором НАСА. Кроме того, в апреле 1959 г. в США из военных летчиков был сформирован первый отряд американских астронавтов.
 
В СССР аналогичный отряд тоже решили создавать из военных летчиков, однако начали делать это немного позднее, чем в США – в феврале 1960 г. К началу марта у нас из 1000 кандидатов отобрали 20 будущих космонавтов, в число которых вошел летчик-истребитель Юрий Гагарин.

В результате, борьба за первенство в космосе становится еще острее. 2-го января 1959 г. СССР запускает аппарат, который на второй космической скорости становится автоматической межпланетной станцией — «Луна-1». А США 17 февраля выводят на околоземную орбиту первый в мире метеоспутник — «Vanguard 2». СССР 14 сентября того же года успешно запускает аппарат «Луна-2», впервые в истории достигающий поверхности Луны. 7-го октября, нашему аппарату той же серии, «Луна-3», удается впервые в мире получить фотографию обратной стороны Луны.
В ответ США 5 июля 1960 г. запускают первый американский разведывательный спутник «GRAB-1». А 10 августа НАСА выводит на орбиту еще и свой первый беспилотный космический корабль «Discoverer 13», который в автоматическом режиме успешно приземляется через 8 дней. Последним значительным ходом СССР был запуск и возвращение с орбиты беспилотного космического корабля «Спутник-5» с собаками Белкой и Стрелкой на борту. После этого события весь мир замирает в ожидании нового шага в освоении космоса с той или другой стороны.

Чтобы и дальше выигрывать «космическую гонку», ОКБ-1 Сергея Королева должно было значительно ускорить подготовку к первому в истории пилотируемому космическому полету. Перед Сергеем Королевым стояла трудная задача: осуществить запуск на орбиту пилотируемого корабля раньше, чем это сделают США, но не подвергать смертельному риску жизнь нашего космонавта. Несмотря все давление партийных структур и политическую окраску «борьбы за космос», Королев, все-таки, добился переноса запуска с конца 1960 г. на весну 1961 г. Хотя времени для основательной доработки всех систем корабля все равно оставалось крайне мало.
 
И тогда Главный конструктор ОКБ-1 решил отказаться от дублирующей системы торможения. Ведь, новый космический корабль планировалось вывести на низкую орбиту, обеспечивавшую естественное торможение при трении об атмосферу уже через несколько суток полета. А система жизнеобеспечения космонавта была рассчитана на срок не менее 10 дней. Кроме того, Королеву пришлось отказаться еще и от системы мягкой посадки спускаемой капсулы, поскольку лишь этим путем можно было снизить массу корабля и сэкономить топливо.

Для первого в истории космического полета Сергей Королев сам выбрал в отряде из двадцати космонавтов шесть лучших претендентов. Старт корабля «Восток» должен был состояться в промежуток времени с 11 по 17 апреля, так как, США к тому времени имели потенциальную возможность запустить своего астронавта на орбиту начиная с 20 апреля того же года. Ввиду жесткого «цейтнота» 8 апреля была срочно организована Государственная комиссия, которая из шести претендентов выбрала в качестве пилота орбитального корабля - Юрия Гагарина, а в качестве дублера - Германа Титова.

И, вот, наступило волнующее утро 12 апреля 1961 г., на которое был запланирован исторический запуск «Востока». Хорошая погода благоприятствовала осуществлению этого плана. Для соблюдения полной секретности данное событие в СМИ не освещалось вплоть до старта, но подготовка к нему шла полным ходом. В 5 часов утра на стартовой площадке космодрома Байконур был установлен космический корабль «Восток». Инженеры и ученые начали тестирование и окончательную подготовку его к полету. Перед стартом к кораблю подъехал автобус с полностью экипированными, одетыми в скафандры космонавтами. Последняя проверка состояния психики и здоровья показала, что лететь предстоит Юрию Гагарину.

Заканчивается проверка скафандра, звучат напутствия остающихся на земле друзей, и вот уже Юрий Гагарин, улыбаясь, поднимается по трапу к открытому люку вертикально установленного космического корабля «Восток». Люк задраивают, а Юрий Гагарин готовится к старту, занимая место пилота. Идет последний отсчет: «10, 9, 8, 7…». Провожающие слышат в эфире напутствие космонавту от Главного конструктора Королева: «Доброго полета!». В 9:07 по московскому времени раздается завершающая команда: «Ключ на старт!». В эфире - крылатая фраза Юрия Гагарина: «Поехали!!!». Начинается стартовая вибрация, рев и грохот дюз, извергающих клубы дыма и море огня. Корабль «Восток» медленно приподнимается над стартовой площадкой в громе и сиянии огня, а затем все быстрее и быстрее устремляется в ясное голубое небо космодрома Байконур.
 
Первый в истории человечества космический полет Юрия Гагарина занял всего 108 минут. Но какие это были минуты! Орбитальный полет проходил практически в штатном режиме, даже, несмотря на то, что из-за сбоя в радиоуправлении корабль вышел на несколько более высокую, чем расчетная, орбиту. За это время Юрий Гагарин успел сделать один виток вокруг Земного шара. В полете первый космонавт планеты любовался через иллюминаторы яркими звездами и проплывавшими внизу пейзажами Земли. Он выполнял запланированные эксперименты и диктовал на магнитофон полученные результаты.

В конце пути автоматическая система торможения сработала при некотором сбое, в результате чего спускаемый аппарат не спешил отделяться от ракеты-носителя. Но Гагарин проявил выдержку и дождался входа в атмосферу. Благодаря вибрации, начавшейся в плотных слоях воздуха, спускаемый аппарат отделился и пошел уже штатный режим возвращения с орбиты. На высоте 7 километров, Юрий Гагарин катапультировался, как это и было запланировано, а потом снижался на собственном парашюте независимо от капсулы, приземлявшейся тоже на парашютах. Ввиду некоторого сбоя торможения, спускаемый аппарат с Юрием Гагариным вышел на посадку не в запланированный район приземления, а около города Энгельс. Приземление космонавта произошло у деревни Смеловка, а его капсула приземлилась неподалеку.
 
В этот день вся планета с огромным волнением узнала о первом в истории человечества полете космонавта Юрия Гагарина. Общей радости просто не было предела! А 14 апреля руководство страны и тысячи граждан устроили герою космоса торжественную встречу в московском аэропорту Внуково. Все это транслировалось в прямом эфире по радио и центральному телевидению.

Несмотря на прошедшие 55 лет, я и сейчас отлично помню, как Юрий Гагарин шел, чеканя шаг (у него тогда случайно развязался шнурок, но космонавт все равно ни разу не запнулся), по ковровой дорожке к правительственной трибуне. Помню, как звучал его доклад Хрущеву:
- Товарищ Первый секретарь Центрального комитета коммунистической партии Советского Союза! Рад доложить Вам, что первый в мире космический полет совершен на советском космическом корабле «Восток» 12 апреля 61-го года. Все системы и оборудование корабля работали четко и безупречно. Самочувствие - отличное! Готов выполнить любое новое задание нашей партии и правительства. Майор Гагарин!

Те, сегодня уже такие далекие, но замечательные события, начинавшиеся  в 1961 г со старта Юрия Гагарина, навсегда запечатлелись в  памяти нашего народа и всего прогрессивного человечества. Отмечая 12 апреля Международный день полета человека в космос, мы гордимся полетом нашего космонавта №1, впервые в истории преодолевшего притяжение Земли и вышедшего в космическое пространство.

По просьбе редакции газеты известный московский художник-портретист Аида Лисенкова-Ханемайер предоставила к 55-летию со дня полета Юрия Гагарина графический портрет космонавта №1 (бумага, сангина черная, 45х30 см), публикующийся вместе с данным историческим очерком.




Продолжение http://www.proza.ru/2016/04/30/1672

Рисунок - коллаж автора.

Мои произведения на сайте:

Наш Гагарин - первопроходец космоса - публицистика  http://www.proza.ru/2014/03/10/1754

Валерий Чкалов - история и политика  http://www.proza.ru/2014/03/12/1606