Губительность наслаждений

Ангелина Кныш
Вся земная жизнь человека, по сути, сводится к поиску наслаждений для души и тела. Грубо говоря, все ищут «хлеба и зрелищ» в различных модификациях.

Этим люди пытаются противостоять заповеданному им в Евангелии: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). А ведь и в самом деле, наш земной путь, ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ, чем-то напоминает путь Христа на Голгофу, которого со всех сторон пинали, били, ругали, оплевывали… И финал тот же: «Смерть есть казнь», – утверждает святитель Игнатий Брянчанинов.

Какая казнь, о чем вы? Жизнь прекрасна, человек создан для счастья – об этом нам трубят со всех сторон. Посмотрите на молодежь, буквально фонтанирующую жизненной энергией, громкими возгласами и смехом. Люди более старшего возраста поспокойнее, но каждый мечтает о своей доле наслаждений: вкусная еда, секс, алкоголь, сигареты, отдых на море, охота, рыбалка, футбол, теплая ванна, общение с детьми, получение подарков  и т.д. и т.п.
 
Все эти вещи прямо или опосредованно связаны с воздействием на телесную оболочку человека и призваны не только доставить ему удовольствие, но и ОТВЛЕЧЬ, заставить забыть о жизненных невзгодах. Как бы ни было человеку плохо, у него практически всегда есть возможность УВРАЧЕВАТЬ полученную жизненную травму сильными положительными эмоциями от доступного спектра наслаждений (посредством телесных рецепторов). Это очень важный аспект нашей жизни, о котором мы до поры до времени просто не задумываемся.

К сожалению, многие в погоне за наслаждениями теряют тормоза и впадают в зависимость от разного рода удовольствий, попутно причиняя боль окружающим людям и – самое главное! – приобретая при этом порочные наклонности и нанося тяжкий урон своей духовной сущности.

Дух – в отличие от души, которая отвечает за эмоциональную сферу и присутствует даже у животных – это «частица Бога» в человеке. Он подчиняется установленным Господом духовным законам, о которых человек, погрязший в болоте наслаждений (усиленно поощряемый в этом бесами), мало что знает, да и знать не желает – ему и так хорошо.

Какие это законы? Их суть давно уловила народная мудрость: «Без Бога ни до порога, а с Богом – хоть за море» и реализуются путем выполнения двух заповедей Христа, в которых концентрируются все десять библейских заповедей: «Возлюби Господа Бога превыше всего» и «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Более развернуто об этих законах повествует Евангелие, акцентируя внимание на том, чтобы никому не делать зла, но творить добро, быть смиренным и не привязываться ни к чему мирскому.

По безграничному милосердию Божию, многим удается, образно говоря, довольно долго «перебегать дорогу на красный свет».

Но сколько веревочке ни виться… Освобождения от «телесной храмины» еще никому не удалось избежать. Вот здесь-то и начинаются истинные мучения тех, кто знать ничего не желал о жизни собственного духа.

Во-первых, приходит понимание того, что ты продолжаешь жить, даже расставшись с телом, а значит, Бог действительно существует.

Во-вторых, ты знал о Божьих заповедях, но никогда не воспринимал их всерьез и не соблюдал, а значит, впереди ждет неминуемая расплата (Страшный суд).

В-третьих, эта расплата (и неизвестно, как скоро она наступит!) гораздо серьезнее расставания души с телом, и страх перед ней уже невозможно заглушить никакими земными наслаждениями!

В-четвертых, укоренившаяся в душе тяга к этим наслаждениям (а по сути, совокупность грехов!) никуда не делась и терзает, подобно ломке, душу огненными когтями.

В-пятых, ничего уже невозможно исправить ни собственными молитвами, ни покаянием – поздно…
 
Так кому нужно больше сочувствовать: монахам и прочим аскетам, якобы лишенным радостей земной жизни (наслаждений), или реальным рабам этих наслаждений, променявшим жизнь вечную на скоротечную угоду «владыке чреву»?