Ты можешь идти один. Глава 4

Василий Криптонов
На следующий день мы с Бриком шли в школу вместе.

– Нормально выспался? – поинтересовался я.

– Такое чувство, как будто я заново родился! – воскликнул Брик. – Потрясающее чувство. Этим можно заниматься ежедневно?

На нас начали коситься прохожие. Я стиснул зубы и прошипел:

– Заткнись!

– В чем дело? – удивился Брик.

– В тебе. Ты можешь говорить тихо?

– Могу. – Он понизил голос. – Что было не так в моих словах?

– Все не так в твоих словах. Знаешь, есть вещи, которые я не смогу тебе объяснить. Они не объясняются. Но если ты чего-то не знаешь, то спрашивай тихо, чтобы остальные этого не слышали.

Брик некоторое время шел молча и только перед самой школой подал голос:

– Трусливые вы все тут. Скучно.

Я не ответил. Снова думал о Жанне, гадал, подтвердит ли она свое приглашение. И чем оно для меня обернется?

Перед уроком ко мне вдруг подошла Маша.

– Есть минутка? – спросила она.

Мы отошли к дальнему подоконнику. Вторая девушка за одну неделю хочет со мной поговорить. Сумасшедшая популярность…

– Что случилось? – полюбопытствовал я.

– Да ничего не случилось, – тихо сказала Маша, водя пальцем по стеклу. – Скажи, а вы подружились с этим Маленьким Принцем?

– С кем?

Она усмехнулась.

– Ну, его так называют. Наверное, потому что он маленький, а осанка и повадки гордые, как у принца.

– А, ты про Брика? – улыбнулся я. С Машей говорить легче, чем с Жанной. Слова привычно рождались сами по себе. – Да, вроде как подружились. Он, конечно, странный...

– Мне кажется, он очень жестокий человек, – оборвала меня Маша.

– Что?

– Просто мои мысли. Тогда, когда Рыбин его бил, мне показалось, что ему действительно плевать. Он даже не воспринял этого. Забыл спустя минуту, если не меньше. И то, как он говорил о своем отце, помнишь? Будто заучил наизусть текст из учебника. Все какие-то термины, определения. Логические выводы. Человек, который так себя ведет – очень жесток.

– К чему ты это все? – Я развел руками.

– К тому, что мне страшно.

– Ты боишься Брика?

– Я – нет. Я за тебя боюсь.

Тут она посмотрела мне в глаза, и я вздрогнул. Внимание противоположного пола мне все же в новинку.

– Ну, со мной-то все в порядке будет.

– Ты бы не зарекался. – Маша вернулась к невидимым узорам на стекле. – Заметь, Рыбин к Брику теперь на пушечный выстрел не подходит, хотя он и тупой как бревно. Просто, как зверь, чует, что не на того прыгнул. И хвост поджал.

– Не скажу, что очень жаль, – признался я. – От меня Рыбин тоже отстал.

– Это потому что ты с ним всегда. Как бы под его защитой. Не думаю, что это хорошо. В поселке разное говорят...

– Что говорят?

– Ну, ты, к примеру, знаешь, где мать Брика? Ее видели в прошлые выходные. Говорят, жизнерадостная, общительная женщина. А потом она перестала выходить. Ты был дома у Принца?

– Был.

– Видел его мать?

– Нет, не видел. И...

"Я убил свою мать", – вспомнил слова Бори и содрогнулся.

– Ты хочешь сказать...

– Я хочу сказать, что это очень странный и опасный человек. И на твоем месте я бы с ним так сильно не сближалась.

Мы немного помолчали, игнорируя неизбежные в подобных ситуациях выкрики от заходящих в класс оригиналов. "Жених и невеста" и тому подобное. Я, тем не менее, косился на дверь. Не хотелось, чтобы Жанна заметила мое "предательство".

– Слушай, а почему ты обо мне так беспокоишься? – спросил я.

Маша улыбнулась.

– Ну, знаешь, иногда взглядом всего не скажешь.

– Ты о чем?

– Можно подумать, ты не заметил, как мы с тобой "общались" последние два года.

– Заметил. Но я думал, что фантазирую.

– Когда я пришла в школу впервые после смерти мамы, меня все бросились утешать. Я смотрела в их глаза и видела либо страх, либо жалость, как к мокрому котенку посреди дороги. Настя из кожи вон лезла, что-то говорила, говорила, а я видела только пустоту. Хотелось растолкать их всех, убежать и никогда не возвращаться. И вдруг я поймала твой взгляд. Ты не подошел ко мне, ничего не сказал. Но когда я посмотрела тебе в глаза, то мне внезапно стало легче. Я подумала: "Он понимает не только то, что я пережила, но и то, что я переживаю сейчас". Одним взглядом ты изменил мою жизнь. У тебя огромная душа. Не подумай, что я в любви тебе признаюсь, просто говорю, как есть. Ты хороший человек, Дима, и я очень рада, что ты оказался рядом в нужный момент. Не хочу, чтобы у тебя начались неприятности из-за этого Маленького Принца и...

В этот момент прозвенел звонок. Попрощались мы с Машей старым проверенным способом: взглядами.

– О чем говорили? – полюбопытствовал Брик.

– О всяком, – рассеянно ответил я. – Кстати, поздравляю. Ты официально вошел в систему. У тебя появилась кличка. Теперь ты – Маленький Принц.

В этот момент в класс зашла Екатерина Михайловна, и начался урок алгебры. Ученики один за другим "горели" у доски и садились на место, провожаемые хриплыми воплями Екатерины Михайловны. Я, вцепившись в учебник, как в Писание, молился, чтобы меня не вызвали. А Брик внезапно изменил своему обычному познавательному угару и проигнорировал новый материал. Только учебник раскрыл на нужной странице, но решать уравнения не стал.

– Брик! – Екатерина Михайловна завопила так, что все подпрыгнули. Все, кроме Брика, разумеется. Он спокойно поднял взгляд на учительницу.

– Да?

– Встать, когда к тебе учитель обращается!

Боря поднялся быстро, но без излишней раболепной поспешности.

– Тебе, я смотрю, скучно?

– Нет, нисколько. Я изучаю нечто вроде психологии коллективного страха.

– А тебе не кажется, что ты должен изучать сейчас алгебру? – Екатерина Михайловна то ли не поняла сарказма, то ли предпочла не заострять на нем внимания.

– Не вижу в этом ни малейшего смысла. Алгебра, да и вообще математика – вспомогательная наука, не более. Она обретает смысл только в сочетании с другими науками. Изучение ее разумно строить именно в тесном контакте с естественными дисциплинами.

Если раньше в классе царила мертвая тишина, то сейчас она стала еще более мертвой. Будто все мертвецы ожили в день страшного суда, а потом снова умерли и на этот раз – абсолютно. Даже бактерии перестали разлагать плоть и застыли.

– Значит, так, – проскрежетала Екатерина Михайловна. – За урок ты получаешь "кол". Завтра жду в школу родителей.

Брик вздрогнул. Я заметил, как его лицо изменилось. Короткое мгновение Брик выглядел испуганным, но быстро взял себя в руки.

– На основании чего вы ставите мне самую низкую оценку? – спросил он.

– На основании твоих знаний. Которых нет.

– Которые вы не проверили.

– Ах, вот оно как! – Всплеснула руками Екатерина Михайловна. – Ты весь урок балду пинал, а я должна догадаться, что ты прекрасно знаешь материал! Ладно, давай так. К доске, с учебником! Переписывай пример номер триста семьдесят.

Брик пошел к доске. Я посмотрел на указанный номер и закрыл глаза. Это было уравнение, помеченное звездочкой: особо сложное, для особо увлеченных. Когда-то я пытался решать такие задания, но ни разу не достиг успеха.

Боря быстро переписал пример, потом, не спросившись, прошел к своему месту, положил учебник и вернулся к доске. Ни слова не говоря, поставил после изображенного на доске чудовища знак равенства и принялся писать решение. Все, затаив дыхание, следили за ним. Доска постепенно покрывалась вереницей иксов, игреков, альф и бет. Множились и исчезали скобки. В какой-то момент доска закончилась. Боря на мгновение замер, потрясенный этим неожиданным препятствием, потом взял тряпку, стер исходное уравнение и более мелким почерком продолжил. Аккуратно подчеркнул ответы.

– Не больше чем разминка для мозга, – резюмировал он свои действия. – Ничего интересного. Простая цепочка логических выводов.

Все ученики, и я в том числе, уставились на Екатерину Михайловну. Чего ждать от этого посрамленного божества? Грома? Молний? Всемирного потопа? Огня и серы?

Екатерина Михайловна поднялась со стула. Медленно повернулась к классу. На ее сморщенном лице не было видно ни тени удивления.

– Знаете, что? – сказала она так тихо, что мы затряслись в предчувствии катастрофы. – Есть такая пословица: "век живи – век учись". Я всю жизнь была строга к ученикам. Но нередко делала и некоторые послабления. Для тех людей, кто искренне говорил: "математика – не мое". Есть люди с гуманитарным складом ума, безусловно. Софья Николаевна, ваш учитель русского и литературы, одна из таких моих бывших учениц. Я в свое время "натянула" ей "четверку" и ни разу об этом не пожалела. Она своего добилась, математика ей действительно не нужна. Но вот теперь я поняла, что больше таких послаблений не будет. Когда человек, которому математика неинтересна, выходит и решает такое уравнение, которое даже те из вас, кто метит в программисты, решить не может, я считаю, опускать планку просто нелепо! Вы у меня еще взвоете! Брик, садись. "Пять" с плюсом. Не запускай!

– Поздравляю, Маленький Принц, – шепнул я Боре, когда он сел на место, провожаемый яростным взглядом Пети, мечтающего о карьере программиста. – Теперь тебя все будут ненавидеть.

– Почему? – так же шепотом ответил он.

– Потому что из-за тебя со всех будут больше спрашивать.

– Ну и хорошо. Будет сильнее стимул к познанию. Даже такой ерундовой науки.

– Будет сильнее стимул тебе "темную" сделать.

– Пускай, тоже интересно.

– Ты вообще хоть чего-нибудь боишься?

Я восхищался им, беспокоился за него, но теперь все эти чувства оказались вытеснены раздражением. Брик же только улыбнулся, отвечая на мой вопрос:

– Разрушителей. Если это чувство можно назвать страхом. Остальное не заслуживает внимания.

***

Когда уроки закончились, Брик внезапно предложил мне отметить свой высший балл по математике. Я спросил его, что он имеет в виду, и получил следующий ответ:

– Давай нажремся!

– Чего?

– Ну, забухаем. Вмажем. Выпьем. Раздавим по пузырю. Накиряемся. Наклюкаемся.

– Остановись, я понял!

Я никогда не испытывал тяги к алкоголю. Пару раз пил с отцом пиво, но так и не разобрался, что в этом напитке замечательного. Однако глаза Бориса сияли такой жаждой безграничного познания, что спорить было бессмысленно. Нет, пить я все равно не собирался. Только вот оставить Маленького Принца наедине с большой бутылкой значило подвергнуть опасности всю его кампанию. Как минимум, была угроза раскрытия легенды. Как максимум – смерть от отравления.

Мы пошли к магазинчику на самом краю поселка, куда мои родители заходили нечасто. Борю я оставил снаружи, взял у него деньги и пошел покупать спиртное.

Продавщица – пожилая женщина в очках с толстыми стеклами – услышав слово "водка", принялась ворчать на непутевую молодежь. Судя по всему, вообще не различая надписей на этикетках, она ощупывала каждую бутылку, продолжая отвлекать себя ворчанием. Когда ее рука в пятый раз легла на сторублевый "Минал", я не выдержал и зашел за прилавок. Взял с витрины бутылку водки "Матрица", о которой слышал много хорошего, и вернулся обратно. Сработал так быстро, что продавщица, видимо, ничего даже не заметила. Во всяком случае, ритм ее ворчания остался непоколебимым.

– А закуска? – спросил Боря, увидев в черном пакете лишь одну водку.

– Закуску давай в другом магазине возьмем. А то мы отсюда до утра не выберемся.

За огурцами и помидорами (Боря где-то вычитал, что именно это и есть самая лучшая закуска на всем белом свете) Брик сходил сам.

– Получилось? – встретил я его.

– Ага. Я еще сала взял.

– О, Господи. Ну, пошли.

И вот, настал момент истины. Мы у Бориса дома, он скручивает пробку с бутылки, я ищу что-нибудь, что может сойти за стопку в коробках с посудой. Внезапно меня отвлекает хруст огурца.

– Ты бы приберег, – поворачиваюсь я. – Закуску не едят, ей заку... сы... ва… ют...

Бутылка была пуста. На Бориных глазах блестели слезы радости.

– Ты что, залпом ее, что ли? – севшим голосом спросил я.

– Угу, – ответил он, давясь огурцом.

– Боря, твою мать... Ты ж читал! Водку стопками пьют!

– Я вчера смотрел фильм "Антикиллер". Там так пили. А что? Так быстрее гораздо!

Поздно объяснять пришельцу, что распитие алкогольных напитков сродни медитации, со своими ритуальными словами и действиями. Поэтому я сел за стол и крепко задумался. В бутылке было пол-литра водки. Я поглядел на этикетку в поисках хоть какой-нибудь лазейки, но надпись 40% сверкала непогрешимым серебром. Тогда я принялся вспоминать, какая доза алкоголя является смертельной для шестнадцатилетнего подростка. Который раньше, предположительно, вообще алкоголя не пробовал. Что-то нам такое говорили, то ли на ОБЖ, то ли на внеклассных мероприятиях... Кажется, речь шла о литре. Я заставил себя в это поверить и немного успокоился.

Боря оперативно умял огурец, сжевал несколько кусочков сала, придавил все это помидоркой и загрустил.

– Это и есть состояние алкогольного опьянения? – посмотрел он на меня. – Ничем не отличается от обычного. Хотя вкусовые ощущения, надо сказать, весьма интересны.

Я содрогнулся, вспомнив единственный случай своего знакомства с водкой. Да уж, интересные ощущения, слов нет.

– Скоро у тебя начнется состояние. Мало не покажется. Ешь!

– Я сыт.

– Ешь, говорю! Ты хотел, чтобы я стал твоим другом? Так вот, я тебе как друг говорю: ешь как можно больше!

Боря послушно принялся есть. Проглотил еще парочку огурчиков, один помидор. Доел сало, которое, кажется, действительно пришлось ему по вкусу. Я с тоской взглянул на часы. Упрямая стрелка приближалась к отметке с цифрой "5". Мама скоро с работы придет, а меня опять дома нет, на ужин ничего не приготовлено. Но не могу же я этого чудика одного оставить! А если правда помрет от отравления?

– Ой, – тихо сказал Боря. – Я ощущаю, как мое сознание затуманивается.

Он ощупал голову и посмотрел на меня полными паники глазами.

– Это конец? – спросил он. – Тело умирает?

– Нет, не умирает. Просто ты нажрался как свинья.

– Я не ждал такого! О, боже... Что мне теперь делать?

– Расслабиться и получать удовольствие от новых ощущений. Ну или, как вариант, пойти проблеваться.

– Что сделать?

– Ну, поблевать. Порыгать. Вызвать рвоту. Тогда сильно не накроет.

– Я не умру?

– Не умрешь. Я рядом.

– Тогда пускай.

– Чего "пускай"?

– Пускай продолжается. Я буду изучать.

Некоторое время он сидел с дурацкой улыбкой и прислушивался к своим необычным ощущениям. Потом взгляд его совершенно затуманился.

– Слушай, Дима, – пробормотал он. – А ты Жанну любишь, да?

– Боря, не лезь, а?

– Ну ты чего, дружище? Я ж по-дружески! Ну вот скажи, как пацан пацану: любишь ее?

Я понял, что Бориса понесло дальше некуда. И тут меня осенила идея:

– А давай так: откровенность за откровенность. Идет?

– Че... чего?

– Ну, я честно отвечаю на твой вопрос, а потом ты – на мой. Тоже честно. Договорились?

Я надеялся, что спьяну он забудет о моем долге и, кажется, не прогадал.

– Ну конечно! Никакой лжи между нами быть не должно! Знаешь, Дима, я тебя так люблю...

– Люблю.

– Ну да, люблю...

– Нет, я про Жанну. Да, я ее люблю. С первого класса. Каждый день и каждый час.

Боря икнул и взял еще один помидор. Откусил неловко: сок потек по руке. Но его это не смутило.

– А почему ты с ней совсем не общаешься?

– Погоди, сейчас мой черед вопрос задавать.

– А... А, ну да, конечно, задавай!

– Как звали твою учительницу в начальной школе? – Это была моя последняя надежда – подловить пьяного Брика. Если он назовет имя или скажет: "не помню", то все его предыдущие россказни – вранье.

Брик слился с помидором в страстном поцелуе и, лишив его всех соков, посмотрел на меня.

– Какая начальная школа? Я ведь только... вот... А раньше – там! – Он махнул рукой куда-то вверх и вправо. – Там знаешь, как круто было? Ух! Летишь! Ничего, кроме восторга! И с каждой секундой узнаешь все больше, сильнее становишься. Это как на мотоцикле... Слушай, а пошли на мотоцикле покатаемся? Там в сарае стоит какой-то "Урал".

– Нет, мы никуда не пойдем. Сидим дома. Задавай свой вопрос.

– А, вопрос... Ну да, вопрос... Я про что говорил-то?

– Про Жанну, – напомнил я, борясь с искушением подловить его с этим вопросом и вернуть очередь себе. Но в какой-то мере самому хотелось исповедоваться в чувствах.

– Жанна, да... Так вот, почему ты не общаешься с ней?

– Потому что я ей не нужен.

– Погоди, но...

– Поздно, моя очередь.

– Нет, погоди. Ты не ответил толком. Кажется, вчера ты был ей нужен. А до этого? Почему ты сразу к ней не подошел?

Я вздохнул. Даже пьяный, этот человек оставался пытливым исследователем, и сбить его с логического пути было нелегко.

– Я полюбил ее в первом классе, с первого же взгляда. Хочешь знать, почему я сразу к ней не подошел? Дело в том, что у детей такого возраста любить непринято. Тех, кто держится за ручки, дразнят, гоняют, бьют. Они не выдерживают и расстаются, ненавидя друг друга. Ведь в таком возрасте близкие отношения не являются необходимостью. Поэтому их так легко разрушить. Дети могут быть даже более жестокими, чем взрослые, поверь. Но это не главная причина. Я с детства очень застенчив. В садик не ходил никогда, со мной сидела бабушка. Зато я много читал. Всяких сказок, фантастики. И я был уверен, что, когда приходит настоящая любовь, должно быть какое-то приключение. Какие-то силы зла, борьба. Я ждал злого волшебника, который похитит Жанну. Тогда я смог бы побороть его на глазах всей школы. И все условности стали бы не нужны. Она бы без слов поняла, что я люблю ее. И, само собой, тоже бы в меня влюбилась.

Я помолчал, глядя в стол. Боря негромко икал, не мешая мне думать.

– Я ждал этого волшебника до тех пор, пока не повзрослел и не перестал верить в волшебников. Остался наедине с той огромной стеной, которую строил все эти годы между собой и остальными. Жанна осталась по ту сторону стены. Все, что я мог – это смотреть на нее через окно и надеяться, что однажды она подойдет и сломает к чертям эту стену.

Почувствовав, что в глазах начинает щипать, я сжал кулак, позволив ногтям впиться в ладонь. От этой боли стало легче.

– Не смогу тебе иначе объяснить. Поймешь – хорошо, не поймешь – значит, не судьба.

– Дима! – Боря накрыл мой кулак своей ладонью. – Я тебя прекрасно понял. Ты не бойся! Я тебе помогу. Хоть сейчас – пошли к ней! Я ей объясню, что ты вообще самый классный парень из всех!

– Никуда мы не пойдем, – улыбнулся я, радуясь, что не пил – а то ведь согласился бы. Наутро после такого визита пришлось бы планировать суицид.

– Ну почему?

– Ну потому. Моя очередь. Что случилось с твоей мамой?

Боря убрал руку. В его затуманенных алкоголем глазах мелькнул недобрый огонек.

– Я убил ее, – сухо ответил он.

– За что?

– Это другой вопрос.

– Блин, погоди...

– Ты сформулировал свой вопрос так, что он не требует развернутого ответа. Поэтому теперь – моя очередь. Почему ты боишься Рыбы?

У меня пересохло во рту. Если Боря действительно соблюдает наш уговор и говорит только правду, то сейчас я сижу напротив убийцы, к тому же пьяного. Но ведь он все еще считает меня другом, так?

– Потому что... Потому что он может бить меня и унижать. Может делать это постоянно.

– И что?

– Что "и что"?

– Это не причина. Объясни, что страшного в побоях и унижении?

Я внезапно понял, что Боря сейчас всеми силами сражается с алкоголем. Так же, как пытался раньше победить сон. Его лицо напряжено, на шее вздулись жилы, глаза покраснели. Чего ему стоила эта концентрация? Страшно представить.

– Я не смогу объяснить. Ты ведь не понимаешь самой сути страха. Ну, во-первых, инстинкт самосохранения.

– Запомни, – скрипнул зубами Боря. – Жизнь – это бесконечная битва. За все нужно драться. Там, откуда я, это выглядит иначе, но суть та же: мы постоянно преодолеваем трудности. Такие, которые тебе и не снились. И мы изучаем эти трудности. Забудь про страх. Тебе нравится девушка? Возьми ее и не отпускай! Боишься человека? Покори или убей его. А не можешь убить – пусть он тебя убьет. Или изобьет. Раз, два, десять, сто. А ты поднимайся с улыбкой. И запоминай эти чувства. Помни эту боль, наслаждайся ею. Потому что потом тебе очень сильно пригодятся эти знания. Больше, чем какие-нибудь другие.

Мне сделалось не по себе. Боря уже не походил на человека – до такой степени покраснело его лицо.

– Я ответил на твой вопрос? – спросил я.

– Да. Задавай свой.

– Зачем ты убил свою мать?

– Совокупность причин. Она была глупой женщиной, склонной к истерикам. Я пытался освоиться. В мозгу Бориса нашел знание о том, что мама – самый близкий и нужный человек. Но она мне совсем не помогла. Я казался ей странным. Она обвиняла меня в наркомании, алкоголизме, называла "психом, таким же, как отец". В понедельник утром я попросил ее помочь мне собраться в школу, а она устроила скандал. Бегала по дому, глотала какие-то таблетки. Я понял, что эта женщина постепенно сходит с ума. Догадался, что и до моего появления ее поведение логикой не отличалось. Поэтому убил. Избавил от бессмысленных неприятностей ее и себя.

Ну вот, я и узнал истину. Что я чувствовал в этот момент? Сложно сказать. Я не боялся Бориса. Но ощущение жути не покидало. Убил свою мать... В голове не укладывается.

– Что? – встрепенулся я, поняв, что Боря говорит.

– Ты можешь дать мне ту книжку, о которой говорил? Я должен ее прочесть. Потом. Сейчас, извини, я больше не могу контролировать это.

Речь его снова стала невнятной, взгляд затуманился.

– Конечно. Завтра сходим в библиотеку.

Я вскрыл еще несколько коробок, пока Боря стонал и нес какую-то чушь, ткнувшись в стол головой. Наконец, мне посчастливилось: я нашел таблетки активированного угля и вернулся к Боре.

– Вот, выпей.

Он поднял голову, и я отступил на шаг. В глазах Брика застыл ужас.

– Дима, – прошептал он. – Мама... моя мама, она... Я же ее сам...

Я замер, не в силах не то чтобы шевельнуться – слова сказать. У штурвала стоял настоящий Брик…

– Мама... Мамочка!

Он завизжал, попытался вскочить, но зацепился за ножку стола и упал. Несколько секунд я слышал только его дыхание. Потом он поднялся на ноги.

– Все в порядке, – сказал другой человек. – Больше я этого не допущу. Где таблетки?

Я шел домой, размышляя об услышанных откровениях. Как мне поступить? Любые мои действия должны основываться на одном лишь допущении: верю ли я в то, что мой друг – не человек? А как я мог безоговорочно поверить в это?

Мама готовила ужин. В доме царила атмосфера недовольства.

– Привет, мам, – сказал я, входя в кухню. – Прости, я...

– Понятно, – отмахнулась она. – Чайник поставь, я печенья купила. Все равно нескоро приготовится.

Я наполнил чайник, включил его и задумался, сидя за столом. Мама, заметив мое состояние, спросила:

– Ты чего такой грустный?

Внезапно я решился на откровенный разговор. Хотел спросить какую-нибудь глупость, типа: "Мама, а если я узнал, что один из моих одноклассников совершил преступление, как мне стоит поступить?" Одним махом преодолеть огромную пропасть, разделившую меня с родителями. Я даже открыл рот, но мама меня опередила:

– Что, наполучал чего-то? "Двойка", поди, опять?

– Ничего я не получал, – отозвался я, как тает в душе порыв.

– А чего грустишь тогда?

– Так. У друга неприятности.

– Тебе не о друзьях думать надо, а об учебе. Дима, это же выпускной год, в конце-то концов!

– Я понимаю...

Позже, сидя в своей комнате, я смотрел невидящим взглядом в учебник и думал. Думал о своем будущем, которое представлялось мне в каком-то сером и вязком тумане. Безрадостная громада института высилась надо мной, являя воплощение Высшего Образования. Чему я там буду учиться? Кем пойду работать?

Лишь годы спустя я осознал, что жизнь подростка проходит в абсолютной тьме. И взрослые, которые должны бы помочь выбрать нужный путь, зажигают лишь один тусклый фонарь. "Ты должен учиться, чтобы не забрали в армию. Ты должен устроиться на работу, где платят много денег". Это – все жизненные ориентиры. Нас готовят к бегству от армии, к бегству от бедности. Но никто не поможет понять, где твое место в этом мире.

Сейчас же я сидел, не понимая ничего этого. Я был уверен, что жизнь такая и есть: серая и безрадостная. В ней нет места любви, восторгу, приключениям. Только страх и деньги, деньги и страх.

Тогда я принял твердое решение молчать. Возможно, это был некий подсознательный протест против взрослого общества. Ведь сдай я Бориса, я сыграл бы им на руку. Позволил бы бесчувственной машине правосудия разжевать и проглотить этого необычного человека. Возможно, его преступление было для меня символом освобождения. А может, я просто успел привязаться к нему сильнее, чем можно было ожидать.


Продолжение: http://www.proza.ru/2017/12/04/230


Хотите читать в удобном формате? Полную версию романа можно приобрести здесь: https://vk.cc/7rUsQD