Трумэн и его окружение
Кто-то, прочитав название рассказа, подумал, что узнает о жизни 33-го президента США, представителя Демократической партии Гарри Трумэна и его окружении.
Это предположение ошибочно. Расскажу о весёлой истории, произошедшей с одним из друзей и однофамильце, если можно так выразиться, президента «Трумэна».
Прежде, хотелось бы напомнить, что во времена «Железного занавеса» и мощного блока «Стран Варшавского договора» Министерство тяжёлой промышленности Советского союза усиленно разрабатывало и производило грузовые автомобили повышенной проходимости для Вооруженных сил СССР.
Благодаря чему в конце пятидесятых годов прошлого столетия и усилиям трудового коллектива Завода им. Лихачёва (ЗИЛ) появился ЗИЛ-157- один из самых живучих и надёжных автомобилей.
Учитывая его качества к автомобилю, сразу же прилипло огромное количество прозвищ «Трумэн», «Захар», «Колдун», «Утюг», «Поларис», «Мормон», «Крокодил», «Краб», «Зурс»
Автомобиль был неприхотлив и прост в эксплуатации. Запускался от заводной ручки, что называется, «с полуоборота». Проходимость высочайшая, — проползал там, где другие марки автомобилей сидели на мостах. Единственным недостатком было то, что крейсерскую скорость не развивал. Одним словом, прелесть машина!
( Президент Гарри Трумэн правил Америкой всего восемь лет и умер в преклонном возрасте восьмидесяти восьми лет, а этот автомобиль прослужил Вооруженным Силам тридцать семь лет и ещё довольно часто встречается на дорогах нашей страны.)
А теперь сама история.
После окончания танкового училища Лёшке Копылову повезло сказочно - попал служить в гвардейский танковый полк. Не куда-нибудь, а заграницу в Группу советских войск в Германии (ГСВГ) на должность командира танкового взвода.
Окружающее его в значительной мере отличалось от того, что видел у себя на родине. Удивительная чистота, педантичный порядок, аккуратно и однообразно побеленные стволы деревьев вдоль наичистейших асфальтированных дорог.
Лёшкин батальон оказался на полевом выходе, на полигоне и к концу недели планировался вернуться в пункт постоянной дислокации. Так что ни личного состава, ни техники Лёхе увидеть, пока не удалось. В ожидании он ходил с удивленно-расширенными глазами и открытым ртом от этого нового и пока не познанного.
Ходил до тех пор, пока не попался на глаза заместителю командира полка по тылу и не получил задачу съездить завтра старшим на машине до групповых складов. Загрузить краску, другие материалы для ремонта казармы и вернуться в часть.
Главное, что понравилось Лёхе, это то, что получать и грузить машину будет начальник вещевой службы полка, который уже находится там. А Леха просто прокатится старшим, рядом с водителем глазея по сторонам и расширяя кругозор.
Но не всё так просто, как думал Лёха. Получив путевой лист на запланированный для поездки автомобиль, вместе с водителем битый час просидели на инструктаже у начальника автомобильной службы полка в классе безопасности движения. Много узнал интересного, и даже стало страшновато.
Когда расписывался в журнале за инструктаж и получал справку старшего машины, встретился взглядом с начальником автомобильной службы «Что лейтенант в первый раз? Небось, страшновато? А ты следи, чтобы водитель соблюдал скоростной режим и держись правой стороны и всё будет в порядке!» Взял путевой лист заглянул в него и улыбнулся «Ну тут за скоростной режим волноваться не приходится! Машина конечно «Зверь», но не летает. Можно сказать, завершающий рейс! Водитель опытный в части на ней два года прослужил, знает родную до самого винтика. Тут я спокоен!»
В восемь тридцать утра следующего дня сидя в кабине на месте пассажира старенького как дедушка, видавшего много чего на своём веку, пропахшего бензином и маслом автомобиля Леха чувствовал себя как-то некомфортно. Остальные машины Уралы, Газ-66, Зил-131 сверкали и блестели заводской краской, радовали глаз. А, эта - местами потёртая временем и поеденная ржавчиной, скромно подползала к воротам КПП. Рыжий и конопатый сержант с открытой улыбкой распахнул ворота части, громко крикнул: «Счастливого пути! Старикам везде у нас почёт!» и отдал честь. Пашка, так звали водителя автомобиля, высунулся из окна и весело крикнул: « Счастливо оставаться, товарищ истребитель!» Через два-три поворота машина выкатилась на шоссе и по правой полосе продолжила путь.
Леха с Пашкой оказались почти ровесниками и земляками. Только Леха из Омска, а Пашка с Алтайского края. Службу сержант оканчивал. Со дня на день должен был прийти Приказ Министра обороны об увольнении. Действительно Пашка два года прослужил водителем на этом автомобиле и с таким удовольствием и любовью говорил о нём как о родном и близком человеке.
«Вот, думаете товарищ лейтенант, что такой старый и непутёвый автомобиль? А я не соглашусь! Пусть и выпущен в 1958 году - более двадцати лет назад, и скорость у него не та - быстрее шестидесяти пяти километров в час не идёт, а надёжней машины нет! Всё работает и никогда не подведёт.
Взять хотя бы электропроводку. Каждый проводок (как у мамки в сарае). Не включилось - взялся за провод у выключателя, пошёл, пошёл до неисправности и дошёл. А тормоза! Это же чудо, а не тормоза! Чуть надавил – и машина как вкопанная - стоит, не шелохнётся!
Когда из ворот выезжали рыжего такого, конопатого Сашку - истребителя видели!». И увидев утвердительный кивок Лёхиной головы, продолжил: «Так почему, думаете, такую кличку дали? Расскажу!
Был Сашка лучшим водителем артиллерийского дивизиона, машину водил классно! Перевооружили дивизион. Автомобили новые подогнали - Урал-375. Мощнейшие машины! Немцы их боятся, даже пословица есть: «Посмотри налево, посмотри направо - нет ли русского Урала!». Топливо жрёт! - мама не горюй! Но и скорость набирает быстро! Так вот отправили Сашку с одним старшим лейтенантом на полигон. Где-то в школе проходили, не помню, кто сказал: И какой русский не любит, а Сашка тем более, быстрой езды?».
«Гоголь» - напомнил Лёха. «Точно Гоголь! И как забыл!». Так вот летят по автобану со скоростью ветра. Старший пытается Сашку на место поставить. Всё ему: «Тише, да тише!» А тот сам сусам. Два года уже прослужил - мастер! Старший и говорит: « Подтормаживай! Видишь, впереди светофор давно зелёным светом горит! Мигать начнет, а как подъедем, красным загорится. А Сашка в ответ: «Да не бойтесь товарищ старший лейтенант! У меня тормоза железные!»
Прав был старший как подлетели, так в аккурат и «красный»! А перед светофором три Трабанта один за другим - « в линеечку, друг - другу в затылок» Сашка по тормозам раз, два… Только с «третьего качка» и остановил машину! Да только поздно!
Никто из людей не пострадал, только корпуса у Трабантов рассыпались. Они их из пластика делают. Вот видишь, жёлтенькая машинка обогнала, внешне вроде ничего. Красивая! Это Трабант и есть. Ну, и вот! Приехал наряд полиции. Осмотрели. Протокол составили. Записали данные и Сашки и старшего, адрес части. Убедились, что машина исправная и пожелали счастливого пути!
Едут дальше. Сашка молчит, вину чувствует! А старший пилит: « Я тебя ведь предупреждал! Заранее говорил! А ты всё – тормоза железные! Голова чугунная, а не тормоза железные! Где твои тормоза железные?» А Сашка возьми и нажми! «Оп»- и Урал как вкопанный посреди дороги!
А под ним три Трабанта сзади ехавшие один за другим! Наряд полиции, оказался тем же. Так что с оформлением протокола справились быстрее. Интересная была картина возвращения в часть. Представляете, Урал-375. Перед ним полицейская машина с «мигалкой» и сиреной. По бокам и сзади полицейские на мотоциклах. Торжественно! Жаль, оркестра не было! Вот теперь и прилипло прозвище « Истребитель Трабантов».
Бывает, конечно, тормоза подводят! За ними глаз да глаз! На Газ-66 - там тормоза гидравлические - иногда жидкость из- под манжет подтекает. На Зил-131 воздух из тормозной системы может выйти! А какой-то мудрый на Урал-375 совместил и воздух, и жидкость и механику! Не одно так другое из строя и выйдет!
А наш «Трумэн» за два года ни разу не подвёл! Ломается, конечно, не без этого. Но и ремонтируется просто: где проволочку, где верёвочку подвяжу, скручу, и до части без посторонней помощи дотяну! А там уже капитально сделаю! Так за разговорами быстро доехали до групповых складов, получили честь по чести: и краску и вёдра новенькие оцинкованные – блестящие, аж глаз на солнце режет и в обратный путь.
И снова разговор пошёл за машину. «Сколько раз старый Трумэн выручал! Через его старания однажды отпуск с выездом на Родину заработал. Проходили тогда совместные с немцами учения. С Трумэном тогда в хозяйственном взводе артиллерийского дивизиона числились. А погода была отвратная, грязища! Тягачи Зил-131 буксуют, в грязи вязнут. А задачу поставили первую батарею дивизиона как раз на том, самом высоком пригорочке развернуть! Хоть плачь, а задачу выполнять надо!
Вот он родимый и помог! Колёса я подспустил, чтобы площадь опоры была больше. Орудие зацепили и он, миленький как «Краб» неспешно, пыхтя-сопя, в горочку и затащил, а за первым и второе и третье! Благодаря «Старичку» на родине побывал - мамку порадовал!» - улыбнулся Пашка.
Неожиданно из-под капота машины повалил пар, лобовые стекла запотели. «Что это? Никак захворал!» - пробурчал Пашка и, приняв на обочину, остановил и заглушил машину. Из под поднятого бокового щитка капота, повалил пар. «Радиатор прохудился. Сейчас трубку заглушу и дальше поедем! « Старикан» выносливый. Подлатаем и поедем» сказал Пашка и полез за ключами. « А Вы, товарищ лейтенант выставите сзади метров за двадцать «Знак аварийной остановки».
И Пашка оказался прав. Через десять минут достал из-за сиденья пусковую рукоятку. «Нет, не подумайте чего плохого, товарищ лейтенант! Стартер исправный и рабочий! Просто очень нравится с рукоятки заводить!» Слегка толкнул вниз, и двигатель зашептал, зашелестел, запел. Трубку заглушить качественно не удалось, и поэтому вода тоненькой еле заметной струйкой продолжала подтекать из радиатора.
Тронулись, через некоторое время Лешка понял, почему Зил-157 иногда называли «Утюгом». В данный момент он действительно напоминал утюг, из- под которого, кверху вырывался пар, а он медленно, но уверено продвигался вперёд.
По левой полосе вровень с Трумэном двигался открытый сияющий никелированными деталями кабриолет. Группа молодых немцев сидящих в машине бурно и со смехом что-то обсуждали, посматривая в сторону Пашкиной машины.
«Жаль в школе немецкий не учил» - с горечью в голосе пробурчал Пашка: «Знал бы, о чём это они так возбужденно лопочут!» Да и так ясно, к бабке не ходи, над нами и над машиной нашей! Я хотя и английский изучал, но и так безо всяких словарей глядя на них понять можно»- проговорил Лёха.
Пашка сдвинул на переносице брови, сделал устрашающий взгляд и спросил Лёшку: « Как думаешь, напугаются?» и уставился в окно в сторону Кадиллака. Автомобиль непрошеных созерцателей, пробуксовав с визгом колёсами на асфальте исчез за горизонтом. В кабине оба рассмеялись.
Стрелка на приборе температуры воды медленно приближалась к отметке сто градусов, пар из-под капота валил, как на паровозе, не хватало только свистка.
«Да не волнуйтесь, товарищ лейтенант, доедем! Тут и ехать то осталось километров пять! Вот за тем поворотом у кафе придорожного остановимся, водички в радиатор дольём. Передохнем, Трумэн остынет и прямиком в часть».
За поворотом на стоянке стоял и сиял никелированный Кадиллак. Весёлая компания сидела за столиком в тени аккуратненькой террасы попивая пиво и закусывая сосисками .Их весёлый разговор был прерван неожиданно выползшей из-за поворота, окруженной облаком пара шипящей и скрипящей машины, которая перед стоянкой конвульсивно задергалась, зачихала, но заехала и встала.
Водитель со старшим машины вышли из кабины, а она ещё пару раз вздрогнула и окончательно затихла. Пашка не смотря в сторону соглядатаев, быстро, с обеих сторон открыл створки капота, вытащил из кузова старую затёртую телогрейку, накинул на пробку радиатора. Запрыгнул на бампер с криком: «Поберегись!» открыл пробку. Пар с хлопком и громким шипением вырвался наружу.
В это время на террасе стояла напряженная тишина. Но после того как пар вырвался наружу вновь послышался заразительный женский смех и бурное обсуждение происходящих событий.
«Товарищ лейтенант сходите к колонке умойтесь, отдохните маленько. Жара ведь стоит. Я пока машину осмотрю. Пусть наш дедушка Трумэн постоит, охладится. А там водички в радиатор дольём, и прямиком в часть!» Пашка посмотрел на пустой прозрачный топливный фильтр, подёргал рукоятку бензонасоса – бензин не поступал! Открыл крышку бензобака - бензин есть! А вон и причина! Ясно - сейчас поправим!
-Товарищ лейтенант, у машины в топливном баке фильтр заборный отвалился. И бензина достаточно, а до трубопровода не хватает! Можно конечно покопаться вытащить трубопровод, надставить куском шланга. Думаю, воды полведёрка в бензобак долью, уровень поднимется - до части хватит, а там разберусь!
-Делай, как знаешь - согласился Лёха: «лишь бы без приключений доехать!».
Ловко запрыгнув на колесо, Пашка опустил руку за борт кузова и достал оттуда сияющее новизной оцинкованное ведро. Спрыгнув на землю уверенной походкой улыбаясь и радуясь окружающему миру, направился к колонке. Леденящая свежестью, искрящаяся на солнце мелкими брызгами вода с шумом ударилась о дно ведра.
Горловина радиатора машины с наслаждением поглощала эту живительную влагу, урча от наслаждения и булькая, пока удовлетворённо не наполнилась по самую горловину. «Одно дело сделано, приступаем ко второму!»-
Пашка закрыл крышку радиатора и вновь направился к колонке. Набрал второе ведро воды, подошёл к машине, открыл бензобак, Вставил в его горловину старую мятую-перемятую воронку.
Посмотрев по сторонам, поднял ведро на уровень глаз. Как бы пробуя на вкус, сделал из ведра несколько глотков ледяной прозрачной воды… И вполне удовлетворенно заметил: «Ничего, вроде пойдёт!» начал медленно и аккуратно лить в бак…
Смех на террасе неожиданно смолк. Там чувствовалось замешательство. Подбежал долговязый и худой немец и, начал лопотать на своём немецком Лехе и Пашке показывая, то на машину, то на бензобак. Ничего не было понятно. Только в каждом предложении слышалось: « Wasser, wasser!» То с удивлением, то с восхищением.
«Васер это по « ихнему» вода вроде!» догадался Пашка. «Ну, дай человеку попить! Мы ведь не жмоты какие - ни будь, подсказал Леха. Немец взял в руки протянутое ведро, понюхал с сомнением и вопросительно произнёс: «Васер?» Пашка усмехнулся: «Конечно васер». Взял ведро из рук немца и, сделав пару глотков, вернул назад.
Немец последовал его примеру. И что- то невообразимое стало происходить с ним. Восхищенно прыгал вокруг машины и выкрикивал: « Васер! Гут! Гут! Васер!».
«Да он товарищ лейтенант воды видимо никогда не пил! Всё пиво да пиво! А тут попробовал вот, и понесло!» - со смехом констатировал Паша. «Милок, ты к нам в Алтайский край в село Енисейское наведайся вот там ключевая, серебряная Васер, действительно Гуд!»
Подкачав бензонасосом убедившись, что фильтр наполнен Паша закрыл створки капота и вставил рукоятку. Окружившие немцы что-то лопотали по – своему поглаживая машину. О чём говорят непонятно потом кто то из них показал пальцем на машину и по-русски спросил: «Имя?»
«А ну так бы и спросил, я бы сразу понял»- сказал Пашка: « Трумэн, Захар по- нашему!»
«Васер! Гут! Америка?» Уточнил долговязый.
«Васер конечно Гут! Но только Москва. Завод имени Лихачёва!» Пашка без усилий толкнул вниз рукоятку и дедушка Трумэн зашептал…
Рядом с Пашкиной машиной параллельным курсом двигался сверкающий Коделлак из которого, доносились восхищенные возгласы: «Васер! Гут! И сжатые кулаки с оттопыриным пальцем вверх. Трумэн свернул от трассы и остановился у КПП части.
Пашка на минуту задумался, замолк, а потом вдруг рассмеялся таким заразительным смехом! «Только сейчас дошло! Это ж они подумали, что наш Трумэн на воде ездит! Ох, и темнота – эти немцы! А всё это от того, что всё у них есть! И соображать ничего не надо - бери да пей!»
На секунду задумался и вдруг ни с того - ни с сего: « А у мамки в огороде черёмуха цветёт!»
Ворота КПП – открылись. Бензин кончился.
© Copyright:
Андрей Эйсмонт, 2016
Свидетельство о публикации №216042900951