Глава 3 Часть 10 продолжение

Ирина Ив
               
                В Калагановке

А потом в июле-августе у родителей был отпуск, который мы провели в Калагановке. Это деревня находится довольно далеко от Новосибирска. На электричке ехать часа четыре. Но место для отдыха прекрасное. Его выбрал дядя Володя, ценивший девственную красивую природу. Соколовы там сняли дом на краю деревни, а мы поместились по соседству, снимая комнату у хозяев, приветливых и добрых людей.  Вскоре к Соколовым приехала на отдых и семья Вериго. Словом, вся кампания старых друзей была в сборе.
Щедрое красное лето. На берёзовой опушке поляны белеют от ромашек. Лесной клубники столько, что мама за полчаса набрала миску, когда на пирог не хватило ягоды. По тропинке, отбиваясь от комаров, мы ходили на Сивкины пески, уединённый пляж с прекрасным дном для купания. С нами часто ходила хозяйкина дочка, девочка лет девяти, а за ней увязывался её серенький котёнок. Однажды, спасаясь от комаров, девчонка выбежала на пляж, сразу скинула платье и бросилась в воду. Котёнок немного растерялся, а потом храбро вошёл в воду и поплыл за хозяйкой, держа над водой головку и хвостик.
Мальчишки, Боря Вериго и Володя Соколов, пропадали на рыбалке целыми днями. Мне было грустно и досадно, но что я могла поделать? Была бы здоровой, то побежала бы к ним на берег, а в своём состоянии я даже стеснялась лишний раз заходить к ним во двор. На ногах я держалась неустойчиво и ходила с палкой-посохом.
Свои чувства я изливала в песнях, которые распевала, гуляя по тропинке вдоль забора за околицей. «Мой костёр в тумане светит, искры гаснут на лету», - с чувством выводила я мелодию, воображая себя цыганкой, с завязанной на спине шалью. Уже рассветало, костёр чадил, догорая. Я стояла в степи под серым небом и смотрела, как кто-то в шинели уходит всё дальше и дальше. «Кто-то мне судьбу предскажет, кто-то завтра, милый мой, на груди моей развяжет узел стянутый тобой».
В августе похолодало, и тогда я попыталась в стихах передать своё настроение. Они записаны у меня в дневнике.

"Низко стелются печальные       Ноги мёрзнут. Надо ближе
Дождевые облака.               Их подвинуть к огоньку,               
Ветер дует неприятный,          И запеть тихонько песню
Тянет вбок он дым костра.      Про несчастную судьбу".

Это зарисовка с натуры. Был прохладный серый день. В огороде жгли сухую ботву. Я сидела у костра на низенькой скамеечке, грелась у огня и сочиняла эти стихи.

"Холодный вечер наступил.        Оно улетело. Оно не вернётся.
Туман окутывает землю.          Оно отгремело с грозой.
А в комнате огонь горит,         Уж осень тихонько крадётся.
Мурлыка кот на печке спит,    На землю летит первый лист золотой".
А я пишу стихи про лето.         
               
                Месяц в новой школе

Сентябрь 54-ого года – знаменательная дата в истории советской школы. Было решено объединить мужские и женские учебные заведения, чтобы молодёжь привыкала друг к другу. Это было одно из проявлений постепенной ликвидации сталинских порядков, когда школа напоминала гимназию. Наш дом попал в район 42-ой бывшей мужской школы. Большая светлая современная, она разительно отличалась от мрачной тесной полусотки. Мальчишки, подтянутые, в белых рубашках, вели себя, как гостеприимные хозяева. Раскованные, приветливые общительные, они взволновали меня чрезвычайно. Мне было радостно, тревожно, стеснительно. Совершенно не могла заниматься. Ужасалась, но никак не могла себя заставить не думать, кто как посмотрел и что сказал.

6 сентября 1954 г.
"Сегодня впервые решила записать свои мысли. Всего три дня ходила в школу, а как привыкла к классу. Не пойму, как ко мне относятся мальчишки. Хорошо, просто из гуманности (лицемерного сожаления по Вил. Лацису), или я им нравлюсь. Вряд ли. Почему-то я думаю о Борисенко. Неужели он мне нравится за свою физиономию? Это отвратительно".
"Я никак не могу разобраться в себе самой. Альбина говорит, что я иногда надеваю маску. Она частично права. Жить надо просто и ясно. В конце концов, я надеюсь прожить свою жизнь с пользой. Я эгоист. Но как это исправить? Не знаю.
Ума не приложу, что делать с комсомольским билетом. Из школы  наверняка пошлют в райком. Я не могу, когда меня везде под ручку водят".

21 сентября 1954 г.
"Наши все уехали в колхоз. По-видимому, там очень интересно".
"На улице ко мне подсела Марина Соболевская. От неё узнала, что Дождикова называет Курочкина своей симпатией. Что-то не верится. К нам присоединился Юрка Н., всё пытался разговаривать с нами. Но, увидев, что мы на него нуль внимания обращаем, подозвал каких-то мальчишек и говорил с ними так, чтобы мы слышали. Приглашал М. танцевать. Она было отказалась по неумению, но подвернувшийся Еворский опроверг её. Наконец, этот отвратительный тип удалился.
 Несколько дней подряд виделась с Инной. Она также как и я скучает, поэтому веселю её по мере возможности. Откровенно говорить я с ней не могу. Поскорей приезжали бы наши. Жду, не дождусь".
      
 Розы расцветают,                Розы расцветают,
Сердце, отдохни;                Сердце, уповай;
Скоро засияют                Есть, нам обещают,
Благодатны дни.                Где-то лучший край.
Всё с зимой ненастной                Вечно молодая
Грустное пройдёт;                Там весна живёт;
Сердце будет ясно;                Там, в долине рая,
Розою прекрасной                Жизнь для нас иная
Счастье расцветёт.                Розой расцветёт.
                (Жуковский)