Самые крутые погони в кино!

Станов Алексей
Самые «крутые» погони в кино.
                «Какой детектив может обойтись без погони…».
                Голос за кадром из фильма «Берегись автомобиля»

   Да, ребята, современные сцены погонь на «весёлых» полукомпьюторных машинках, дело конечно, интересное, особенно для жующих поп-корн юных «долбочёсов». Но в 60-е, 70-е лихие кинопарни гонялись на съёмках по настоящему. В те бесшабашные годы для создания напряжённой картинки не считались ни с количеством разбитых машин, ни с будущим здоровьем всерьёз рисковавших жизнью  каскадёров. Ведь на экране сразу видно, как автомобиль входит в поворот, как «прогибается» его подвеска, как он врезается в столб и, вообще ощущение реальной опасности. Компьютеры этого не смогут передать никогда.
    Вот взять сцены догонялок в фильме «Голдфингер», где Джеймс Бонд на своём Aston Martin DB5 (в романе он ездил на DB2 MkIII) перемещается по шоссе в том или ином направлении. Всё выглядит несколько искусственным. Тем более, что при малейшем приближении к нему какого-либо врага, Агент 007 на расстоянии, немедленно ошарашивает его некими убийственными «штуками», так беззаветно переданными ему наивным «спецом по оружию» стариной Кью(Q). И, наоборот, во время просмотра кадров из фильма «Французский связной», где Джин Хэкман на 5.5-метровом седане пытается не отстать от метро с преступником, я думаю, что в кинотеатрах 1971-го года, и обязательная «воздушная кукуруза»  становилась влажной в  застывших от напряжения зрительских руках.
   Но, всё же, лучшей «киношной» погоней «на все времена» признана сцена из фильма 1968 года «Буллит». Очень странно, но название фильма даже не перевели, хотя в наше горестное время он наверняка был бы назван что-то типа, «Детективная пуля» или «Засунь пулю в пистолет». В этой картине Фрэнк Буллит в исполнении легендарного в те, уже подзабытые годы, Стива МакКуина, «запрыгнув» в свой специально подготовленный  тёмно-зелёный Mustang GT390 Fastback, «бросается» в погоню за, не менее «навороченным», Dodge Charger GT440 Magnum. Выбор, скажу я вам, ещё тот. На прямых участках «ребята» реально разгонялись до 180-ти км/ч. Жаль, что немного портят общую приятную картину эти, обязательные нелепые голливудские «стрелялки», но главное, «наши» то побеждают. Эту сцену длительностью 9 мин. 42 сек. снимали более 3-х недель.
    Следующий знаменитый фильм, «Угнать за 60 секунд», вышел на экраны в 1974 году. Его снял, спродюсировал, написал сценарий и сыграл главную роль, неугомонный Генри Блайт «Тоби» Халики. Ко всему он сам исполнял все автомобильные трюки. Самолично доработав Ford Mustang Mach I (и назвав его Элеонор), он усадил самого себя за его руль и рванул на шоссе. В отличие от главного героя фильма «Буллит», где догоняет он, тут наш парень сам «даёт дёру». Но, самое безумное, началось в конце съёмок. В сцене финального прыжка, где машина пролетает 40 метров, за рулём сидел, ни кто иной, как сам «Тоби». Никаких комбинированных съёмок и не предполагалось. В итоге Халики повредил себе 10 позвонков и до конца своей недолгой жизни отчаянно хромал. А по фильму, в следующем кадре после приземления, «растрёпанный» Mustang продолжает двигаться, тогда, как в реальности, он уже не подлежал восстановлению…. Через несколько лет на съёмках сиквела - «Угнать за 60 секунд 2», бесстрашный Генри Блайт Халики разбился и скончался, не приходя в сознание, в больнице.
    В 2000 году голливудские парни решили сделать ремейк «60-ти секунд». За руль усадили харизматичного Николаса Кейджа. На роль «Элеоноры» подобрали Ford Mustang Shelby GT500. Фильмец получился забавным. Сцены погонь, конечно, были сняты с использованием современных технологий и поэтому, хотя и, безусловно, весьма занятны, но не напрягают. Финальный прыжок также не плох, хотя ничей позвоночник и не пострадал.
     Ну и наконец, презанятнейшее кинцо, а именно «навороченные до безобразия» «Трансформеры». Здесь наш малосимпатичный герой, усадив на колени «обжигающую» Меган Фокс, расположившись на заднем сиденьи, вовсю «улепётывает» на своём жёлтом «трансCamaro Z28» 1969 года от полицейского Ford Mustang. Особенно впечатляет «перерождение» его потрёпанного Chevrolet в современную модель. И его подружка в новом салоне, почему-то как-то сразу проникается к нему симпатией.
     А в СССР в один год с фильмом «Буллит» на экраны вышла проникновенная картина о работе «наших» «за кордоном», «Мёртвый сезон». И где только создатели фильма, в те годы, нашли иномарки для завершающей повествование погони, в которой Банионис «бодает» седан, упорно преследующий, измученного пытками разнесчастного героя Ролана Быкова. Эх, современнички, а на каком экзотическом серебристом Mercedes-Benz 250SL (gullwing) приезжает за инструкциями один из западных «негодяев»….
   Да, в кино давно «пришли» компьютеры, цифровые технологии, а вот мы в 70-е были безумно рады наблюдать, как на «Волге ГАЗ 21» с «безумной» скоростью «тикает» от милицейского мотоцикла Юрий Иванович Деточкин. Или в фильме Вениамина Дормана «Ошибка резидента» герой Георгия Жжёнова, «пересевший» с мотоцикла (из предыдущего фильма) на 21-ю «Волгу»-такси, тщетно пытается оторваться от «чекистов». «Фигушки», от этих ребят и в кино было не ускользнуть. Перевербовывайся и … вперёд…. Как там пел ночью у крыльца Ножкин: «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок…





ЭТИ ИЗДЕВАТЕЛЬСКИ ПРЕКРАСНЫЕ КИНО-АВТО

«Показать жизнь в кино можно разными
способами. И сразу никогда не поймёшь,
 какой из них самый верный…»

Джеймс Гондольфини.

        В киноискусстве, как и в самой жизни, многие, характеризующие личность краски, часто выражены через яркие внешние факторы («прям», диссертация по психоанализу). На ум сразу приходит нелепый костюм героя Чарли Чаплина, его смешные ботинки и т.д. Ещё большее воздействие на зрителей оказывает некое транспортное средство, принадлежащее главному персонажу фильма. К примеру, Леонид Гайдай в картине «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» усадил своих «разбойничков» во главе с громадным Е. Моргуновым в «дохленькую» инвалидную мотоколяску. Нелепо и смешно….
     Можно, как в фильме «Три плюс два», показать некое скрытое гендерное превосходство, путём сравнения роскошной «Волги ГАЗ 21» у трёх симпатичных парней с А. Мироновым, с «щупленьким» «Запорожцем ЗАЗ 965» у героинь Натальи Фатеевой и очаровательной Натальей-же Кустинской. 1963 год – красота и «расслабуха»…..
    Но, как всем давно известно, главным местом на Земле, где понимание, каким должно быть кино и что за тип машины, сразу дающий зрителю возможность «зацепить» характер главного героя – это конечно Соединённые штаты Америки. Вот уж где царит «разгул» автоэклектики(ой) начиная с банальной Lamborghini и заканчивая, некой, ну совсем уже нелепой развалюхой. Вот какими, на ваш взгляд, должны быть автомобили у странноватых героев фильма «Любовный напиток №9», если дома, они параллельно зачитываются книгами Жана-Поля Сартра «Тошнота» и «Бытие и ничто»? Естественно, что Он является обладателем полузадохнувшегося  облезлого VW Karman Ghia, а у Неё, вечно глохнущая, типо-итальянская «Альто Фазолли». Понятно, что эту марку, от «балды», придумали местные весёлые сценаристы. А так, по логике, чтобы в США экспортировались европейские машины, через год теряющие всякие способности к нормальному перемещению в пространстве…. Но, занудничать будем потом…
    Или, разочарованный жизнью полицейский, в исполнении Джеймса Белуши из фильма «Собачья работа», ездит на видавшем виды Ford Mustang 60-х годов. Сразу понятно, что он одинок, дома пьёт пиво и мечтает, скорее всего, о четвероногом друге, а не о роскошной юной красотке(хи-хи).
    Часто в американских фильмах сыну на день рождения дарят автомобиль. Парень радостно выбегает из дома мечтая увидеть «новёхенький» Buick, а его, по традиции встречает «унылый» Ford Pinto, и праздник, понятно, окончательно испорчен.
     Ещё одним автомобилем, характеризующим главного героя, как «последнее чмо», является Honda Civic первого поколения. Когда мы видим, что профессор астрономии в фильме «Моя мачеха -инопланетянка» сажает прекрасную Ким Бейсингер в эту микромашинку, его перманентное одиночество, мы воспринимаем, как личное горе.
     Но самым неоднозначным средством передвижение был, и остаётся, легендарный «выкидыш» ныне забытой фирмы American Motors Corporation, горбатый и нелепый AMC Pacer. Завод, когда-то славившийся своими марками Nash и Hudson, в семидесятые перешёл на выпуск всяких «нелепых существ». С ними он и «почил в бозе» в девяностые. Так вот, на этом жалком Pаcer была вынуждена разъезжать замечательная Кристен Стюарт в фильме «Парк развлечений и отдыха».
     Как всем известно, главной предпосылкой «смерти» Muscle cars и заменой их на «нелепые» для «штатов» малолитражки, послужил безжалостный бензиновый кризис середины 70-х. Всё, что было воплощением красоты и мощи этой великой автомобильной державы, за какие-то пять лет, практически навсегда, сумели уничтожить «проклятые арабские шейхи» (да, простит меня Всевышний!).
     Но, слава Богу, остались тысячи фильмов, в которых, для тех кто понимает, через ту или иную машину, всегда визуально будет передаваться: или бодрый дух удачливого героя, или отчаяние спившегося неудачника (типа, мошенника в исполнении Дастина Хоффмана в изумительном фильме «Герой»). Смотрите кино и разбирайтесь в автомобилях!!! Это всегда забавно!