Философия свободы Побуждение к духовной науке-6

Пикасо
Так как человек, направляя познание (понимание) на "Я", воспринимает сначала действие этого "Я" в мыслительной переработке мира идей, то спиритуалистически направленное мировоззрение при взгляде на собственное человеческое существо может почувствовать искушение признать и в области духа ОДИН только этот мир идей. Спиритуализм становится, таким образом, односторонним идеализмом. Он не приходит к тому, чтобы через мир идей искать ДУХОВНЫЙ МИР. Он видит духовный мир в самом мире идей. Таким образом он оказывается вынужденным со своим миросозерцанием , словно зачарованный, оставаться в пределах деятельности самого "Я".

Примечательно разновидность идеализма представляет собой воззрение Фридриха Альберта Ланге, как оно изложено им в его много читаемой "История материализма", где он принимает,что материализм совершенно прав, когда он все явления мира, включая наше МЫШЛЕНИЕ, объявляет ПРОДУКТОМ ЧИСТО ВЕЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ; но принимает и обратное, что МАТЕРИЯ И ЕЁ ПРОЦЕССЫ САМИ СУТЬ ТАКЖЕ ПРОДУКТЫ НАШЕГО МЫШЛЕНИЯ. По его утверждению: "Внимание, чувства дают нам... ДЕЙСТВИЯ ВЕЩЕЙ, а не точные образы их, или, тем более не сами вещи. Но к этим обнаруживающимся действиям принадлежат также внешние чувства, вместе с мозгом и МЫСЛИМЫМИ В НЁМ МОЛЕКУЛЯРНЫМИ КОЛЕБАНИЯМИ,"

 По его уразумению: то есть наше мышление вызывается материальными процессами, а эти материальные процессы-мышлением "Я".- Таким образом, философия Ланге есть ничто иное, как переведённая на язык понятий история бравого Мюнхаузена, держащего себя в воздухе за собственные волосы.

Третья форма монизма, эта, которая в простейшем существе(атоме)уже готовое соединение обеих сущностей, материи и духа. Но и этим также ничего не достигается, кроме того, что вопрос, возникающий, в сущности, в нашем сознании, переносится на другую арену. Каким образом простое существо приходит к двоякому проявлению себя, раз оно представляется собой НЕРАЗДЕЛИМОЕ ЕДИНСТВО?