Смерть гладиатора, 1770

Сергей Апостол
1

Я – старый, испытанный воин,
Вхожу в предначертанный круг.
У жизни гостить я не волен,
Мой враг – самый преданный друг!
Его я сразил на дуэли
И пикою сердце пронзил,–
С какой бы я радостью стрелы
В надменную стражу пустил!..
А ныне мне вновь уготовлен
Смертельный, неистовый бой –
Соперник мой молод и строен
И тщится, красуясь собой:
Играют рельефные мышцы,
И меч ярче солнца блестит;
Он легок и быстр словно птица,
Его восхитителен вид...

Но нет у него ни сноровки,
Ни опыта в тяжких боях,
Он знал лишь одни тренировки,
Забыв унизительный страх...
Не знает, что силою воли
Могу я железо согнуть,
Что можно не чувствовать боли –
И смерть навсегда отпугнуть!
Не верит, что ныне он – падший,
Кто в жертву толпе принесен,
И ангел, сквозь тучи летящий,
Возьмет его скоро в полон:–
Разыграна тайная карта
Продолжить ужасный черед –
Постигнет суровая кара,
И вновь ошибется народ…

2

Он вышел. Грохочут арены!
Улыбки невинно скользят,
И знатные дамы чуть бледны,
А старцы заметно дрожат.
Он сыплет удар за ударом –
До ребер рассек мою грудь –
Во взгляде, и смелом и рьяном,
Прочел я нежданную грусть...
Жестоко небес изъявленье,
И близок кровавый конец!
Сдержал я напор и, в отмщенье,
Защиту срубил я колец!
Всю молодость, всю свою силу
Вложил он в последний удар –
И сам пал в ночную могилу,
И выпустил огненный жар...

И шлем в страусиновых перьях
Скатился с его головы.
Трибуны зашлись мрачным зверем,
– Убей!– прокричала мне высь...
Готов погубить был невинность!
Но вдруг... в его нежных чертах...
Увидел я... милого сына,
Любимого мной даже в снах.
И небо раздралось, как ночью,
Пролившись струею огня –
Сверкнули несытые очи,
Я проклял богов и себя!
Под дикие, темные взоры
Узнал славу Рима сполна –
И меч мой, горячий и острый,
Вонзил в свое сердце до дна!

1770