Благоустройство порта и города в начале xx века

Сергей Шило 4
С.Шило
 
              БЛАГОУСТРОЙСТВО  ПОРТА И  ГОРОДА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В начале XX века Новороссийск стал  благоустраиваться.  Улицы города , некогда пребывавшие в своем природном состоянии, стали расчищаться , планироваться и  покрываться   булыжником ,  а для пешеходов устраивались тротуары.   Благоустройство городских улиц  требовало больших финансовых  затрат, а средств    в городской казне , как всегда не хватало. Поэтому  в городе в ту пору было всего несколько замощенных  центральных улиц.  Чуть отдаленные и окраинные улицы утопали в грязи и камнях, нанесенных дождями в  весеннюю и осеннюю распутицы.
   Городские обыватели также не хотели мириться с плачевным состоянием  подъездов к домам и отсутствием тротуаров. Поэтому они обращались в Управу с 
многочисленными коллективными  просьбами   и прошениями . Городская Управа  в свою очередь подготавливала  доклады по этим вопросам на ближайшее заседание  новороссийской городской Думы.
Но решить эти проблемы городскому управлению   было чрезвычайно трудно из-за отсутствия на эти цели средств городского бюджета. За год мостилась одна , в лучшем случае две улицы , остальные ждали своей очереди. Такими же острыми вопросами были   устройство водопровода, электрического освещения и канала,  для  морских судов .
Благоустройства города    ждали  и хотели все :    и простые мещане , и власть имущие  - городские гласные.
   Попытку кардинально  изменить ситуацию в этом вопросе  сделали народные избранники  в конце 1904 года .  К этому их подвиг  закон от 8  июня 1901 года «О портовых сборах». Суть последнего   заключалась в оставлении три пятых доли денежных поступлений с каждого пуда груза на специальных счетах Министерства финансов Комитета по портовым делам. Комитет ежегодно был обязан выделять деньги на покрытие издержек на содержание портовых сооружений и устройств, подъездных путей, а также землечерпальных, дноуглубительных работ.
    Городская Дума  на очередном  своем заседании, состоявшемся 4 ноября заслушала доклад Управы , который назывался « Ходатайство  об облигационном займе  на устройство канала , водопровода,  электрического освещения и замощения вспомогательных  подъездных к порту путей» .
В докладе говорилось , что новороссийский порт  обладает удобствами  для больших паровых судов , но не представляет никаких  или почти никаких удобств для судов каботажных . Последние во время свирепствования Норд-Оста, обречены на погибель  , а о производстве  погрузочно-разгрузочных работ и думать не приходится .
Широкая и открытая для действий ветра бухта дает ему полный простор . Большие паровые суда при помощи  пристаней Владикавказской железной дороги в состоянии с ним бороться  , а мелкие каботажные обречены на погибель . Поэтому некоторые из них  при первых предвестниках Норд –Оста  предпочитают не входить в бухту или выйти из нее. Оставшиеся же по необходимости  суда, подвергаются большой опасности ,и при достижении ветра полной силы  почти неизбежно терпят аварии.
Но ни одни каботажные суда терпят неудобства . В наш порт заходят  иногда миноносцы Черноморского флота для пополнения запасов воды . Так, например,  , прибывшая  в 1902 году в  Новороссийский порт эскадра  , тщетно пыталась снабдить свои суда водой из источников ,принадлежащих городу. Город не смог дать воды , и Черноморской эскадре пришлось  обратиться  за помощью к  железной дороге, которая  привозила воду со станции Абинской по 10 рублей за цистерну воды в 750 пудов.
Что касается коммерческих судов ,  как русских,  так и заграничных  , то они терпят еще большие неудобства. Они  бывают вынуждены платить  10 рублей за цистерну  даже тогда ,когда судну надо  не более 200-300 ведер. 
 Необходимость города  в воде также огромна . Поэтому одновременно с заботами  о каботажном мореходстве , необходимо озаботиться  водоснабжением хорошей питьевой водой как порта , так и города .
 Отсутствие в городе воды заставляет городское управление  привозить воду цистернами  по железной дороге и баржей по морю  и продавать ее жителям  от 1/2 ; коп. до 1 коп. за ведро . Во время бурной непогоды жители лишены и этой возможности , и практически население остается без воды. Эти обстоятельства  заставляют обывателей  пить плохую воду из колодцев ,признанную Главным Военно - Медицинским управлением  Кавказского военного округа  недоброкачественной,  но допущенной  к употреблению   за неимением лучшей. А так как  в водоснабжении нужда порта совпадает с нуждами города, то необходимо общими силами избавиться от этой нужды. Для этого необходимо просить правительство о разрешении городу облигационного займа ,обеспеченного уплатою из портовых сборов  . А город со своей стороны  примет на себя постройку , ремонт, содержание и эксплуатацию  водопровода  и обяжется снабжать порт  необходимым количеством воды.   
Население Новороссийска  состоит  из 40 000 жителей . Потребности порта в воде также значительны , поэтому  водопровод  проектируется на 300 000 ведер  в сутки , а стоимость его определяется в 350 000 рублей. 
Освещение  порта  и города  также должно быть устроено  одновременно .   Портовому  управлению  не нужно обзаводиться  собственной электрической станцией  и содержать необходимый для этого штат  служащих. Город также мог бы принять  заведывание электростанцией на себя  и отпускать бесплатно энергию  для 15 электрических фонарей  в 750 свечей  каждый . Стоимость  электрической  станции  со всем оборудованием  и проводами на 5 000 лампочек накаливания  исчисляется в  сумму 200 000 рублей , которые также  необходимо включить в ходатайство о займе.
Благоустройство порта   невозможно без  устройства  подъездных  путей.  В большинстве  случаев  подъездными путями являются улицы города. Новороссийск благодаря скудности своего бюджета  ничего не может уделить  на мощение улиц , и поэтому  утопает в грязи.
К сожалению  , Главное Управление Торгового Мореплавания Портов  признает подъездными путями лишь несколько улиц. Если ограничиться  замощением этих улиц , то они будут быстро изнашиваться  , так как всякий будет  стремиться на замощенную улицу . Таким образом ,увеличится как грузовое ,так и экипажное движение  по замощенной улице.  Поэтому необходим заем  на замощение таких улиц , которые будут считаться  вспомогательными  подъездным путям .
К числу таких  нужно отнести :
Крюковскую   протяжением 225 саженей
 Корниловскую  ……………….375 саж
Слепцовскую   …………………375 саж
Тихомировскую  ……………….455 саж    
Лагерную ……………………….400 саж
Госпитальную………………..150 саж
Александровскую…………….227 саж
Михайловскую………………….330 саж
Красовскую  до Родниковского пер…565 саж
Васильевскую…………………..400 саж
Богдановскую……………………465 саж
Итого погонных сажень …3. 967

Мощение улицы в 4 сажени и устройство  лотков для стоков  дождевых вод   по полу сажени с каждой стороны = 19 635 саженей. Замощение этих улиц  булыжником – как самым дешевым  материалом  потребует на  одну квадратную сажень  песку 1/12 куб саж . саж по 21 руб  …………2 рубля
Булыжнику  1/12 куб саж.  По 27 руб ……………………2р. 25к.
Мостовщикам на спланировку  и тех надзор ………….1.р .60 к.
Итого …………………………………………………5р. 85 к.
А всего на замощение улиц    116 034р. 75 к.
Также  необходимо считаться с  истощением запасов добываемых из моря булыжника и песка ,  и возможного повышения цен  на эти материалы ,поэтому сумму  на замощение улиц  следует увеличить до 130 000 руб.
Таким образом , сумма  облигационного займа распределялась следующим порядком :
На устройство  судоходного канала …………….1.125. 000. руб
Водопровода………………………………………………..350 000 руб.
Электрического освещения…………………………..200. 000 руб.
Замощения улиц……………………………………………130 000 руб
 Итого ………………………………………………………….1. 805. 000 руб.
Учитывались и потери от реализации облигаций  в связи с колебаниями денежного рынка  в 180 . 500 руб  после чего сумма займа   составила  1. 985. 500 рублей.  После обсуждения  было решено округлить сумму до 2 000 000 рублей ,  и ходатайствовать о выделении именно этой суммы.
 Также, городская Управа предлагала  Думе  ходатайствовать о  разрешении 5% облигационного займа  сроком на 50 лет .
 В свою очередь город обязывался  передать
1. Территорию канала в полную собственность казны которая будет находиться  в ведении  Главного Управления торгового мореплавания и Портов вместе с  окружающей  канал береговой  полосой шириной  до 40 саженей. Кроме того ,городское управление  обязывалось  уступить казне   безвозмездно  нужное  количество земли для устройства эллингов для ремонта судов с прилегающей  береговой полосой до 30 саж.
2. Ремонт , содержание  и эксплуатацию водопровода городское  управление берет на себя  и обязывается   бесплатно снабжать  порт водой в нужном количестве.
3. Ремонт, содержание и эксплуатацию устройств электрического освещения  также принимает на себя , обязываясь бесплатно  отпускать  порту электрическую энергию для 15 фонарей.
4. Ремонт мостовых , замощенных на сумму займа , лежит на обязанностях города.
 Городское управление обязывалось вернуть в распоряжение  г. Главноуправляющего  Торговым  Мореплаванием  и  Портами остатки денежных средств после завершения строительства  проектируемых объектов,  если таковые  образуются.
 В завершение заседания Думы, городские гласные выражали надежду , что подобное ходатайство будет принято Правительством в виду крайней необходимости  и важности  проектируемых сооружений . 
Но время распорядилось иначе: проект  благоустройства  порта и города, не смотря на усилия городских гласных, так и остался  на бумаге.


МУАН . Ф.2. оп.1. д. 370. л. 315. 316. 317. 318. 319. 320.