Первопричиною всех бед, свалившихся на людей, обычно числят змея-подстрекателя. Сей «враг народа» рассорил людей с Богом, лишил их райского блаженства и обрек на вечные страдания. Вина его, конечно, велика, но велика и кара. В отличие от Адама и Евы (их Бог хотя бы закутал в шкуры, чтоб уберечь от холода и ветра), этого злодея Верховный Судия изувечил безо всякого снисхождения.
Лукавому змею отсекли конечности (то ли лапы, то ли крылья) и вынудили передвигаться ползком. Вместо щедрот рая беспомощному калеке пришлось лизать пыль земную. Его превратили в изгоя «пред всеми скотами и всеми зверями полевыми» и врага рода человеческого. Такова незавидная, но заслуженная судьба коварного обольстителя.
Заслуженная ли? Владыка мира, безусловно, считал змея обманщиком и предателем. Что ж, может он и предал, но «своих», небожителей, а вовсе не землян. А вот людей змей не обманул и не предал: что посулил, то и сбылось.
Вспомним, что возвещал Бог. Согласно первоисточнику Он предрекал скорую (в тот же день!) смерть
тому, кто покусится на запретный плод («в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»).
В пику Создателю змей уверял, что плоды не опасны и вооружат знанием добра и зла («в день, в
который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло»).
Злодей как будто в воду глядел: в тот же день исполнилось предсказание змея, а не Бога – и
смерть не сразила, и прозрение наступило, и богам уподобились*.
С легкой руки «предателя» люди, созданные по образу и подобию Божьему, стали походить на своего Создателя еще больше. Такое обожение надо бы приветствовать, но критики его игнорируют, а обсуждают лишь мотивы и методы змея-правдоруба, усматривая в них корысть и коварство.
Действительно, убеждая Еву, змей не шел напролом, но и ловушек не ставил. Действия его естественны и логичны. Он обратился к Еве, поскольку женщина любопытна и общительна, а значит уговорить ее будет легче. Так и вышло: спровоцированная Ева совсем по-детски делится со змеем «страшной» тайной – представь, плоды какого-то дерева «среди рая» опасно не только есть, но даже трогать!** А кто коснулся, не живет и дня!
Премудрый змей ее разубедил, а после дерево обвил демонстративно и плод лизнул***. Не случайно живописцы часто помещали змея на дереве в ветвях.
Одним словом, змей поступал не коварно, а логично и целесообразно.
------------------------------------------------------
*«И открылись глаза у них обоих…И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло»
(Быт 3:7,22)
**«плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не
прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт 3:2-3)
Согласно Бытию Бог адресовал свой запрет только Адаму [Быт 2:16-17], поскольку Еву еще не создали (в
традиционной версии) или не отделили от Адама (в андрогинной версии). В «андрогинном» варианте
Ева слушала завет наравне с Адамом, но, как видно, вполуха и с годами подзабыла.
***На такое предположение наводит явная лакуна в тексте: едва змей обнадежил жену, как она потянулась
к заветным плодам.
«И сказал змей жене: нет, не умрете… И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно
приятно для глаз и вожделенно» (Быт 3:4-6) Не замечала, не замечала – и вдруг увидала? Змей,
несомненно, сделал что-то еще и тогда жена увидала (убедилась), что плоды не опасны.
------------------------------------------------------
Но разве не преследовал он свои предательские цели? Конечно, какие-то планы у него были, но какие? Из текста трудно понять, на какую выгоду рассчитывал хитрейший из зверей, зато очень понятно, что получил. Что бы хитрец ни задумывал, баланс оказался весьма и весьма плачевным – доходов никаких, а убытки огромны. Многоумный зверь, владевший человечьим языком, ведавший секрет древа познания и проникший в самое сокровенное - помыслы Божии - обязан был предвидеть этот исход. Так стоила ли овчинка выделки? Странный злодей полагал, что стоила, несмотря на неизбежное личное поражение. Должно быть, свою «выгоду» он понимал иначе – например, как просвещение людей наперекор Создателю.
Фигуры такого рода не раз встречались в мифологии древних: Прометей у греков, Гор у египтян, Энки у шумеров…. Все они рисковали, а то и жертвовали собой, чтобы посвятить людей в тайны богов. Боги в долгу не оставались и карали отступников по всей строгости корпоративного закона. Положил свою голову на плаху и библейский змей.
Отголоски давнего противостояния Бога и змея доносятся даже сквозь скупые строки этой истории.
Во-первых, бросаются в глаза особенности змея, возносящие его над всем животным миром. Он, например,
владеет речью – в Библии нет других самовольно говорящих зверей*. Помимо речи он обладает
предвидением** – в Библии больше нет зверей-пророков. Более того, эта рептилия даже посвящена в
божьи помыслы!*** Если изначально знание принадлежало только существам высшего порядка, то
змей, несомненно, из их числа. До своего ниспровержения он не ползал, а ходил, плавал или
летал и звался, по всей видимости, драконом****.
Во-вторых, он не интригует, а бунтует. Строго говоря, великий дракон не подбивал людей к нарушению
запрета, а только описал им реальное положение вещей. Поэтому не очень справедливо карать его за
обольщение Евы. Дело в другом: слова его, по сути, - вопиющая крамола. Фактически змей сообщает,
что Бог лжет о токсичности запретных плодов, скрывает знания и не желает, чтобы люди уподобились
богам.
Если змеиные инсинуации подтвердятся, то доверие к Богу пошатнется, а авторитет змея возрастет. Такие
заявления – не что иное, как открытый вызов, бунт, мятеж и пойти на него способен только сильный
противник.
В-третьих, Верховный Судия карает дерзкого без расспросов и рассуждений. Вина змея и так
очевидна. Бог не может позволить никому (тем паче – «своим») возводить на него хулу и вбивать
клин между Создателем и созданиями.
Отношения со змеем обострились уже давно, поэтому на сей раз Бог не требует от бунтаря разъяснений
(хотя требует их и от Адама, и от Евы), а сразу назначает ему тяжелое наказание.
Что ж, бунтарь-одиночка по крайней мере знал, на что идет. Как и положено революционеру, он преследовал благородные цели, не обременяя себя заботой о судьбах людей, вовлеченных в его противостояние с Системой. Большая цель оправдывала средства, и он без колебаний ухватился за слабое звено первой четы - женское любопытство. Его расчет, основанный на знании женской (вернее – Евиной) психологии, оказался точным, люди провалили экзамен на богонадежность, но взамен получили знания.
------------------------------------------------------
*Валаамова ослица вещает при содействии, по санкции Бога («И отверз Господь уста ослицы» (Чис 22:28)
**Змей заранее знает, что Адам и Ева не умрут, что глаза их откроются, что они будут знать добро и зло,
что уподобятся богам.
***«но знает Бог, что …» (Быт 3:5)
****М.б. это - великий древний дракон, олицетворение Хаоса и антагонист Бога, символизирующего Космос?
Даже в более поздних текстах Библии слышны отголоски борьбы Бога и великого дракона (медный змей
Нехуштан, медный вавилонский дракон)
------------------------------------------------------
В отличие от него, Система женской психологии, как видно, не знала и реагировала нервно. Невзирая на вмешательство своего давнего врага, роковым образом повлиявшее на результаты испытания*, Бог сразу выставил испытуемым «неуд» и «отчислил» их из Эдема…
Полезно сличить этот сюжет с греческим мифом о Пандоре. Как и Ева, она была создана божественной
силой и ее тоже искушали, но не таинственным древом, а ларцом, открывать который было запрещено.
Как и Ева, своевольная красавица Пандора нарушила запрет и заглянула в ларец, из которого
вырвались на волю все беды и несчастья,
уготованные людям коварным Кронионом. В общем, Shershe la fam! И греческий миф, и Священное
Писание обвиняют женщину в разрушении благополучия людей. Однако при явном сходстве сюжетов
действия Олимпа кажутся более взвешенными и целесообразными, поскольку Зевс с самого начала
предвидел и готовил развязку. В отличие от Иеговы Громовержец прекрасно понимал, что женское
любопытство одолеет любые запреты. Так оно и случилось…
Свершилось «долгожданное» преступление, и возмездие не заставило себя ждать, но настигло оно не всех виновных. Соблазненные грешники и их обольститель получили по заслугам**, но по справедливости долю ответственности должен был нести и тот, кто установил посреди рая злополучный «ящик Пандоры» (подобно тому, как в уголовном праве распределяют вину между вдохновителем, организатором и исполнителем преступления). Без этого возмездие в Эдеме кажется куцым и неполным.
Подведем предварительные итоги. Руководствуясь традиционной версией грехопадения, мы всячески пытались устранить неувязки сюжета и восстановить его цельность. Попытки эти удались лишь отчасти. Несмотря на все старания, история грехопадения по-прежнему противоречит важнейшим догматам - о всемогуществе Бога, его всеведении, справедливости и милосердии***. Кроме того, из традиционного прочтения следует, что ветхозаветный Бог – страшно сказать! – обманывает, препятствует просвещению и долголетию людей. А вот его коварный оппонент на поверку оказывается правдивым, самоотверженным и, возможно, человеколюбивым.
------------------------------------------------------
*Добросовестный экзаменатор обратил бы внимание не только на формальное нарушение запрета, но и на все
сопутствующие обстоятельства. Он придумал бы тест, который непосредственно проверяет любовь
его детей. Разве не о ней говорит, например, бурная реакция Каина на равнодушие Отца Небесного и
невозможность видеть его лицо?
**Досталось даже земле, которая была проклята из-за проступка Адама (вероятно, за то, что родила Адама и
запретные плоды). Теперь она лишена плодородия.
«проклята земля за тебя; … терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт 3:17,18)
***ВСЕМОГУЩЕСТВО.
Зачем выращивать особые деревья, если можно непосредственно наделить людей знанием и
бессмертием?
Зачем охранять плоды жизни, если их можно просто уничтожить или поднять на недосягаемую
высоту или при необходимости превратить любого бессмертного (в том числе – Адама) в смертного?
ВСЕВЕДЕНИЕ.
Бог не предвидит козней змея и последствий выращивания запретных деревьев. Ему неизвестно,
протянет ли Адам руку к древу жизни. Не разбирается Он и в женской психологии.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
Сначала Бог карает за нарушение закона, а уж потом дает закон. Он уравнивает нарушителей и
законопослушных.
Он распространяет вину родителей на их потомков.
МИЛОСЕРДИЕ.
Бог подвергает людей испытанию, которое не предполагает благополучного исхода. Бог не
проявляет снисхождения и карает людей за первое же нарушение. Карает сурово, не принимая во
внимание многих смягчающих обстоятельств.
------------------------------------------------------
Продолжение следует.
(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).