Грехопадение. Глава 2. Змей

Томас Твин
Первопричиною всех бед, свалившихся на людей, обычно числят змея-подстрекателя. Сей «враг народа» рассорил людей с Богом, лишил их райского блаженства и обрек на вечные страдания. Вина его, конечно, велика, но велика и кара. В отличие от Адама и Евы (их Бог хотя бы закутал в шкуры, чтоб уберечь от холода и ветра), этого злодея Верховный Судия изувечил безо всякого снисхождения.

Лукавому змею отсекли конечности (то ли лапы, то ли крылья) и вынудили передвигаться ползком. Вместо щедрот рая беспомощному калеке пришлось лизать пыль земную. Его превратили в изгоя «пред всеми скотами и всеми зверями полевыми» и врага рода человеческого. Такова незавидная, но заслуженная судьба коварного обольстителя.

Заслуженная ли? Владыка мира, безусловно, считал змея обманщиком и предателем. Что ж, может он и предал, но «своих», небожителей, а вовсе не землян. А вот людей змей не обманул и не предал: что посулил, то и сбылось.

               Вспомним, что возвещал Бог. Согласно первоисточнику Он предрекал скорую (в тот же день!) смерть
               тому, кто покусится на запретный плод («в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»).
               В пику Создателю змей уверял, что плоды не опасны и вооружат знанием добра и зла («в день, в
               который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло»).
               Злодей как будто в воду глядел: в тот же день исполнилось предсказание змея, а не Бога – и
               смерть не сразила, и прозрение наступило, и богам уподобились*.

С легкой руки «предателя» люди, созданные по образу и подобию Божьему, стали походить на своего Создателя еще больше. Такое обожение надо бы приветствовать, но критики его игнорируют, а обсуждают лишь мотивы и методы змея-правдоруба, усматривая в них корысть и коварство.

Действительно, убеждая Еву, змей не шел напролом, но и ловушек не ставил. Действия его естественны и логичны. Он обратился к Еве, поскольку женщина любопытна и общительна, а значит уговорить ее будет легче. Так и вышло: спровоцированная Ева совсем по-детски делится со змеем «страшной» тайной – представь, плоды какого-то дерева «среди рая» опасно не только есть, но даже трогать!** А кто коснулся, не живет и дня!
Премудрый змей ее разубедил, а после дерево обвил демонстративно и плод лизнул***. Не случайно живописцы часто помещали змея на дереве в ветвях.
Одним словом, змей поступал не коварно, а логично и целесообразно.

------------------------------------------------------
          *«И открылись глаза у них обоих…И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло»
           (Быт 3:7,22)
         **«плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не
             прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт 3:2-3)
             Согласно Бытию Бог адресовал свой запрет только Адаму [Быт 2:16-17], поскольку Еву еще не создали (в
             традиционной версии) или не отделили от Адама (в андрогинной версии). В «андрогинном» варианте
             Ева слушала завет наравне с Адамом, но, как видно, вполуха и с годами подзабыла.
      ***На такое предположение наводит явная лакуна в тексте: едва змей обнадежил жену, как она потянулась
             к заветным плодам.
            «И сказал змей жене: нет, не умрете… И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно
             приятно для глаз и вожделенно» (Быт 3:4-6) Не замечала, не замечала – и вдруг увидала? Змей,
             несомненно, сделал что-то еще и тогда жена увидала (убедилась), что плоды не опасны.
------------------------------------------------------


Но разве не преследовал он свои предательские цели? Конечно, какие-то планы у него были, но какие? Из текста трудно понять, на какую выгоду рассчитывал хитрейший из зверей, зато очень понятно, что получил. Что бы хитрец ни задумывал, баланс оказался весьма и весьма плачевным – доходов никаких, а убытки огромны. Многоумный зверь, владевший человечьим языком, ведавший секрет древа познания и проникший в самое сокровенное - помыслы Божии - обязан был предвидеть этот исход. Так стоила ли овчинка выделки? Странный злодей полагал, что стоила, несмотря на неизбежное личное поражение. Должно быть, свою «выгоду» он понимал иначе – например, как просвещение людей наперекор Создателю.

     Фигуры такого рода не раз встречались в мифологии древних: Прометей у греков, Гор у египтян, Энки у шумеров…. Все они рисковали, а то и жертвовали собой, чтобы посвятить людей в тайны богов. Боги в долгу не оставались и карали отступников по всей строгости корпоративного закона. Положил свою голову на плаху и библейский змей.
         
             Отголоски давнего противостояния Бога и змея доносятся даже сквозь скупые строки этой истории.
             Во-первых, бросаются в глаза особенности змея, возносящие его над всем животным миром. Он, например,
             владеет речью – в Библии нет других самовольно говорящих зверей*. Помимо речи он обладает
             предвидением** – в Библии больше нет зверей-пророков. Более того, эта рептилия даже посвящена в
             божьи помыслы!***  Если изначально знание принадлежало только существам высшего порядка, то
             змей, несомненно, из их числа. До своего ниспровержения он не ползал, а ходил, плавал или
             летал и звался, по всей видимости, драконом****.
             Во-вторых, он не интригует, а бунтует. Строго говоря, великий дракон не подбивал людей к нарушению
             запрета, а только описал им реальное положение вещей. Поэтому не очень справедливо карать его за
             обольщение Евы. Дело в другом: слова его, по сути, - вопиющая крамола. Фактически змей сообщает,
             что Бог лжет о токсичности запретных плодов, скрывает знания и не желает, чтобы люди уподобились
             богам.
             Если змеиные инсинуации подтвердятся, то доверие к Богу пошатнется, а авторитет змея возрастет. Такие
             заявления – не что иное, как открытый вызов, бунт, мятеж и пойти на него способен только сильный
             противник.
             В-третьих, Верховный Судия карает дерзкого без расспросов и рассуждений. Вина змея и так
             очевидна. Бог не может позволить никому (тем паче – «своим») возводить на него хулу и вбивать
             клин между Создателем и созданиями.
             Отношения со змеем обострились уже давно, поэтому на сей раз Бог не требует от бунтаря разъяснений
             (хотя требует их и от Адама, и от Евы), а сразу назначает ему тяжелое наказание.

Что ж, бунтарь-одиночка по крайней мере знал, на что идет. Как и положено революционеру, он преследовал благородные цели, не обременяя себя заботой о судьбах людей, вовлеченных в его противостояние с Системой. Большая цель оправдывала средства, и он без колебаний ухватился за слабое звено первой четы - женское любопытство. Его расчет, основанный на знании женской (вернее – Евиной) психологии, оказался точным, люди провалили экзамен на богонадежность, но взамен получили знания.

------------------------------------------------------
            *Валаамова ослица вещает при содействии, по санкции Бога («И отверз Господь уста ослицы» (Чис 22:28)
          **Змей заранее знает, что Адам и Ева не умрут, что глаза их откроются, что они будут знать добро и зло,
             что уподобятся богам.
       ***«но знает Бог, что …» (Быт 3:5)
    ****М.б. это - великий древний дракон, олицетворение Хаоса и антагонист Бога, символизирующего Космос?
             Даже в более поздних текстах Библии слышны отголоски борьбы Бога и великого дракона (медный змей
             Нехуштан, медный вавилонский дракон)
------------------------------------------------------


В отличие от него, Система женской психологии, как видно, не знала и реагировала нервно. Невзирая на вмешательство своего давнего врага, роковым образом повлиявшее на результаты испытания*, Бог сразу выставил испытуемым «неуд» и «отчислил» их из Эдема…

              Полезно сличить этот сюжет с греческим мифом о Пандоре. Как и Ева, она была создана божественной
              силой и ее тоже искушали, но не таинственным древом, а ларцом, открывать который было запрещено.
              Как и Ева, своевольная красавица Пандора нарушила запрет и заглянула в ларец, из которого
              вырвались на волю все беды и несчастья,
              уготованные людям коварным Кронионом. В общем, Shershe la fam! И греческий миф, и Священное
              Писание обвиняют женщину в разрушении благополучия людей. Однако при явном сходстве сюжетов
              действия Олимпа кажутся более взвешенными и целесообразными, поскольку Зевс с самого начала
              предвидел и готовил развязку. В отличие от Иеговы Громовержец прекрасно понимал, что женское
              любопытство одолеет любые запреты.  Так оно и случилось…

Свершилось «долгожданное» преступление, и возмездие не заставило себя ждать, но настигло оно не всех виновных. Соблазненные грешники и их обольститель получили по заслугам**, но по справедливости долю ответственности должен был нести и тот, кто установил посреди рая злополучный «ящик Пандоры» (подобно тому, как в уголовном праве распределяют вину между вдохновителем, организатором и исполнителем преступления). Без этого возмездие в Эдеме кажется куцым и неполным.

Подведем предварительные итоги. Руководствуясь традиционной версией грехопадения, мы всячески пытались устранить неувязки сюжета и восстановить его цельность. Попытки эти удались лишь отчасти. Несмотря на все старания, история грехопадения по-прежнему противоречит важнейшим догматам - о всемогуществе Бога, его всеведении, справедливости и милосердии***. Кроме того, из традиционного прочтения следует, что ветхозаветный Бог – страшно сказать! – обманывает, препятствует просвещению и долголетию людей. А вот его коварный оппонент на поверку оказывается правдивым, самоотверженным и, возможно, человеколюбивым.

------------------------------------------------------
      *Добросовестный экзаменатор обратил бы внимание не только на формальное нарушение запрета, но и на все
        сопутствующие обстоятельства. Он придумал бы тест, который непосредственно проверяет любовь
        его детей. Разве не о ней говорит, например, бурная реакция Каина на равнодушие Отца Небесного и
        невозможность видеть его лицо?
   **Досталось даже земле, которая была проклята из-за проступка Адама (вероятно, за то, что родила Адама и
        запретные плоды). Теперь она лишена плодородия.
       «проклята земля за тебя; … терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт 3:17,18)
 ***ВСЕМОГУЩЕСТВО.
               Зачем выращивать особые деревья, если можно непосредственно наделить людей знанием и
               бессмертием?
               Зачем охранять плоды жизни, если их можно просто уничтожить или поднять на недосягаемую
               высоту или при необходимости превратить любого бессмертного (в том числе – Адама) в смертного?
       ВСЕВЕДЕНИЕ.
               Бог не предвидит козней змея и последствий выращивания запретных деревьев. Ему неизвестно,
               протянет ли Адам руку к древу жизни. Не разбирается Он и в женской психологии.
       СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
               Сначала Бог карает за нарушение закона, а уж потом дает закон. Он уравнивает нарушителей и
               законопослушных.
               Он распространяет вину родителей на их потомков.
       МИЛОСЕРДИЕ.
               Бог подвергает людей испытанию, которое не предполагает благополучного исхода. Бог не
               проявляет снисхождения и карает людей за первое же нарушение. Карает сурово, не принимая во
               внимание многих смягчающих обстоятельств.
------------------------------------------------------
            

Продолжение следует.


(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).