Текстильный комбинат

Елена Чернышева 4
На фото Таня, Римма, Вера, Надя, Валя, Гуля, Жибек

Часть1 . Наставница.
Мы переехали из России жить в Алма-Ату. Очень удобно было, устроившись работать на текстильный комбинат, жить в общежитии и на выходные ездить в поселок к родителям.

АХБК-огромное предприятие, которое раскинулось своими одноэтажными корпусами на большом пятаке земли. Комбинат со всех сторон был окружен зданиями рабочих общежитий, где проживали в основном девчонки, которые и составляли большинство из восьми тысяч работников коллектива.
В этот коллектив влилась и я.

Отдел кадров отправил меня подписать заявление о приеме на работу у начальника производства. Оказавшись в длинном коридоре, освященном только лампами дневного света, я увидела много девушек в разноцветных ситцевых платьях(хотя на улице была зима), с  косынками на голове. У некоторых из них в руках были длинные стальные проволочки и на фартуке подвязан поясок с алюминиевой пряжкой и крючком.

Я подумала: «Хоть бы мне не такая досталась работа!».
 Досталась именно такая - меня приняли ученицей пряжекрутильщицы  и выдали пряжку с узловязом(так назывался крючок) и проволоку. Это была самая передовая бригада, осваивающая новейшее оборудование!

Бригада была дружная боевая. Девчата   добросовестно трудились, весело, с огоньком! В случае же каких-то сбоев, мешающих нормальному ритму работы, могли так же дружно, дерзко  обязательно с применением ненормативной лексики, накинуться на начальство и «выбить» что бы на участке был наведен полный порядок. Это касалось несвоевременного обеспечения сырьем или плохо настроенного температурно-влажностного режима.

На таких участках всегда был один мужчина –  «поммастер», как мы говорили. У нас был Борис! Все новенькие девочки сразу в него влюблялись, потом это быстро проходило. И так наш Боря ходил в окружении множества невест  совершенно не женатый.

Именно с Борисом потом мы часто встречались на Медео, он был завсегдатаем катка, его там все знали. Если случалось проехать круг с ним рядом, то тут же подкатывали залихватские мужи и с издевкой подтрунивали:  а... это твои ткачихи со швейной фабрики… Тогда еще не использовали такого презрительного слова «лимита», но подразумевали именно это.

Меня прикрепили к опытной работнице, и она стала учить меня работать. Я была добросовестной и старательной, но не сказать, что бы очень шустрой!  Работать я научилась, но не была передовиком производства. Мне так хотелось быть наставницей! Я прямо представляла, как я показывала все приемы работы на машине молоденькой девушке, как бы мы с ней подружились….Прошло какое то время, я поступила в текстильный институт на заочное отделение, активно  участвовала в общественной жизни фабрики, но….ученицу мне не давали.

Совершенно неожиданно моя соседка по общежитию, которая работала в училище при комбинате, сказала, что у них требуются мастера производственного обучения. Это было для меня еще более того, о чем  мечтала!!!! Я перешла  работать в училище и стала «наставницей» целой группы девушек.

 С одной из моих учениц, Галией из города Актау, мы нашли друг друга в интернете лет пять  назад. Вот что она мне написала:
«Наверное если бы Вы не сыграли в моей жизни определенную роль в воспитании, становлении, как личности,( Вы очень много дали нам)я бы Вас и не вспомнила, да я уверена ,что наши девчата все помнят Вас. А потом в моей дальнейшей жизни больше не было путеводителя, как Вы! Вот потому-то Вам хвала и хорошее воспоминание! Я загрузила фотки, благодаря вашему увлечению -  у нас осталась память. Нет! Ну кто бы старался запечатлеть нас, потом всем распечатать и раздать фотки, в то время как фотографировались в салонах, а любительское доставалось с трудом(могло и не выйти)!Что бы Вы не говорили о любви к детям, но в нас Вы вкладывали все (ходить с нами в походы, кино, таскать нас по музеям, на всякие выставки, кататься на лыжах, ваши лекции на всевозможные темы, а еще за каждого из нас переживать, а еще дать взбучку, а еще печь с нами грибочки и орешки у вас дома, а еще готовиться к всевозможным конкурсам и побеждать на них и многое другое, даже личное время отдавали нам. Но и мы не всегда были благодарны, не умели ценить, мы немало доставляли Вам неприятных минут-ничего не понимали! Через много лет хочу Вам сказать спасибо за ВСЕ!!!! Получилось сумбурное письмо, здесь настоящее, прошлое, здесь просто жизнь, в которой когда-то были Вы!»

Такая замечательная работа у меня была на текстильном комбинате, и такой я стала наставницей.

Уже лет десять не существует Алматинского  хлопчато-бумажного комбината – флагмана текстильной промышленности. На огромной площади, в  одноэтажных корпусах расположены торговые центры, где продают товары, производимые за пределами нашего  Казахстана. Текстильной промышленности в нашей стране больше нет.