средневековье

Ольга Пензарь
               
Наступила весна, приблизив долгожданный день рыцарского турнира. Мы с одноклассниками договорились встретиться у входа в парк, но их там не оказалось.  Я направился вглубь парка, подметив его преображение.  Тонкие березовые веточки переплелись, создав ажурный узор, сквозь которую вдали виднелись  длинные узкие флаги. Легкий ветерок развивал их, показывая знаки на полотне. Сегодня здесь было многолюдно.  Вдруг раздался звук труб, возвещая о начале  поединка. Я  ускорил шаг. Лошади в ярких попонах спокойно щипали траву, иногда подергивая гривой. Оруженосцы устремили взгляды на арену. Там уже шел поединок двух рыцарей. Лица воинов  были не видны под шлемами. Забрало опущены. Доспехи блестели на солнце. Один из них сделал выпад, уверенно махнув мечом. Второй прикрылся огромным  щитом и, развернувшись, нанес ответный удар. Меч первого упал на землю. Зрители зашумели, выкрикивая кто сожаление, кто радость.  На сегодняшний день это просто дружеский турнир. Они пожали друг другу руки и покинули ристалище.  Здоровый мужчина, стоявший неподалеку от меня, направился к центру арены, на ходу надевая шлем. Ото лба до кончика носа на шлеме шла металлическая пластина.  Сзади, защищая шею, свисала мелкая сетка. Плетеная кольчуга сияла на солнце. Он поднял руку, приветствуя противника.  Тот сделал то же самое. Двигались они красиво, уверенно отражая выпады  друг друга. Было видно, что они не новички на ристалище. Неожиданно здоровяк выронил щит.  Все ахнули. Он резко вытащил из- за пояса небольшой  кинжал, отражая им удары. Противник  взмахнул мечом, в этот миг здоровяк  нанес удар. Поверженный  соперник снял шлем, улыбнувшись,  пожал руку  и пошел к своему верному оруженосцу. Я старался вспомнить все, что нам рассказывали в школе о средневековье.  Рядом со мной стояли воины с алебардами, копьями и палицами. Их доспехи восхищали. Я с интересом рассматривал всех окружающих.   Возле них стояли красивые статные девушки в длинных платьях, накидках с меховой оторочкой. Бусы, кольца, браслеты. Я таких видел на картинах.  Тут же были молодые люди в широких штанах, сапожках, длинных рубахах подпоясанные кушаком.  Довольные проводимым мероприятием они оживленно беседовали.  Я пошел дальше. Стук железа был слышен издали.  Бревенчатый навес, подобие кузницы, с какими то приспособлениями. Подмастерье крепко держал щипцами кусочек металла. Кузнец, подняв тяжелый молот точным движением, что то ковал. Небольшая толпа людей наблюдала за их работой.  Поодаль  невысокая каменная стена ограждала торговые ряды. Дворяне и торговцы  были одеты в свиты по колено и ниже. Поверх накинут плащ, застегнутый на правом плече. Высокий клобук. Вся одежда расшита золотом, металлическими бляхами, бусинами.  На прилавках лежали палицы, домашняя утварь,  старинные монеты.  Я вспомнил -  такие монеты чеканили в княжестве Дмитрия Донского. Заулыбавшись, начавшемуся пробуждению памяти, я остановился возле сувенирной лавки, обратив внимание на мини копию знаменитой царь пушки. Про это я кое- что знал. Оригинал был отлит в 1586 году при царе Федоре Ивановиче русским мастером Андреем Чоховым  на пушечном дворе в Москве,  для защиты города от врагов. Говорят, что из нее не стреляли. Но на ней стоит знак мастера. А в те времена знак ставили только после проверки орудия.   
 «Русичи» - раздалось справа.  Направившись на призыв, я наслаждался  атмосферой, гуляя среди бояр и простолюдинов.
«Государь всея Руси» -  старательно  чеканил каждое слово глашатай,  держа в руках свиток,  оповещая народ про очередной  указ царя. Много новых слов из прошлого звучало сегодня.   
Незаметно для себя я дошел до речки. Широкий деревянный мостик вел на другую сторону. Небольшая мельница из свежих бревен, навес, невысокий забор из прутьев. Прозрачная вода размеренно крутила большое колесо. Зеленая трава плавно двигалась под водой то, скрывая, то открывая мелкие разноцветные камушки. Я опустил руку в прохладную воду, провел по дну и увидел ржавую железку. Она была похожа на подкову.  Найти подкову – на удачу,  говорят.  Я потянул ее, пытаясь вытащить.  Вдруг в  небе раздался гром.  « Люблю грозу в начале мая» - молниеносно пронеслось в голове.  Я усмехнулся и  поднял голову. Небо было чистым. Возле меня стоял мальчик. Когда тот подошел я не заметил.
«Здравствуй» - сказал  я, улыбнувшись, стряхивая с руки капли воды.
«Здравствуй» - как то невнятно ответил он.
«Меня Тимур зовут, а тебя?»
«Митяй»
«Ты тоже пришел посмотреть на рыцарский турнир?»
Митяй испугано огляделся и молча уставился на меня. Наверное, он отстал от своей группы. Может ему надо помочь подумал я. 
«Ты из какой группы? Тебя проводить?» спросил я, обратив внимание на его одежду. Митяй выпрямился, одернул льняную рубаху и настороженно глядя на меня заговорил: «Благодарствую. А Вы, чей будете? У нас за версту таких не бывало».   Он не только одет как в старину, он еще и говорит так, подумал я и посмотрел по сторонам. Мельница стала как будто больше, бревна потемнели. Во дворе появилась телега с длинными оглоблями, небольшая скирда сена. Покосившийся забор. Этого я раньше не заметил. Даже колесо мельничное стало другим. Что- то фыркнуло возле меня. От неожиданности я вздрогнул и резко повернулся. Белая большая лошадь спокойно подошла к реке и стала пить.
«Митька, поди сюды! Батька кличет» - раздалось из избы.
Мальчишка рванул на зов. Из- за угла вышла маленькая девочка в синем сарафане, белом платочке.
«Привет» - дружелюбно произнес я.
Она уставилась на меня и, вскинув ручонку, стала креститься.
«Ты чего?» - пятясь назад, спросил я.
«Няня» - закричала малышка и в ее больших глазах появились слезы.
Да ну вас, подумал я, решив вернуться к ристалищу, как вдруг почувствовал удар в спину. Не удержавшись на ногах я упал, больно стукнувшись головой и сжав кулаки  развернулся.  Передо мной стояла девчонка в длинном  сарафане, белом платочке. Уперев руки в бока, она грозно смотрела на меня. Ее локон выбился из- под платочка, русая коса перевязана тонкой веревочкой. Она была красива. Драться с девчонкой было не по мне.   Я разжал кулаки, приложив руку к ушибленному уху. Малышка перестала плакать, как только увидела защитницу, молча наблюдая за нами. И Митяй, и эти две девочки были похожи друг на друга. Наверное, одна семья. Девчонка опустила руки, не сводя взгляда. Серо голубые глаза словно пронизывали насквозь.  Заметив просочившуюся сквозь пальцы кровь, она  быстро сорвала какую- то траву, сполоснула в реке и протянула широкий лист мне: «Приложить надобно, иначе хворать будете». Я потянулся за листом.  Во двор вбежал мужчина. Он махал руками повторяя: « Опричники! Опричники!»
«Катя» - жалобно прозвучал звонкий голосок малышки.  Она уже стояла возле сестры, дергая за подол сарафана.  Девочка быстро схватила свою сестренку за руку и побежала в избу.  Приближающийся топот коней вызывал в душе тревогу.  Пытаясь осознать происходящее,  я присел у воды. На дне лежала подкова, которую я так и не вытащил. Крепко ухватившись за нее, я с силой потянул к себе.
  «Эй, малец» услышал  и обернулся. Двое всадников в богатых одеждах внимательно смотрели на меня, третий слез с коня и уже подходил. Недоброе выражение лиц  пугало. Стараясь не показывать страха, я выпрямился перед опричником. В глазах помутнело. Я терял сознание.  Прохлада речной воды  привела меня в чувство. Видимо я наступил в воду. Обувь и брюки по колено были мокрыми. Сосредоточившись, я огляделся. Никого вокруг нет. Мельница, как и прежде из светлых бревен. Забора, телеги, сена нет.
«Тимур!» - услышал я голоса своих друзей. Они приближались, бурно обсуждая поединки рыцарей. 
«Ты где был? Мы тебя  искали. Это что такое?» - они кивнули на железку.
«Это подкова. Старинная подкова» .
 Они усмехнулись - «Ага. Выкинь ее и пошли уже».
Шагая с друзьями обратно, я увидел на мостике девочку и встал как вкопанный.  Белые кроссовки, синие джинсы, беленькая кофточка, русая коса и серо-голубые глаза. Эти глаза я теперь не перепутаю ни с чьими. Она засмеялась, увидев мое оцепенение.
«Привет» - нерешительно произнес  я.
«Привет»
«Ты давно тут?»
« Нет.  Я только пришла».
Я не хотел уходить, но что делать дальше тоже не знал.
«Тимур» кивнул я представившись.
«Катя». Девочка сдерживала смех, видя мое смущение.
Катя. Меня словно стукнуло током. Катя!!!
«Ты часто тут бываешь?»
«Часто. Мне нравится это место.  Мы раньше жили тут неподалеку. Потом уехали. И теперь вернулись». Было видно, что она не прочь завязать беседу. После небольшой паузы девочка продолжила:  « Мама рассказывала, что давно - давно тут жили  наши прабабушка с прадедушкой. Работали они на мельнице. У них была большая семья. В нашем роду всех старших сыновей называли Дмитриями. Поэтому мой папа, дедушка, прадедушка и дальше все были Дмитриями Дмитриевичами. Интересно, да?»
«Да» - закивал я. Вспомнив, что видел Митяя. Видимо у них не только Дмитрии повторялись, но и Екатерины. А у нас, младшего братика моего назвали Сашей. А папу тоже Сашей зовут.   Александр, Александрович». Мы засмеялись. С Катей было легко. Веселая бойкая девочка. Я показал ей подкову. Она покрутила ее в руках и вернула «Здорово! Тебе повезло, Тимур».
«Еще как повезло» подтвердил  я, ощутив легкое покалывание внутри уха.
«В нашем музее экскурсовод рассказывала, что во времена Ивана Грозного это место объезжали стороной.  Здесь на глазах опричников растаял человек. Как туман растворился.  Опричники  вернулись напуганными и с тех пор тут не появлялись».
«Надо сходить в музей. Я такого не слышал» - скривив улыбку, задумчиво произнес я.
«Да, да. Может люди и врут, чтоб придать значимость, загадочность какой то местности. Может, не всем эта информации известна. Экскурсовод говорила, что в летописи это случай описан».
«Нет дыма без огня» - поддержал я и подумал, зато семью мельника оставили в покое. Может тот Митяй и Катя тоже напугались, но потом им стало спокойнее.
«Тимка» недовольно позвали вернувшиеся друзья.
«Мне пора» - грустно произнес я, не желая расставаться. «А давай встретимся в выходной здесь».
«Давай» - обрадовалась Катя.

Я крепко сжал в руке свой древний талисман и сунул в карман, довольный оставленным следом в истории. Я твердо знал, что миг, проведенный в прошлом, был реальным.