Евреи Веймарской республики

Александр Вишневецкий
История не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. Василий Ключевский — выдающийся      русский историк, академик.

 Веймарская республика (принятое наименование Германии в 1919—1933 годах) возникла в результате поражения Германии в Первой мировой войне. Это наименование связано с созданием в Веймаре  федеральной республиканской системы государственного управления и принятой там 31 июля 1919 года новой демократической конституции Германии. Веймарская конституция основала систему управления, базирующуюся на принципах парламентской демократии, и на деле уравняла в правах немцев и  евреев.
Отмена ограничений открыла евреям доступ ко всем сферам общественной жизни. Благодаря этому, короткий период существования Веймарской республики в Германии   ознаменовался подъемом уровня жизни и активности еврейского населения; но затем, начиная с 1933 года, наступил период крушения и трагической гибели еврейской общины Германии и ряда еврейских общин  Европы, вследствие прихода к власти нацистов в Германии. 
Какую роль играли 564 тысячи евреев Германии - всего 0,9 процента населения Веймарской республики (по данным 1925 года)  до их трагической судьбы времен 1933-1945 годов?
 С конца 19-го столетия около ста тысяч евреев из Восточной Европы мигрировали в Германию. Усиление иммиграции евреев в Германию было связано с формированием новых государств  в Восточной Европе (таких, как Польша и Прибалтийские страны) после Первой мировой войны и с антисемитскими бунтами в них, а также были следствием погромов, революции и гражданской войны на территории бывшей Российской империи. Иммигранты были преимущественно из низших социальных слоев. Многие из них были верующими и одевались, как в местечках. В Германии, где евреи были  уже эмансипированы, из-за их появления еврейская форма жизни снова стала заметной. Немецкими евреями эти сто тысяч иммигрантов воспринимались в основном как чужие.
Местное  еврейское население было адаптировано к современному городскому развитию общества, большинство из него было светской ориентации, меньшая часть следовала традиционным еврейским религиозным устоям. В Веймарской республике две трети немецких евреев жили в городах, где число жителей превышало сто тысяч. К 1933 году  в Берлине проживало 170 тысяч, во Франкфурте 29 тысяч, во Вроцлаве 23 тысячи,  в Гамбурге 20 тысяч, в Кельне   16 тысяч, в Лейпциге 13 тысяч и в Мюнхене 10 тысяч евреев.  Они были глубоко интегрированы по основным показателям в немецкое общество Веймарской республики - в экономике, языке, культуре. В немецких городах, таких как Берлин, Гамбург, Мюнхен многие евреи, за исключением новых еврейских иммигрантов, вошли в эти годы в состав средней буржуазии. Большинство коренного еврейского населения было частью среднего класса, который помимо профессионалов, представляло резко возросшее число еврейских служащих. Евреи Германии поддерживали буржуазные партии республики, выступали за либеральный капитализм, причем 64 процента голосовали за Немецкую демократическую партию; около 28 процентов — за умеренную Социал-демократическую партию Германии.
 Концентрация еврейского населения в крупных городах привела к росту их влияния,  евреи контролировали около 36 процентов экономики Германии.  Они были заняты в традиционных "еврейских" видах деятельности, связанных с торговлей и коммерцией, играли активную роль в банковской сфере и в финансировании промышленного производства страны. Евреи создали первые универсальные магазины, три четверти общего объема продаж универмагов Германии и четверть розничных продаж к 1930 году были в  руках еврейских предпринимателей. Из 201 частных банков в Берлине 150 были еврейскими предприятиями.  Некоторые евреи открыли типографии и издательства, начали успешно заниматься швейной промышленностью,  стали владельцами предприятий угольной, металлургической, химической и электротехнической промышленности.
 Небольшой круг богатых евреев выступал в качестве покровителей и спонсоров в области культуры, науки и социальных институтов.   Еврейские художники, писатели и ученые внесли значительный вклад в культурную жизнь страны. В еврейском сообществе существовали многочисленные организации и клубы. В еврейской культурной традиции образование играло важную роль, которой воспользовались многие немецкие евреи, начиная с конца 19-го века, после отмены барьеров для них в учебе и государственной службе. Представители молодого еврейского поколения стремились стать врачами и юристами.
Благоприятные возможности развития евреи нашли в свободных профессиях. Каждый десятый врач, каждый шестой немецкий юрист и нотариус были евреями. Лишь небольшое количество, в основном из среды иммигрантов, были фабричными рабочими. Еврейские пролетарии – иммигранты из Восточной Европы работали в Рурском промышленном районе  и Берлине.
Евреи также достигли новых высот творчества во многих областях культуры, философии и искусства. Берлин был в то время крупнейшим центром еврейской культуры, представленной еврейскими писателями и журналистами, художниками, актерами и театральными режиссерами. В Берлине евреи также очень активно занимались физикой, химией и биологией. Несмотря на малочисленность, евреи Германии  способствовали всемирной репутации немецкой науки в те годы. Около 2000 известных  должностей профессоров в университетах были заняты еврейскими учеными, среди них, помимо Альберта Эйнштейна были также хорошо известны адвокат Вальтер Еллинек, социолог Франц Оппенгеймер, философ Эрнст Кассирер, экономист Эдуард Гейман и многие другие.
В Берлине играли ряд видных  еврейских актеров. Леопольд Джесснер был генеральным директором Берлинского государственного театра. Еврейские писатели, такие как Лион Фейхтвангер, Эмиль Людвиг, Курт Тухольский достойно представляли немецкую литературу в мире. Немецкие евреи основали и редактировали лучшие немецкие газеты того времени - в Берлине "Воссише цайтунг" и "Берлинер тагеблатт", во Франкфурте, всемирно известную газету "Франкфуртер цайтунг". Демократическая и социалистическая партия Германии имели своими лидерами евреев Э. Бернштейна и Г. Хаазе.
Тем не менее, роль евреев, особенно в основных отраслях промышленности и в военной сфере была слабой. Такая же ситуация в Веймарской республике имела место в политике и во власти. Из более 200 министров рейха  двадцати различных правительств Германии до 1933 года были только пять министров-евреев в разные годы: министр внутренних дел Уго Прейс (1919 год), министр иностранных дел Вальтер Ратенау (1922), министр юстиции Отто Ландсберг (1919), министр внутренних дел Георг Градауер (1921), министр финансов Гильфердинг (1923 и 1928-29 годы). В рейхстаге, который нацисты называли "инструментом еврейства",  заседали в 1930 году 577 депутатов, но из них были  только два религиозных еврея - социалисты Уго Гейман и Юлиус Моисей и еще 15 депутатов еврейского происхождения, входящих в разные партии.  Из 1,657 миллиона прусских чиновников только 5446 были евреями.
Благоприятные условия для еврейского населения в Веймарской республике усиливали процесс ассимиляции. Процент смешанных браков был очень высок (44,8% в 1921–27 годах). Переход многих евреев в христианство, рост антисемитизма и  мировой экономический кризис (1929 - 1933), привели к значительному сокращению численности еврейского населения Германии, несмотря на иммиграцию восточных евреев, которая не смогла компенсировать сокращение численности еврейского населения. О негативном воздействии ситуации на еврейское население свидетельствуют демографические и социальные изменения. Если в 1925 году в Германии проживало 564 тысячи человек евреев,  то в июне 1933 года их было уже только 500 тысяч.
 Отсутствие экономической стабильности и наличие кризисов вызывали у немцев чувство глубокого разочарования, имели место антисемитские выступления и мероприятия, поэтому евреи чувствовали себя неуютно с самого начала создания Веймарской республики. В период кризиса, во время инфляции 1923 года, "восточные евреи" стали предпочтительной мишенью антисемитов.  В результате произошедшего затем временного экономического бума и спокойной политической атмосферы, произошло ослабление крайне тяжелого экономического положения и возникло состояние относительного спокойствия. За время стабильной экономической ситуации в Республике (1924-1929), антисемитские действия утихли, хотя антисемитские настроения остались нетронутыми. Отношение населения к нацистам в Веймарской республике было крайне негативным в эти годы, число голосов всего населения страны, поданных за нацистов, составляло лишь 2,6 процента в 1928 году.
Антисемитские предубеждения немецкого населения были направлены в первую очередь против небольшой части еврейского населения: состоятельных банкиров, издателей, промышленников.  Антисемитская пропаганда основывалась на материале ставших привычными уже в довеймарскую эпоху  описаний евреев, как носителей негативных расовых черт характера. Антисемитские организации располагали своими членами и сторонниками в среднем классе, особенно среди образованных немцев, негативно воспринимающих успешных еврейских конкурентов в экономике, науке, культуре, а также в связи с подъемом уровня жизни еврейского населения в стране. Среди немецкого  населения имели место представления о том, что евреи живут в роскоши, в то время как немецкий народ голодает.   Одним из главных требований стало предотвращение иммиграции европейских евреев из Востока, которых обвиняли в экономических бедах и революционных потрясениях.  Лидеров Веймарской республики  многие немцы считали "еврейскими преступниками", которые представляют международный иудаизм и западный капитализм. Почти как провокацию и национальный позор воспринимали многие немцы назначение в качестве министра иностранных дел Германии еврея Вальтера Ратенау в феврале 1922 года. Его убийство немецкими националистами несколько месяцев спустя свидетельствовало о серьезной угрозе для будущего евреев.
В районе Шойненфиртель (квартал Берлина — когда-то улицы бедноты, на которых позволяли селиться евреям, до начала Второй мировой войны здесь находился центр большого еврейского района Берлина)  были нападения в 1923 году, еврейские магазины были разграблены и евреев избивали, полиция долго не вмешивалась в эти преступные действия. В погромных действиях помимо нацистов участвовало население. Ненависть к евреям распространяли десятки немецких националистических кругов, которые образовались после войны. Их пропаганда обвиняла евреев в поражении Германии в Первой мировой войне, называя это «еврейским заговором», предусматривающим захват мирового господства евреями, который подтверждался "Протоколами сионских мудрецов". Эта фальшивка, созданная в России, была переведена на немецкий язык и распространена в Германии, первые 120 тысяч экземпляров были проданы в течение короткого времени в 1919 году. До 1933 книга была опубликована во многих изданиях.
Во время своего пребывания в тюрьме в 1923 году Гитлер сформулировал свою программу в книге "Майн кампф" (Моя борьба). Она появилась в двух томах в 1925 и 1926. В ней он призвал к "расово чистому национальному сообществу" и "устранению" еврейского населения из общества. Кроме того, Гитлер выступал за верховенство "арийской расы". Радикальные идеи борьбы против евреев Гитлер изложил в конце 1926 года в опубликованном втором томе "Майн кампф". До 1933 года, было продано 250 тысяч экземпляров этой книги. Расистская литература  способствовала у части немецкого населения активизации антисемитской идеи о систематическом унижении "арийской расы". Немецкие нацисты призывали к борьбе против «гегемонии иудаизма в государственной и общественной деятельности". Любимым аргументом нацистов было то, что евреи ленивы и ведут паразитический образ жизни. Он был основан на утверждении  о том, что число еврейских граждан среди ремесленников  и в сельском хозяйстве практически было равно нулю. Действительно, число еврейских ремесленников было ограничено вследствие того, что немецкие объединения мастеров веками блокировали прием евреев в свои гильдии. Что касается еврейских фермеров, то евреям в Германии вообще было запрещено до 1848 года приобретение и работа на земле.
Антисемитская журналистика выплеснулась в виде газет Веймарской республики,  сотен журналов, брошюр и книг.  Основанный в 1923 году еженедельник «Штюрмер» («Штурмовик»), который издавал Юлиус Штрейхер в 1923–1945, предназначался специально   для антиеврейских кампаний.  Почти в каждом номере газет и  журналов сообщалось в деталях о преступлениях, в которых были обвинены евреи. Евреи, живущие в Германии, считались "источником заразы империи", их авангардное искусство, критика современности рассматривались как "типичный еврейский продукт". Наибольшее внимание в первую очередь уделялось "вырожденной" культуре  еврейских писателей, таких  как Лион Фейхтвангер, Эрнст Любич, Курт Тухольский, Эрих Мюзам, Эрнст Толлер и Альфред Дёблин; еврейских художников, таких как Макс Либерман и Джон Хартфилд  или режиссеров, как Макс Рейнхардт и Эрнст Любич. Надо отдать должное деятелям культуры - Фейхтвангеру, Тухольскому, Мюзаму, Толлеру, Хартфильду, которые внесли значительный вклад в борьбу с нацистской угрозой в Германии. Эрих Мюзам получил мировую известность в годы Веймарской республики за работы, высмеивавшие Адольфа Гитлера и осуждающие нацистов, он был замучен и убит гестаповцами в Ораниенбургском лагере в 1934 году.
 Мировой экономический кризис, который начался в 1929 году, значительно повысил недовольство и ощущение отчаяния среди населения.  Позднее, во времена глобального кризиса антиеврейские лозунги сыграли свою негативную роль, как "возможные" пути выхода из политического и экономического кризиса. В дополнение к этим кризисным явлениям немецкие евреи также находились под постоянными угрозами и при наличии демографического спада. Зимой 1929-30 годов поток капитала в Германию резко снизился. Экспорт немецких товаров упал с 1929 по 1932 год  с 13,5 до 5,7 миллиарда, а внешняя торговля также существенно сократилась, промышленное производство Германии снизилось примерно на 40 процентов. Во время Великой депрессии среди 115 тысяч  еврейских наемных рабочих в Берлине было около 30 тысяч безработных. Последствиями глобального экономического кризиса было банкротство предприятий, закрытие банков и массовая безработица. Хотя к этому времени все еще существовали некоторые значительные еврейские частные банки, но доля еврейских владельцев крупных банков упала до одного процента, что соответствовало численности еврейского населения. Преобладающая часть, около 40 процентов еврейских граждан оставалась только в текстильной промышленности. Здесь были занято около 22 тысяч еврейских мужчин и женщин. К этому времени не оставалось отрасли, в которой еврейские предприниматели играли бы важную роль. Великая депрессия ударила по еврейскому среднему классу особенно сильно: в 1930 году в Берлине четверть жителей еврейской общины получали  поддержку от благотворительных организаций. Экономическая жизнь евреев стала также трудной вследствие увольнений. Со снижением уровня жизни  в конце Веймарской республики, антисемитизм снова значительно вырос.  В период с сентября 1929 года до начала 1933 года число безработных в Германии увеличилось с 1,3 до более 6 миллионов. Для пожилых людей не было никакой надежды найти работу.
 Общее настроение катастрофы существенно изменило политическую структуру. Массовое обнищание широких социальных слоев создало почву для появления и активизации правых националистических групп, среди которых главенствующую роль играла национал-социалистическая  немецкая рабочая партия НСДАП, ставшая массовым движением во время глобального экономического кризиса.  Это привело во время выборов 1930 года к получению нацистами 18,3 процента голосов, что  означало приближение конца Республики. Увеличением политического уличного насилия сопровождалось с 1930 года нападениями нацистских штурмовых отрядов (SA) на еврейские предприятия и против еврейского гражданского населения. Вечером еврейского Нового года 12 сентября 1931 года в Берлине произошел серьезный антисемитский бунт. По сообщениям полиции, насчитывалось около 500 штурмовиков, они совершали насилие в отношении случайных прохожих евреев или похожих по виду на евреев людей, был осуществлен ряд нацистских терактов против синагог и других еврейских учреждений. Для еврейского населения в Германской империи, эти антисемитские акты насилия, однако, были только прелюдией к масштабным преступлениям и дискриминации.
  До тех пор, пока евреи   жили в правовом государстве, несмотря на антисемитские выступления, они могли ощущать себя на равных правах с немцами.  Надежда сохранения немецкого правового и культурного состояния оставалась у многих,  пробуждение  после 1933 оказалось слишком запоздалым. Противники Веймарской республики развязали беспрецедентную агитацию против демократического строя, при этом в просвещенной, цивилизованной стране они сумели завоевать симпатии немецкого населения. После парламентских выборов в 1930 и 1932 годах НСДАП усилилась, и 30 января 1933 Гитлер принял  на себя должность канцлера. Демократическим путем пришли к власти нацисты, которые потом уничтожили миллионы людей.
Сопоставима ли нынешняя ситуация в Германии и ряде стран Западной Европы  с ее огромным наплывом беженцев из мусульманских стран и сопутствующим этому процессу ростом антисемитизма и терроризма, бойкотом продукции Израиля, проявлениями кризисных тенденций в экономике по сравнению с происходящим в отношении евреев в Веймарской республике около ста лет тому назад? Не настало ли время для своевременного исхода еврейского населения из Германии и ряда стран Европы в Израиль в свете исторического опыта?
Безусловно, нынешняя ситуация в Германии и в странах Западной Европы имеет ряд моментов, напоминающих Германию 1919-1933 годов. Это благоприятная государственная правовая обстановка в отношении еврейского населения, наличие кризисных тенденций, усиление лагеря правых сил и антисемитизм. Вместо борьбы с еврейской торговлей и банками времен Веймарской республики налицо ныне бойкот Израиля и его продукции, ухудшение экономических, научных и культурных связей с этой страной со стороны ряда Европейских стран. В отличие от периода Веймарской республики нынешнее еврейское население Германии состоит в основном из еврейских эмигрантов из Восточной Европы, не имеющих глубокой связи с немецким языком, культурой, экономикой. Налицо массовый приток антисемитски настроенных иммигрантов из арабских стран с явно выраженными проявлениями ненависти к евреям и Израилю. Председатель Центрального совета евреев Германии, Йозеф Шустер, предупредил на встрече с канцлером ФРГ Ангелой Меркель  об угрозе роста антисемитизма в связи с массовым притоком мигрантов. В еврейской общине есть теперь ощущение страха, что этнический арабский антисемитизм в Германии может увеличиться - сообщила газета  "Вельт ам Зонтаг" (Мир за неделю). Электронная  газета  "Христиане за Израиль", издаваемая в Амстердаме, за март этого года пишет о большой миграции, происходящей в направлении Западной Европы. Миллионы людей из стран Ближнего Востока бегут из-за насилия в Сирии в течение последних пяти лет. Но, практически нет никакого освещения о потоке евреев из Европы, которые движутся в противоположном направлении в Израиль, в самую безопасную для них страну. Вследствие всплеска антисемитизма во многих формах, евреи отказываются от, казалось бы, мирных и благополучных стран. На историческую родину, из Западной Европы, в 2015 году вернулись более 10 тыс. евреев. Францию, Великобританию, Бельгию и Италию покинули наибольшее число евреев. Предполагается, что из 600 тысяч французских евреев в 1916 году 15 тысяч отправятся в Израиль. Среди 200 тысяч евреев, живущих в Германии, есть многие, у которых упакованы чемоданы, чтобы переехать на постоянное жительство в Землю Обетованную. Будущее евреев в Европейском союзе,  особенно в Германии и Франции, становится все более неопределенным. Многие рассуждают: стоит ли дожидаться возможного повторения трагической ситуации, имевшей место в Германии после кризиса Веймарской республики.