Верный Ориентир

Валентина Васильева 4
       Есть в дельте Дуная небольшой городок под названием Вилково. После демобилизации с армии мой старший брат переехал туда жить и устроился работать на рыболовецкий сейнер. Мы слышали от него, что это необычный город; в нем всего одна центральная улица, по которой ездят машины, а по остальным улицам течет вода, и по этим каналам-ерикам плавают на лодках.

       Как-то брат приехал погостить домой вместе со своей хозяйкой, у которой снимал комнату. Это была женщина с красивым русским редким именем Акулина. Ей было около 50-ти лет. Своих детей у нее не было и моего брата она полюбила как сына, по-матерински заботясь о нем. Ей очень понравилось гостеприимство наших родителей и, уезжая, она настоятельно просила их приехать к ней в гости.

       И вот мама, выбрав время, решила проведать брата и отвезти ему некоторые продукты. Было лето 1958 года. С автобусным сообщением в стране еще были трудности. Автобусов не хватало на все межгородские направления и мы добирались на попутном транспорте. Поэтому мама в гости взяла с собой только меня, а братьев оставила дома. Это было мое первое дальнее путешествие, поэтому и запомнилось все почти в деталях.

       И вот, мы въехали в Вилково. На пути нам встретилось несколько мостов, проложенных через каналы, которые пересекали главную улицу. Мы сошли у церкви, рядом с которой был базар. На нем шла бойкая торговля и пахло рыбой. Мама, не удержавшись от вида такого изобилия рыбы, оставила меня стеречь кошелку, а сама обошла все прилавки продавцов, прицениваясь к большим камбалам. А потом мы пошли к центру городка, где были магазины, кинотеатр, почта и дошли до другой церкви, у которой мама расспросила у прохожих, как пройти к нужному нам дому. Он оказался близко и мы, вскоре, постучали в калитку. К нам вышла женщина и мальчик моего возраста. Он услышал, что мы ищем Акулину Васильевну и побежал звать тетю. Радостная встреча, поцелуи … и мы зашли во двор.

       И здесь мне хочется передать свои особые ощущения восторга. Меня восхитили красивейшие цветы, каких я еще не видела! Моя мама любила цветы и их у нас всегда было много, но все они, в основном, были простые. По весне - красные тюльпаны, синие ирисы, бордовые пионы и сирень. Летом - желтая лилия, львиный зев, синий вьюнок, чернобривцы и ночная красавица. А еще ряд цветов с местным названием «майоры» и «косырки», большие кусты белой и красной чайной розы. Ближе к осени - георгины и разнообразные хризантемы. А здесь, на этом цветнике, красовались и белая ароматная лилия, и гладиолусы, и флоксы, турецкая разноцветная гвоздика, петунья и герань. И везде между ними, как будто расселись, огромные мотыльки - анютины глазки. (Названия этих цветов я узнала через время.) А больше всего мне понравился куст с розоватыми бутонами, где каждый бутон был похож на готовый букет для невесты, а назывался этот цветок мелодично – гортензия. И над всем этим разноцветьем трудились пчелки, порхали мотыльки и зависали маленькие синенькие стрекозки. По всему двору были проложены аккуратные дорожки, посыпанные песком с мелкими ракушками, которые шуршали у нас под ногами. (С какой радостью я опять открыла бы ту калитку, чтобы вновь испытать восторг от тех цветов, но мне уже никогда, к сожалению, не найти того Вилково.)

       Мы зашли в дом. В нем все было красиво, везде была идеальная чистота. У стены стояла белоснежная кровать. Она была застелена накрахмаленным, ослепительно белым, покрывалом и такими же были наволочки на взбитых подушках, к которым прикоснуться даже было страшно, а не то, чтобы лежать на них. На окнах висела ажурная белая тюль, но меня привлекло зеркало. Оно было тоже в белой старинной раме, с необычным узором, размером от потолка до пола.

       После обеда брат с Акулиной Васильевной предложили нам погулять по городу. Мы дошли до речного вокзала, где в это время пришвартовался теплоход «Белинский», курсировавший между Измаилом и Одессой. Он был первым теплоходом, который я видела вблизи - для меня это было чудом. Мне казалось, счастливые люди сходили с его трапа, а другие счастливые - поднимались на его борт. На обратном пути мы не пошли по центральной улице, а ступили на деревянные помосты, называемые кладками, которые были проложены вдоль заборов. Идти по ним было непривычно, ибо где-то они представляли собой широкую доску, а где-то три узенькие, в некоторых местах доски под ногами прогибались и создавалось ощущение неустойчивости. А когда мы переходили первый высокий мостик, под которым, в это время, проплывала лодка, мне показалось, что я попала в сказочную страну. Все домики были беленькими и мне запомнились занавесочки на окнах, на которых гладью были вышиты цветы, как бы перенесенные с цветочных клумб. Это тонкая работа вилковских мастериц, как произведения искусства, красовались в каждом окне. Почти возле каждого дома был деревянный помост, с которого хозяйки ведром черпали воду для различных нужд. Возле одного из домов, в воде, стоял мужчина и доставал черный ил со дна ерика. Брат объяснил маме, что таким образом люди чистят протоки, а илом удобряют огороды, где выращивают очень вкусную клубнику, айву и виноград. Верно! Надо было быть очень трудолюбивыми людьми, чтобы среди плавней создать такое чудо. Еще мне запомнилось шумное купание мальчиков и девочек в одном из широких мест канала. В другом месте один мальчик, сидя в круглом оцинкованном корыте, плавал в нем как в лодке и корыто не тонуло. На пути нам встретилась тихая заводь с чистой водой и была видна снующая в ней стайка мальков рыбы, за которыми хотелось понаблюдать подольше. Возле многих домов были привязаны черные просмоленные лодки. ( Завтра утром на одной из них нас подвезут к базару.) Я видела, как лодки скользят по каналам и удивлялась, что некоторыми управляют женщины, ловко орудуя веслом, называемым бабайка. Через некоторое время мы вышли в центре города, зашли в большой магазин и возвратились домой.

       Акулина Васильевна и мама начали накрывать на стол. Но тут хозяйке дома показалось, что хлеба будет маловато на ужин. Она подозвала меня и спросила: «Ты запомнила магазин, в который мы заходили?». Я утвердительно кивнула. « Тогда пойди, купи нам еще один хлеб», - попросила она. Я с радостью поторопилась исполнить просьбу. Зашла в магазин, купила хлеб и, чуть ли не вприпрыжку, побежала обратно. В считанные минуты я оказалась у поворота к нужному дому. И тут засомневалась в себе: « Сюда ли мне повернуть?»,- потому что с тетей и мамой мы шли дольше с магазина, а я очень быстро дошла. «Наверное надо пройти еще один квартал», - решила я. Так и сделала: свернула через несколько домов и осторожно пошла по кладке, все время, смотря себе под ноги, но знакомой калитке все не было. «А давай-ка я по мостику перейду на другую сторону, как мы до этого возвращались с речного вокзала», - подумалось мне. И опять кладки мелькали под моими ногами и, вдруг, они закончились, упершись в незнакомую калитку. Я постояла, в замешательстве, и возвратилась до первого попавшегося мне мостика, снова перешла ерик и когда опять кладки закончились, у очередной калитки, поняла, что заблудилась. Я не знала этого городка, всех этих переплетений кладок и мостиков, поэтому стала метаться из стороны в сторону, в надежде выбраться из этого лабиринта. Мне казалось, стоит пройти еще немножко и я выйду к знакомому дому. И только, когда закончились дома и впереди показались сплошные камыши, я готова была разреветься от страха, что потерялась. Тогда я оторвала свой взгляд от кладок и посмотрела в небо, как бы спрашивая у кого-то: «И что мне делать дальше?!». Так, глядя в небо, я повернулась в сторону домов и тут увидела блестящий крест на куполе церкви. Сразу же вспомнила, что нужный мне дом был рядом с церковью и пошла в направлении церкви, все время держа свой взгляд на кресте. И хотя мне пришлось еще час поблуждать, но у меня уже был ориентир, который помог мне возвратиться в нужный двор. Мама и Акулина Васильевна встревожено спросили: «Где ты была так долго?!». «А я заблудилась!», - выдавила я из себя и расплакалась, все-таки для меня это была стрессовая ситуация. Маме было неловко за меня и она сказала: «Как же ты, такая большая девочка, заблудилась?». Но Акулина Васильевна заступилась за меня: «Настя, не ругай ее, у нас и взрослые часто блуждают, а она еще ребенок».

       Сколько людей сегодня блуждает во мраке греха и суеты этого мира, не имея верного ориентира. Мне, на время, ориентиром стал блестящий крест. Давайте поразмышляем об этом символе, высоко превознесенном над многочисленными куполами, сокрытого на груди у живых и установленного на распутьях дорог и на многочисленных могилах.
Крест. Где его начало? В чем его сила?

       «Крест – фигура, состоящая из двух пересекающихся линий или прямоугольников. Первым цивилизованным народом, широко использующим кресты, были древние египтяне. В египетской традиции существовал крест с кольцом, анх, символ жизни богов.» ( Крест в язычестве. Википедия – свободная энциклопедия)

       Из данной информации примем, что крест - это определенная фигура и, именно она возникает в сознании при произнесении слова крест.

       В последнем столетии до нашей эры в Италии произошло освободительное восстание во главе со Спартаком. Однако, оно было жестоко подавлено. И тысячи крестов, с прибитыми телами мужчин, установлены были вдоль дороги, ведущей в Рим, чтобы все видели, что ждет непокорных властям. Две пересекающиеся деревянные перекладины стали местом агонии и смерти смелых воинов. ( Что должно было произойти с сердцем человека, чтобы он придумал так мучить себе подобных?!) И, несмотря на все страдания Спартака и его товарищей, ни перед одним из этих крестов люди не преклонили колени. Эти, грубо сколоченные орудия казни, воспринимались с ужасом и служили для устрашения подданных государства. Никому бы и в голову не пришло сделать их изображение из драгоценного металла и повесить себе на шею.

       Но в мир, чудесным образом, пришел Спаситель. Он родился от Девы Марии и до 30 лет возрастал в любви и послушании. В определенный Богом-Отцом час, Иисус Христос начал Свое служение людям, возвещая о Царстве Божьем и Его заповедях. Бог-Отец свидетельствовал о Сыне голосом с неба и многочисленными чудесами, которые совершил Иисус Христос силой, получаемой от Отца Небесного. Вот некоторые наставления Иисуса Христа людям, желающим войти в небесный золотой Иерусалим.

       « Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же». ( Луки гл.3 ст.11)

       «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;» (Матф. Гл.5ст.39)

       «Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» (Марка гл.10 ст.24)

       «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,» (Матф. гл.5 ст 44)

       Люди не смогли слушать такие слова и возненавидели Сына Божьего, требуя распять Его на кресте, как злодея.
«Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы;» ( Иоан. гл.7ст.7)

      Вот единственный крест, обагренный Пречистой Кровью Иисуса Христа Сына Божьего, перед которым склоняются верующие, свидетельствует о вине каждого живущего на земле. Ибо за грехи всех людей Он умер и был похоронен в гробнице. Но Бог-Отец ВОСКРЕСИЛ Его из мертвых и посадил одесную Себя на престоле Славы на Небесах. И это чудесное событие христиане празднуют каждый год на Пасху.
Как-то в страстную пятницу я позвонила своей хорошей знакомой и радостно поприветствовала ее: «Христос воскрес!». И тут услышала испуганный голос: «Как, уже?!». Я весело рассмеялась и ответила: «Да, уже, 2000 лет тому назад!». А потом, с грустью поняла, что для моей знакомой Иисус еще не воскрес, не в одну из Пасх, которые она празднует, и, тем более, 2000 лет назад. В ее понимании Его надо убить сегодня, а в воскресенье Он воскреснет. Он просто не имеет права быть уже сегодня живым. И как мудро предусмотрел Бог-Отец, что Иисус Христос умер и воскрес единожды, ибо люди, в действительности, убивали бы Его каждый год.
« Он жив! Он жив! Собой Он смерть попрал.
Он жив! Он жив! Господь всех сил восстал.
Он жив! Он жив! Сияньем окружен,
Ведет нас к вечной жизни Он.» ( Песнь возрожд.№621)

       И в этом мире есть всего Один Верный Ориентир на жизнь – ИИСУС ХРИСТОС, родившийся от земной девушки Марии, добровольно согласившийся на крестную смерть и воскресший, по заповеди Бога-Отца.
«Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего.»
( Иоанна гл.10 ст.17:18)

       И я желаю тебе, друг мой, читающий данный рассказ найти в своей жизни верный Ориентир и не спускать с него глаз. Благословений тебе!
«Христос воскрес!»