По клюкву

Вячеслав Кареев
                По клюкву


Как-то в конце августа, перед выходными, кажется в четверг, по старой традиции по окончании рабочего дня, многие из сотрудников собрались на большом крыльце нашего штаба из приспособленной сборно-щитовой финской казармы, перекинуться парой слов, да и обговорить кое -что на следующий день. Были тут и военные и гражданские. Часть-то наша состояла на половину из военных, наполовину их гражданских. Коллектив был дружный, не считая мелких недоразумений.
Вдруг, среди этого мирного вечернего разговора, раздаётся знакомый решительный вопрос нашей пожарницы, сторожа, уборьщицы, смотрящей за общим порядком на стройплощадке и проч. и проч. т.е. незаменимый в лагере человек, Веры Васильевны Вурдаковой:               
                - Лянид Ляксеич, слышко, чаго сказать-то хочу!
Обращается она к начальнику полигона, моему напарнику, я у него в замах.                – Что такое случилось Вера Васильевна!?
                - А чего случилось, клюква бабы говорят уж совсем поспела, надысь одна на Утрех шастала, так говорит, её там в этом годе видимо, не видимо, цельные поляны красные, надо бы собраться, съездить!
                - Так что ж, это дела хорошее, и отдохнёте и клюковки привезёте, только я по ягодам не специалист, это у нас Вячеслав Николаевич природовед, и рыбак, и охотник , и грибник, наверное и с ягодами справится, как, Вячеслав. Поможешь женщинам на зиму заготовки витаминные сделать!?
                - Никаких проблем, а вот , кстати, и зампотех батальона к нам двигается, сейчас всё и обговорим! Привет, Виктор Григорич, чего-то тебя к нам под вечер занесло. На завтрешнии работы всё вроде обговорили?
                - Я к Вам по другому делу, относительно выходных. У нас бабы , как с цепи сорвались, подавай им машину, они за клюквой видите ли собрались! А я им толкую, что это дело надо организованно провести, с начальником Центра согласовать, может и их женщины то же захотят прокатиться за клюквой. Вот и пришёл потолковать на эту тему. Да, я смотрю, ваши дамы тоже такого же настроя придерживаются!?
                - Сейчас всё рассчитаем. Захарыч, ты поедешь?
                - Ну, а куды они без меня денутся, дорогу-то я знаю, как к дому родному, чай на Утрех поедем, завсегда дуда ездили, без ягод не возвращались! Сей миг, я список наших составлю и у Григорича спрошу, сколь у них соберётся, тогда и решим, какой транспорт потребуется!
                - Захарыч, ну и что у нас там выходит по людям, подчситал?
                - Вячеслав Николаич, всё путём, 18 человек душ Христовых, из них 18 женского полу. А в приказ, я думаю надо вписать 20,
може кто ещё надумает, а старшим вас конечно, так, что осталось только указать машину и номер, да и водителя, чуть не забыл!
Я показал проект приказа Алексею, он передал зампотеху. Решили, что ГАЗ-66 вполне хватит, хоть и немножко тряско, но зато быстрей!
Выезд наметили на 6.00 Воскресенья со стройплощадки, а за батальонными заедем по пути. После завершения работ п пятницу начались приготовления к поездке. Я Аиде сказал, чтобы надела две пары тренировочных трико, от комаров не так лихо будет
Тронулись в путь вовремя, дорога шла то полем , то лесом. Когда до места сбора оставалось километров 3-4 дорога пошла лесом, и по моим оценкам весьма располагающий к росту грибов, бор беломошник с небольшим подмесом лиственного подлеска по опушкам. Я Навострил уши, встал к кабине и стал внимательно всматриваться в придорожный ландшафт. И чутьююё грибника меня не подвело. Сначала попадались сыроежки да свинухи, а потом у меня глаза разгорелись. Пошли белые, подосиновики и моховики беломошные. Я подхожу к Аиде и  тихонько ей говорю и показываю на обочины дороги, любимое место произрастания грибов. Я её в своё время тоже грибалкой заразил. Смотри, что делается, тебе очень хочется по болоту лазить и дурманом дышать? Я всё поняла, мы сейчас слиняем от сюда А остальные пусть клюквой забавляются! Правильное решение!
Подхожу к кабине, стучу водителю по крыше, машина останавливается. Смирно! Привал, дамы налево мужики направо! Променад перед основной работой. Захарыч, закончишь свои дела, подойди ко мне. Вот он я, что Николаич прикажешь! А приказываю я следующее: я с Аидой остаюсь в этом лесу, а ты остаёшься за старшего и продолжаете поездку к месту назначения. Через 2-2,5 часа мы будем вас ждать вот у этой 3-х рогой сосны. Понял? Не совсем, вы ж тоже за клюквой ехали, а теперь чего удумали? .А ты посмотри вокруг, и особенно вдоль дороги по опушечной поросли, брось цыгарку-то, а то губы подпалишь! Ну Николаич, тебе хоть один глаз и подпортили солдатики по неумению, а грибы ты видишь и с закрытыми глазами! Всё понял, тебя от грибов танком не оттянуть. Лады, объявляй перемену власти, и по коням. Я так думаю, что наши бабёнки более 2-2,5 часов в болотном дурмане не выдержат, домой запросятся!
Подходим к народу, собравшемуся уже следовать дальше, а я м объявляю:
                - Друзья мои я с женой остаюсь здесь, пока вы будете там на болоте преть и комаров кормить, мы с ней займёмся более интересным промыслом, а потом оценим успехи друг друга. Старшим назначаю Захарыча, поскольку он тут лучше всех ориентируется. Если, не дай Бог, что случиться, машину немедленно гоните за мной! А на обратной дороге вы нас подберёте. Вот и все дела!
Бабы поворчали поворчали в раздумьях, что же это Николаич с женой удумали, так ничего и не решив, залезли в машину и тронулись дальше. Тишина сразу настала божественная. Я говорю Аиде:
                - Слушай, а у нас посуды пожалуй маловато, всего два ведра, да ты хотела вообще одно брать!
                - Ты смотри, какая погода стоит, теплынь, а на нас по две пары тренировочных, камаров в лесу практически нет, они полетели наших баб есть на болот Вот и соображай, двое штанов, это не менее 4-х вёдер грибов!
                - Молодей, правильно мыслишь, мы им завязки внизу завяжем, и получится приличная тара. Теперь главная задача набрать грибов, чтобы не опозориться! И давай так сделаем, шляпки, как более нежную часть гриба будем класть в вёдра, а ножки и в штанах перебьются, они крепкие. Ну, что, вперёд, с Богом!
Решили сперва проверить глубинный лес. Лес беломощник это вообще уникальное явление природы. Подстилающая поверхность сплошной белый с синевой, ягель, жёсткий в отличии от сфагнума зелёного, хозяина еловых старых лесов. Подлесок полностью отсутствует, кое-где на полянах пиромидальный можжевельник, сосны до 100 лет, стоят редко 8-10м друг от друга, ветви, в отличие от корабельных рощ, начиная с третей нижней части ствола, клонятся к земле из-за своей длины, воздух насыщен смолистыми выделениями деревьев, дыхание лёгкое и глубокое, и абсолютная тишина, даже птиц не слышно, на душе становится спокойно. Не лес, а настоящий природный храм, хочется встать на колени и поднять руки горе и обратиться к Творцу с благодарственной молитвой!
Потом, отвлекшись от этих возвышенных мыслей, занялся более приземлёнными делами, за чем и остались здесь. Поиск и сбор грибов это лучший способ отвлечь себя от повседневных забот, и переселить себя в мир детства, откуда я и вынес всю эту любовь к природе и всему живому!
Время в лесу при таком увлекательном занятии летит незаметно, примерно как при работе на компьютере, на котором я сейчас пишу этот рассказ. Чтобы не быть голословным, могу подтвердить это фактами 3-х сожжённых чайников из нержавейки и нескольких кастрюль. Мы с женой не заметили, как у нас оказалось полных 2 ведра отборных шляпок и половина моих штанов корешков, а время прошло всего 2 часа. Когда мы перекусили и продолжили своё занятие, то поняли, что через 1-1,5 часа мы свое «норму» выполним. Примерно так оно и получилось. Когда мы вышли, к условленному с Захарычем, месту, я услышал отдалённый шум мотора, значит наши, возвращались. Минут через 15 они подъехали, и когда увидели нас с двумя вёдрами и двумя брюками превешеннами через шеи на грудь, и всё это было заполнено грибами из кузава машина раздалось протяжное «у-у-у11» Наши спутники обозвали нас хитрыми ловкачами, на что я «соркастически» ответил ,,,каждому своё..!» А домой мы все вернулись довольные и весёлые!
Вот ещё одна притча о грибах!

                29 апреля 2016 года
                Кареев В Н.