О фильме Спайка Джойса «Она»
Тема одиночества человека сама по себе не нова и всегда актуальна. В философии и литературе, визуальном искусстве она раскрывается по-своему. У Мунка в картине «Крик» одиночество пронзительно, у Садлера оно космическое, у героев-романтиков - овеяно жаждой свободы и наполнено внутренней мятежностью.
В философско-психологической мелодраме «Она» режиссера Спайка Джойса эта тема раскрыта оригинально, удивительно тонко и современно.
Писатель Теодор (актер Хоакин Феникс) - добрый, утонченный, погруженный в себя интроверт, - тяжело переживает расставание с женой, с которой его многое связывает. Он мысленно проигрывает жизненные сюжеты прошлого, пытается анализировать их и понять причину отдаления двух некогда столь близких людей. В душе его поселяется боль, апатия и хаос.
Он не становится мизантропом, но общение с приятелями, обилие чатов и общений «онлайн» не восполняют душевную пустоту. Теодор пытается найти выход в реальной жизни, но спасение приходит из виртуального пространства, когда в его жизни появляется операционная система, которую зовут Саманта, и которую он ласково называет «моя операционка».
Она наводит порядок в его письмах, выстраивает в логический ряд мысли, а душевную пустоту заполняет спокойным взаимопроникновенным общением. Не спорит и не перебивает, не засыпает укорами и все понимает. Ее негромкий мелодичный голос (в оригинале озвучивала Саманту Скарлетт Йоханнсон) буквально обволакивает, и устоять против него невозможно.
Так привязанность реального и виртуального героев переходит в нечто большее и заставляет искать ответ на вопрос: где пересекаются грани тонкого чувства и холодного разума, и что из них более объяснимо, что подавляется, а что доминирует.
Картина не для широкой публики. Но она будет понятна всем тем, кто причастен к творчеству, не холоден душой и хотя бы раз искал ответ на вопрос, что есть душевная боль человека.
И все-таки фильм Спайка Джойса не депрессивен. А лейтмотив одиночества - тема добра, мечты, тайны человеческой любви.