Война 1812 года глазами Наполеона

Золотое Крыльцо
На конкурс «Скажи-ка, дядя» в рамках Года истории 2012.
Публикация: журнал «Костёр», 2012 год, № 10

воображаемое интервью

Гриша: Здравствуйте, Наполеон Бонапарт. Вот мы и под арестом!
Наполеон: Здравствуй, Гриша.
Гриша: Скажите, пожалуйста, как Вы стали Императором французов, будучи простым корсиканцем?
Наполеон: Хорошо, я расскажу мою историю… Я родился в Аячо на Корсике. В детстве мой папа, Карло Буонапарте, переехал со мной в Париж, чтобы дать мне и моим братьям образование. Я стал там учиться в школе. Надо мной смеялись из-за корсиканского акцента, я обижался и чувствовал себя непонятым. Потом я поступил в Военную Академию. Там я стал увлечённо обучаться военному делу. В 16 лет я окончил Академию и стал бригадиром артиллерии. Великая Французская революция дала мне шанс головокружительной карьеры. Первой моей кампанией стала Итальянская, в 1796 году. Я смог превратить войска революционной Франции из голодного сброда в обученную, боеспособную армию. В течение лета я перешёл Альпы и вытеснил австрийцев, хозяев Аппенинского полуострова, из Северной Италии, Рима и Неаполя.
В 1798 году, по заданию Директории, возглавив Десант, я высадился в Египте, разгромил мамелюков и захватил страну. Однако англичане отправили со своей базы на Крите флот и уничтожили все французские корабли в сражении у Абукира. Наша армия оказалась отрезанной от метрополии, я вынужден был бросить своих солдат и бежал во Францию.
Организовав переворот 18 брюмера 1799 года, я стал Первым консулом Франузской республики, низложив при этом Директорию. На посту Первого консула я разгромил австрийцев в битве при Маренго в 1800 году и заключил Амьенский мирный договор, впервые за девять лет завершивший войну в Европе, а в 1804 году я провозгласил себя Императором. Вот как я стал Императором.
Гриша: После многочисленных побед и завоеваний Вы решили пойти на Россию. Почему?
Наполеон: Россия была ненадёжным союзником, от неё нельзя было ожидать исполнения моих требований. Я планировал разгром нескольких армий и заключение нового договора, который должно будет соблюдать. Однако моё вторжение в Россию спровоцировало войну народную, подняло всех русских на борьбу со мной.
Гриша: Тяжело Вам пришлось в России?
Наполеон: Да, я на собственном опыте узнал, что такое Россия. Это тебе не поле в Европе, где разгромишь армию – и маршируешь по столицам. Великий союзник – народ, он уходит в партизаны и чинит неудобства, с ним любой враг будет разгромлен. Я узнал, что такое русская зима. Это тысячи смертей и страдающие солдаты…
Гриша: В 1813 году, после Вашего изгнания из России, состоялись заграничные походы русской армии. В конечном итоге за пределами Франции Ваша империя перестала существовать. Что Вы вынесли из 1812 года?
Наполеон: Страна, которую защищает народ, непобедима.

Гриша Зобенко, 7 класс, школа 614, студия журналистики «Золотое КРЫЛьцо» ДДТ Петроградского района Санкт-Петербурга.