Первая клюшка

Сергей Засядкин


Вот зима снова вступила в свои права и ударили первые морозы. Сегодня вышел погулять на улицу с внуками, которые устроили целое сражение, играя в хоккей с мальчишками, проживающими по соседству. Наблюдая как они азартно гоняются за шайбой, неожиданно будто провалился обратно во времени. Перед глазами поплыли черно-белые кадры из детства, где уже мы сами под присмотром родителей  играли на оледеневшем асфальте двора.

  Наш город Волгоград во время Великой Отечественной войны был полностью разрушен. В нём не осталось ни одного целого дома. Тогда в середине 60-х годов город стремительно восстанавливался, застраиваясь новыми кварталами. Страна понемногу приходила в себя после войны и на полках магазинов начали появляться не только товары первой необходимости, но и такие редкости того времени как телевизоры, холодильники, различный спортивный инвентарь.

У нас во всём доме было штук пять телевизоров и пара футбольных мячей. Да и зачем их надо больше? Чтобы поиграть в футбол, достаточно было зайти за тем, у кого есть мяч. Телевизором же был оснащен так называемый «Красный уголок», расположенный в подвале дома. Там на просмотр художественных фильмов собиралось до нескольких десятков человек. Они рассаживались на установленные рядами лавочки. Дети удалялись из помещения, а «кинолюбители» курили папиросы по ходу действия комментируя сюжет. К концу сеанса в подвале в дыму можно было уже «хоть топор вешать». К мультфильмам помещение проветривали и курить при детях строго запрещалось.

Все жили единой общиной. Нам с родственниками вообще повезло. Я с мамой и папой, бабушкой и дедушкой – родителями мамы – жил в двухкомнатной квартире на втором этаже. А в соседнем подъезде на таком же этаже и тоже в двухкомнатной квартире жили еще мои бабушка и дедушка, но уже со стороны папы. С ними также проживали два их сына, у одного из которых были жена и сын – мой двоюродный брат.
Жили мы через стенку, кухня к кухне. Преимущество нашей квартиры было в том, что у нас на кухне был балкон. Выйдя на него, достаточно было постучать чем-то тяжелым по подоконнику. Если кто-нибудь из родни был дома, открывалось соседнее окно и при помощи сачка для бабочек в ту или иную сторону передавались необходимые вещи.
В то время балкон имел в жизни семьи наиогромнейшее значение:  на нем можно было курить, не задымляя квартиру, сушить белье, складировать овощи и фрукты. Так же на балконах еще хранились зимой - вещи летние, а летом - зимние, такие как санки, лыжи и клюшки для игры в хоккей.

  Вот о клюшках немного подробнее. В нашем доме было два хозяйственных магазина. Около которых всегда громоздились горы деревянных ящиков, из них наши отцы и делали спортивный инвентарь для своих чад. Плохо было то, что его  хватало лишь на один-два выхода на улицу.

Но клюшки можно было приобрести и в магазине. На весь Волгоград их завозили в сезон штук сто. Продавались они в том самом Центральном Универмаге, в подвалах которого в 1943 году был пленён командующий немецко-фашистской группировкой под Сталинградом фельдмаршал Паулюс.

И вот очередная зима. Мой возраст тогда можно было охарактеризовать так: из яслей в садик перешёл, но до школы «не дошёл». Всё наше детство проходило во дворе. Если кто-то узнавал новость днём, к вечеру о ней знал весь двор. Вот и очередное известие, которую ждал весь мальчишеский мир: в Универмаг поступили клюшки и их уже сегодня продают!

Мама с папой на работе, я у бабушки Тоси – мамы моего отца. Надо отметить, что она была удивительно доброй. Никогда за всю жизнь я не видел ее злой или сердитой. Хотя нет. Один раз видел. Тогда мы с мальчишками расхулиганились во дворе и какая-то бабулька не выдержав, стала ругаться, закончив фразой: «Хулиганье! Войны на вас нет!». Бабушка, услышав последние слова, с бледным лицом подскочила к ней в гневе: «Ты как смеешь такое говорить детям! Тебе мало того, что было?! Ещё надо?!» Соседка в смущении ретировалась, бормоча извинения.

Действительно, для их поколения ничего более страшного, чем война невозможно было представить. А моя бабушка со всеми своими сыновьями-погодками всю Сталинградскую битву, все двести дней и ночей, отсидела под бомбежками и боями в подвале разрушенного дома. Старшим у нее был мой папа. Тогда ему исполнилось всего пять лет. Бабушка героическими усилиями смогла вытянуть из этого ада живыми троих из четверых своих детей…

Она была небольшого роста, полненькая. Чем-то удивительно напоминала курицу. Казалось, в случае опасности, готова была в любое мгновение раскрыть свои руки как крылья, и укрыть ими всех своих родных. Как наседка, жертвуя собой,  закрывает от ястреба цыплят.

Так вот: клюшки продают, а мои родители на работе. Что делать? Остается только бабушка Тося. Тут надо сказать, что слышала она не совсем хорошо. Набираюсь смелости, подхожу и тихонько прошу:

- Бабушка, купи клюшку. Пожалуйста.
- Чего, милый?
- Клюшку купи.
- Да зачем она тебе? Кушать захотелось? Пойдем, покормлю.

Действительно, время обеда. Пришлось идти домой. Пообедал.

После обеда положено спать. Вздыхаю, но пришлось ложиться. Должен быть послушным – как бы клюшка не сорвалась! Проснувшись, перебрал в голове все положительные дела, которые сделал за день. Получилось их очень много: суп съел, поспал, не баловался… Просто идеальный ребенок! Бабушка сидит на кухне. Подхожу к ней и, заглядывая в глаза, тонко намекаю:

- Бабуля, клюшку хочу!

Бабушка даже как-то растерялась:

- Ну, что ж, милый. Пей уж молочко и пойдем, купим тебе ее.

Быстро управился с молоком, одеваемся и выходим. Но идем не к Универмагу, а вдоль Волги в обратную сторону. Знаю, что там только молочный  и хлебный магазины. Ничего не понимаю. Зачем туда идём? Ведь если покупать молоко и хлеб, то на клюшку денег точно не хватит! Куда же все-таки мы держим путь?

Вот благополучно миновали молочный магазин. Что ж. Уже легче. Ещё бы и хлебный так же.

К сожалению, не получилось. Заходим. Бабушка должна, как это бывало обычно, подойти сначала к хлебу и купить половинку ржаного (8 копеек) и половинку белого (10 копеек). Потом, скорее всего, батон булки (15 копеек). Ну, и, может, если останется денег, еще пару рогаликов (по 5 копеек). Но она идет к плюшкам. Тогда плюшки казались недостижимыми. Они стоили целых 22 копейки! Это были витые булочки, посыпанные сахаром. Их за дороговизну покупали очень редко. Больше к праздникам. А тут бабушка подходит и (что она делает?!) покупает эту дорогущую плюшку! Теперь точно денег на клюшку не хватит! Душа быстро-быстро крутится в груди волчком. Потом сжимается в комок и подкатывает к горлу. Не могу сказать ни одного слова. Ну, зачем она это сделала?!

Когда вышли из магазина, бабушка с гордостью вручает мне эту булочку.
 
- Вот, внучек, просил – бери!

Тут уж комок, подкативший к горлу, находит выход ручейками слез из глаз. До меня доходит, что бабушка просто перепутала слова «плюшка» и «клюшка»! И не о какой клюшке она даже не думала! Слез, конечно, стыдно – казак не может плакать, но они текут.

Бабушка испугалась, не понимая чем могла так расстроить внука. А мне было и горько  от того, что не сбылись ожидания, и стыдно потому, что вообще посмел попросить такую дорогую вещь у бабушки. Не в силах больше терпеть, я уткнулся в бабушкино пальто и зарыдал.

Тут бабушка совсем растерялась, а мои слова в судорогах рыданий, все равно, как ей казалось, возвращались к плюшке.

В какой-то момент, подняв глаза, я увидел слезы и у бабушки. Стоим и плачем теперь уже вдвоем. Проходящие мимо люди ничего не понимали, но все равно сочувственно смотрели на пожилую женщину и ребенка. Потом мы потихоньку успокоились и пошли домой.

К тому времени родители уже вернулись с работы и встретили нас дома. Понятно, что увидев наши красные глаза, тут же были расспрошены. Когда выяснилась причина, все рассмеялись. Но когда бабушка ушла, тут уж я получил нагоняй по полной. У бабушки с дедушкой пенсии были небольшие и нам с братом всегда запрещалось просить у них деньги даже на мороженое, а уж тем более на игрушки. Да мне и самому было стыдно за мой поступок и слезы. В конце концов воспитательные экзекуции закончились и семейный совет постановил, что всё-таки в бюджете семьи есть возможность на приобретение этого необходимого спортивного зимнего инвентаря. Мама пообещала назавтра пораньше освободиться с работы, зайти в магазин и купить клюшку.
Трудно сегодня вспомнить, как и провел ночь и день в ожидании той светлой минуты, когда, наконец-то, сбудется мечта. Даже гулять тогда не пошёл. Зачем попусту гулять, когда можно выйти во двор с новой клюшкой и играть в хоккей «по-настоящему»!

Стрелки часов неуклонно стремятся к 18.00. Мама обычно приходит в 17.50. Это я знал точно. И когда она даже на пару минут задерживалась, все начинали беспокоиться. Но сегодня ей предстояло зайти в универмаг, значит дома она придет, наверное, полседьмого. Сижу и, как мне казалось, взглядом нажимаю на стрелку, стараясь ускорить ее движение.

Но долгожданный звонок раздается всё равно неожиданно. Вскакиваю и бегу открывать дверь. С розовыми щеками от мороза, счастливая и довольная стоит в дверях мама и держит в руках клюшку … для хоккея с мячом.  Ну, и что я буду с ней делать, когда мы во дворе играем только в хоккей с шайбой?! Попробуй попади по шайбе этим агрегатом! Стою не знаю, что делать. Слезы кончились вчера, но и сегодня за них ещё стыдно. И разве можно показать на лице недовольство, когда из бюджета семьи и так на эту игрушку с трудом выделили деньги. Стараюсь натужено улыбнуться и показать, что я очень рад. Но маму то не обманешь! Поэтому она спрашивает:

- Сынок, что-то не так?
- Нет, мамочка, все отлично!

Чтобы скрыть свое разочарование, по-быстрому одеваюсь и бегу на улицу. Там мальчишки уже гоняли в хоккей.  Конечно, было очень неудобно сначала попадать этой полукруглой клюшкой по шайбе. Но к концу гуляния худо-бедно как-то приноровился. А то, что эта клюшка «настоящая», всё равно вызывало уважение окружавших меня мальчишек. Мне даже чаще стали давать пас в игре. Да и с игроками противника играть стало легче: они не решались ударять своими «палками» по моей обновке. Домой я вернулся уже в отличном настроении.

Когда папа пришел с работы, то он с улыбкой объяснил маме её промах. Но оказалось, что клюшки для хоккея с шайбой в магазине закончились уже в первый день продаж, а остались только вот такие. Так как клюшка была в полтора раза выше меня, то папа не стал ждать когда я подрасту и ее укоротил немного. Не до нужного тогда мне размера, а так, чтобы «ещё на два-три годика хватило». Но и такая клюшка стала для меня «вообще удобная». В этот год я до конца зимы играл ею. Играл и потом еще несколько лет.

Спустя какое-то время, когда появилась «настоящая» клюшка для хоккея с шайбой, моя первая ушла в «запас». Но еще много лет вместе с другим спортивным инвентарём доставалась зимой из кладовки и «запасной» ставилась в угол у входной двери.
Тут картины прошлого, как закончившийся фильм, куда-то исчезли и я снова оказался рядом со своими внуками. Неожиданно вспомнил, что не так давно, когда перебирал в подвале рыболовные снасти, мне на глаза попалась та самая моя первая клюшка. Поспешив домой, обнаружил её на том же самом месте.

А еще через несколько минут уже старательно обходя малышей, гнал своей первой клюшкой шайбу к воротам «противника».