Историческая идентификация общинных групп бладов

Григорий Коротков
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОБЩИННЫХ ГРУПП ПЛЕМЕНИ БЛАД
                / Хью А.Демпси /

Здесь представлена история образования групп индейцев блад, особенно отмечающая, что до периода резервации традиционная структура племени блад не была постоянной.

    Индейцы блад являются частью нации, говорящей на языке блэкфут, исторически населявшей территорию от верховий реки Миссури в штате Монтана, на север до реки Саскачеван в Альберте. Это типичное племя северных равнин, экономически зависевшее от бизонов, пока они не были вынуждены в 1880 году поселиться в своих резервациях в южной части провинции Альберта. Как и другие северные племена равнин, блады с целью собирательства и охоты разделялись на ряд более мелких частей. Например, в определенное время сбора ягод, зимой, если бизоны были многочисленны в той или иной области, всё или большая часть племени собиралась лагерем в одной области. При больших сборищах типи, внутренняя организация отдельных групп была четко определена. Аналогичным образом, когда племя собиралось в огромный круг для Танца Солнца, каждая группа имела заданное местоположение, те, кто кочевал в северной части охотничьих угодий, располагались на северной стороне круга и другие на юге.
    Джордж Бёрд Гриннелл, неоценимый регистратор жизни черноногих, заявляет, что каждое из племен подразделяется на патрилинейные роды (Grinnell, 1892:208). Однако это простое определение не соответствует историческим реалиям нации черноногих. Хотя, возможно, род являлся ядром отдельных групп, существовало так много исключений из этого правила, что вряд ли можно применять подобную формулировку. Скорее, (1954:87) более подходящим является определение Лоуи о том, что изначальным подразделением равнинных племен была группа, или «локальная группа людей, совместно бродивших в поисках средств к существованию».
**Hugh A. Dempsey, Glenbow Museum, 9th Avenue and 1st Streets, SE., Calgary, Alberta, Canada T2G 0P3.

    Группа являлась не более чем функциональным блоком. Она должна быть небольшой, чтобы обеспечивать жизнеспособную экономическую базу для своих членов, но всё же достаточной по размеру, чтобы позволить развиваться определенным религиозным и социальным удобствам, таким как воинские общества, ритуалы магической трубки или азартные игры. В отличие от своих соседей - лесных племен, которые должны были кочевать небольшими семейными подразделениями из-за одиночного характера животных, на которых они охотились, бладам удавалось формировать относительно большие группировки, ориентированные на стада бизонов. Тем не менее, размер общины часто зависел от конкретной экономической ситуации. Например в 1855 году, Джеймс Доти (1966:24) отметил, что основной лагерь бладов состоял примерно из 200 палаток, в то время как группа обездоленных «Волосатых Рубах», которая в то время использовала собак в качестве основных вьючных животных, насчитывала только 18 типи. Совместные большие лагеря «Последователей Буйвола» и «Едоков Рыбы», могли собираться в таких больших количествах, потому что это происходило осенью, бизоны в их регионе были многочисленны, и лагерь мог легко переместиться, когда лошади съедали траву в непосредственной близости от стойбища.
   С другой стороны бедным Волосатым Рубашкам, мешало их отсутствие мобильности на охоте и в путешествии. Тем не менее, каждая группа была в состоянии функционировать в своих заданных пределах. Манёвренность являлась ключом к успеху групповой системы. Каждая община была подвижной в своих размерах, структуре и передвижении. В течение года, группа могла объединяться на несколько месяцев с другой общиной, разделиться из-за споров внутри группы, двинуться на север, чтобы присоединиться к черноногим, если в том регионе бизоны были более многочисленны, или зимовать с пиеганами из-за семейных отношений. Если группа становилась слишком большой, она могла разделиться на две общины. Так произошло в 1870 году , когда Много Детей отделились от группы Много Жирных Лошадей. Если болезни или войны катастрофически сокращали общину, она могла легко объединиться с другой и в конечном счете потерять свою идентичность. Хорошим примером является группа Медвежьего Народа, который был вовлечен в битву со своими коллегами черноногими, а после убийства лидеров, остальные маленькими группами бежали к Едокам Рыбы и были поглощены ими.
    Существовали многочисленные вариации. Была даже одна ситуация, когда два члена группы Едоков Рыбы, Скальповое Одеяние и Утка, собрали вокруг себя сильный семейный костяк. Они имели все внешние признаки новой группы, а так как двое мужчин стали быстро продвигаться, как скаковая лошадь, группа получила известность как Иноходец Пожирателей Рыбы. Тем не менее, они не стремились отделяться от материнской общины, поэтому их последователи остались с Едоками Рыбы - почти отдельной, но не совсем отколовшейся группой.

    Общины бладов, как таковые, не имели никаких табу или ограничений, имевшихся в воинских и религиозных обществах. Практика жениться в пределах общины осуждалась, не потому, что каждая группа имела табу, но потому что пара вероятно, могла быть связана между собой родством. Как заявил один из респондентов (Чарли Pantherbone, 1960 pers. comm): «Два человека из той же группы не могут жениться. Предводитель общины, как правило, являлся отцом всех её участников, поэтому он не хотел, чтобы его дети женились друг на друге».
    С другой стороны, если член группы был сиротой, усыновленным из другой общины, вдовой, которая осталась в общине своего мужа после его смерти, юношей, который пришел на работу в качестве пастуха, или одним из многих не родственников, встречавшихся в группе, то ограничение не распространялось. Один из моих информаторов, например, родился в группе Все Высокие Люди, но был поднят своей бабушкой по материнской линии из Едоков Рыбы, а позже женился на представительнице этой общины. Важна не принадлежность к группе, а кровная связь.
    На самом деле, юмористическая ситуация сложилась среди богатой группы Едоков Рыбы, как описано у информатора (Pantherbone, 1960): «Есть то, что мы прозвали Sik-awk-oh-mi-yowi или Карусель Пожирателей Рыбы» - сказал он. «Речь идёт о мужчинах из других групп, которые были приняты к Едокам Рыбы, а позже женились на ком-то из этой же общины. Они стали Едоками Рыбы кружным или окольным путем». (1892:208)  Определение Гриннелла, приведенное ранее, что группы бладов патрилокальны, также было поддержано преподобным Джоном Маклином (1895:251), который сказал: «жена уходит с мужем к его роду и живет там с ним». Упомянутые здесь новые полевые исследования показали, что исключения встречались почти так же часто, как норма. В самом деле, матрилокальная семья оказалась довольно распространена, когда девушка происходила из более богатой группы, и в частности, если ее отец был вождём. Например, блад по имени Бычий Щит присоединился к группе жены – «Паршивые», и стал ее лидером, когда его свекор умер в 1878 году.  Другой пример - Бегущий Кролик, происходил из Черных Лосей, но присоединился к Едокам Рыбы, когда женился на любимой дочери вождя этой группы. В последующие годы, он был признан младшим лидером и назначен вождём договором с канадским правительством.

    При исследовании семьи Красной Вороны, главного богатого вождя племени блад и лидера Едоков Рыбы, передвижение молодых людей в его группе очевидно. ВОЛК С ОБРЕЗАННЫМИ УШАМИ, член общины Много Детей присоединился к Едокам Рыбы(1840?), когда его сестра вышла замуж за Красную Ворону, а позднее стал ее лидером. Спящий Наверху, Жёлтый Ручей, Мундштук Магической Трубки, перешли из группы Все Высокие Люди, когда их сестра вышла замуж за Красную Ворону, но Не Вождь и Много Мулов не присоединились к Едокам Рыбы, когда женились на дочерях вождя. Мой информатор Кость Пантеры (Pantherbone , 1960) заявил:
    Когда мужчина женится, он сам выбирает в какой группе ему жить. Если человек из Черных Лосей женился на представительнице Едоков Рыбы и решил перебраться в ее группу, он просто переезжает, а затем считается Едоком Рыбы. Как правило, он делает выбор, который является для него наиболее выгодным. У одной женщины, которая вышла замуж за человека из другой группы, был младший брат. Переехав в группу своего мужа, она взяла брата с собой. Когда этот мальчик вырос и женился, он мог, если бы захотел, вернуться со своей женой к первоначальной группе, мог взять ее в общину мужа своей сестры, либо пойти в группу жены. Такая ситуация часто встречалась среди бладов.

    Эти передвижения между группами в значительной степени определялись экономическим и социальным положение рассматриваемых общин. Если богатая община была отмечена успехами в войне и конокрадстве, обладала шаманом, который последовательно приносил группе удачу в охоте, или, если политическое руководство группой помещало её в привилегированное положение, молодые люди стремились пополнить их ряды либо при вступлении в брак, как родственник невесты, или даже как пастухи.
    Внешние силы, которые влияли на экономику или статус группы также могли нести значительные последствия. В 1840-х, когда главный агент (то есть человек, отвечающий за торговый пост ) Американской Пушной Компании женился на сестре Видного Издалека, главы Едоков Рыбы, его группа немедленно повысила свой социальный статус. «Одна из причин того, что Виден Издалека стал вождём», - сказал информатор (Перси Крейтон, 1954) – «Было то, что он использовал своего шурина, г-на Калбертсона, чтобы получать всевозможные подарки и стать самым богатым воином среди бладов».
    Когда индейский агент, в 1883 году назначил человека по имени ТЕЛЯЧИЙ ХВОСТ, ничтожного - как главный вождь племени, с тем чтобы помешать усилиям военного вождя, который стремился к этой должности, многие блады стали стекаться в новую группу. Понимая, что лидер назначен правительством, они ожидали, что получат много плюсов. Но по иронии судьбы, Телячий Хвост умер через несколько недель после своего назначения, оставив группу в замешательстве, поэтому в шутку их стали назвать «сироты».
 
   Статус группы обычно зависел от репутации или доблести ее лидера. По большому счету, наиболее известными в 19-м веке вождями, были те, кто приобрел репутацию как воин или шаман. У такого человека было больше шансов, что эта способность позволит ему стать вождём своей группы. В то время как наследственное руководство среди бладов не было обязательным, как правило, после смерти вождя, его сын, брат или зять, брали руководство под свой контроль. Однако из-за гибкости системы общин, выбор делали сами участники групп, либо договариваясь, либо через прямое голосование. Если консенсус не достигнут, кандидат может заявить, что он на следующее утро переносит свой лагерь, это заставит членов группы принять решение, идти с ним или остаться с одним из других претендентов. Часто два кандидата могли быть братьями, как это произошло в 1870 году, когда ЧЁРНЫЙ МЕДВЕДЬ, лидер Едоков Рыбы, умер во время эпидемии оспы, а КРАСНАЯ ВОРОНА и его брат РОБКИЙ СТАРИК (Sheep Old Man) стремились занять эту должность. Когда Красная Ворона заметил, что общественное мнение в его пользу, он объявил, что уходит, и те, кто не определился, наконец, сделали выбор и последовав за большинством, пошли с ним.
 
    Но семейные отношения при выборе нового вождя не были единственным критерием. Как отметил Джордж Симпсон в 1841 году: «должность вождя часто является наследственной. Но только одно его рождение, не связанное с талантом или храбростью, не обеспечивает какого-либо рассмотрения в племени, поэтому сын даже самого сильного вождя, не имевший всех этих качеств, скатывался в ранг совершенного ничтожество и награждался презрением, становясь тем, кого индейцы очень решительно характеризуют термином «жалкий». Симпсон также отметил, что вождь не являлся пожизненным, но руководил только до тех пор, как был способен вести группу. «Когда на него надвигаются первые симптомы старости, он очень мудро отрекается от престола (чтобы избежать более резкого увольнения ) в пользу своего сына или другого преемника». Такая отставка была отмечена торговцем мехами в 1794 году (M'Gillivray, 1934:50), когда ЛЕБЕДЬ, ведущий вождь черноногих, стал «состарившимся и нетрудоспособным» и был «вынужден покинуть свой пост». Руководство перешло к явно не родственнику, БОЛЬШОМУ БЕЛОМУ(Gross Blanc), которого торговец описал как «человека необоснованных амбиций и жестокости».
    Информаторы знали о ряде случаев, когда уходивший в отставку вождь передавал свой титул молодому человеку, как правило, сыну или брату. ДВА СОЛНЦА в 1840 году отказался от своего руководства Едоками Рыбы в пользу сына, Видного Издалека. ДИТЯ РЫБЫ отказался от своего руководства общиной Много Жирных Лошадей в пользу своего брата МНОГО ПЯТНИСТЫХ ЛОШАДЕЙ в 1850-е годы; а ЧЕРНОНОГАЯ СТАРУХА стал главой Черных Лосей в то время как ее бывший лидер ОРЁЛ ВОЖДЬ, был еще жив.
    Одной из очевидных причин, почему руководство часто переходит к родственнику, являлось то, что большинство из наиболее известных людей в группе были тесно связаны между собой. Старший сын или младший брат были посвящены в повседневные обязанности руководства и имели возможность лично познакомиться с элитой внутри племени или нации, тем самым приобретая привилегированное положение для владения политическим влиянием.

    В их традиции не было насильственных споров за лидерство. Даже во время опасной половины десятилетия с 1869 по 1874, когда виски свободно продавалось в стране, а внутриплеменные конфликты черноногих стали обычным делом, споры за руководство никогда не были их причиной. Это может быть связано с демократическим характером системы групп, никто из вождей не осуществлял диктаторского контроля над своими последователями, даже во время войны. Если блады были недовольны  руководством и отказывались от вождя, он мог просто переехать в другую группу, а если у него имелись последователи, создать свою собственную. Вождь с диктаторскими замашками скоро замечал, что у него исчезают сторонники.

    Удачливый вождь обычно обладал рядом положительных качеств. Он должен быть щедрым, хорошим кормильцем, и чаще всего - богатым, а также иметь достойный военный послужной список. Зачастую он проводил церемонии, являлся оратором и дипломатом. Не каждый лидер был одарен всеми этими качествами, но некоторых люди помнили, потому что те преуспели в одном или нескольких талантах. Магический Телёнок - лидер общины Много Опухолей, был известным оратором; Телячья Рубашка из Бойцов-Одиночек - воином с репутацией; Много Пятнистых Лошадей из группы Много Жирных Лошадей был чрезвычайно богат; а Белый Теленок из общины Костный Мозг являлся одним из ведущих организаторов церемоний и оратором. Виден Издалека - лидер Едоков Рыбы, считался особенно эффективным, привлекая в своею группу большое количество не родственников из-за личного богатства, военных заслуг и политического влияния. Один информатор (Creighton, 1954, pers. comm..) описал его так:
    Видимый Издалека был щедрым человеком. Однажды, когда блады выехали на бизонью охоту, у одного человека не было нужного коня, разве что, несколько старых вьючных животных. Он пошёл к Видному Издалека и спросил: «Могу ли я использовать одну из твоих лошадей, чтобы охотиться на бизона». Видимый Издалека ответил: « Конечно, возьми вон того». Когда мужчина вернулся после охоты он привёл к жилищу Видного Издалека коня, везя много мяса, но вместо того, чтобы принять мясо, вождь сказал: «Возьми его. У меня достаточно своего собственного. Используй мою лошадь всякий раз, когда тебе нужно будет идти на охоту». Ведя войну, Видимый Издалека совершал рейд за рейдом. Вместо того чтобы вернуться к себе домой в лагерь, после успешно проведённого набега, он послал в стойбище несколько подростков с захваченными лошадьми, чтобы те передали их женам вождя, которые присоединят животных к его табуну.

    У бладов не было главного вождя племени, как такового, что всегда создавало путаницу для белых торговцев и путешественников. Подобно тому, как демократическая система работала в выборе вождя группы, такое же общее руководство осуществляли смешанные лагеря, или всё племя, различаясь в зависимости от обстоятельств. Если в зимнем лагере блад собиралось большое число общин, и они были растянуты вдоль долины реки, по всей видимости, один из их лидеров, признавался главой над другими - за своё влияние, такт, или дипломатические способности. Это делало его ответственным за отправку глашатаев для приглашения на заседания совета, так часто, как требовалось для хорошего управления лагерем. Мужчины в неформальной обстановке курили, пили чай, а также обсуждали вопросы. Как правило, любые проблемы решались на основе консенсуса, а не диктата. Если вопрос не мог быть решен, ведущий вождь взвесив все политические настроения либо принимал твердое решение или оставлял вопрос в состоянии неопределенности. Если кто-то из вождей не соглашался с решением, он был в праве переместить свой лагерь. 
    В ходе зимы, к бладам иногда присоединялись несколько других групп, среди которых мог находиться вождь с большим влиянием, чем один из председательствующих, то это предполагало принятие вновь прибывшего в руководство Советом. Обычно это происходило неформально и без злобы, что не удивительно, так как многие из руководителей, являясь частью племенной элиты, были связаны через брак. Если вождь ревновал свою позицию, он просто избегал лагеря того, где он должен был обязан играть второстепенную роль.
    Конечно, иногда случалось, что два ведущих руководителя могли сталкиваться. Среди черноногих, ВОРОНЬЯ НОГА(Crowfoot) заменил старейшину СТАРОЕ СОЛНЦЕ(Old Sun) в качестве ведущего вождя племени и на заседании Совета было принято решение, что двое мужчин будут путешествовать вместе, чтобы после Танца Солнца охотиться на бизонов. Тем не менее, Старое Солнце решили уйти до конца церемонии, и повел из лагеря волокушу жены, тогда Кроуфут попытался задержать его силой, выстрелив в лошадь. Однако, старое Солнце бросил вызов Вороньей Ноге и всё равно ушёл ( Демпси, 1972:68-69 ).
    В рейтинге по степени важности, среди политических вождей бладов, непосредственно перед договором 1877 года с правительством Канады были Красная Ворона, Многодетный Отец, Магический Теленок и Много Пятнистых Лошадей. Мнения информаторов варьируется в зависимости от их собственной принадлежности к группам, но все соглашались на главенство четырех этих лидеров.

    Когда разбивался лагерь, будь то в виде одной группы или всего племени, политический вождь осуществлял контроль над воинскими обществами. Он назначал их ответственными за охрану стойбища, контроль над бизоньей охотой, за поддержание внутреннего порядка и защиту общины по пути следования.
    После назначения воинского общества осуществлять авторитарный контроль в заданных пределах, даже руководители групп не могли им перечить. Например, однажды, когда пиеганы охотились, было обнаружено стадо и объявлен приказ, чтобы никто не охотился до следующего дня. Это должно было дать каждому время подготовить своих лошадей и снаряжение. Некоторое время спустя, патруль воинского общества наткнулся на лидера группы Одиноких Бойцов рядом с мертвым бизоном. Он пытался утверждать, что к нему законы не применимы, но воины сняли с него одежду, взяли коня и заставили его семь миль идти пешком обратно в лагерь. По прибытии, ему вернули лошадь, но его одеяла были уничтожены, а остальная часть его оснащения осталась у воинов (Маклин , 1895:254-255).
    Политический лидер мог контролировать воинские общества только в мирное время. Если стойбище оказывалось в ситуации опасности нападения вражеского военного отряда, человек, который был известен своим боевым опытом, принимал руководство лагерем и воинскими обществами. Обычно такой человек был вождём группы, хотя и не всегда. Хорошо известно, что в чрезвычайной ситуации эти воины быстро и бесспорно сменяли командование. Двумя ведущими военными вождями в конце кочевого периода были Магический Теленок и Белый Теленок. Даже такие лидеры, как Красная Ворона и Многодетный Отец, неофициально признанные торговцами  в качестве главных вождей племени, в периоды опасности на время теряли свой статус и подчинялись военным вождям.

     В нации блад существовало пять(5) основных групп и тринадцать(13) второстепенных подразделений, каждое из которых, имело прямую связь с основной общиной.
    Главными группами были:
*Последователи Буйвола(Ini'-poy-i),
*Едоки Рыбы(Mam-yow'-i),
*Одинокие Бойцы (Ni-tai'ks-ка),
*Много Опухолей (Aka'ks-sumaks) и
*Черные Лоси (Siksi'n-oka).
-------Свою верность Последователям Буйвола сохраняли:
*Много Жирных Лошадей (Awa'-poso-otas),
*Много Детей (Aka'-Poka),
*Костный Мозг (Ipa-ki'ni-ma),
*Все Высокие Люди(Mu-ti'-spita),
*Владельцы Ножа(Neta'ks-isto-waniks),
*Все Коротышки (Mu-ti'k-uks) и
*Все Черные Лица (Mutay'-siks-ki).
--------К Едокам Рыбы относились:
*Шесть Ртов (Na-oy'-i),
*Стреляющие Вверх (Us-po'ki-omiks),
*Много Коричневых Ласок (Aw-kow'-ta),
*Люди Медведя(Ky'-yo-tapi) и
*Волосатые Рубахи(Isi'-so-kas).

У Много Опухолей были *Паршивые(A'pi-kaks).
Ни Одинокие Бойцы, ни Черные Лоси не имели никаких подгрупп.
Две дополнительных группы, образовались после того, как блады поселились в своей резервации:
-Сироты(Imuks-ay'k-ni) от Последователей Буйвола и
-Кривые Спины (Nамо-pi'si) от Многих Опухолей.

    Из основных групп и их филиалов, Последователи Буйвола, несомненно, в течение многих лет являлись наиболее крупной и влиятельной общиной. Их самым ранним известным лидером был ЖИР БЫЧЬЕЙ СПИНЫ, которого в 1833 году Джордж Кетлин (1926, 1:33)описал, как «главного вождя нации черноногих; он красивый и достойный индеец, примерно пятидесяти лет». После четверти века войны между черноногими и американцами, с момента после экспедиции Льюиса и Кларка, Жир Бычьей Спины стал человеком, который, наконец, в 1832 году установил мир. В дальнейшем он позволил Американской Пушной Компании построить на Верхней Миссури Форт Пиеган и увеличил своё собственное влияние, когда его дочь вышла замуж за одного из торговцев. После смерти вождя в 1842 году, руководство Последователями Буйвола перешло к его сыну, также известному как ЖИР БЫЧЬЕЙ СПИНЫ.
    Доминирование Последователей Буйвола в племени блад, начало рушиться в конце 1840-х годов. Это произошло отчасти из-за смены руководства и в связи с тем, что ВИДЕН ИЗДАЛЕКА стал вождём соперничающей группы Едоков Рыбы. Мало того, что новый лидер был ярким человеком с громкими военными подвигами, но в тоже самое время, когда он взял на себя руководство, его сестра Священная Змея, вышла замуж за главного торговца Американской Пушной Компании (American Fur Co), Александра Калбертсона. Сочетание агрессивного руководства Видного Издалека и его влияние на торговцев, вскоре нарушило баланс власти Последователей Буйвола.
При подписании договора с американским правительством на реке Джудит в 1855 году, Бычье Сало и Видно Издалека были признаны в качестве двух ведущих вождей племени, но последнему была оказана честь первым подписать документ.
    Одной из проблем, с которыми столкнулись Последователи Буйвола было то, что некоторые из их подразделений, проявляли такую независимость, что вряд ли стоило рассчитывать на их поддержку в племенных политических вопросах. Например МНОГО ПЯТНИСТЫХ ЛОШАДЕЙ из общины Много Жирных Лошадей считал себя равной с Жиром Бычьей Спины фигурой. Он был одним из тех, кто подписал договор 1855 года, но позже, когда оказался втянутым в спор в своей собственной группе, отказался от нее и взял на себя руководство Одинокими Бойцами, не входившими в состав Последователей Буйвола. Кроме того, когда второй Бычье Сало умер, руководство группы перешло к его зятю, ОТЦУ МНОГИХ ДЕТЕЙ(Многодетный Отец), но племянник вождя, ТРЕТИЙ Жир Бычьей Спины, оспорил этот выбор и увёл часть последователей, сформировав общину Все Коротышки. Не нужно объяснять, что эта группа не являлась сторонницей основной общины.
    Между тем, Едоки Рыбы смогли сохранить верность всех своих ответвлений. По сути, Много Коричневых Ласок и Шесть Ртов часто кочевали с Едоками Рыбы, а Люди Медведя в конечном счете были обратно поглощены родительской группой.
К моменту сбора бладов на реке Боу в 1877 году для переговоров по договору с правительством Канады, Последователи Буйвола все еще были самой крупной по численности группой в племени, но ее лидер Многодетный Отец, был неэффективным и настолько старым, что его приходилось носить на руках и волокушах. Многие считали вероятным преемником на должность вождя его сына ЗАДНЕГО БЫКА(Hind Bull), но старик не захотел уйти в отставку. С другой стороны, Едоков Рыбы возглавлял 47 -летний КРАСНАЯ ВОРОНА.
    Правительство считало Многодетного Отца и Красную Ворону двумя основными вождями нации, но когда первый отказался от положения главного вождя в договоре. Проницательный Красная Ворона принял меры, чтобы занять место патриарха. Дождливый Вождь был лидером одного из ответвлений группы Едоков Рыбы. Соответственно, Красная Ворона стал единственным главным вождём племени для принятия всех практических решений.
    Красная Ворона еще более упрочил свое положение, когда были распределены деньги по договору. Каждого вождя попросили перечислить членов своей группы, так чтобы по спискам выдать положенные деньги. Последователи Буйвола и все их ответвления выступили по отдельности, каждое было признано в качестве отдельной группы. За Последователями Буйвола было зарегистрировано 118 членов, Все Коротышки 210 - последователей, Костный Мозг - 107, и Все Высокие Люди - 167. Всего у них насчитали 602 человек, но они были разделены на пять вождей.
    Красная Ворона не позволял своим последователям разделиться на фракции. Вероятно, с согласия вождей его групп-ответвлений, он выступил в качестве единственного лидера Едоков Рыбы, Шести Ртов, Стреляющих Вверх и Много Коричневых Ласок, всего 304 человека, одновременно как "головной" вождь сообщества. Дождливый Вождь появился со своим 51 членом группы Волосатые Рубашки. Сразу после проведённых выплат, Красная Ворона отметил, что существует целый ряд людей, которые тоже должны подписать договор, но у которых нет своих собственных групп. Услужливые комиссары разрешили ОДНОМУ ПЯТНУ, БЕЛОЙ ПОЛОСАТОЙ СОБАКЕ и ЛУНЕ, вождям из трех групп-ответвлений, подписать договор и значиться вождями.
    Эта ловкая серия ходов Едоков Рыбы и их сторонников закончилась полным укомплектованием вождей, и Красная Ворона создал и возглавил самую крупную единую группу племени. С этими списками по выплатам, позиции Красной Вороны как основного главного вождя, отныне не подвергались сомнению со стороны правительственных органов, а Едоки Рыбы оставались доминирующей группой до окончательного упадка общинной системы.

    Практика выдачи отличительных имен различным группам блад, не была уникальной. Она часто использовалась среди ряда других народов, в том числе соседних племён: черноногих, пиеганов, сарси, гро-вантров и кроу. В большинстве случаев имена были уникальными, придуманными в результате какого-либо инцидента или внешних признаков. Единственное название, которое было общим в использовании, это Одинокие Бойцы, они существовали и у пиеганов и у гро-вантров. Отличительной особенностью бладов, была тенденция называть общины по внешности ее членов, т. е. Все Черные Лица, Все Короткие Люди, Все Высокие Люди. Ни одно из других племен нации черноногих не использовало эту практику.

    Существуют традиционные объяснения о происхождении большинства названий этих групп, за исключением Последователей Буйвола. Все информаторы соглашались, что это название было «очень старым», если оно и появилось в результате какого-либо события или инцидента, то причина уже давно забыта. Это подтверждает предположение, что группа была самой древней в племени, и возможно, даже являлась основной общиной, из которой выделились все остальные.

    Название Пожирателей Рыбы появилось от инцидента, который произошел, когда группа зимовала на реке Хайвуд. Весенние вьюги перекрыли им возможность выйти на равнины, чтобы охотиться на бизонов, и они были вынуждены питаться рыбой, хотя племена черноногих испытывают отвращение к этому виду продуктов питания. Информаторы, которые были членами группы, считают это имя данью выживания общины, а другие полагали, что оно уничижительное, похожее на «Пожирателей Сусликов» у пиеганов (Many Guns, 1954, pers. comm.) или «Пожиратели Отбросов» у кроу (Лоуи, 1917:53)

    Три общины назывались по внешним признаком их представителей (Все Короткие Люди, Все Высокие Люди и Все Черные Лица) все они - ответвления Последователей Буйвола. Признаки, видимо, были соответствующими; Жир Бычьей Спины, основной руководитель Всех Коротких Людей, был очень маленьким человеком, как и его брат МАЛЕНЬКИЕ УШИ, который в 1892 году взял на себя руководство группой. Потомок описал Бычье Сало как «самый маленький из вождей, но он был жестким и хорошо известным воином» (John Cotton, 1954, pers. comm.).
    Кроме них, Все Высокие Люди получили название за свой рост, один из информаторов сообщал о том, что даже их женщины были выше среднего роста. Эту группу возглавляли два брата, ОРЛИНЫЙ БАШМАК(Eagle Shoe) и УТРЕННЕЕ ПИСЬМО (Morning Writing).
    Все Черные Лица названы так потому, что их лидер УТРЕННИЙ ВОЖДЬ, был исключительно смуглым. Это ответвление от Все Короткие Люди, никогда не были близки к родительской группе Последователей Буйвола, и в 1880 году, когда двигались в резервацию,  их новый лидер ДНЕВНОЙ ВОЖДЬ, присоединил свою общину к Едокам Рыбы. Эта акция была вознаграждена восемь лет спустя, когда по рекомендации Красной Вороны он был назначен главным вождём племени.

    Двумя другими группами, названия которых связаны с физическим состоянием, были Много Опухолей и Паршивые. Первая, как говорили, называлась так потому, что её члены жаловались на ощущение присутствия в своих желудках «живых существ». Другая версия: название происходит от струпьев у них во рту (Legal, 1897). Лидер группы - Магический Телёнок, известный у белых как ЗАСТЁГНУТЫЙ ВОЖДЬ (Button Chief), был выдающимся лидером, и когда племя поселилось в резервации, считался верховным военным вождём племени. Он особенно запомнился как единственный вождь, который в 1877 году попытался договориться о более выгодных для бладов условиях по договору с правительством Канады. После смерти вождя в 1884 году группа перешла в руки его брата УДУШАЮЩЕГО ВОЛКА.
    Происхождение названия для группы Паршивых, находится под сомнением. По одной из версий, они были названы так из-за распространенности в этой общине кожных заболеваний, но еще одна версия гласит, что название отражает их лень в производстве не качественных дублёных(то есть паршивых) шкур. Этой небольшой группой на подписании договора 1877 руководил ЛАСКА БЫК, затем общину возглавил его зять БЫЧИЙ ЩИТ. Паршивые постоянно находились в тени группы своих прародителей Много Опухолей, и после того как поселились в резервации, постепенно потеряли свою идентификацию слившись с ними.

    Большинство названий групп - описательные, часто основанные на некоторых инцидентах. Например, Волосатые Рубашки были названы так потому, что один из их членов ЛЕСНОЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК, носил рубашку, сделанную из кожи теленка бизона, с которой не были удалены волосы. Во главе с Дождливым Вождём, она была беднейшей группой в племени и обращались к членам других групп, когда не хватало лошадей и они не могли идти в ногу с постоянно кочующим племенем. Балансом негативных аспектов экономического статуса группы была репутация Дождливого Вождя как святого человека. Он привечался миссионерами, и был первым вождём бладов принявшим христианство, но информаторы утверждают, что он просто пытался получить некоторые сверхъестественные силы, считая, что «Белый человек» одержим. После смерти Дождливого Вождя в 1878 году, лидерство перешло к его старшему сыну БЕЛАЯ АНТИЛОПА, а позже группа объединилась с родительской общиной Едоки Рыбы.

    Шесть Ртов, другое ответвление Едоков Рыбы, было названо так, когда их лидер ХОРОШЕЕ СОЛНЦЕ, приобрёл револьвер у торговцев в Форте Эдмонтон. Вернувшись в племя, он сказал: «Большой белый вождь на севере дал мне этот пистолет с шестью ртами» (John Low Horn, 1954, pers. comm.). ОДНО ПЯТНО стал лидером группы после смерти отца и в тридцать один год был самым молодым подписантом канадского договора №7.
    Аналогичным образом, Много Коричневых Ласок, всегда были близки к Едокам Рыбы. Группа назвалась так потому, что ее лидер, ЛУНА, носил в своих волосах шкурки коричневой ласки.

    Другие партнеры Едоков Рыбы, Стреляющие Вверх, получили свое название как отражение презрения к другим группам. Их вождь ЛЕВАЯ РУКА, имел репутацию мятежного и непокорного человека, который не прислушивался к решениям собственного племени. Однажды, когда блады находились в мире с кри, Левая Рука возглавил небольшой отряд и атаковал это племя. По возвращении домой, он стал объектом ярости кри, но когда попытался организовать большие силы для ответного нападения на них, старейшины насильно его удержали. В гневе Левая Рука выказал свое презрение, стреляя из пистолета в воздух. В результате, его последователи получили название группа Стреляющие Вверх. Как следует из названия, группа не была популярна и в течение периода резервации её часто связывали с между общинными склоками. Во всем племени самыми упрямыми считались Много Детей, а вторыми после них Стреляющие Вверх.

    Медвежьи Люди, другое ответвление Едоков Рыбы, скорее всего, стала бы ещё одной неудобной группой, если смогла дожить до периода резерваций. Самыми ранними из известных лидеров были братья МНОГО ВЫСТРЕЛОВ и МОЛОДОЕ СОЛНЦЕ. По общему мнению, название было дано, потому что у многих членов группы в имени было слово «медведь», то есть: Идущий Медведь, Белый Медведь, Женщина Медведь. В эпоху торговли виски - вначале 1870-х, Медвежьи Люди были печально известны ограблениями членов других племён. Примерно в 1872 году, они убили блэкфута за его виски, и когда члены другой группы ошибочно решили, что их вождь был убит, они напали на Медвежьих Людей, убив многих мужчин из их лагеря. МНОГО БЕЛЫХ ЛОШАДЕЙ, оставшийся в живых младший брат умерших вождей, стал новым лидером, но большинство из остатков группы были поглощены Едоками Рыбы.

    Среди групп-ответвлений от Последователей Буйвола, «Много Жирных Лошадей» (Awa'-poso-otas) считалась одной из старейших, а в середине 19-го века, они были ещё и одной из крупнейших общин. Название группы просто отражало богатство её членов.
    Самым ранним известным лидером был человек по имени ДИТЯ РЫБЫ, который в 1850-х годах отказался от должности в пользу своего брата МНОГО ПЯТНИСТЫХ ЛОШАДЕЙ. Зимой 1859/60 группу терзали разногласия: ушедший в отставку вождь стал участником семейного спора с другим братом, ЗАДНИМ БЫКОМ, который считался младшим вождём группы. В конце концов, спор перерос в драку, рядом с торговым постом Роки-Маунтин-Хаус, во время которой два брата убили друг друга.
    Много Пятнистых Лошадей, оставшийся в качестве единоличного вождя группы, славился своим богатым табуном и размером семьи. В 1855 году, как сообщалось, у него было двадцать три жены, одиннадцать их них проживали в одной палатке, а двенадцать в другой. При заключении договора 1877 года, его семья была записана, как состоявшая из десяти женщин и тридцати одного ребёнка. Со своими последователями, Много Пятнистых Лошадей становился все более и более независимым от родительской группы Последователей Буйвола и когда в 1871 году его община была вовлечена в кровавый спор с группой Много Детей, он просто отказался от нее и ушел в общину своей матери - Одинокие Бойцы, где в конечном итоге стал их вождём. Те, кто не последовал за ним присоединились к Многим Детям, а группа Много Жирных Лошадей практически прекратила свое существование.

  Подразделение черноногих-блад под названием «Много Детей» (Aka'-Poka), хотя и являлось ответвлением общины «Много Жирных Лошадей» (Awa'-poso-otas), оказалось более верным своей  материнской группе «Последователи Буйвола» (Ini'-poy-i), чем их собственный вождь. Группа Много Детей, метко прозвана так, потому что создана человеком по имени НЕБОИТСЯ ГРО-ВАНТРОВ, у которого было десять жен и шестьдесят детей.
    С самого начала Много Детей имели репутацию «дикой» неуправляемой группы, не в воинском смысле, а в племенных и внутренних раздорах. Раскол с общиной Много Жирных Лошадей произошёл, когда зять вождя Не Боится Гро-Вантров стал любимчиком Многих Пятнистых Лошадей, вызвав этим ревность и враждебность своих «приёмных братьев» (шурины, свояки). Однажды, отправившись в лагерь Много Детей, он подвергся нападению со стороны жениной семьи, но прежде чем погибнуть, убил Не Боится Гро-Вантров и двух его сыновей.
    Последовавший за этим скандал, вызванный Многими Детьми, перешедшими под руководство сына убитого вождя, по имени БЕГУЩИЙ ВОЛК, привёл к отчуждению от своих собратьев бладов. Год спустя, они снова вступили в спор с членами другой группы «Все Высокие Люди», а в результате с обеих сторон произошли большие потери. Один торговец прокомментировал этот период (Грэм, 1956:17):
    «В свое время их было двадцать восемь палаток, примерно пятьдесят - шестьдесят воинов. Вспыхнувшая вражда между ними и другой ветвью того же племени, на данный момент сократила их [Много Детей] до двух типи, а оставшиеся в живых укрылись в лагере южных пиеганов».
    Они продолжали жить отдельно от бладов, пока истребление бизонов в 1880 году не заставило их осесть в резервации своих соплеменников. В результате Бегущего Волка не оказалось в списках канадского договора(1877), поэтому он ещё в течение года после возвращения домой не признавался в качестве вождя. И даже после того как они поселились в резервации, Много Детей считались непослушным сообществом.
    «Это была Дикая Банда», - сказал один из респондентов (Гарри Миллс, 1953), «и постепенно все они были убиты, в основном, самими же бладами». «Даже сегодня» - сказал другой (Goldfrank, 1939),- «женщины из группы Много Детей, похожи на мужчин, и желают всё делать по своему. Им ничего нельзя сказать. Они взбалмошные и заправляют многими мужчинами».

    Костный Мозг, также ответвление Последователей Буйвола, были названы так из-за своей любви к костному мозгу бизона. Единственный известный их лидер - БЕЛЫЙ ТЕЛЁНОК также был одним из ведущих военных вождей племени. В 1883 году он являлся кандидатом на пост главного вождя, но из-за своего воинственного отношения и ненависти к белым, его фактически заблокировал индейский агент. Два года спустя он попытался объединить под своим руководством остатки Последователей Буйвола, но опять же акция не была разрешена. В отвращении, Белый Теленок с рядом своих последователей в 1891 году переехал в резервацию южных пиеганов в Монтане. Хотя они позже вернулись, группа стала настолько раздробленной, что многие из её членов присоединились к соседним Едокам Рыбы.

    Другим ответвлением  Последователей Буйвола были Владельцы Ножа, небольшая группа, которая отделилась в конце кочевого периода. Ядром группы был ее лидер, ВОЖДЬ СТОЯЩИЙ В СЕРЕДИНЕ и его восемь сыновей. Однажды, придя на торговый пост, он купил для всех своих мальчиков новые ножи, и родилось название группы. Эта небольшая община оставалась независимой, и в то время стала частью злополучной группы Сирот.

    Одинокие Бойцы, одна из групп, которая была независимой как от Едоков Рыбы, так и от Последователей Буйвола. Её возглавляли два лидера ЖЕЛЕЗНЫЙ ОШЕЙНИК и ТЕЛЯЧЬЯ РУБАШКА, лично подписавшие договор 1855 года с американцами. По традиции, община была так названа, когда Железный Ошейник вернулся из успешного рейда, и услышал недовольную ругань членов своей группы. «Вы хотите нас рассорить», сказал он. «Очень хорошо, но отныне мы должны будем называться Quarrellers(исп.- поссорившиеся) или Одинокие Бойцы» (Jim White Bull, 1954, pers. comm.).
   После смерти Железного Ошейника, Телячья Рубашка стал единоличным лидером группы в течение 1850-х и 1860-х годов, затем(в 1871) к нему присоединился Много Пятнистых Лошадей. Телячья Рубашка являлся влиятельным лидером, но под воздействием алкоголя был настолько неконтролируемым, что его прозвали Miniksi, или "дикий человек". В нетрезвом состоянии он убил несколько своих людей, но эти личные недостатки оставались в тени его тактического руководства в войне. Он был выдающимся военным вождём племени, а в 1865 г. возглавил рейд, который уничтожил зарождавшийся городок Офир, Монтана. После того как он в 1874 году был убит торговцем виски, Много Пятнистых Лошадей стал единоличным лидером Одиноких Бойцов и от их имени подписал договор 1877.

    Черные Лоси были другой независимой группой кочевой эпохи. Происхождение их названия вызывает сомнения, один из респондентов заявлял, что это измененное название группы Анус Лося, потому что его члены предпочитали есть зад этого животного. Другие утверждали, что название происходит от чёрных одеял Гудзонова Залива или темнокожего лидера, который носил плащ из лосиной кожи (Maclean, 1895:255). Кочевым лидером был ОРЛИНАЯ ГОЛОВА, к которому вскоре присоединился младший ЧЕРНОНОГАЯ СТАРУХА, получивший статус вождя после договора 1877. Резко выступая против Едоков Рыбы, Черноногая Старуха стремился стать официальным главой всего племени, но его постоянно обходил Красная Ворона. Видимо, он имел поддержку Многих Опухолей, Паршивых и некоторых ответвлений Последователей Буйвола, но только в 1907 году, через семь лет после смерти Красной Вороны, наконец-то получил желанную должность главного вождя. Однако в течение большей части периода резервационной жизни, Черноногая Старуха был де-факто главным вождём, представляющим в резервации фракцию анти- Едоков Рыбы.

    Когда блады вынуждены были в 1880 году отказаться от своего кочевого образ жизни и поселиться в резервации, они разбили лагерь вдоль 25 -мильного участка реки Белли, как если бы пришли на свои зимние квартиры. Однако на этот раз весеннего отъезда не произошло, и домики из тополя заменили кожаные типи, поселения стали оседлыми. В течение следующих двадцати лет в резервации, группы создали некоторые новые построения и названия, которые не были известны в прошлом.
    В самой дальней точке вверх по реке находились Едоки Рыбы, а затем в порядке убывания: Последователи Буйвола, Стреляющие Вверх, Костный Мозг, Много Коричневых Ласок, Все Черные Лица, ещё Пожиратели Рыбы, Одинокие Бойцы, Много Детей, Волосатые Рубашки, Владельцы Ножа, Все Высокие Люди, Много Опухолей, Паршивые, Черные Лоси и Все Коротышки. Позже, когда Дневной Вождь был назначен главой группы ниже по реке, он перевёл своих Все Черные Лица на место между Владельцами Ножа и Все Высокие Люди, а когда были сформированы Сироты, они переехали в лагерь Владельцев Ножа.

    Хотя общины перестали быть подвижными, их практика переименования сохранялась. В новых условиях, некоторые из групп, получили новые имена, после свежих происшедших с ними инцидентов. Последователи Буйвола, имя которых устарело, стали Лагерями Собравшимися В Кучу. Много Детей были переименованы в Мулов, а позже стали Маленькими Накидками, Стреляющие Вверх стали Вмешивающимися, Одинокие Бойцы были Людьми Средней Резервации, а Владельцы Ножа назывались Преграждающими Дорогу.

    В начале следующего столетия, многие семьи стали покидать пределы реки Белли, чтобы создать свой собственные фермы и ранчо, тем самым разбивая традиционную структуру общин. Новые группы, как правило, состояли из людей нескольких общин, а также получали похожие прозвища, но они, как правило, давались на основе их географического местоположения. К ним относятся Большие Угловые Столбы, Люди Мертвых Углов, Береговые Люди и Высокие Деревья. Это последнее название воплощает юмор или презрение, так часто встречавшиеся в ранних наименованиях групп,  Высокие Деревья были расположены в одном из самых бесплодных и безлесных мест резервации Блад.

History and Identification of Blood Bands /Hugh A. Dempsey/
*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте"