Уроки схемотехники

Рустам Тухватуллин
Уроки схемотехники
Да, да, именно уроки схемотехники, а не французского, как у Распутина. Хотя действие тоже происходит в Сибири, и тоже два действующих лица – учитель и ученик, и сюжет тоже очень интересный. Вчера в архиве отца неожиданно обнаружил толстую общую тетрадь с красной обложкой, раскрыл, и сразу перед глазами, будто наяву, появилась следующая картина. Представьте себе военный городок в Енисейске, зима 1978 -79 года, офицерское общежитие. С одной стороны городка – глухая тайга на сотни километров, с другой – закованный в лед, застывший Енисей. За окном минус пятьдесят градусов, идет снег, тишина, на улице ни души, а я - молодой старлей-двухгодичник, сижу в комнате у лейтенанта Виницкого, он читает мне лекции по схемотехнике. Изучаю, как устроены микросхемы, и как из них собрать схемы, выполняющие нужные задачи. А ведь это именно та область, в которой наша страна сейчас довольно далеко отстала от передовых стран. А описываемые события происходили почти сорок лет назад, и тогда отставание было не таким уж большим. Мне чрезвычайно интересно слушать эту сложную для понимания науку, и я старательно записываю лекции лейтенанта Винницкого в толстую общую тетрадь с красной обложкой. И Виницкий, обычно замкнутый, молчаливый, немного сутулый, тоже оживляется, на щеках появляется румянец. Он очень интересно и доходчиво читает мне лекции. И даже приводит в пример свои собственные изобретения в этой области. Чувствуется, что он прирожденный преподаватель, влюбленный в свой предмет. В комнате нас только двое. Дело в том, что командование части постаралось максимально оградить от тлетворного влияния лейтенанта Винницкого как офицеров, так и рядовых солдат. Вот и в офицерском общежитии ему выделили отдельную комнату, хотя даже кадровые холостые офицеры жили по двое. На службу он ходил один в самую отдаленную станцию, которая работала в автоматическом режиме и принципе не требовала присутствия человека. Таким образом, он всегда был один – и на службе, и в общежитии. А мне он был интересен. Я видел в нем сильную, неординарную личность, и при каждой встрече пытался общаться с ним, задавал какие-то вопросы. И он, всегда одинокий, всегда молчаливый-грустный, видя мой интерес, немного рассказал мне о своей доармейской жизни и сам предложил мне читать лекции по схемотехнике. Конечно, я с радостью согласился. А началась эта история за полгода до начала этих лекций.
Виницкий появился в нашей роте через год после начала моей службы, или за год до ее окончания. Был он высокий, худой, слегка сутулый, с большими немного выпуклыми глазами, любил одиночество. Было лето. Лейтенант Виницкий ходил после смены на берег Енисея загорать. Один. Но кто-то из кадровых военнослужащих увидел, что у него на шее висит крестик на цепочке, и донес об этом замполиту нашей роты. В то время это было ЧП. И лейтенанта Виницкого решили проработать на комсомольском собрании роты. Это было большой ошибкой замполита, но он это понял только во время собрания. Комсомольское собрание вели комсорг части, кадровый старший лейтенант, и наш замполит - майор. Собрали всех свободных от смены и караула солдат, сержантов и офицеров роты в красном уголке. Вопрос лейтенанту Виницкому: действительно ли Вы носите крестик? Ответ лейтенанта Виницкого: да, ношу. Вопрос: почему Вы носите крестик? Почему это от всех скрываете? Почему загораете один? Ответ: я верю в бога. А загораю один, так как стесняюсь своей внешности. Вопрос: как! Вы верите в бога? Почему? Ответ: потому что бог есть. И я вам могу это доказать. И лейтенант Виницкий в течении 10 минут доказал всей аудитории, что бог есть, что природа очень совершенна и подчиняется каким-то законам, управляемым сверху. Я сейчас жалею, что не законспектировал эту речь. А организаторы комсомольского собрания оказались в очень затруднительном положении. Они ничего не могли аргументированно возразить лейтенанту Виницкому. А лейтенант Виницкий приводил конкретные цитаты из трудов В.И.Ленина, из программы коммунистической партии Советского Союза. Он бил организаторов собрания их же оружием. И через 20 минут вся рота, в том числе и я, начали верить, что существует бог, как совершенные законы природы, как какая-то высшая сила, управляющая всем миром и природой. Пришлось нашему замполиту срочно закрыть комсомольское собрание. А лейтенанта Виницкого уже на следующий день максимально отгородили от других военнослужащих. И я с ним сталкивался только в офицерском общежитии. Он приветливо здоровался со мной, и старался отвечать на мои вопросы. Наверное, в эти месяцы с ним общался только я один. И зимой начались эти интересные лекции. Ведь жизнь в городке в лютые морозы замирала. Если летом мы после смены шли на Енисей с удочкой, или в тайгу за грибами, то зимой – только в гости друг к другу, тем более, что знакомых стало много, и непременно у кого-то был день рождения или еще какое-то событие, и не обходилось без выпивки. Мне же гораздо интереснее было проводить свободное время с Винницким, чем участвовать в этих днях рождения сослуживцев. Так и прошли эти долгие зимние месяцы, и заполнялась моя красная тетрадь. И мы общались, общались. Я тогда понял, что лейтенант Виницкий был не только сильной личностью, но и гениальным инженером. Он уже на момент призыва в армию имел более 10 изобретений по схемотехнике, был до призыва одним из разработчиков системы ПВО страны, и, благодаря его изобретениям, несмотря 10-20 летнее отставание от США в области микроэлектроники, была создана современная система ПВО, самые быстродействующие на тот момент ЭВМ для системы ПВО. Но зима прошла, потеплело, мы с друзьями опять после смены стали ходить на природу. Природа влекла меня не меньше, чем схемотехника. А летом я демобилизовался, и поехал в незабываемое путешествие на Камчатку. С Винницким больше не виделся. Но благодаря его лекциям я настолько заинтересовался схемотехникой, что после армии вернулся на оборонный завод «Радиоприбор» только потому, что к этому времени на уникальном заводе, выпускавшем антенно- фидерные системы для всех видов самолетов СССР, как гражданских, так и военных, был организован цех по выпуску азимутально-дальномерных приемников для системы навигации самых современных самолетов, напичканных микроэлектроникой по самой современной на тот день схемотехнике. На этом заводе я проработал 20 лет, познакомился со своей будущей женой, родились трое замечательных детей, мы получили квартиры, сначала малосемейку, потом однокомнатную, потом трехкомнатную. А ведь было желание уйти после армии в нефтяники. И тогда жизнь сложилась бы совсем по-другому. Так что лейтенант Виницкий сыграл определенную роль в моей судьбе. С тех пор прошло почти сорок лет. И вот я увидел ту самую толстую общую тетрадь с лекциями, перелистал, нахлынули воспоминания. Достал и одел ту самую шинель, в которой служил в пятидесяти-шестидесятиградусные морозы, взял в руки ту самую тетрадь с лекциями, которые, я думаю, не устарели до сих пор, сфотографировался, сел за компьютер и написал эти воспоминания. А перед глазами все та же картина – где-то в заснеженной тайге на берегу Енисея в лютые морозы в комнате общежития лектор читает лекцию одному слушателю, и обоим интересно, и у обоих горят глаза. Конечно, хочется узнать, как сложилась судьба Виницкого, как он пережил разрушительные 90-е, когда талантливые технари вдруг оказались ненужными, многие не пережили, многие тяжело болели, многие уехали из страны.