ГОД КИНО, ГОД КИНО

Рустам Тухватуллин
ГОД КИНО, ГОД КИНО.
Не мой год, думал я. Вот прошлый год – год литературы – хоть каким-то боком касался меня, ведь я сын писателя, к тому же являюсь составителем книги об отце, и даже стал лауреатом литературной премии имени своего отца за эту книгу. А нынешний год кино… И внезапно меня осенило: этот год – абсолютно мой год, ведь я киношник с сорока восьмилетним стажем, причем действующий киношник. Как же я мог забыть об этом? Еще на прошлой неделе я приводил в порядок свою фильмотеку, просматривал старые киноленты, склеивал оборванные места, готовил к оцифровке. Целую неделю я возился, и мне даже в голову не пришло, что я киношник и имею отношение к году кино. А началось все почти полвека назад. Моя учительница Людмила Васильевна Жихарева, имевшая кроме профессии учителя и профессию киномеханика, и которая учила меня в 4-м классе, в 1967-68-м учебном году организовала на базе нашей 14-й школы курсы кинодемонстраторов узкопленочного кино для учителей города. И пригласила на эти курсы и меня – ученика 8-го класса. Так я и проучился, вместе с учителями города, сдал экзамены и Постановлением Государственной комиссии городской фильмотеки №1 получил удостоверение за номером 16. Так что документально могу сказать, что я ветеран среди кинодемонстраторов города. Кстати, не все учителя могли освоить эту технику, многие не могли сдать экзамен. А было мне тогда 15 лет, и учился я в восьмом классе. Потом, вплоть до окончания школы меня частенько отпрашивали с уроков, чтобы я демонстрировал учебные фильмы ученикам других классов. Учителя всегда отпускали меня, ведь я был отличником, и учеба давалась мне легко. Родители выписывали для нас много технических журналов, и вот однажды, в том же году пришло приложение к журналу «Юный техник», в котором подробно описывалось, как самому сделать киносъемочный аппарат на 16миллиметровую кинопленку. К тому времени я уже досконально знал принцип действия и устройство киноаппаратуры, и я загорелся идеей изготовления этого киносъемочного аппарата. И через месяц аппарат был готов. Вместо объектива использовалось 8-кратное увеличительное стекло, фильмовой канал, вырубленный зубилом из миллиметровой жести и доведенный до размеров напильниками и надфилями, я полировал до зеркального блеска зеленой пастой ГОИ, оси лентопротяжного механизма изготовил из гвоздей. Чтобы снимать кино, надо было зарядить аппарат кинопленкой и вручную крутить ручку аппарата. Столько было радости, когда я убедился, что аппарат, сделанный своими руками, работает! Я заряжал в кинокамеру обрывки учебных фильмов, которые приносил со школы, и, заглядывая в объектив, крутил ручку аппарата и смотрел двигающиеся изображения. Оставалось дело за малым – купить кинопленку, набор химикатов, бачок для проявки кинопленки и снять свой фильм. Но все это стоило приличных денег, а их не было, ведь параллельно я занимался и радиолюбительством, и авиамоделизмом. Но бросить кинолюбительство я уже не мог – к тому времени из-за полученных положительных эмоций и эйфории прочно подсел на иглу конструирования и изготовления киноаппаратов, такое это было захватывающее и увлекательное занятие. Поэтому приступил к проектированию и изготовлению 8-ми миллиметрового кинопроекционного аппарата. К тому времени в магазинах начали продаваться мультфильмы, и даже короткометражные фильмы, например, «Пес Барбос и необычайный кросс», «Самогонщики» Л. Гайдая, и меня увлекла идея создать домашний кинотеатр, ведь дома у нас телевизора не было, и хотелось как-то восполнить этот недостаток. И за короткий период аппарат был готов. Он был изготовлен без применения токарного станка, только ручная дрель, тиски, молоток, напильники и надфили, зубило, паяльник, ножовка по металлу. Лампочку я поместил в жестяную баночку от сгущенки, линзы взял от фильмоскопа, электродвигатель взял от сломанного электропроигрывателя. И сколько было восторга, когда на куске белой бумаги, закрепленной на стене, можно было просматривать мультфильмы. Смотрели мы фильмы всей многодетной семьей. Вскоре я подговорил одноклассника тоже изготовить киноаппарат по моим чертежам, и вскоре мы уже могли обмениваться фильмами. Когда я уехал в Казань учиться в институте, то в каждый приезд старался привозить домой по фильму, купленному на свою сэкономленную стипендию. В 1974-м году папе на юбилей подарили телевизор, и острая необходимость в киноаппарате отпала. Но идея самому снимать домашние сюжеты не отпала. Я конструировал один киносъемочный аппарат за другим, но времени и возможностей на изготовление во время учебы в институте не было. В конце концов, уже работая на заводе, в 1982-м году я купил кинокамеру «Кварц», и весь необходимый набор кинопринадлежностей: бачок для обработки пленки, пресс для склейки киноленты, резак для разрезки киноленты, кинопроектор – благо, финансовые возможности уже позволяли, но все это стоило дорого. Для первой пробной киносъемки я усадил на диван папу, маму, братишку, велел им двигаться, жестикулировать, и начал снимать. Папа послушно двигался, улыбался, братишка кривлялся, и только мама неподвижно смотрела в объектив, боясь пошевелиться. Я вчера вечером сфотографировал несколько кадров с экрана из этого моего первого киносюжета и выкладываю снимки. Дальше было очень много сюжетов, у меня целая фильмотека. Есть сюжет 60-ти летия папы, который мы отмечали дома и пришли только близкие друзья – Гамил Афзал с Нафисой апа, Адип Маликов, Хамит абый с Фаузией апа. Помню, Гамил Афзал подарил папе отрывной календарь, на страничках которого он отметил памятные даты их дружбы – когда впервые познакомились, когда впервые семья Афзаловых приехала в Альметьевск и так далее. Все это я заснял на кинопленку, конечно же, без звука, к сожалению. Много сюжетов моей семьи – и свадьба, и выход из роддома с каждым из трех детей, и первые шаги детей и так далее. Тогда видеокамер не было совсем. А как же трудоемко и утомительно было создать эти фильмы – сюжеты! Специальные лаборатории были только в крупных городах – Казани, Москве, а мне приходилось сильно мучиться. Надо было в полной темноте намотать эти длиннющие кинопленки в бачок для проявки, для этого нужны были навыки, иначе витки пленки слипались между собой, и пленка губилась безвозвратно. Надо было соблюдать температуру химрастворов с точностью в полградуса для черно-белых кинопленок и с точностью в треть градуса для цветных. Надо было постоянно подогревать их в водяной бане, или остужать под проточной водой, пристально вглядываясь в градусник, а ведь этих растворов – пять, к тому же после каждого раствора надо было промывать кинопленку в проточной воде, а в процессе обработки – еще и засвечивать ее яркой электролампой. Потом надо было развешивать эти длиннющие пленки вдоль потолка для просушки, стараясь не повредить эмульсию, потом специальным резаком разрезать пленку вдоль пополам, потом специальным прессом склеивать их между собой, потом намотать на катушку для магнитофонных лент. Одним словом, обработка одной-двух кинопленок занимала почти целый выходной день и кучу нервов. И как только терпения хватало! То ли дело сегодня – нажал на кнопку, и видеосюжет готов, можно стереть, переснять. Даже неинтересно. То ли дело раньше! Сейчас готовлю свою обширную фильмотеку к покадровой оцифровке, а этот процесс довольно дорогой, пока денег нет. А вся аппаратура, все принадлежности в сохранности, хоть сейчас снимай. Только пленки и химреактивы отсутствуют в продаже. Прочитал в интернете, что на Западе до сих пор все это продается и находятся любители снимать на узкую кинопленку. Конечно же, сами они эту кинопленку не обрабатывают, а отдают в специальные лаборатории.