Ярость чаек

Рустам Тухватуллин
ЯРОСТЬ ЧАЕК
Я подошел к краю обрыва. Внизу, в пойме реки Зай, озерца, оставшиеся после разлива реки, были будто покрыты белым пухом. Это были чайки. Очень много чаек. Им время выводить птенцов. Только я начал приглядываться к ним, как вдруг, откуда-то сверху, меня яростно и стремительно атаковала огромная чайка. Она неслась прямо на меня, и лишь в последнее мгновение, буквально в двух метрах от моей головы, резко свернула вправо, едва не задев мое лицо крылом, и, в этот момент, повернула голову в мою сторону, широко раскрыла клюв и издала резкий, громкий, скрипучий, словно скрежет металла о металл, крик. На смену ей уже неслась на меня вторая чайка, за ней – третья. Они атаковали меня со всей яростью, которая буквально исходила от них и в стремительных пируэтах, и в громком, пугающем крике. Они атаковали меня, как Российские СУ-24 атаковали американский эсминец «Дональд Кук». Это был передовой форпост эшелонированной обороны огромной колонии чаек. Признаюсь, я немного испугался. Когда на тебя на огромной скорости несется птица с размахом крыльев в один метр, и с острым клювом, поневоле испугаешься. «Смелее, ты ведь не какой-нибудь американский моряк, ты ведь бывший капитан космических войск СССР, ты ведь татарин, ты ведь никогда не боялся опасности» - это я так успокаивал себя. И осторожно начал спускаться вниз с обрыва. Атаки усилились. Количество атакующих увеличилось. Внизу колония чаек начала волноваться, скрипучий трескучий гвалт начал возрастать. Но я уже прорвал первую линию обороны и шел в серых, коричневых зарослях прошлогоднего камыша и осоки. Под сапогами чавкала болотная жижа, временами, чтобы не провалиться, надо было перескакивать с кочки на кочку. Когда, наконец, я выбрался на открытое место, перед глазами открылась грандиозная картина. Вся огромная колония чаек пришла в движение. Они взлетали, словно гигантские рои пчел, и начали заполнять небо. Они летали то хаотично, не подчиняясь никаким законам, каждая птица кувыркалась по своему хотению, то, вдруг, словно подчиняясь команде невидимого режиссера, начинали летать синхронно, совершая одинаковые пируэты. Их было много – тысячи, десятки тысяч. Они заполнили все небо впереди, слева, справа, часть птиц непрерывно атаковала меня сзади. Я фотографировал навскидку, не целясь, промахнуться было невозможно. Я нажимал и нажимал на кнопку фотоаппарата. Так хотелось сфотографировать атакующую чайку крупным планом, с широко раскрытым клювом. Не удалось. Во-первых, очень трудно поймать в кадр стремительно летящую птицу. Во-вторых, фотоаппарат просто переставал подчиняться спусковой кнопке, так как не успевала срабатывать автофокусировка на несущуюся навстречу с огромной скоростью чайку. Я, наверное, сделал наугад сотни кадров, но так и не смог запечатлеть широко открытый клюв крупным планом. Зато общих видов этого невиданного мною ранее зрелища огромной колонии яростных чаек нафотографировал довольно много. Интересно и жутко было, когда тысячи хаотично летающих птиц, вдруг, выстроившись в ряды, атакуют тебя, словно готовясь провести прицельное бомбометание. На всякий случай рот я держал закрытым. Но мне повезло – то ли бомбоотсеки у них были пустыми, то ли они видели, что я дальше не продвигаюсь в сторону их гнезд. Уже придя домой, прочитал в интернете следующее: «В случае появления в колонии непрошеного гостя начинается всеобщий переполох, во время которого птицы кружат, истошно кричат и поливают нарушителя помётом». Наверное, я вовремя остановился. Сделай я еще несколько шагов – последствия для меня и моего фотоаппарата могли быть плачевными. Пофотографировав, я повернул назад. Нельзя долго нервировать птиц, высиживающих яйца. Шел домой и размышлял. Ведь лет десять назад чаек в Альметьевске вообще не было. А сейчас они облюбовали городские свалки, районы мусорных контейнеров, нагло прогоняют голубей с привычных мест кормления. И даже совсем рядом с большим городом не побоялись организовать огромную колонию и высиживают яйца почти на виду горожан. С одной стороны, конечно, резко снизилась техногенная экологическая нагрузка на природу, с другой – птицы стали смелее, наглее. Интересно – надолго ли такая тенденция. И другая мысль: если другие птицы, например, утки, высиживают яйца, прячась в камышах, и неброский цвет самок уток делает их незаметными, то чайки со своим белым, видным издалека оперением, вынуждены собираться в большие, иногда огромные колонии, высиживают яйца, не прячась далеко, и принимая коллективные агрессивные методы защиты. Интересно все это наблюдать.