Большие глаза большого бизнеса

Людмила Куликова-Хынку
 (о фильме Тима Бертона "Большие глаза")


Смотреть фильм Тима Бертона "Большие глаза" художникам, критикам, да вообще всем, интересующимся изобразительным искусством, - a must.
Хорошая режиссура, великолепная актерская игра. Но я не об этом, а о проблеме арт рынка. Через призму 50-х, актуальную тогда, всегда, и, конечно, сейчас.

Отбросив вопросы феминизма и сантиментов,коснемся вопроса пиар-менеджмента в пластическом искусстве, который тогда, в далекие 50-е только зарождался. Ведь сравнительно недавно появились институты арт-менеджмента, в то время их не было. И в этом плане главный герой Уолтер Кин (актер Кристоф Вальф)- просто талантливый самородок.Начав с того, что он получил согласие жены выставлять ее работы от своего имени(мотив: созданные автором-мужчиной картины имеют больше шансов на успешную продажу). Но у Уолтера такое решение не из чувства сексизма, а из отменного чувства конъюнктуры). Из открыточных работ Маргарет Кин, художницы средней руки (актриса Эми Адамс)- он сделал "БОЛЬШОЕ ИСКУССТВО" с Большими глазами. А вернее, открыл глаза публике, подыграл ей, сумел создать легенду, опирающуюся на трудное детство берлинских детей, художественное парижское прошлое и дамскую чувствительность.Поставил на поток продажу постеров, и здесь проявил виртуозность бизнесмена, подсчитав барыши, превышающую выгоду в разы!

Что тут слабый голос искушенного эксперта,кричащего с газетных страниц о безвкусице и бездарности, когда мощная машина пиара двинулась вперед, ведя к роскошному дому на берегу моря, гавайской мечте и полному финансовому благоденствию.
Даже вспоминается Пикассо, имя которого конечно, не случайно упоминает хозяин кафе, где Уолтер начинает свой арт-бизнес. Ведь великий Пабло тоже в одном из интервью откровенно сказал, что искусство, в новых "измах", изобретенных им, позволило дурачить сиятельных покупателей и разбогатеть. Правда, на работах, созданных им самим.

Учитывая, что жена главного героя, художница Маргарет начинала свою карьеру с уличных продаж за доллар, можно сказать, что цель Уолтера вполне оправдала средства.

И даже в финале фильма,открывшем публике глаза на реальные большие глаза и их истинного создателя, разоблаченный лжец выходит победителем. А Маргарет Кин подписывает контракт на поставку 100 работ. Поистине, бизнес не знает покоя ни днем, ни ночью.


Кинодосье:


- Актриса Эми Адамс получила за роль художницы Маргарет "Золотой глобус"

-Прототипы главных героев фильма - реальные лица

- Уолтер Кин умер в 2000 году (ему было 85 лет)

- Маргарет Кин здравствует по сей день