Паутово - место силы

Алифтина Павловна Попова
          
       Папа Иванов Павел Степанович и мама Екатерина Михайловна были первыми шоферами Паутовской МТС. Мама была первой девушкой-трактористкой, шофёром, комбайнёром в Быстроистокской МТС. Папа был моряком. После окончания службы он окончил в Томске школу шоферов, работал на Алтае. Мама проходила у него стажировку после окончания школы шоферов в Барнауле. Решили пожениться. Жили в селе Верх-Ануйское, работали в МТС шоферами. В Паутово они приехали по приглашению директора, когда поступили сюда первые две полуторки.

      Я родилась 20 мая 1941 года  в селе Паутово Алтайского края. Здесь прошли два неполных года моей жизни. Это были трудные годы военных лет. Папа воевал против фашистов. Мама каждое утро уходила на нефтебазу. Она была там заведующей. Меня же относила к какой-то бабушке на весь день. Что может ребёнок помнить в таком малом возрасте? Однако первые воспоминания всплывают в моей памяти ярким пятном.

     Помню, как она вынесла меня из дома, открыла кончик одеяла, в которое я была завёрнута и сказала: «Подыши, Аля,  немного воздухом!» Я открыла глаза и увидела огромный купол голубого неба и макушки деревьев без листьев, которые плыли по небу. Наверное, это была осень. Хорошо помню, что на деревьях не было листьев.  Мама шла, шла по улице, и деревья качались в такт её шагов.

    Когда она зашла в дом, хозяйка сказала ей: «Катя, положи ребёнка на кровать!»  Я повернула голову на голос и  увидела  женщину. Та стояла у русской печи. В её руках был ухват. Она доставала из печки чугунок.  А мама уже открыла дверь и скрылась из вида. Это были мои первые впечатления того возраста, когда детей носят ещё в пелёнках. У меня врождённая фотографическая память, вижу всё блоками, картинки плывут перед глазами. Внутренним зрением погружаюсь в тему, и на мысленном экране вижу кино своей жизни.

     В последнее время частенько вспоминаю этот период своей жизни в Паутово.  Помню как увидела первый снег. Мы ушли жить из своей квартиры к  этой женщине, в другой  дом. Мама оставляла меня с хозяйкой, чтобы не носить в детские ясли по холоду. Женщина преклонного возраста на работу не ходила, присматривала за мной.
 
      Вспоминаю день, когда в этом доме появился молодой мужчина в военной форме. Сапоги были начищены до блеска. В одной руке он держал чемодан, шинель висела на руке. Шла война, и мужчин я ещё не видела. 
         –  В сельском совете меня направили к Вам для проживания, –  сказал военный хозяйке. 
         – Располагайтесь в той комнате!  А почему Вы не на фронте?
         – Комиссовали меня по ранению, – ответил новый квартирант.
Хозяйка показала ему комнату, и он скрылся за дверью. Военный  уходил утром на работу, а вечером, вернувшись, умывался, брал меня на руки, высоко подбрасывал вверх, к потолку - играл со мной. А хозяйка готовила ужин себе и новому квартиранту.  Мы тоже у неё снимали комнату, но для нас она еду не готовила.  Мама  с работы приходила и готовила ужин.

     Посадив меня на колени, он часто разговаривал со мной. Мама особо не баловали меня своим вниманием, на руки брала, чтобы покормить грудью, так как с работы приходила всегда усталой. В войну работали и в воскресные дни.  Обычно лежала я или сидела на койке весь день. Поэтому этот военный мужчина и запомнился мне тем, что играл со мной и носил на руках.

        – А свои дети у тебя есть? – спросила его как-то мама.
        – Нет. Не успел до войны обзавестись семьёй.
        – А невеста есть на примете?
        – Есть. Вот, Аля подрастёт и будет моей невестой, – говорил он весело, подбрасывая меня вверх.
       – О! Долго тебе придётся ждать этого момента, – рассмеялась мама.

     С тех пор он часто шутил, называя меня невестой. Я, конечно, не понимала этих слов. Но сейчас, через призму прожитых лет, эти диалоги ясно всплывают в моей памяти. Такое общение с военным происходило каждый вечер. А утром он и мама уходили на работу. Когда начинало смеркаться, я  смотрела на входную дверь, ждала своего жениха. До сих пор помню это чувство ожидания.

      Однажды пришла вместе с мамой  молодая женщина. Раньше её я не видела здесь. Отварив картошку в «мундире», мама поставила тарелку с капустой на стол, налила что-то в стаканы из бутылки. Вместе с военным они сели за стол.  Вероятно,  собрались по случаю какого-то праздника. Сейчас думаю, что это происходило перед Новым, 1943-им, годом.  После того как все выпили и закусили,  мама вдруг запела протяжную и грустную песню.  Она пела очень хорошо, но её пение я слышала впервые.  Песен вообще не слышала.  Какие тут песни! После моего рождения началась  через месяц Великая Отечественная война. Людям было не до песен.  Квартирант и женщина начали ей подпевать. Я сидела на кровати и слушала, как они поют.

    Хозяйка была на кухне. И тут случилась большая неприятность. В комнату вбежала хозяйка дома, остановилась и громко закричала: «Как вам не стыдно!  Ваши мужья  воюют на фронте, кровь проливают, а вы тут сидите с чужим мужиком и песни поёте!»  Говорила она очень громко. Я испугалась и  заплакала.
      – Тихо, тихо, Аля!  – успокаивала меня мама.
      – А что мы такого делаем? Ничего плохого мы не делаем, чтобы нам было стыдно перед мужем, – сказала она хозяйке. Ещё немного гости посидели за столом,  уже не пели, разговаривали,а потом фронтовик пошёл провожать мамину знакомую, но долго на улице  не задержался. Быстро вернулся назад.

    Прошла ещё одна неделя. Как-то военный  вернулся с работы вечером, взял свои вещи, попрощался с хозяйкой и ушёл. Больше я своего жениха не видела. Когда военный ушёл из дому, я почувствовала  в душе пустоту и  помню до сих пор это чувство. Невесту не дождался, изменил, ушёл жить к маминой знакомой. Сейчас с юмором вспоминаю этот момент. После его ухода из этого дома со мной уже никто не играл. Мама уходила на работу ранним утром, а возвращалась поздним вечером.
 
С тех пор прошло 60 лет. Однажды я спросила маму, вернулся ли с фронта муж её подруги, к которой ушёл жить фронтовик.  Как же мама  удивилась, когда я  напомнила ей этот случай.
      – Тебе же не было тогда и двух лет! Как ты могла помнить всё это?! Ты ведь ещё не научилась ходить и говорить не умела в то время! – поразилась она, услышав мой рассказ. –  Её муж вернулся с фронта, но живёт ли он со своей женой, я не знаю. Мы с ней больше не встречались, так как ранней весной уехали из села Паутово в Быстрый Исток.

В Паутово я жила год и десять месяцев. Но силу притяжения чувствую всегда. Село Паутово - моя малая родина.