Философия в практической психологии

Сейлхан Казыбаев
Чтобы жить в мире, человек, как минимум, должен представлять, что такое мир – то есть, он должен иметь ориентировку в пространстве и во времени. Кто-то из философов говорил, что без подобной ориентировки человек едва ли вообще жизнеспособен. Например, если мы знаем, что в этом лесу есть тигр-людоед, станем ли мы туда соваться?! Если и придётся нам туда идти, то мы будем всё время бдительны – будем всё время в напряге. То есть, всё время будем тратить энергию на постоянный контроль. А ведь энергия – это то, что определяет нашу жизнеспособность вообще. Это как в экономике деньги. Какую бы отрасль экономики мы ни взяли, везде именно деньги – те же самые деньги! – определяют степень развития и интенсивность процессов. Так и в организме: именно энергия определяет состояние органов и систем, общую жизнеустремлённость и способность к выживанию. И если мы знаем, что никаких тигров в этом лесу нет, мы будем вполне расслаблены, спокойны, не будем тратить энергии. И, значит, мы её сэкономим для каких-то важных дел.
Если, например, мы думаем, что причиной наших проблем являются злые духи, то чтобы улучшить ситуацию, нам надо будет изгонять их. Если, например, причиной болезни мы считаем не духов, а микроорганизмы, то надо использовать антибиотики. Совсем другой подход. Это означает, что именно мировоззрение определяет методологию – то, что надо нам делать, живя в мире. И, поскольку нам надо, в первую очередь, выжить, а во вторую очередь - жить качественно, мы можем, исходя из мировоззрения, строить самые разные методологические принципы. Но, поскольку мы живём в среде природной и среди людей, какие-то наши методологические подходы и способы могут оказаться непригодными – неэкологичными, опасными для среды. И не считаться с этим мы тоже не можем. Поэтому должны быть ещё и аксиологические (так это называется в философии) или ценностные ориентиры, которые указывают, что из методологии можно использовать, а что – нет. Скажем, если я буду игнорировать интересы окружающих и реализовывать свои цели и потребности, как хочу, в том числе и вредя им, конечно же, Мир постарается поставить меня на место. И для этого у него найдётся много средств.
Итак, резюмируем: чтобы жить, человек должен иметь ориентировку - должен знать, что такое Мир, и каковы конкретные его объекты и законы (это назовём мировоззрением). Именно мировоззрение определяет то, что надо делать, чтобы выживать в мире (назовём это методологией). И опять-таки именно мировоззрение определяет границы использования методологии, указывая на группу ценностных приоритетов. Последнее назовём аксиологией. Кратко основная идея будет тогда звучать так: мировоззрение определяет методологию и аксиологию человеческого существования. Поскольку это всё относится к области философии, мы можем сказать обобщённо, что философия является основой гармоничного и качественного существования человека в Мире. Но так как мы имеем очень много различных философий – по сути, каждый человек создаёт собственную философию! – необходимо как-то создать общую, универсальную философию или описание мира. Эта универсальная философия и называется картиной Мира.
Картин Мира в принципе тоже существует множество. Но поскольку до сих пор только наука претендовала на правильное описание Мира, то речь обычно ведётся о научной картине Мира. При этом другие описания реальности считаются ненаучными и, следовательно, неистинными.
Научная картина Мира является основой любого другого знания, своего рода фундаментом здания, на который надстраивается всё остальное знание. И тот фундамент, который был заложен в основании науки в пределах XIV – XVIII веков, мы называем философией классической науки или по-другому ньютоно-картезианской парадигмой или ньютоно-картезианской научной картиной Мира. Ещё её называют механистической или иногда позитивистской картиной Мира.  Первое название связано с тем, что Исаак Ньютон был главной фигурой, составившей основания классической механики, а Декарт указал принципы взаимодействия материи и сознания в контексте именно механистического описания Мира. Позитивизм предполагает истинным лишь то, что может быть обнаружено «позитивно» - то бишь, органами чувств или с помощью приборов, которые, как известно, являются усилителями органов чувств.
Короче говоря, ньютоно-картезианская (механистическая) картина Мира предполагает, что Мир есть некое абсолютно пустое пространство (которое, кстати, описывается аксиомами Евклида, предполагающими, например, что через одну заданную точку пространства можно провести лишь одну линию, параллельную заданной линии), в котором существуют отдельные изолированные друг от друга объекты Мира. Взаимодействие этих объектов Мира происходит по законам механики Ньютона. Сознание же имеет ко всему этому также некое изолированное отношение, является производным материи и подчиняется принципу «Я мыслю – следовательно, я существую» (а если нет – значит, и меня нет).
Иными словами, мир ньютоно-картезианской парадигмы (или философский фундамент классической науки) представляет собой вполне очевидный и вполне понятный для всех вариант описания Мира. Наука, опираясь на этот философский фундамент, достигла невероятных высот – вплоть до полётов в космос. Поэтому никто не может усомниться в правильности этого варианта мироописания.
Однако в начале ХХ века появились теория относительности, квантовая механика, неевклидовые геометрии Лобачевского, Римана, Бойяйи, которые продемонстрировали учёному люду, что есть аспекты реальности, которые могут быть совершенно неординарными с позиций привычной картины Мира, но, в то же время, являются не менее, а в некоторых конкретных моментах даже и более точными сравнительно с классическим описанием. Так появилась неклассическая картина Мира или философский фундамент неклассической науки. В этом варианте мироописания допускается сосуществование альтернативных аутентичных (то есть, истинных) описаний единого Мира. Если вспомнить известную суфийскую притчу о Слоне и щупающих его слепцах, то можно сказать, что познание каждого из слепцов есть познание классической картины Мира. Если, исследуя наощупь, пройти через все позиции, на которых слепцы щупали Слона, то можно понять, что все слепцы щупают одного и того же Слона, и признать истинными все описания слепцов, а это уже выход на позиции неклассического мировоззрения. Здесь мы уже не говорим, что прав только кто-то один. Правы все! Но когда мы приобретаем зрение, мы видим больше и знаем больше, чем при познании лишь только осязанием. Мы видим, как все описания взаимосвязаны в единой картине целостного Слона. А это уже выход на позиции постнеклассического мировоззрения – основания современной фундаментальной науки, которая неизвестна или не совсем понятна даже многим из представителей частных вариантов науки. Основания постнеклассической науки были заложены в конце ХХ века, когда появились синергетика, теория хаоса и самоорганизации материи, другие теории нелинейной науки. Теперь Мир воспринимается как единое целое, можно сказать, «живое» образование, где каждый объект связан со всеми остальными объектами Мира, и взаимодействия уже не носят линейного характера причин и следствий, а сознание являет собой уже не производное материи, но нечто такое, что составляет самую сущность Мироздания.
По сути говоря, реализовалось древнее пророчество, утверждавшее, что когда на вершину горы взойдёт физик, он там обнаружит мистика. Ибо мистическое знание всегда утверждало единство Мира и идею наличия сознания Мира как самую реальную его сущность.
Таким образом, мы должны знать, что уже в пределах ХХ века фундаментальная наука дважды поменяла свой философский базис, отойдя от механистического мировоззрения ньютоно-картезианской парадигмы, пройдя  через толерантность и лояльность неклассического мировоззрения к признанию единства Мира в постнеклассической парадигме. Но, поскольку частные науки далее отстоят от фундаментальной науки, базирующейся уже на постнеклассическом мировоззрении, приходится признать, что имеется некоторая инерция, вследствие которой эта новость до них ещё не дошла. С другой стороны, мы можем констатировать, что, например, в медицине уже сосуществуют на законных правах и рефлексотерапия, которую ранее мы, бывало, признавали шарлатанством, и гомеопатия, философия которой никак не может быть признана классическим мироописанием. То же самое есть и в психологии с психотерапией. Например, уже свободно используются шаманские практики и техники системной семейной психотерапии, эффективность которых малообъяснима с позиций классической науки.
Иными словами, уже сегодня есть все признаки неклассического взгляда на Мир, и это означает, что следующим этапом будет переход на позиции постнеклассического мировоззрения. И это значит, что нам всем надо будет выйти за пределы плоскостного «здесь-и-теперь видения» позитивизма, пройти через толерантное отношение к другим взглядам на Мир неклассического мировоззрения и прийти к духовно-ориентированному мировоззрению постнеклассики, которое провозглашает принцип слияния самореализации индивида с реализацией потребностей Мира. «Дао воина сливается с Мировым Дао», «Намерение воина сливается с Намерением Духа», - так этот принцип звучит в трактовке даосского учения или учения толтеков. Есть ещё одна известная формула: «Делай другим то, что ты хотел бы, чтобы другие делали тебе». Или ещё можно сказать, что то, что ты делаешь для собственной самореализации, должно в итоге привносить что-то полезное для развития Мира. В итоге и ты получаешь своё, и Мир получает то, что ему нужно от тебя как составной части единого Мироздания. В абсолюте – твоя самореализация как отдельного элемента Мира (как частного в Общем) есть в то же время самореализация Мира, Бога, Духа (как Общего в частном).
Все наши конфликты, войны, самоуничтожение и уничтожение экосреды, включая все формы жизни и даже всей планетарной системы, вызваны ограничениями нашего мировидения. Ведь именно мировоззрение определяет методологию и аксиологию существования.
Позитивизм и механицизм видения ньютоно-картезианской парадигмы внушает нам, что мы изолированно существующие объекты Мира. Взаимодействия между нами происходят по механистическим законам, и потому мыслится, что физическое превосходящее воздействие может разрушить и полностью исключить любой другой объект Мира, убрав его с нашего пути вообще. При этом, например, совершив убийство, человек может надеяться на то, что, если никто этого не видел, что если нет свидетелей, то никто никогда и не узнает о его деянии.
Иными словами, всё, что мы имеем в нашей с вами истории, есть следствие именно механистического, ньютоно-картезианского мировоззрения.
Забегая немного вперёд, можем сказать, что развитие любой отдельной системы в иерархии систем Мира непременно сопровождается появлением кризисов, предназначение которых в том, чтобы системы трансформировались (то есть – перестраивались, усовершенствовались, эволюционировали), либо уничтожались, выбраковывались, как неспособные к эволюции. Соответственно, кризис нашей эпохи тоже можно рассматривать как вызов Духа, предъявленный всему совокупному человечеству, целью которого является трансформация сознания человечества, изменение, усовершенствование, предполагающее выход из фрагментарного, плоскостного, зашоренного, трубчатого  видения Мира на более широкий вариант объёмного видения. Есть ведь разница: то ли мы смотрим с позиций ползущего жука, то ли с позиции смотрящей на жука собаки, то ли с позиции стоящего над ними человека. Более широкий взгляд даёт и большие возможности методологического и аксиологического порядка. Определяет новые, более широкие горизонты и качество существования человека в Мире.
Если вернуться немного назад и рассмотреть нынешнюю ситуацию в контексте разных вариантов указанных научных парадигм, то можно констатировать, что в настоящий период мы имеем уже все признаки неклассического мировоззрения наряду с ещё существующими по инерции признаками классического мировоззрения. Как указывалось уже, характерным признаком неклассического мировоззрения является толерантность к другим точкам зрения – описаниям реальности. В классике считалось верным только то, что мы признаем правильным, исходя из нашего плоскостного, позитивистского видения. Всё остальное отрицалось, автоматически откидывалось в категорию неистинности. В этом смысле провозглашалось и превосходство одной расы над другой, одного пола над другим, науки над ненаукой и т.д. История человечества была так или иначе привязана к истории Европы, а всё другое рассматривалось как нечто второстепенное, подтягиваемое к ней. Высокомерие белого человека проявлялось во всём, и максимально, кажется, это выразил Редъярд Киплинг в стихотворении о «бремени белых», которые должны были подтянуть к цивилизации всех остальных, «не-белых». Китай, Индия, Тибет, Африка, индейская Америка и т.д. – всё это был второсортный мир.
Но сейчас ситуация изменилась. Уже никто не может так однозначно заявить о «бремени белых», об их избранности и превосходстве. Весь мир уже признаёт величие культур Египта, Индии, Китая, Месопотамии, Мезоамерики. В этом ином взгляде, в инаковости других культур и народов европейское мышление находит новые ресурсы и взаимодополнение, обретая новые качества, обеспечивающие новые перспективы собственного развития. Мы уже много более терпимы к иным людям, культурам, странам. Не это ли проявление неклассического мировосприятия?!
Но пока это только толерантность и приятие возможности инаковости, другого взгляда и другого варианта мировосприятия. Это уже хорошо рядом с прошлым отношением и пониманием. Но это только переходный этап. Следующим будет переход на позиции постнеклассического, духовного мировосприятия, указывающего, что Мир есть единое целостное живое самоорганизующееся образование, в котором всё связано со всем. Такой взгляд выше взгляда простого отстранённого приятия – толерантности к иным вариантам мировосприятия. В этом взгляде на Мир уже нет отстранённости – есть включённость в Единство. И бытие отдельного элемента Мира при этом сохраняет функциональное единство и Мира, и каждого отдельного элемента в контексте целостности Мира. Это и означает, что каждый живёт и реализуется и как отдельный человек в контексте единства Мира, и как Мир (Дух, Бог) в контексте его человеческой формы. И, соответственно, его личная самореализация есть аспект самореализации Духа. И это есть вариант самого прогрессивного, абсолютно экологичного, гармоничного способа воспринимать Мир и жить в нём качественно и красиво…
 
****

В постнеклассической картине Мир предстаёт перед нами как холархия, если использовать терминологию Кена Уилбера. Холархия – это иерархия отдельных целостностей, холонов. Каждый холон – это отдельная целостность, в терминах китайской философии – это ТАЙЦЗИ, Великий Предел, отдельная целостная структура, функциональная деятельность которой определяется постоянной взаимосвязью и взаимопревращением противоположных и взаимосвязанных начал ЯН и ИНЬ.
ЯН – это активность, светлое, твёрдое, мужское, небесное, духовное и т.д.
ИНЬ – это пассивность, тёмное, мягкое, женское, земное, материальное и т.д.
Поскольку их взаимодействие осуществляется в пределах ограниченной структуры ТАЙЦЗИ, никакое начало из этих двух не может ни беспредельно увеличиваться, ни беспредельно уменьшаться. Причём увеличение одного начала сопровождается соответствующим уменьшением другого. Предел одного начала означает его превращение в свою противоположность. То есть, дошедший до предела ЯН превращается в ИНЬ, и наоборот. Израсходовавший всю свою наличную энергию на движение ЯН превращается в ИНЬ – пассивное начало, поскольку у него уже нет этой самой энергии. И теперь в пассивной фазе движения он её запасает для следующей фазы. То есть, в ИНЬ-фазе ЯН, сжимает ИНЬ, как пружину, давая этим возможность накапливать энергию для последующего движения.
Иными словами, приведённый здесь принцип ТАЙЦЗИ=ЯН + ИНЬ (целостность структуры ТАЙЦЗИ определяется равномерным взаимопревращением ЯН и ИНЬ – процессов) является универсальным законом функционирования отдельных холонных целостностей.
Пойдём далее. Каждый отдельный холон состоит из мириад уровней таких же целостных структурно-функциональных уровней и сам включается в структуры более высоких уровней. Например, возьмём клетку. Это самодостаточная отдельная единица Мироздания. Совокупность клеток образует ткань, ткани в итоге образуют органы, органы - системы органов, в конечном итоге – образуется организм. Организмы образуют новые целостные структуры, например, у людей это могут быть семьи, этносы, далее – человечество, планетарная экосистема (Гея – совокупный организм Земли). Сама Земля – часть Солнечной Системы, а та, в свою очередь, - часть Галактики. Галактика – часть Метагалактики. И так далее… Каждый из этих уровней может рассматриваться как отдельная целостность, холон, структура ТАЙЦЗИ. И тогда мы вполне можем приложить принцип ТАЙЦЗИ=ЯН+ИНЬ к описанию процессов на любом из этих уровней.
Принцип ТАЙЦЗИ=ЯН+ИНЬ приложим к любому уровню, к любому процессу, к описанию и исследованию любой системы. Например, используя этот принцип, мы можем описать и самого нашего клиента, его наличную и последующую ситуацию, его взаимодействие с любыми другими системами (другой человек, семья, коллектив, страна и т.д.). Через этот же принцип можно рассмотреть и динамику его личностного и духовного развития. Напряжение чередуется расслаблением, активность – покоем, думание – не-думанием, открывание миру – закрыванием от него…
Резюмируем. Мир аналогичен голограмме, в которой каждая часть аналогична всей совокупной голограмме. «Что вверху, то и внизу». Поэтому верен древний принцип: «Познай самого себя – и ты познаешь весь Мир». Поскольку мировоззрение определяет методологию, можно утверждать, что верен и другой, следующий из первого, принцип: «Измени самого себя – и ты изменишь весь Мир».
Далее. Поскольку каждый человек и каждое живое существо видит Мир по-своему («Вселенная муравья не равна вселенной человека»), можно утверждать, что Мир (для каждого из его объектов) – это восприятие. На восприятие влияет множество факторов, в том числе и анатомические, физиологические, психологические и даже философские моменты. Иными словами, все мы отражаем Мир по-разному, пользуемся этими отражениями, принимая их за реальные объекты Мира. Забываем, что в голове нашей есть лишь образ Мира, который, конечно же, запечатлевается с искажениями. Но мы ведём себя так, как если бы эти образы были реальными объектами Мира или, по крайней мере – точными их копиями. Поэтому можно признать истинным утверждение шаманов о том, что Мир – это сновидение, или в эзотерике а ля Индия – майя, иллюзия. И если к нам на приём пришёл человек с проблемой, мы должны признать, что в его видении Мира есть ограничения - он попал в некий тупик. Или иначе: его картина Мира оказалась ограниченной, ограничивающей его методологию выживания в Мире. Значит, наша задача будет заключаться в том, чтобы расширить его видение Мира в конкретной его ситуации и дать этим ему новые методологические возможности, которые сделают его жизнь в Мире более качественной.
То же самое определим по-другому: если человеку плохо в его сновидении, то что нам мешает преобразовать плохое сновидение в хорошее? Ведь в любом случае оно остаётся сновидением!
Подобные взгляды, которые становятся возможными в связи с приятием новой картины Мира на уровне фундаментальных и далее - частных наук дают нам, как говорилось, и новые методологические возможности. Но расширенный взгляд на Мир  определяет и границы этой самой методологии, устанавливая новые аксиологические приоритеты. Вообще, если говорить строго, не противореча истине, эта новая аксиология есть возврат к старым, вечным, как Мир, принципам «Вечной философии» - Философии Переннис, всегда и во все времена провозглашавшимся и духовными традициями, и эзотерическим знанием всех времён и народов. Когда мы вновь утвердим эти принципы как основу философии всего живого – тогда и только тогда вновь наступит имевший место когда-то давно «Золотой Век» или «Царствие Небесное на земле». И, похоже, это время уже не за горами…

****
В постнеклассике предполагаются следующие основные принципы:
1.Принцип становления – главная форма бытия – это не покой, а движение, становление. Статичного Мира просто не может быть. Все объекты Мира и сам Мир находятся в постоянном движении, и именно это движение и является залогом эволюционного развития. При этом выделяют два полюса процесса становления (эволюции) – хаос и порядок, энтропия и неггэнтропия, а в китайской терминологии – ИНЬ и ЯН в рамках ТАЙЦЗИ.
2.Принцип сложности – возможность обобщения, усложнения структуры системы в процессе эволюции. Эволюция системы предполагает, естественно, усложнение системы и приобретение ею всё новых и всё более сложных свойств. Упрощение, инволюция – это процесс постепенной деградации и разрушения в итоге - движение к гибели системы.
3.Принцип виртуальности будущего – наличие спектра альтернативных паттернов развития в постбифуркационном (послекризисном) пространстве-времени. То есть, всегда присутствует несколько альтернативных вариантов развития системы, которые определяют поведение системы и конечный результат выхода из кризисной зоны – зоны бифуркации.
4.Минимальное количество ключевых параметров, регулирующих процесс прохождения бифуркационной зоны – в кризисной зоне система находится в нестабильном состоянии, и потому достаточно воздействие минимального количества факторов, которые либо разрушат систему, либо выведут её на новый уровень функционирования.
5.Фундаментальная роль случайностей в зоне бифуркации – именно воздействие случайных, непредсказуемых факторов определяет радикальные сдвиги в системе, находящейся в зоне бифуркации.
6.Принцип фрактальности – главную роль в становлении играют не отдельные элементы, а целостная структура. Это и понятно: ведь что такое отдельные русские княжества перед лицом такой грозной опасности, как наступающие орды Чингис-хана? Только совокупная целостность русского этноса может представлять реальную силу, способную хоть как-то противостоять организованной на высочайшем уровне армии Потрясателя Вселенной.
7.Принцип темпоральности – суперпозиция различных темпоритмов элементов системы. Поскольку главной действующей фигурой является целостная система, происходит подчинение темпоритмов отдельных субсистем темпоритму целостной системы. Части подчиняются целому, выполняя в целом роль отдельных функциональных элементов.
8.Принцип дополнительности – возможность моделирования эволюции системы с помощью нескольких параллельных теоретических подходов. Этот принцип тоже понятен, поскольку одного слона можно щупать с разных сторон, и вся полученная при этом информация будет, конечно же, вполне достоверной и дополняющей картину целого слона.   
Оценим указанные принципы в практическом контексте.
Всё в Мире и сам Мир находятся в постоянном движении, которое способствует постепенному усложнению отдельных систем и их субструктурных (субсистемных) элементов. При этом каждая система в обязательном порядке проходит кризисные участки в своём развитии, предназначение которых либо в эволюционном усложнении, либо в гибели системы как неспособной к эволюции.
В контексте практической психологии это всё означает, что каждый индивид должен развиваться, эволюционировать, и в своём развитии он закономерно будет проходить через кризисы, смысл которых заключается в том, чтобы он постепенно преодолевал раздробленность в своей психике, а также существующее в его сознании  разделение тела и психики, обретая целостность. Но это лишь часть процесса индивидуального эволюционного развития. Ибо став целостным, индивид обязан привнести нечто и в целостность Мироздания, и при этом работать не в противовес, а в унисон с потребностями Мира. Иными словами, самореализация индивидуального духа должна стать самореализацией Духа Мирового. В этом смысл всего, что есть в Мире, и смысл того, что происходит, в частности, с каждым отдельным человеком.
Соответственно, смыслом психотерапии и практической психологии вообще является помощь индивиду или группе людей на этом эволюционном пути. Поскольку одной из самых главных потребностей человека является потребность в ориентировке, задачей практической психологии является, в первую очередь, удовлетворение этой потребности. Причём, человеку надо дать ориентировку тактическую и стратегическую.
Тактическая ориентировка касается конкретной ситуации здесь-и-теперь, в данном конкретном контексте ситуации места и времени.
Стратегическая же ориентировка касается глобальной ситуации Мира и места (предназначения) человека в нём. Для первой ситуации актуальна тема уточнения ситуации исходной (кризисной), в которой находится человек, и конечной точки, которой он хочет достичь. Определение этих главных пунктов потребует в дальнейшем движения в указанном направлении, для чего нужны энергетические ресурсы. Поэтому следующим аспектом практики психолога будет определение исходного энергетического уровня и анализ путей рационального получения, накопления и расхода энергии.
Стратегическая ориентация нужна для определения глобального стратегического направления жизни, и это жизненно необходимо для решения многих экзистенциальных задач. В этих случаях обычно клиент не предъявляет претензий к собственной жизни в данном моменте, ибо она обычно организована вполне удовлетворительно. Но при всём при том он испытывает какой-то дискомфорт, неудовлетворённость, часто даже не имея возможности определить причину этого. Прояснение глобальной стратегической ориентировки в подобной ситуации часто легко устраняет эти симптомы и даёт человеку энергию для дальнейшей осознанной жизни. А это и есть главная задача психологической помощи.

***
Итак, Мир – это Единый Живой Организм, устроенный по принципу голограммы, в которой каждая часть является принципиальной копией самой Голограммы. То есть, на сущностном уровне, независимо от конкретной формы, каждый объект Мира аналогичен самому Миру. Реализация интересов отдельного объекта должна совпадать с реализацией потребностей Мира в конечном итоге. Делая что-то для себя, каждый делает то, что нужно Миру для его развития. В этом смысле и негативные деяния нужны Миру, ибо именно в борьбе с ними идёт развитие Мира. И негативные аспекты нашей собственной души также должны быть приняты нами без противопоставления – в целостности. В тех же случаях, когда есть неприятие, негативные аспекты души вытесняются в подсознательную сферу, раскалывая энергию человека как минимум на энергию двух враждующих частей. Понятно, что единый кулак сильнее, чем одиночные пальцы. Именно поэтому во всех современных и древних теориях провозглашается необходимость целостности: когда нет внутренней борьбы – нет потерь энергии, нет разделения, а единый запас энергии, конечно же, будет гораздо выше, чем при её фрагментации. Распоряжаясь цельной энергией, мы можем более широко видеть Мир – то есть, расширяется восприятие с увеличением запаса энергии. А расширение кругозора – восприятия - расширяет и методологические возможности адаптации к Миру. Так что целостность – увеличение наличного запаса энергии – является обязательной частью развития любого отдельного элемента Мира, и человека – в том числе. Следовательно, работу в энергетическом ключе и с позиций энергии мы можем провозгласить как важнейшую методологическую стратегию в нашей практике. Вместо того, чтобы копаться в деталях биографии, можно уйти на уровень энергии и устранить энергетические дефекты, в итоге нивелируя негативные последствия биографических эпизодов, блокирующих энергетику индивида. Этот вариант работы уменьшает количество объектов, с которыми надо работать и делает ориентировку более показательной и эффективной.
Короче говоря, всё есть единая энергия, всё есть творение и взаимопревращение одной и той же энергии. Любые формы материи, и видимые, и невидимые, есть разные варианты одной универсальной энергетической субстанции. Разные уровни организации этой материи могут рассматриваться сквозь различные призмы восприятия – разные системы координат. Кто-то может смотреть на этом конкретном уровне, именно с этой стороны, а кто-то с другого уровня. Конечно же, их описания будут различаться. Поэтому очень важен выход на уровень предельной абстракции (обобщения), где исчезают частные различия и остаются лишь общие признаки. Такой методологический приём позволяет обретать ориентировку в многообразии вещей, а имея правильную ориентировку, легко выбрать правильное направление движения. Предельным и наиболее удобным вариантом такого абстрагирования являются уже упоминавшиеся категории китайской философии ТАЙЦЗИ с ЯН и ИНЬ. Есть там и другие уровни абстрактного описания любого объекта и процесса Мироздания. То есть, можно выделять в одной и той же целостной структуре разные уровни абстрагирования. Например, саму целостную структуру ТАЙЦЗИ мы делим вначале на ЯН и ИНЬ. Затем можем в ней же выделить уже три уровня абстрагирования – САНЬ ЦАЙ: НЕБО-ЧЕЛОВЕК-ЗЕМЛЯ. Структура та же, но рассматриваем мы уже её как состоящую из трёх элементов. НЕБО – это небесная, умозрительная, идеальная часть, ЗЕМЛЯ – это часть физическая, ощутимая наощупь. А ЧЕЛОВЕК – это срединная, интегральная часть, образованная взаимосмешением качеств первого и второго. Если говорить о человеке, то уже сразу можно определить, что в нём соединяются НЕБО и ЗЕМЛЯ, идеальное и реальное, духовное и материальное, животное и сверхчеловеческое. Уже одно это расширяет наше понимание места человека в Мире и пути гармонизации его существования. Ещё Ф.Ницше указывал, что «человек есть нечто, что должно преодолеть… человек есть мост между животным и сверхчеловеком».  И разве не об этом же говорили все мировые религии и духовные традиции?! Схема НЕБО-ЧЕЛОВЕК-ЗЕМЛЯ наглядно указывает нам методологические принципы подобной эволюции. Человек в своей эволюции должен, опираясь на биологические, земные, физические, материальные основания, двигаться в направлении духовного, сверхчеловеческого, идеального уровня. Это его цель и миссия! На этом пути он может двигаться только соединяя оба несоединимых полюса, двигаясь между ними по синусоиде, как бы вдыхая и выдыхая - выныривая, подобно киту, для вдоха на поверхность моря, и вновь заныривая под воду после этого глотка воздуха. Это есть его способ реализовать предназначенную миссию…
Ту же целостность ТАЙЦЗИ можно рассмотреть и с других, более дифференцированных, позиций – то есть, с позиций, на которых та же система включает в себя большее количество составных элементов. Скажем, есть вариант рассмотрения с позиций, четырёх, пяти, восьми и т.д. элементных блоков. Границы между элементами достаточно условны, но в любом случае они определяют целостность всей системы ТАЙЦЗИ, и, в то же время, каждый отдельный элемент рассматриваемой системы также становится вполне самодостаточным целостным холоном в рамках ТАЙЦЗИ. То есть, условность границ не исключает функциональной целостности и соответственно самодостаточности каждой отдельной субсистемы. И, поскольку Мир – это голографическое образование, подобный принцип может быть применён при исследовании систем любого уровня Единого Мира.
Если вернуться к миссии человека и человечества, то можно в свете уже сказанного упомянуть и о том, что каждый целостный элемент, реализуя свои потребности, становится крепче – то есть, начинает обладать большим запасом наличной энергии, и соответственно, это усиливает и всю совокупность этих субсистем, которые в абсолюте и образуют весь Мир. То есть, эффективная самоорганизация каждого элемента Мира способствует более адекватной самоорганизации всего Мира.
Но это, так сказать, движение снизу вверх, от объектов Мира к самой целостности Мира. Но в живом организме целостность не только постоянно вновь образуется, но она и уже существует и влияет на всё происходящее в нём. То есть, имеется и движение сверху вниз. Есть и воздействие самой целостности на свои составные элементы.
Например, в покое, когда система не потребляет много энергии, функциональные связи между элементами ослабляются, и система тяготеет к распаду на простую сумму отдельных целостностей. Но когда наступает критический момент, и угроза распада становится слишком вероятной, включается процесс самосохранения системы – другой альтернативный сценарий развития системы, который существует изначально, если следовать принципам постнеклассической картины Мира. Целостность начинает собирать отдельные свои элементы в единую структуру. Это происходит через укрепление системных связей и границ целостной системы, а также ослабление жёсткости границ элементарных субсистем. Эти две тенденции (к распаду и к сохранению целостности) в науке называются энтропией и неггэнтропией. Их же можно отнести и к категориям ИНЬ и ЯН. Мы предлагаем называть их устремлением к смерти и устремлением к жизни. Тем более, что подобные тенденции отдельных систем Мира уже неоднократно описывались разными учёными в разные времена.  То есть, одни и те же истины неоднократно открывались и переоткрывались в истории человечества. Так вот, если ориентироваться на принцип ТАЙЦЗИ=ЯН+ИНЬ, то есть целостность системы определяется равновесным чередованием процессов ЯН и ИНЬ, то должен быть и баланс устремления к смерти и устремления к жизни. Заметим, что устремление к жизни – всегда активное начало, тогда как покой, пассивность есть устремление к смерти. Поскольку активность требует энергетических затрат, невозможна беспредельная активность. Именно в момент пассивного отдыха происходит восстановление затраченных сил. Поэтому в контексте целостности системы эти процессы взаимодополняются, а не исключают друг друга. Причем, предельный ЯН переходит в ИНЬ, а предельный ИНЬ переходит в ЯН. Таков закон функционирования системы ТАЙЦЗИ. Предельное устремление к жизни (то есть, когда реализуются все потребности, и человек имеет всё, что необходимо для качественной жизни) начинает замещаться устремлением к смерти. Не потому ли начинаются суициды, болезни, алкоголизация, наркотики, экстримы и т.п. в развитом социуме общества потребления?! А предельное устремление к смерти начинает замещаться устремлением к жизни. Не потому ли, выжив после суицида или другого соприкосновения со смертью, человек так страстно хочет жить?!
Понимание этого последнего момента позволяет использовать этот методологический принцип в реальной практике психологической помощи. Например, если есть страх чего-либо, то мы должны вначале признать,  что любой страх – это всегда страх смерти. И что страх смерти на уровне сознания есть там, где в подсознании есть устремление к смерти, которое возникает из-за неприятия жизни. Это прямо следует из анализа схемы ЯН и ИНЬ в рамках ТАЙЦЗИ. Поскольку обычно человек не принимает одинаково и ЯН, и ИНЬ (в данном случае – устремление к смерти и устремление к жизни), он будет способствовать усилению одного начала и сопротивляться второму. То есть, принимая устремление к жизни, он будет сопротивляться устремлению к смерти. Дабы восстановить равновесие, необходимо ослабить ЯН и усилить ИНЬ – то есть, уменьшить устремление к наслаждению, комфорту, и усилить напряжение, страдание – чувственные аналоги устремления к жизни и устремления к смерти. В природных, естественных условиях это происходит автоматически. ИНЬ и ЯН чередуются спонтанно. Например, вот заяц отдыхает расслабленно, кушает траву, пьёт воду – наслаждается жизнью (ЯН). Но вот появился волк и явно намерен съесть его на ужин. Стресс! Организм зайца выделяет огромное количество энергии, которое заяц тут же использует на то, чтобы спастись от волка бегством. Предельный ЯН (наслаждение жизнью) перешёл в ИНЬ – страдание, напряжение. И если зайцу удалось убежать от волка, он опять же ляжет где-нибудь в укромном месте и предельно расслабится, чтобы восстановить силы. И это будет означать, что предельный ИНЬ перешёл в ЯН, а предельный ЯН перешёл в ИНЬ.
В человеческом же мире этот естественный механизм немного искажён. Мы тоже испытываем стрессы. Наше тело выделяет колоссальное количество энергии, чтобы мы могли либо драться, либо убегать, чтобы спасти себя. Но мы не дерёмся, не убегаем, а часто даже и не ругаемся. И вся выделенная энергия накапливается внутри тела, превращая его в паровой котёл. И, если не выпускать периодически пар из этого котла, однажды он может лопнуть. Что обычно и происходит в виде инсультов, инфарктов и т.п. болезней цивилизации. Правда, живой организм всё-таки стремится к адекватной самоорганизации и самовосстановлению. Поэтому часто вместо интенсивной физнагрузки мы начинаем использовать переедание или, наоборот, голодание, секс или наркотики в той или иной форме. Но самым первым способом самовосстановления организма является сон. Всё остальное – потом. Именно во время сна происходит выравнивание энергетики, устранение перекосов, выпуск излишнего «пара». Последнее, в частности, происходит через сновидения. При этом символы возникающих сновидений, так или иначе, являются символами смерти, напоминанием о смерти. По-другому говоря, подавленная в подсознание энергия устремления к смерти отреагируется в сновидениях через проживание аналогичных смерти и страданию ситуаций сновидения. Если процесс сновидения завершается последующей фазой сна без сновидений, организм успевает полностью энергетически перестроиться, и человек просыпается отдохнувшим, бодрым, жизнеустремлённым. Но чаще человек пугается сна, и просыпается досрочно, не позволяя организму перестроиться в энергетическом смысле. Ему надо вначале отреагировать подавленную энергию устремления к смерти – как бы выпустить пар из парового котла, расслабить пальцы рук, сдерживающие горлышко шара, куда мы вдуваем воздух – энергию стресса, или по-другому – энергию устремления к смерти. И лишь после этого он сможет освободившуюся энергию перераспределить в организме так, как это нужно. Если мы тормозим процесс и не даём ему завершиться, после досрочного пробуждения уже не будет ощущения полноценного отдыха и энергии.
Когда-то давно ещё Карл Юнг указывал, что неправомочно разделять понятия садизма и мазохизма – что надо рассматривать их целостно, как садо-мазохизм. Опять-таки это мы можем рассмотреть в качестве ЯН и ИНЬ в рамках единой структуры  ТАЙЦЗИ. Соответственно, если рассматривать болезнь как проявление мазохизма – аутоагрессии, то терапевтической методикой как раз и будет процесс противоположный – садизм. И наоборот. Как ни дико это воспринимается на первый взгляд, собственно, чаще всего именно это мы и делаем осознанно или неосознанно.
Например, если есть страх смерти (а это означает, что внутри есть устремление к смерти), то надо человека конфронтировать именно с ситуацией смерти. Например, сымитировать смерть каким-либо образом – скажем, закапывая тело в земляной гроб, и лучше, если на ночь.
Если есть головная боль (верх, ЯН), то, значит, надо оказать воздействие ИНЬ: напрячь ноги, нагрузить тело. Если есть чрезмерная активность, то лечением в этом случае будет аналогичная пассивность. И так далее.
Это же касается и темы профессионального сгорания специалиста. Например, если есть симптомы хронической усталости (а это и есть другое название этого синдрома), связанной в данном случае с чрезмерным профессиональным контактом, то лечение будет заключаться в исключении этих контактов.
Умение использовать принцип ТАЙЦЗИ=ЯН+ИНЬ, позволяет ориентироваться в любой ситуации и эффективно решать практически любые ситуативные задачи, а также находить пути профилактики многих вариантов психологической или психосоматической патологии. Опираясь на этот шаблон, мы можем создавать новые техники, новые приёмы, производить сортировку и правильный отбор методологических ресурсов для реальной практики.
Признание неклассического мировоззрения в основе психотерапевтической практики позволяет адекватно использовать или хотя бы признать возможную эффективность некоторых неортодоксальных направлений и технологий, в том числе и тех, которые нами ранее отрицались как абсурдные и изначально ошибочные. Например, сейчас стали иногда достаточно широко использовать магические и шаманские техники в психотерапевтической практике.
Правда, тут есть несколько моментов, о которых надо бы упомянуть.
Во-первых, нередко мы имеем эффекты магических и шаманских техник, которые не объяснимы с позиций классического мировоззрения, но отрицать которые мы не можем, так как сами и неоднократно были свидетелями их эффективности. Если мы всё же ограничиваемся механистической картиной Мира, то либо ищем возможность вписать это в какой-либо более или менее широкий шаблон, являющийся частью этого мировоззрения, либо отрицаем как невозможный в принципе. Например, мы можем попытаться объяснить видимое нами в качестве иллюзии, фокуса или гипнотического воздействия на нас. Либо же даже и сами (особенно спустя какое-то время) мы можем сомневаться в том, что это действительно было на самом деле. Часто то, что не вписывается в нашу привычную картину Мира, довольно быстро амнезируется. Таким образом психика защищается от ненужных напряжений.
С другой стороны, однажды таких фактов накапливается достаточно много, и уже невозможно утаить шила в мешке. И хотя мы не можем ещё объяснить это, тем не менее, мы уже принимаем возможность их существования – принимаем как факт. А в медицине и психотерапии даже иногда и пользуемся услугами тех специалистов и парамедиков, которые используют эти технологии. Не можем объяснить, но признаём их эффективность хотя бы и в некоторых сферах. А это и есть признаки неклассического мировоззрения. При этом наш ум, интеллект, который привык всё контролировать, будет искать объяснения, и при этом он, конечно же, будет опираться на известное ему, принятое им мировоззрение. Не умея найти подобного объяснения, но признавая эффекты, он вынужден принять позицию отстранённого наблюдателя, объективного исследователя. При механистической же картине Мира ум пребывает в агрессивной и высокомерной позиции человека, обладающего абсолютным знанием.
Признание же мировоззрения постнеклассического – признание единства Мира – позволяет понимать, использовать и принимать использование подобных методологий без сопротивления, некоторой отстранённости или простой толерантности неклассического мировосприятия. Постнеклассическое мировоззрение предполагает полное приятие карты Единого Мира и полное включение исследователя в сам предмет исследования без отстраненности исследователя как при использовании неклассической картины Мира. Например, если изучить книги Карлоса Кастанеды, то можно убедиться в его включённости в тему, тогда как в книгах о шаманских культурах, написанных до него, явно прослеживается отстранённость и даже какое-то высокомерие представителя развитой цивилизации, который занялся объективным исследованием «примитивной культуры». Так вот, постнеклассическое мировоззрение предполагает в идеале полное отождествление с принимаемой картиной Мира, а в абсолюте – человек сам должен стать «воплощением дхармы» - воплощением учения о Мире и человеке в Нём.

Классическое мировоззрение предполагает, что при одной патологии может быть использован только один метод или точнее – методологический принцип. Например, утрированно – если опухоль, то её надо удалить, уничтожить. Если – микроб, то его надо вытравить антибиотиком. И так далее. Если причиной болезни является зловредный дух, вошедший в тело больного, то его также надо если не уничтожить, то хотя бы изгнать из тела. Таково мировоззрение механицизма – в пустом пространстве изолированные объекты, взаимодействующие по механическим законам Ньютона. И через одну точку пространства можно провести лишь одну линию, параллельную заданной. И уничтожив один живой объект, мы можем уничтожить и его сознание. То есть, истребить его однозначно и навсегда.
Неклассическое мировоззрение предполагает возможность существования и других вариантов взгляда на одно и то же явление. Например, мы можем рассматривать и влияние химических или биологических агентов на здоровье конкретного человека, и возможность магического воздействия на него со стороны кого-либо из недоброжелателей. Причём, при этом мы не можем ни однозначно опровергнуть, ни доказать истинность любого из этих вариантов. Поэтому будем сохранять некую отстранённость и использовать оба варианта мировоззрения, не включаясь однозначно ни в одну из них. Мы можем лечить традиционно антибиотиками эту затянувшуюся пневмонию, но при этом добавить шаманскую процедуру возвращения души или животного Силы. При этом мы будем надеяться на позитивный эффект, не пытаясь однозначно приписать его какому-либо одному из этих методов. И будем сохранять отстранённость, исследовательскую нейтральность по отношению к исследуемой нами ситуации.
Постнеклассическое мировоззрение же предполагает, что и наш пациент, и мы являемся частью единого Мира. Более того – мы одно! То есть, он – это я, а я – это он. Будучи представителем этого мировоззрения, шаман или целитель отождествляется – сливается в единое целое – с ним, становится даже чем-то большим, чем просто слившихся два сознания. В абсолюте сознание целителя сливается с Сознанием Мира, и он обретает доступ к потенциалу Мирового Сознания – по сути, Бога. Ведь, как сказал один из христианских святых, возлюбив что-то, разве не уподобляется душа объекту своей любви, и разве возлюбив Бога она не становится Им?! Иными словами, постнеклассическое мировидение даёт неисчерпаемые, невообразимые возможности в плане методологии в общем и в любом частном случае. И, по сути, все описанные когда-либо чудеса являются реализацией этих потенциальных возможностей. К примеру, возьмём тему материализации объектов. Каким образом это возможно? (Обратите внимание: мы априори предполагаем, что это возможно в принципе). Вспомните первые цифровые фотоаппараты. Изображение было тусклым, малопиксельным. И это аналогично зрительному образу, возникающему в нашем мозгу. Затем прогресс фотографии пошёл в направлении уплотнения изображения – увеличения пикселей. Как можно уплотнить (=материализовать) изображение (образ) в нашем мозгу? Очень просто: устойчиво концентрируя внимание на нём. А ведь внимание – это энергия! Так, по крайней мере, утверждается в искусстве цигун и в йоге. Устойчивая концентрация внимания на нём, на образе предмета, равна концентрации энергии, а что такое материя как не уплотнённая энергия?! То есть, насыщая энергией образ – материальный шаблон, каркас, мы как бы наращиваем на этот скелет мясо, создавая материализованную форму. Проблема заключается лишь в том, что мы не умеем так долго и устойчиво концентрировать внимание-энергию. Но сейчас для нас важна сама принципиальная возможность этого, а остальное – дело техники, практики, времени.
Данный пример позволяет увидеть, как расширение картины Мира может расширить наши методологические возможности, сделав возможным то, что признавалось в принципе невозможным в прежние времена в механистической картине Мира. И это только один из возможных вариантов…
Но как мы уже говорили ранее, новые методологические возможности должны быть скоординированы и с новыми же принципами аксиологии. Поскольку Мир – это единый живой организм, отдельной клетке или органу не позволено будет что-то делать в противовес потребностям целостной системы. Скажем, если клетка начнёт бесконтрольно расти, игнорируя интересы целостного организма, она становится раковой опухолью, потенциально опасной для организма. И потому организм должен уничтожать аналогичные клетки. Если, например, человек начнёт бесконтрольно обеспечивать свои жажды, не оглядываясь на экологическое окружение, то рано или поздно он будет уничтожен каким-либо образом, или должна будет произойти внутренняя перестройка, трансформация. Альтернативы этому нет, ибо, как говорил Конфуций, «не изменяются лишь совершенномудрые и невежды». Назваться первыми, пока мы здесь, мы не можем, а невеждами быть не хочется. Поэтому мы обязаны изменяться – и лучше, если в лучшую сторону, ибо non progredi est regredi – если нет прогресса, - значит, есть регресс.
Иными словами, развитие человека с опорой на новую и в то же время – старую, как Мир, картину Мира – Мира, как Единой Живой Саморазвивающейся Системы, утверждает аксиологические критерии гармоничного сосуществования всех элементов Мира именно в контексте единства Мира. И главный принцип существования отдельного элемента провозглашает реализацию его потребностей таким образом, чтобы это соответствовало реализации потребностей Мира. Дао воина сливается с Мировым Дао. Намерение воина сливается с Намерением Мира.
Резюмируя рассматриваемую  тему, можно указать, что мировоззрение классической науки аналогично исследованиям анатома, расчленяющего тело на части и изучающего его структуру. Мировоззрение неклассической науки аналогично более функциональному исследованию физиолога, рассматривающего жизнедеятельность отдельных систем внутри организма. Мировоззрение же постнеклассической науки рассматривает системы в системах в контексте целостности и самого организма, и его связей с другими системами единого Мира. То есть, мы выходим на всё более функциональный вариант рассмотрения Мира, всё более и более одухотворяем его, оживляем. Анатомия имеет дело с мёртвым телом, физиология же изучает процессы в живом теле, но она ограничивается исследованием изолированной системы, игнорируя целостность организма и влияние на результаты исследования самого эксперимента и условий, в которых это всё происходит. Духовный же взгляд постнеклассики учитывает все взаимодействия и взаимовлияния, выходя вообще за пределы разделений, принимая их относительность и условность в контексте единства Мира. Он видит и всего Слона целиком, и город, в котором он идёт, и слепцов, которые его щупают, и даже – всю Вселенную! Так мы идём постепенно от мёртвой статики к живой нелинейной динамике. Такова логика познания: методологический анализ с последующим синтезом и интеграцией единой картины Мира…



Вернёмся на землю, ближе к реальной практике.
Что может нам дать классическая картина Мира? Поскольку Мир – это изолированные объекты в пустом пространстве, то, конечно же, мы должны работать с конкретным человеком, прорабатывая его личные ограничения и адаптируя его к реалиям его бытия. Соответственно, преобладает здесь индивидуальная работа. Даже если мы и используем варианты групповой работы, - это всегда индивидуальная работа в контексте группы. В любом случае мы что-то делаем с конкретным человеком, ибо предполагаем, что причины его проблем только в нём самом.
Кроме того, поскольку Мир – это пустое пространство, а взаимодействия носят механистический характер, мы не можем работать с клиентом заочно и, соответственно, не можем признать никаких магических, шаманских и прочих аналогичных вариантов работы с ним.
Наиболее известные варианты подобной работы – это медикаментозная психиатрия, психоанализ, бихевиоризм – поведенческая терапия, варианты индивидуального гипноза, аутотренинг, всякие электрошоки, инсулинокоматозная и прочие аналогичные варианты психотерапии.
К сожалению, мы все неоднократно сталкивались с ограничениями подобного взгляда на Мир в своей реальной практике и часто признавали его неэффективность и собственную беспомощность в плане радикальной помощи пациенту.
Более широкие возможности появляются с введением неклассического мировоззрения. Даже если мы и не понимаем, не имеем полноценного обоснования используемых методик в контексте неклассического подхода, мы можем рекомендовать их использование в общем комплексе мероприятий. Что-нибудь да поможет. По крайней мере, есть шанс, есть надежда. Мы можем пользоваться разными методиками и подходами, используя принцип «ромашки Ассаджиоли». Помните: есть лепестки – отдельные методики, и есть центр ромашки – позиция нейтральная, позиция разотождествления с каждым отдельным лепестком. Это ещё не мета-позиция – не позиция «над». Она находится на том же уровне, что и лепестки, но она нейтральна, и из неё можно оценить нейтрально каждый отдельный лепесток. Когда вы выбрали нужный метод, то переходите из нейтральной точки в зону выбранного лепестка – отождествляетесь с выбранной методикой и работаете в ней. Затем опять выходите в нейтральную зону и оцениваете эффект. При недостатке эффекта выбираете другой «лепесток» и переходите на другой метод. И так далее до получения нужного результата.
При этом подходе вы можете отправить своего пациента к другому специалисту или парамедику, владеющему каким-то другим подходом. Всё это допустимо в неклассическом подходе и вполне оправдано.
Несмотря на то, что методологические возможности здесь более широкие, всё-таки работа в основном ограничивается по-прежнему индивидуальной терапией. Даже при групповой работе акцент делается на индивидуальном контексте. То есть, даже при групповой работе идёт в основном индивидуальная работа, а групповая динамика нас интересует постольку, поскольку происходят индивидуальные изменения.
Совсем иное дело – постнеклассический подход. Во-первых, поскольку Мир – единое целое, а составные его элементы являются сами по себе отдельными целостностями, важно привести в согласие потребности индивида и потребности целостностей более высоких уровней. Часто достаточно даже простого согласования интересов элементов в контексте объединяющей их целостности на рациональном уровне. Например, часто достаточно просто прояснить всем членам семьи, что никто из них не желает распада семьи с непредсказуемыми для всех последствиями. Понимание этой общей потребности позволяет более рационально согласовать взаимные ожидания и возможности – так, чтобы новые взаимоотношения устраивали всех, и семья как целостность сохранилась и даже укрепилась более.
То есть, в данном конкретном случае мы выносим акценты с темы индивидуальности на тему более высокой целостности и привносим энергетические возможности целого в деятельность каждого субэлемента системы.
Аналогичные вещи происходят и во многих других терапевтических системах, которые можно отнести к категории технологий постнеклассического мировоззрения. В этом разделе надо упомянуть, в первую очередь, многие шаманские практики, магические технологии, неошаманские варианты – особенно, когда они практикуются с полным включением, а не с долей отстранённого наблюдения невключённого в тему исследователя. Сюда же можно отнести семейную системную психотерапию, системные расстановки Хеллингера, технологии гавайского шаманизма, некоторые дыхательные технологии типа голотропного дыхания, традиционные практики типа ритуальных зикров суфиев, танцев нестинарок, балийского танца обезьян и т.д.
В самой практике различных технологий в психотерапии можно выделить несколько моментов, определяющих их эффективность. Поскольку указанные варианты мировоззрений существуют не сами по себе абстрактно, и сам психотерапевт является носителем этого мировоззрения, как и его клиент, отношение их к используемым технологиям может оказывать существенное влияние на конечный результат. Например, если и терапевт, и его клиент зациклены на ньютоно-картезианском (механистическом) миропонимании, использование техник типа расстановок Хеллингера или карт Таро хотя и может быть эффективным в каком-то смысле, но их потенциал не может быть раскрыт в полной мере, поскольку «Мир – это восприятие», а восприятие определяется во многом принимаемой нами картиной Мира. Сам же Мир всегда будет для нас в конечном итоге  оставаться «вещью-в-себе» - непостигаемой в абсолюте, но лишь отражаемой нами в меру возможностей наших органов чувств и в целом – сознания, включая и различные ментальные, физиологические и прочие фильтры восприятия. Причём одним из таких фильтров восприятия как раз и является наша убеждённость в верности принятой нами картины Мира.
То есть, если мы используем технологии постнеклассики, не включаясь, однако, в само мировоззрение, сохраняя отстранённость, эффективность этих техник значительно снижается. Именно поэтому один из корифеев советской медицины в своё время говорил другому своему коллеге: «Мой бром поможет больному, а твой бром – не поможет». И Милтон Эриксон именно по той же причине посмеивался над Гриндером и Бендлером, видя их попытку описать объём плоскостными категориями - обосновать одновременную и многоуровневую технологию его воздействия на пациентов линейными принципами обыденного мировосприятия. Ведь это аналогично попытке описать объём шара, протыкая его отдельными спицами. Спица внутри шара, конечно же, является частью шара, его внутреннего пространства, но чтобы заполнить всё это пространство, нужно очень много спиц. И только вся их совокупность может быть воспринята как приближение в истине полости шара, но это будет отнюдь не сама полость, а только приближённое её отражение.
Иными словами для обеспечения максимальной эффективности технологии постнеклассической методологии требуют полного принятия и отождествления с постнеклассическим мировосприятием. Отстранённость же пользователя этой методологии низводит его до уровня неклассического мировоззрения, допускающего возможность использования методологии при сохранении исследовательской отстранённости от самой используемой модели Мира.


***

Поговорим о некоторых схемах, полезных для реальной практики в психологии.
Во-первых, представим схему Декарта, представляющую Древо Знания, к которой добавим триады из йоги, буддизма и различных вариантов медицины.

Таблица 1

Крона        Частные науки       Тело       Слова      Симптоматическое лечение


Ствол          Физика          Прана        Образы Патогенетическое лечение
                (Энергия)
               
Корень       Метафизика          Разум        Чувство    Этиотропное лечение
                (Дух)
 

Анализ данной таблицы позволяет увидеть соответствия и взаимодействия уровней единой системы – в частности, организма, науки о человеке или процесса лечения и профилактики.
Отметим важное для нашей темы соответствие – Корень, Философия, Дух, Интуитивное прозрение и Этиотропное лечение. Основа всего, что имеет отношение в человеку вообще и к его проблемам, в том числе и медицинским, на самом глубинном уровне связано с прозрением в сущность бытия, происходящим одномоментно или постепенно в процессе индивидуального развития духа. Это прозрение, пережитое в чувстве, которое принципиально невербализуемо, есть глубинное основание мировоззрения, корень, основа радикального исцеления души и тела человека. По сути говоря, на этом самом глубинном уровне человеческого организма имеется лишь одна глобальная причина патологии – страх перед жизнью, возникающий из-за неведения, незнания Мира, устранение которой и приводит к радикальному исцелению тела и души человека, устраняет все проблемы и даёт предельное качество бытия. Это есть конечная цель и идеал стратегии развития человека. Все другие уровни, имея также важное значение для бытия целостного организма Дерева или Человека, всё-таки более второстепенны. Ствол, Физика, Энергия, Образное пространство соответствуют Патогенетическому уровню работы и являют собой  промежуточное звено между видимым материальным, проявленным аспектом бытия в целом (или явными симптомами патологии), и глубинными, невидимыми аспектами бытия (или данного конкретного заболевания). Это тоже очень важный момент, поскольку, являясь более универсальным и менее дифференцированным по сравнению с Кроной, многообразием частного знания, вербальных описаний (теорий), телесных проявлений патологической симптоматики, этот уровень позволяет нам одним методом воздействовать на всё это многообразие. В случае же уровня Кроны мы имеем великое многообразие частных форм – в том числе и отдельных диагностических и терапевтических техник, мировоззрений, теорий и т.д. И в этом дифференцированном многообразии частностей легко потеряться, дезориентироваться. Да и практическая эффективность этих частных вещей не столь высока, симптоматична. Но для не видящего глубинной сути вещей этот быстрый симптоматичный эффект оказывается вполне удовлетворяющим, поскольку он видит лишь поверхность вещей и склонен доверять лишь быстрому и очевидному здесь-и-теперь результату.
Учитывая всё вышесказанное и определяя общую стратегию терапии вообще и психотерапии в частности, мы можем, исходя из этой схемы, говорить о том, что началом терапии будет установление контакта и использование средств уровня Кроны.  При этом будут использованы вербальные и телесные возможности для достижения симптоматического и сиюминутного улучшения – фасилятации симптоматики. Далее, а иногда и параллельно с этим можно подключать средства уровня Ствола-Энергетики-Образов, осуществляя патогенетическое воздействие. Общей же, глобальной стратегией терапии будет духовная трансформация, результат которой абсолютно радикален, но недостижим часто в сиюминутном варианте. Иногда на это уходит даже и не одна жизнь…

Пойдём дальше. Следующая важная и показательная схема взята из психосоматики. В ней единый организм человека представлен в виде раздваивающейся реки, одним из рукавов которой является Психика, а другим – Тело. Блок в одном из русел вызывает переполнение в другом. Соответственно, блок эмоций, например, в Психике будет вызывать напряжение в Теле, а в пределе – прорыв и затопление берегов (патологию). Так появляется психосоматическая патология.



Блок же на уровне Тела (ограничение нагрузки физической), соответственно, будет вызывать напряжение в Психике через усиление негативного внутреннего диалога. Это порождает неприятные переживания,  на что Тело опять-таки реагирует всё большим напряжением.
Иными словами, чем меньше мы двигаемся, тем больше «крыша дымит». А чем больше «дымит крыша», тем больше напрягается Тело.
Кстати, по напряжению Тела. Любой живой организм при стрессе выделяет энергию – колоссальное количество энергии, предназначение которой – активное движение для бегства или драки. Когда нет этого активного и интенсивного движения, вся энергия запирается внутри Тела, превращая его в паровой котёл. А поскольку Тело не может бесконечно выдерживать этого напора стрессовой энергии, оно либо раскроет клапан и выпустит пар для самосохранения, например, через алкоголь или другой какой-нибудь эксцесс, либо же клапаном окажется какой-либо ослабленный внутренний орган. Таким образом, не имея выхода вовне, в человеческом варианте в современных условиях, эта подавленная энергия превращается в энергию аутоагрессии и разрушает нас изнутри.
И раз так, то универсальной терапевтической и профилактической стратегией будет удаление преград для реализации энергии и на уровне Тела, и на уровне Психики. Лучший вариант – это спортивные игры, причём – игры не ради результата, но ради процесса. Могут быть использованы также различные варианты танцев, активных медитаций – любые процессы, отключающие внутренний диалог и активно напрягающие Тело.
               
 Далее. Следующей важной в нашей теме схемой является «Универсальная схема этиопатогенеза заболеваний современного человека».
 
Данная схема демонстрирует механизмы патологии, а также уровни этиологии и, соответственно, - работы. Отсюда же следует понимание необходимости целостной работы на всех уровнях целостного организма:
работы и на уровне телесных симптомов (уровень Кроны Дерева – уровень симптоматической терапии),
работы на уровне энергетики, относя сюда и глобальные синдромы, каковыми являются сосудистый, эндокринный и иммунный – более близкие к энергетике телесные проявления (уровень Ствола – уровень патогенетической терапии),
работы на духовно-ориентированном уровне с использованием средств психотерапии (уровень Корней символического Дерева Знаний).
Данная схема, кроме того, указывает направление терапии и профилактики, общую стратегию, которая должна начинаться с уровня устранения экстренных симптомов, возможно с включением и второго, патогенетического, уровня с дальнейшим переходом на уровень духовно-ориентированной психотерапии.
Если же говорить о стратегии психотерапии, то также можно отметить из этой же схемы, что, поскольку направление развития патологического процесса идёт от первичных травм уровня Корней через развитие страха перед жизнью и желания убежать от пугающей жизни, устремляясь к смерти, то стратегией психотерапии должно быть движение навстречу своему страху перед жизнью с тем, чтобы дойти до повторного проживания своих биографических травм с целью освободить заблокированную там энергию, необходимую для дальнейшей качественной жизни в здесь-и-теперь. Повторное проживание первичных травм освобождает заблокированную энергию, поскольку уже не придётся сдерживать эти неотреагированные чувства, ощущения в подавленном состоянии. Именно эта сэкономленная энергия и повышает жизнеспособность организма, обеспечивая и новые мировоззренческие, а значит и методологические, и аксиологические  возможности. Увеличение уровня наличной энергии за счёт освобождения энергии всех аналогичных незавершённых гештальтов личности означает так называемую духовную трансформацию, что, по сути, является целью и психотерапии вообще, и духовных традиций в частности.
Следующей важной схемой, полезной для понимания путей психотерапии, является так называемая «Схема Трёх Уровней Мира и Энергетического Дисбаланса Человека». Данная схема создана на основе идей китайской философии и медицины и оказывается весьма показательной и целесообразной для реальной практики.
Описываются три уровня Мира – САНЬ ЦАЙ, включающие в себя НЕБО – сферу Идеального, умозрительного, небесного, сверхчеловеческого, ЗЕМЛЮ – сферу материального, реального, животного (или под-человеческого), а также уровень ЧЕЛОВЕКА – уровень, в котором интегрируются Небесное и Земное, Идеальное и Материальное, Сверхчеловеческое и Животное начала. Соответственно, верхняя часть тела человека будет соотноситься с Небом, а низ – с Землёй. Верх – это Канал Сердца, к которому относятся мысли и чувства (в том числе и интуиция), различные фантазии (чаще негативные), сердце и сосуды. Низ тела – это Канал Почек, к которому относится, в первую очередь, моче-половая система. Соответственно, это энергичность и сексуальность, впрямую зависящие от гормонов, производимых в нижней части тела. Кроме того, это также бесстрашность, кости, зубы, волосы и слух, которые также зависят от наличной энергии, преобразовываемой половыми гормонами. 
Неприятие реальности в той или иной форме проецируется на ту часть тела, которая напрямую имеет отношение к Земле, реальности. То есть, неприятие реальности порождает желание как бы отделаться от своей нижней части. Этим создаётся психоэнергетический блок на середине тела, который блокирует нормальное движение энергии и создаёт многие проблемы. Обычно этот блок не осознаётся – особенно, когда человек сохраняет какую-либо активность. Но в покое, когда ум успокаивается, и потребление энергии им уменьшается, она, эта энергия, перераспределяется в тело и проявляет при этом больные и слабые места. В частности, именно этот блок и проявляется в виде ноющей, нервирующей боли в пояснице. И чаще именно этот психоэнергетический блок и является первопричиной различных болей в спине…
Далее. Есть такой закон: «Где твоё внимание, там твоя энергия».  Поскольку реальность нас не устраивает, и вследствие этого возникает желание сбежать от неё, а сбежать от здесь-и-теперь можно только в сферу умозрительного, то бишь в Небеса, то получается, что энергия с нижней части тела (а ведь тело всегда находится в здесь-и-теперь!) вверх. То есть – в Канал Сердца. В итоге вверху будет избыток энергии, а внизу – её недостаток. Следовательно, в Канале Сердца будем иметь усиление его элементов, а в Канале Почек – ослабление. И, соответственно, получаем увеличение внутреннего диалога, усиление чувствительности (иногда до уровня экстрасенсорного!), увеличение количества негативных фантазий, спазмы сосудов и боли в сердце. А в Канале Почек – уменьшение энергии, ослабление моче-половой системы, и, соответственно, расстройства в ней, страхи, слабость костей, зубов, волос и слуха. И, сели мы обнаруживаем подобный симптомокомплекс, нашей задачей будет восстановление нарушенного энергетического баланса – перенаправление внимания и, соответственно, энергии сверху вниз. То есть, по возможности, большую часть времени наше внимание должно быть сконцентрировано там, где находится наше тело – в здесь-и-теперь.
Иными словами, общей терапевтической стратегией будет остановка внутреннего диалога, которая будет прекращать утечку энергии в Небеса и этим улучшать наличную энергетику организма. Понимая этот универсальный принцип, мы можем сами придумывать самые различные способы терапии и профилактики, практически говоря,  любой патологии.
Но, если говорить более конкретно, есть 5 основных способа коррекции нарушенного равновесия ЯН (Небесного) и ИНЬ (Земного) в контексте данной схемы. Строго говоря, таких способов основных всего шесть. Первый и самый главный – это сон. Именно во время сна происходит естественно самовосстановление этого утраченного равновесия между ЯН и ИНЬ. Поэтому сон – вне конкуренции. Кроме сна, есть пять способов, с помощью которых каждый человек, сознательно или нет, восстанавливает это равновесие.
Первое – это физическая нагрузка. Не любая, а именно та, которая сопровождается остановкой внутреннего диалога. Если нет остановки внутреннего диалога, то нет и восстановления утраченного равновесия между верхом и низом, между головой и телом, между думанием и не-думанием, вдохом и выдохом.
Второй способ – это еда.  Еда  у нас чаще выполняет не функцию восстановления потраченной энергии и тканей организма, но именно остановку внутреннего диалога и через это – восстановления нарушенного равновесия ЯН и ИНЬ. То есть, мы едим не для того, чтобы восполнять затраты организма – их просто почти нет, но мы едим для того, чтобы дозагрузить тело. Ведь переварить и очиститься от того, что мы потребляем, - это колоссальная нагрузка для тела. И именно через это восстанавливается утраченное равновесие между верхом и низом, между головой и телом, между думанием и не-думанием.
Третий способ восстановления равновесия между указанными категориями – это секс. Биологическое предназначение секса – самовоспроизводство вида. Использовать колоссальные энергетические ресурсы секса для других целей в природе дикой нецелесообразно. Поэтому животные активны в сексуальном смысле лишь посезонно и лишь для размножения. Другое дело – человек. Он активен круглогодично и размножение целью обычно не ставит. Для него последнее – скорее нежелательный побочный продукт в этом деле. Значит, секс становится для него как раз способом восстановления утрачиваемого равновесия между ЯН и ИНЬ, думанием и не-думанием, нагрузкой на Голову и нагрузкой на Тело, вдохом и выдохом.

               
Четвёртым способом восстановления этого равновесия являются разного рода наркотики. Причём, в эту категорию мы включаем и реальные наркотики, и лекарства, и биодобавки, и пряности, и сладости, и соль, и даже всякие привычные злоупотребления жидкостями, алкоголем и курением. И когда не хватает для компенсации дисбаланса между ЯН и ИНЬ этих способов, или есть избыток в их применении, на арену выходит последний способ – болезнь.
Иными словами, причиной болезни является нарушение равновесия между ЯН и ИНЬ. В частных версиях – нарушение равновесия между напряжением и расслаблением, верхом и низом, думанием и не-думанием, нагрузкой на голову и нагрузкой на тело, вдохом и выдохом. Соответственно, если мы хотим предупредить или вылечить болезнь, надо просто восстановить, а точнее говоря – восстанавливать это равновесие. Всего-то лишь!
При этом надо иметь в виду, что и сама болезнь является одним из способов самовосстановления организма. Поэтому нельзя прибегать к использованию лекарств при малейших симптомах какого-либо заболевания. Надо организму дать возможность самому справиться с болезнью. И при этом самое главное – исключить внутренний диалог, расслабиться и позволить организму самому завершить свою работу. Конечно, это не означает, что стоит совсем отказаться от использования лекарств и вообще лечения. В случаях интенсивной и потенциально опасной симптоматики, конечно же, есть необходимость вмешательства со стороны. Но в подавляющем большинстве случаев такое вмешательство оказывается излишним, часто мешающим процессу самовосстановления организма. Именно поэтому мы имеем в современных условиях громадное количество хронических заболеваний, которые уже неизлечимы, но лишь подлечиваемы нашими вмешательствами. Ведь мы всё время мешаем самовосстановлению организма!

    ЯН                ИНЬ


Напряжение                Расслабление
Думание                Не-думание
Вдох                Выдох
Нагрузка на Голову                Нагрузка на Тело:
               
                Физнагрузка
                Еда
                Секс
                Наркотики
                Болезнь         

Частный вариант ЯН-ИНЬ применительно к теме Головы и Тела

Резюмируем всё вышесказанное.
1.Человек нуждается в ориентировке, ему жизненно необходимо знать, кто он, где он, зачем он, куда идёт, в чем смысл всего этого. Именно ответы на эти вопросы определяют, что и как делать или не делать, пока человек существует здесь.
2.От мировоззрения зависит то, что человек может делать (методология) и должен делать (аксиология).
3.В контексте мировоззрения ему необходимо знать, что Мир устроен голографически, и каждый элемент Голограммы (холон) на принципиальном уровне является целостным аналогом всей Голограммы. Эта Голограмма может рассматриваться как единая целостная структура ТАЙЦЗИ, функция и структура которой описывается формулой ЯН+ИНЬ. То есть, стабильные границы системы определяются равновесным взаимозамещением противоположных и взаимосвязанных частей системы, условно обозначаемых категориями ЯН и ИНЬ. Соответственно, любой целостный процесс или объект Мира можно рассматривать как систему ТАЙЦЗИ и планировать методологическое вмешательство, исходя из принципа ЯН и ИНЬ в рамках ТАЙЦЗИ.
4. Поскольку сам Мир есть единая целостная система, даже взаимодействие отдельного элемента (человека) с ним может быть описано теми же категориями ЯН и ИНЬ, и, соответственно, любую ситуацию индивида можно привести к балансу через уравновешивание процессов ЯН и ИНЬ (например, открывание и закрывание Миру) в рамках целостности ТАЙЦЗИ.
5. Поскольку Мир есть наибольшая Система, в которую мы включаемся как системы в системах, должна существовать аксиология – принципы экологичного взаимодействия с Миром. А это и есть принципы духовности. Соблюдение этих границ есть условие гармоничного существования в Мире.
6. Частные версии ЯН и ИНЬ в рамках ТАЙЦЗИ, предложенные в данной работе, позволяют нагляднее представить уровни организма и Мира, соответственно – уровни этиологических и патогенетических факторов, терапевтических и профилактических воздействий, а также и стратегические мета-принципы гармоничной работы психолога, психотерапевта, целителя или врача.
7. Понимая эти мета-принципы, мы можем свободно создавать собственные методики диагностики, терапии и профилактики практически говоря любой патологии современного человека.
8. Поскольку сам человек есть аналог Мира и его часть, всегда имеющая связь с Целым, устраняя собственные границы и сливаясь с Миром, он может приобретать возможности Целого, что позволяет значительно расширять терапевтические возможности и возможности вообще. Понимание этого факта позволяет объяснить многие доселе необъяснимые эффекты шаманских и прочих техник, а также использовать их и даже создавать новые аналогичные техники для реальной практики.
9. Понимание указанных наиболее универсальных принципов позволяет ориентироваться в Мире, в любом процессе, в любом многообразии объектов.
10. Новое мировоззрение постнеклассики порождает и новые методологические возможности, которые облигатно связываются и с новыми аксиологическими регуляторами, новой аксиологией, утверждающей принципы рациональной экологии – гармоничного сосуществования в рамках единства Мира.

Таким образом, основанием любого знания является философия, и именно она же является и интегратором всего многообразия знания. Для того, чтобы адекватно ориентироваться в мире, нужно правильное мировоззрение, которое определяет рациональную методологию, а также устанавливает её границы в качестве аксиологических (ценностных) ориентиров. И именно последние являются основой гармоничного сосуществования отдельных объектов, и именно они собственно  и определяют единство Мира, и именно они создают те самые функциональные взаимосвязи, которые делают Мир единым целостным организмом. И поэтому можно утверждать, что первичным моментом развития и выхода из ныне существующего кризиса человечества будет как раз именно приятие и практика указанных ценностных ориентиров каждым человеком, каждой структурной единицей общества и всем человечеством – как единой структурой, отдельным холоном, включаемым отдельным элементом в систему Единого Мира. Такова диалектика развития Мира, такова диалектика развития человека и человечества…

15.08.2015