Мефодиевка в 1920 -30 годы

Сергей Шило 4
С.Шило               

                МЕФОДИЕВКА В 1920 -30  ГОДЫ

     Какая была Мефодиевка  в 1920-х годах  мы узнаем из воспоминаний старожила  этого района Шаминой Александры Андреевны ( Поляниной) .  Она прожила в этом районе  всю свою  трудовую жизнь и события детства и  юности навсегда остались в её памяти.
В то время  по воспоминаниям  Александры Андреевны Мефодиевка представляла собой рабочие окраины  города, где жизнь обывателей протекала  по  своему особому укладу.        Родители  Александры Андреевны   Полянин Андрей и Наталья  приехали  с дочкой в Новороссийск  в 1921 году из Пектубаевского района Марийской АССР
     Спасаясь от голода охватившего Поволжье  они  надеялись здесь  на  Черномоском побережье найти  лучшую долю , на то , что  можно будет выжить от страшного голода.  Отец устроился на    ВРЗ – вагоноремонтный завод – бывшие механические мастерские Владикавказской железной дороги  слесарем по ремонту вагонов ледников.
Жизнь продолжалась , рождались дети  и  семья Поляниных становилась  большой . Детей   было  8   душ,   из них   Александра   старшая .
    Мать Наталья была домохозяйкой,   а  отец  единственным кормильцем большой семьи.
 Жили бедно на съемной квартире по улице Тельмана,  которая в то время называлась улицей Свободной.
 В те годы  ни о каких удобствах не могло  быть и речи и поэтому домохозяйки в летнее время готовили еду  на  подворьях  в так называемых летних кухнях на обычных печках  мазанках .
 В каждом дворе под навесом из камыша была устроена  такая дворовая печь. Разжигалась она древесным углем или сухой травой  а топилась  дровами.    Утром ,  в обед,  и вечером  над Мефодиевкой поднимались  и плыли многочисленные дымки. Хозяйки  в течении дня готовили завтрак , обед , и ужин.
Дрова приходилось заготавливать в лесу за Маркотхским перевалом  . Оттуда много дров в руках не принесешь , поэтому
 многие жители Мефодиевки для перевозки тяжестей держали в своем хозяйстве осликов.      Частенько  когда один из них заводил свое неизменное ИА  его подхватывали другие ослики и по всему району   неслись   ослиные переклички. 
Кто не мог  содержать ослика,   пользовался услугами  возчиков дров.  Дровяной промысел   был в то время востребованным и  им занимались  в основном армяне. 
Каждое утро запряженные  лошадьми , осликами ,  и верблюдами повозки  и телеги разъезжали по мефодиевским улицам и возницы зычно кричали  созывая как можно больше   покупателей.
Они  продавали  дрова, древесный уголь, лучину , все  перечисленное  в рабочем районе пользовалось ежедневным спросом. Дрова шли для топки печей, а  древесным углем  быстро разжигали утюги, самовары и использовали  везде, где требовалось развести быстрый огонь.   
Хозяйки услышав  крики дровников выходили на улицу и приценившись  и поторговавшись  покупали дрова и уголь . Пользовалась спросом и лучина  которая использовалась для освещения комнат –  ведь керосин стоил  на много  дороже .
 Дети,  увидев возчика дров, собирались возле него и сопровождали от дома к дому. Особенно их  привлекали  те возчики,  у которых телеги,  были запряжены верблюдом. Корабль пустыни  был своеобразным  развлечением местной детворы. Пока возница  продавал свой товар , дети рассматривали диковинку  а  иногда шалили - корчили верблюду рожи ,  дразнили,   пытаясь копировать его чавканье.
Однако  шутки с верблюдом иногда заканчивались плачевно и  оплеванный и плачущий ребенок,  ища защиты, ретировался к родителям . Но иногда получалось , что  вместо защиты  ему    доставалось    наказание за шалости приведшие к порче   одежды. 
Единственной радостью детей был пятачок данный родителями за хорошее поведение, на который можно было купить  пару леденцовых петушков.
Но если верблюды в Новороссийске были так сказать экзотикой , то  лошади являлись привычным и основным средством доставки и перевоза  грузов  . Поэтому на улицах Мефодиевки  всегда можно было видеть лошадей запряженных в телеги  развозивших в магазины,  лавки и учреждения ,  продукты питания и  многие другие  товары .  Пока возница разгружал привезенные продукты  , местные мальчишки охотились за конским хвостом.  Отрезать у лошади хвост было высшим шиком. Из него мальчишки изготавливали  леску для рыбалки , плели всевозможные  браслетики и украшения. Иногда подкараулив, когда кучер  скроется в магазине,  отчаянные мальчишки делали  стремительный набег,  и лошадь оставалась в лучшем случае без половины хвоста. Мальчуган, добывший конский хвост считался, настоящим  героем и за ним толпой ходили девчонки вымаливая хоть чуть - чуть на свои девчачьи  украшения.
По рассказам моей собеседницы её мать Наталья была женщиной с характером . Детей у нее было много но свою первенькую  и старшую Александру она сильно недолюбливала, называла  дочку «Матрохоньей» и была с ней очень строга.  Девочке сильно доставалось от матери пока отец был на работе. Поэтому Шурка  каждый вечер  с нетерпением ждала заводского гудка . Отец  напротив  сильно любил старшенькую и  никому не давал в обиду , возвращаясь с завода сразу же интересовался « Где моя Шурка». А Шурка завидев отца бросалась ему на шею и  усевшейся на его  крепких руках чувствовала себя в безопасности . Обласкав дочку  отец давал пятачок на леденцы.
Александра Андреевна вспоминала, что жилось тогда трудно и отцовской зарплаты в 30 рублей на  все нужды семьи не хватало. Поэтому как только  она подросла мать определила её в услужение к учительницы из 62 школы –  помогать прибирать комнаты, убирать на кухне . Чтобы была при деле , да и лишний рот долой. Но с работой у девочки не заладилось она еще была ребенком и любила как и все дети играть . Однажды убирая комнату увидела дорогую брошку и заигралась с красивой вещью да так , что прихватила её домой. После этого девочку к  работе больше не допускали, обвинив  её в воровстве.