Книга 1 истоки глава 4 детство виктора часть 4 поб

Дудко 3
На фотографии, в нижнем ряду - Виктор с отцом (отец – слева).
На оборотной стороне фотографии рукой отца написано: -

Г. Величка  Польша июль 1945 г.
ИНТЕНДАНТСКИЙ ОТДЕЛ 38-ой АРМИИ.


КНИГА 1 ИСТОКИ

ГЛАВА 4 ДЕТСТВО ВИКТОРА

ЧАСТЬ 4  ПОБЕГ  НА  ВОЙНУ


                ПО  ДОРОГАМ  ВОЙНЫ

                События 1945 – 1948 г.г.
 
               
               
В Каменец – Подольском я задержался ненадолго, хотя сам об отъезде  я  никогда и не помышлял.

Однажды к нам зашёл молоденький сержант. Он привёз весточку от отца. Рассказывал нам о боях, победах и о потерях, о солдатской верной дружбе...

И, чем больше он рассказывал, тем сильнее мной овладевало острое желание увидеть всё своими глазами. Мне было 11 лет и, естественно, никаких  трудностей между желаемым и действительностью я не видел. Решение созрело быстро. Отец был где - то рядом, на 4-ом Украинском фронте. Я хочу его увидеть и должен его найти. Я не помню, как я сумел уговорить сержанта взять меня с собой, тем более, что только часть дороги нам была по пути. Матери и сестрёнке я ничего не сказал. Таким образом, из дома я сбежал на фронт.

Мне - 82 года. Скоро исполняется 71 год со дня Победы, которую я встретил на фронте. Казалось бы, в этом моём неординарном поступке, все события должны были сохраниться ярким воспоминанием. Но мне было всего 11 лет и, к сожалению, в памяти осталось далеко не всё, что я видел и узнавал. Поэтому мой рассказ состоит из отрывочных воспоминаний, которые чётко врезались в мою детскую память.

      От города Каменец-Подольского до города Проскурова (ныне  город Хмельницкий) по старой разболтанной одноколейной железной дороге регулярно ходил пассажирский поезд,  которым мы и добрались до станции вблизи Гречаны.  Там уже регулярно проходил поезд,  идущий до города Львов. Как мы добирались до Львова, покупали ли билеты - этого я не помню, но во Львов мы попали.

 Когда поезд подходил к станции, мы на обеих платформах увидели большое количество  людей, большинство из которых были местные жители. Нам объяснили, что все они (как бы сегодня назвали, ехали с каким-то товаром с целью осуществить бартер) хотели что-то обменять на еду, а некоторые везли еду в обмен на какие-нибудь товары.  Вокзал тоже был забит людьми.  Сержант сбегал к коменданту и получил информацию, что поезда, кроме как из Киева, ходят нерегулярно, что вскоре подойдёт поезд на Перемышль, но на него давно нет билетов. Комендант только отметил сержанту в предписании дату прибытия во Львов. Мы вышли в город. Львов запомнился как город с узкими  очень чистыми улочками, выложенными булыжниками.

      Из Львова дальше нам  надо  было  попасть  в  город  Перемышль, что тогда было уже в Польше. Поезда туда ходили нерегулярно.    Решено было ехать без билетов - на подножках вагонов. Этот вариант нам подсказали некоторые военнослужащие. Однако, желающих ехать было очень много, причём у всех  имелась какая-нибудь поклажа - чемоданы,  мешки, узлы и другие вещи. У меня ничего не было,  а у моего сопровождающего - солдатский вещмешок. Это существенно облегчало нам процесс запрыгивания на подножку и зацепления за поручни движущегося вагона.

    Пассажирские вагоны поезда были старого довоенного типа, с почти плоскими крышами, с трубами посередине вагона. У некоторых вагонов имелись лесенки, ведущие на крышу.  Попасть на подножку подобного вагона считалось  огромной удачей, так как можно было подняться наверх на крышу и там, уцепившись за трубу обеими руками,  немного отдохнуть, и даже, иногда, и поспать. Подножки у вагонов  были  низкими,  а  дверь  в тамбур вагона была несколько утоплена внутрь вагона,  что позволяло разместиться на подножках нескольким  человекам. Когда началась посадка на поезд, то проводники буквально «грудью»  стояли у входа и никого не пропускали без билетов. Можно было наблюдать, как некоторые пассажиры, буквально, влезали в узкие окна вагонов (много лет спустя в одном из кинофильмов была показана такая посадка в старый вагон!).

Мы находились в  предгорьях Карпат. Дорога была не прямая и, кроме того, она - то шла в гору, то – под гору (скорость поезда в этом случае обычно возрастала).

 Запомнился мне такой  эпизод.  Поезд  подходил  к  какой-то станции. Издали  было  видно,  что там выставлено оцепление с обеих сторон. Вёз нас паровоз типа "Овечка" – маневровый, слабенький,  других просто тогда не было.  Он долго и медленно тормозил. С подножек посыпались "зайцы". Когда поезд подошел к перрону, на подножках уже никого не было.  Большинство "зайцев" в обход станции по путям ушли вперёд,  чтобы можно было на ходу вскочить на  подножку,  когда  поезд,  медленно,  набирая  скорость, отойдёт от перрона за оцепление. Мы последовали примеру остальных. Причём, люди помогали друг другу, не отталкивали.

 Мы ехали в предгорьях Карпат. Станции и полустанки всегда находились на ровной площадке, а дорога шла вдоль холмов то вверх, то вниз. Начиная движение, паровоз сначала сдавал назад, а затем двигался вперёд, причём колёса вращались быстро - быстро, проскальзывая по рельсам, и только потом, медленно, набирая скорость, поезд начинал движение вперёд.

 Недалеко от границы, наконец, мы  попали  внутрь  вагона.  Кругом были только одни военные.  В нашем вагоне - солдаты.  Я для них как весточка из дома.  Угощали всем, чем могли. Когда пересекали границу, а она была уже закрыта,  пересечь её можно было, имея соответствующие документы,  которых у меня, естественно, не  было.  Все  это знали. И,  когда в вагон зашёл патруль для проверки документов, ребята предложили мне залезть под нижнюю полку (в этих старых вагонах под всеми нижними полками было пустое пространство такое, что можно было просмотреть вагон из конца в конец) и там затаиться. Когда патруль подошёл к нашему купе, ребята встали и сапогами закрыли меня, по очереди предъявляя проездные документы.  Таким  образом,  мне   удалось пересечь  границу. 

Я оказался на территории Польши.  Поезд пришёл в Перемышль. Перед войной Перемышль входил в состав СССР. В первый день войны немцы заняли город, однако, пограничники, совместно с прибывшим подкреплением освободили его и удерживали ещё семь дней.

 По Польше мы продвигались, кажется, на попутных машинах. Дальше я  помню  понтонную переправу через пограничную довольно широкую реку Одер. Переправились мы через Одер с польской стороны на - немецкую.

Наконец, я в Германии! Стою я рядом с девушкой - регулировщицей.   Мой сопровождающий,  сбегав куда-то,  сказал, что ему дальше прямо,  а мне налево в сторону Чехословакии,  где сейчас находится 4-ый Украинский фронт. Так я и остался стоять рядом с регулировщицей.

Маленький мальчишка вызывал у проезжавших массу вопросов. Мне  повезло:  остановилась легковая машина,  кто-то спросил у регулировщицы, что за пацан стоит рядом с  ней.  Она  сказала,  что этот мальчишка  ищет  отца в пределах 4-го Украинского фронта.

 В   машине ехал начальник штаба 38-ой армии 4-го Украинского фронта генерал  Епишев, который забрал меня с собой. Мы поехали в направлении Чехословакии. Сколько мы ехали и как ехали, я не  помню.  Приехали  в  город  Моравская-Острава.

Помню большую комнату (сейчас я бы назвал её кабинетом), я стою в дальнем углу её,  а прямо против входной двери длинный  стол,  за которым сидел генерал.  Он вызвал помощника и приказал - «найти, и привести капитана Дудко».

Через некоторое время открывается дверь и входит стройный высокий военный.
    - Товарищ генерал по вашему приказанию капитан Дудко прибыл - отрапортовал он.

   - Капитан,  вы никого не узнаете в этой комнате? - спросил генерал.
  -Нет - оглядываясь, - ответил он.


     Мы не виделись с конца 41-го года,   когда мне было семь лет,  а сейчас был 45-й год,  война кончалась, и мне было уже в феврале исполнилось - 11 лет,  за это время я немного подрос,  да и не мог он предположить, что я появлюсь здесь. Поэтому, не удивительно, что он сразу не узнал меня. (Кроме того, вызов к высокому начальству переполошил всё  вышестоящее руководство отца, да и лично его самого тоже).

      - Это Ваш сын - указывая на меня, сказал генерал.

А  я бросился к отцу на шею. Радость моя была безмерной.


 Больше мы с отцом не расставались. Дальше Моравской-Остравы штаб 38-ой армии, а именно в нём служил отец,  не продвигался.

 Отца позже наградили чехословацким  орденом – медалью «За храбрость». Война для 4-го Украинского фронта с официальным сообщении об окончании войны не закончилась. Ещё почти месяц пришлось очищать территорию Чехословакии от немецких групп и укрепрайонов (ведь, немцы, в первую очередь, аннексировали больную часть Чехословакии).

 Некоторое время мы пробыли в городе Моравская-Острава. Здесь я впервые увидел живых фрицев. Я помню, как пленные немцы цепочкой друг за другом, без конвойных, шагали на какие-то работы по бровке, рядом с тротуаром (немцы всегда  были дисциплинированными). В каждой группе было не больше десяти человек. На тротуар они никогда не заходили, на робах у них были круги, как на мишенях. Местные жители их не любили. С нашими солдатами у них были нормальные отношения.

 Ещё мне запомнилось, что улицы и тротуары в городе, дорожки в скверах и парке всегда были чистыми: ни мусора, ни грязи.
    
 Мне сшили или, может быть, подобрали военную гимнастёрку и брюки. Я стал похож на солдата, только у меня не было погон.

 В  ночь с восьмого на девятое нас разбудили выстрелы и крики. Оказалось, что кончилась война, и мы победили, хотя как я уже упоминал, что  войска 4-го Украинского фронта ещё почти месяц вынуждены были воевать (конечно, было обидно погибать, когда всё кончилось!).

 Генерал вызвал нас обоих к себе и сказал, что составляются списки для награждения всех участников медалью «за Победу», и  предложил включить меня в них. Отец ответил, что в боях я не участвовал, сыном полка не был, а всего лишь сбежал из дома на фронт к отцу, и всё время был рядом с ним, награды он не заслужил, а поэтому награждать  его не стоит. Хотя мне, как мальчишке, конечно, хотелось покрасоваться медалью, но тогда я полностью был согласен с отцом.

-  Не стоит, так не стоит  - согласился генерал...   

 Затем армия стала возвращаться домой на Родину. Двигались мы по югу  Польши. Первое,  что запомнилось мне - это город Краков.  Сам город я не помню (в него мы не въезжали).  А помню красивый  огромный замок, большой пруд, высокие деревья, ветви которых свисали прямо в пруд (вероятно, - ивы), ровные и чистые  широкие дорожки, вдоль которых ровными рядами стояли, кажется, тополя.  Больше ничего не запомнилось.

 Потом мы несколько дней находились в небольшом городке Величка. Он запомнился тем,  что рядом были соляные шахты. Все побывали в них, но меня, как я не упрашивал, не взяли: маленьких в шахты не брали.

 Отец много и интересно рассказывал, как там было интересно. От света фонарей стены штреков светились разноцветными огоньками, было сухо и светло, температура была постоянной и, говорят, целебной, если не идёт добыча соли.  Шахтёры здесь выдерживали несколько лет,  а затем либо уходили на пенсию, либо, заболев, умирали от болезни лёгких.

Поляки, в большинстве своем нас, советских, не   любили,   и   старались   чем-либо  навредить.  Так рассказывали об отравлении нескольких солдат,  которых напоили  водой.

 Здесь  у  меня проявились коммерческие наклонности.  Вместе со штабом переезжал военторг.  В нём было всё,  но  товары  отпускались только военнослужащим. Я в него заходил, как свой, а продавщицы пускали меня за прилавок. 

Однажды один поляк попросил меня купить ему расческу. При этом денег (злотых) он дал больше, чем она стоила, а сдачи он не взял и даже благодарил меня.  Мне это понравилось,  и  я стал для поляков по их просьбам, приобретать всякие мелочи (я никогда  не брал вещи, не заплатив их истинную цену).  Спустя некоторое время у меня скопилась приличная сумма в злотых, которую я захотел отправить маме на родину.  А как это сделать я не знал. Я пришёл на нашу почту, в руках у меня довольно большая пачка злотых, а мне всего  11 лет, и на  почте  я впервые.  Я стал спрашивать,  и пока я спрашивал, вызвали отца.  Он пришёл и осуществил своё расследование.  Затем провёл  со мной политико-воспитательное мероприятие,  а не беседу.  После  этого я в своей жизни никогда не интересовался никакими  коммерческими вопросами: это был урок на всю жизнь.

 К концу августа 1945 года и начала сентября армия вернулись в Союз.  При переходе границы нашу колонну обстреляли,  говорят - бендеровцы.

 Остановились мы в городе Станиславе (ныне – Ивано-Франковск).  Здесь мы жили  в  одном  из  трех трёхэтажных зданий,  находившихся прямо напротив товарной станции.  Прожили здесь более двух лет, пока отец не уехал служить в Германию…    Так завершился определенный этап моей  жизни.

 Однажды в городе Величка офицеры штаба (и я с ними) 58-ой армии сфотографировались на память. Спустя много лет, эта фотография из альбома моего отца перешла ко мне. Смотрю на неё и многое переживаю заново.

 Будучи взрослым, в дни Победы я не один год ездил сам, а позднее с детьми, в парк Горького. Я  часами стоял, держа эту фотографию в руках, или ходил и разыскивал среди таких же как я, отцовских и своих однополчан. Но, к сожалению, ни разу никого не встретил....

Я решил продолжить поиск через газету.

 В январе 2005 года мы с Ирой подготовили чуть сокращённый вариант этого рассказа и решили его отправить куда-нибудь в газету ко дню Победы. Но пристроить её нам долго не удавалось. И только где-то в марте, через свою знакомую – Вику, работающую на телевидении, дочка  вышла на корреспондента «Московского Комсомольца» Елену Павлову, которая пригласила нас в редакцию, где и взяла у меня двухчасовое интервью.

 Я отдал ей и набросок рассказа и ряд фотографий. Штатный фотограф сфотографировал меня (хотя снимок никуда не попал). Из всего этого получилась статья, напечатанная в «МК» за 06 мая 2005 года, за что я ей весьма благодарен.

6 мая я позвонил в посёлок и некоторым товарищем из группы, где я учился. Позвонил также Тоне и Юре в Минск. Это я хвалился, хотя делать этого не надо было. Мои бывшие сокурсники удивились – почему я за годы учёбы в МАИ, ни разу не рассказал о своём побеге на фронт в детстве? Но я об этом никому вообще никогда не рассказывал. Дело в том, что я к матери больше не вернулся, а остался жить с отцом. Мама была уверена, что мне - ребёнку, не могла самому прийти в голову мысль о побеге. И, что вся эта история была задумана и осуществлена отцом, приславшим к нам в дом сержанта. А меня на всю жизнь она заклеймила страшным словом – предатель. По сути, убежав к отцу, я, действительно, предал маму и сестрёнку. Я не жалел о своём поступке, но определённое чувство вины в душе осталось на всю жизнь.

Статья в Московском Комсомольце  называлась – «ПОСТУПОК» с подзаголовком: « ПОЛ-ЕВРОПЫ ОН ПРОШАГАЛ, ПОЛ-ЗЕМЛИ».
 
В заголовке к статье допущена ошибка – ветераном войны я не стал…

 
 
Когда мы вернулись в Союз, отец был направлен для продолжения службы в город Станислав.      
   
               
                Л И С Т   З А Н Я Т И Й   И   Н А З Н А Ч Е Н И Й

               
                ДУДКО   АНАТОЛИЙ   ЕВСТАФЬЕВИЧ

Военное........ № Приказа........Срок выс..........На какую......... № приказа
Звание................и  дата......... в данном........должность......... и дата
............................................... в/звании................назначен




Капитан ........................От 3.1.44............................. ВПП  г. СТАНИСЛАВ
........................4-й Укр. Фронт..........................................

Основание:............................. Распоряжение Командования от 6.07.45 г..
Действительно  - по предъявлении удостоверения личности..
(красноармейской книжки).

 Начальник  В/Ч  01785............................................ПОДПИСЬ



В Станиславе отец жил со своей, как принято было называть – П П Ж – «походно-полевой женой». Насколько я помню из чьих-то рассказов, та женщина, с которой БАТЮ застала Вера Николаевна, и была та самая Полина. Она была известной полковой женщиной свободного поведения. Последним её спутником во время войны оказался БАТЯ. Когда он захотел с ней расстаться, она пошла к командованию и нажаловалась. Поскольку у командования в этом плане с ней тоже были связаны свои воспоминания, они встали на её сторону. Бате было предложено или жениться, или…  В общем, вероятно, чем-то они ему пригрозили… И поэтому просто так с ней расстаться ему не удалось.
               
В период нашего нахождения в Станиславе, отец развёлся с моей мамой.

 В анкете у отца записано: «Бывшая жена Дудко Вера Николаевна, брак расторгнут 27 июня 1946 года, свидетельство № 8 – выданное Станиславским Городским Бюро ЗАГСа».

Помню,  что 5-ый, 6-ой и половину 7-го класса я проучился в Станиславе.   Мне запомнилось, что в этих классах были прекрасные преподаватели истории древней Греции и древнего Рима и отличные учебники,  по которым мы изучали историю и, особенно, мифы. Эти мифы я запомнил надолго,  так  что много лет спустя,  будучи в музеях Ленинграда и других  городов,  я вспоминал,  что означает та или иная картина, написанная по  мотивам того или иного мифа или истории.

Учась в Станиславе, в начале января 1948 года я вступил в комсомол - раньше 14 лет, чем всегда гордился.


После  Батя уехал служить в Германию, а тогда уже детей с собой не брали.  А  меня переправил в  семью своего брата Миши,  который  жил во Фрунзе.   
Мама и Рита так и остались жить в Каменец-Подольске.