Какие красивые эмблемы!

Станов Алексей
Красивая эмблема на милой мордашке.

«Машина, сквозь горящие фары,
казалась весьма привлекательной…»
          Ники Лауда «Мой первый автомобиль».


    Когда-то у загадочных, в своей наивной непостижимости, китайцев существовало около 2000 автомобильных фирм, и до сих пор не очень понятно, по каким именно критериям они выдумывали эмблемы для своих машин. Возможно, «дракончики» руководствовались принципом: «Главное найти хотя бы пару отличий!»
    Другое дело Европа или та же самая одиозная Америка. Здесь история брендов переваливает за сотню лет, а в те годы многие логотипы появлялись на свет далеко не просто так. И если «старина» Генри Форд решил особо не «заморачиваться» и просто «пришлёпал» свою короткую фамилию на капот тогдашнего Ford T, то у англичан, гонщика Чарльза Роллса и блестящего инженера Генри Ройса, всё обстояло гораздо романтичнее. По-поводу скреплённых между собой RR точной информации нет, но вполне очевидны начальные буквы из фамилий создателей. А вот с появлением статуэтки на капоте связана замечательная старинная история.
    Замысел по созданию самой компании Rolls Royce возник ровно 110 лет тому назад 1 мая 1904 года, в городке Крю, графства Чешир (более известного своими обезглавленными котами). А в 1907 году автомобиль серии 40/50 приобрёл в личное пользование сэр Джон Монтегю Лорд Белью. Чтобы выделить свою машину из общей массы он уговаривает своего знакомого скульптора Чарльза Сайкса придумать какую-нибудь изящную фигурку для украшения капота. Тот, почесав затылок, создал некую женщину-божество, которая с грациозно откинутыми назад руками, как бы стремится навстречу ветру и непредсказуемому будущему. По слухам, прообразом этой девы стала личный секретарь лорда Белью некая Элеонора Торнтон. В дальнейшем эта фигурка получила имя «Дух Экстаза», которая впоследствии бодрыми англичанами прозывалась «Победой Никой», а также «летящей Леди», некой красоткой «Эмили», и даже «Нелли в ночнушке». В наше неспокойное время эта фигурка ловко «ныряет» вглубь и теперь даже туповатым вандалам не удаётся её отломать.
    Ещё интересное сочетание лейбла с фирменным знаком имеет, конечно же, компания Daimler-Benz. Официальная эмблема у этого концерна появилась в 1909 году. Это трёхлучевая звезда, олицетворяющая три стихии: землю, воду и воздух. Она появилась после смерти Готлиба Даймлера (1900г), и про которую он говорил своим сыновьям, что этот символ принёс когда-то в его дом счастье и радость. Но вот ныне на эмблеме осталось единственное имя – Benz.
    Не менее «прикольная» (как сформулировали бы нынешние недопионеры) «лейбуха»(из той же версии) родилась на славной итальянской фирме Alfa Romeo. Вообще-то A.L.F.A. это аббревиатура, а Ромео (аккуратнее с любовью к малолеткам и ядам), это Никола Ромео, который приобрёл «четырёхбуквенную» компанию задолго до «муссолиниевских» времён. Значок составлен из двух фрагментов: слева красный крест на белом фоне, символизирующий флаг Миланского муниципалитета. А справа изображена пожирающая мужчину змея, являющаяся отголоском герба Висконти. И смотрится всё это дело весьма симпатично.
    Ну, а теперь к зверюшкам. Этих «тварей» на логотипах всевозможных фирм родилось огромное количество. Оно и понятно, кто ещё может воплотить в себе одновременно силу, скорость и желание побеждать. Ферруччо Ламборгини вывел себе на капот агрессивного быка. Энцо Феррари поставил на дыбы чёрного скакуна. Мой любимый Jaguar расположил на капоте злобную морду своего южно-американского прородителя. Dodge “упёрся рогом» в мордатого барана. А вот Pontiac решительно «привернул» к передку профиль легендарного индейского вождя(ой!). Компания Peugeot после выпуска модели Lion уже не «отпустила» стоящего на задних лапах льва  далеко от своего мотора. А красавец Ford Mustang….
    Но вот фаворитом среди всевозможных лейблов для меня всегда, почему то, был «трезубец» легендарной фирмы Maserati. Свою компанию Альфьери Мазерати основал в Болонье в самом начале  1-й Мировой Войны 14 декабря 1914 года. А за основу логотипа его брат Марио взял изображение тризубца Нептуна с городской площади в Болонье. Но по легенде этот выбор имел своеобразное происхождение. Дело в том, что как-то в Болоньском лесу на Альфьери Мазерати напали (сейчас никто и не поверит) волки. И если бы не подоспевший на выручку местный крестьянин с вилами, остался бы брат Марио в одиночестве. С тех пор изображение спасительных стилизованных вил красуется на машинах этой замечательной аппенинской фирмы. Вот так вот…. ребята.
      


 Ещё раз про весёлые эмблемы

«Неважно, какая лошадка у тебя на капоте,
важно, сколько их скрывается под ним…»
Ферруччо Ламборгини.

        Недавно, почему-то, обратил внимание на то, что «лошадки» на эмблемах Ferrari и Porsche рождены практически от одной «кобылки». Только штуттгартская «подохлее», зато  хвостик у неё вздёрнут позадорнее, чем у маронелльской. Чувствуется, что старина Фердинанд ещё в эпоху проектирования своего довоенного «Жука», любовался «красотками» от бесшабашного Энцо. Эмблема же на «носу» Porsche появилась в начале 50-х. Вздыбленная лошадка была взята с герба города Штуттгарта, который, как известно, был построен в средние века на месте бывшего конного завода и имел поэтически-животноводческое название - Stuten Garden (Сад кобыл). А вот рога и красно-чёрные полосы были позаимствованы с герба королевства Вюрттембергского, столицей которого и был Штуттгарт. Лошадка же для самого Энцо Феррари «долетела» более романтическим образом. Её ему подарили на счастье родители легендарного итальянского лётчика, героя 1-й Мировой войны, Франчески Баракки, которая украшала фюзеляж его боевого самолёта.
      В отличие от поднятых на дыбы жеребцов шильдик, украшающий «морду» легендарного Ford Mustang воплощает всю мощь скачущего по прериям дикого скакуна. Выглядит он наиболее по-американски впечатляюще на фоне остальных европейско-металлических непарнокопытных.
    Да, война скакунов, естественно,никого не может оставить равнодушным. Но вот борьба лошади с быком…. А дело вот в чём. По легенде, в те далёкие временя, когда на заводах Ферруччо Ламборгини выпускали тракторы (которыми успешно торгуют до сих пор), последний обратился к Энцо Феррари по поводу недостатков его нового непрофильного детища, самой первой спортивной машины Lamborghini 350GTV. Сам Ферруччо катался по Модене на красной Ferrari 250GT и хотел посоветоваться с многоопытным мэтром об улучшении своей конструкции. Но, как говорят, раздосадованный Энцо просто не пустил, удачливого «тракториста», даже на порог своего офиса. Тогда, как бы и возник в этой «дизельной» голове образ разъярённого быка, готового забодать вставшую на дыбы лошадку. К тому же, вроде, бык был зодиакальным знаком Ферруччо Ламборгини.
     Неплохую историю возникновения своей эмблемы имеет и Андрэ Ситроен. Его «два шеврона», которые в качестве нашивки на рукаве военного означают звание капрала (у нас – младшего сержанта), появились также из заводского прошлого упорного француза. Оказывается, ранее его фирма занималась выпуском «зубчатых колёс» и этот значок, означающий всего лишь «зубчатую передачу», плавно перешёл в его автомобильное настоящее.
    Занятным также кажется рассказ о появлении эмблемы японской фирмы Mitsubishi. У нас ранее традиционно она читалась через «СИ», но ныне её часто произносят, как «ШИ». Так вот, её основатель Ятаро Ивасаки в 1873 году выкупил фирму «Тсукомо Шокаи» и назвал её Mitsubishi. Официально перевод звучит, как «Три Бриллианта». Весь знак воплощает фамильный герб семьи Ивасаки (три алмаза) и трёхлистовой гребень клана Тоса. Ох, и давно это было. Все эти самурайские дела.
     Ну, что сказать. В этом автомобильном мире бесконечное множество логотипов. Некоторые имеют старинную историю, но многие (особенно из Поднебесной) придуманы совсем недавно. Смотреть на них интересно, но запоминаются лишь самые легендарные или необычные.