Галилеянин по прозвищу Бар Абба

Ааабэлла
Опыт реконструкции трагедии или иное её прочтение.


"Я пытался отыскать Его на христианском кресте – там Его не было; я отправился в индийский храм к старинным пагодам – и не обнаружил даже следов Его.
Я искал в горах и долинах, но ни на высотах, ни в глубинах не смог найти Его. Я пошёл в Каабу и Мекку, но и там Его не было.
Я расспрашивал учёных и философов – Он был вне их понимания.
Затем я заглянул в своё сердце и убедился – именно там Он обитает.  И Его не найти больше нигде".
Руми

«Не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо... Царствие Божие внутри вас...» (Лк. 17:20)


Как известно, любая история – про любовь. В том числе, несостоявшуюся.


1

Около 2-х тысяч лет назад пророк Иашуа бар Ёсиф, позже получивший прозвище: Бар Абба, провозгласил, что царство божие вот-вот наступит.
Ибо сообщают нам от имени последователей такие его слова:
«Истинно говорю вам, есть некоторые из стоящих здесь, кто не вкусят смерти, как уже увидят царство божие, пришедшее в силе» (Мк.9,1)
«Истинно говорю вам, не прейдёт род сей, как это будет, не успеете обойти городов Израилевых, как придёт сын человеческий» (Мф.10,23)

Пророк заявил, что в это царство божие попадут одни праведники, а грешников ждёт геенна. «Праведники воссияют как солнце, а злые будут ввергнуты в печь огненную, и там будет плач и скрежет зубов» (Мф гл.13)

Он определил: грешники – это те, кто не слушает его. И, рассылая по Галилее своих учеников, сказал, что каждый город, который их не примет, ждёт кара. «Отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу» (Мк. 6,11)
Когда его ученики шли мимо самарийской деревни, где не приняли их учителя, они хотели уничтожить это селение. А собираясь в столицу, он приказал: «Врагов же моих, которые не хотели, чтоб я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. Сказав это, он пошёл далее, в Иерусалим» (Лк 19.27-28)
Ибо сказал об этих днях и своих усилиях: «ОТ ДНЕЙ ЖЕ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ ДОНЫНЕ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ СИЛОЮ БЕРЁТСЯ (выделено мной), и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Матф. 11:12, 13).

Когда Пётр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? (Мк.10:28, Лк.18:28), то учитель объявил, что ученики его будут иметь во стократ более домов, братьев, сестер и отцов, и матерей, и детей, и земель, (Мк. 10, 29-30),  они сядут на 12 золотых тронов судить 12 колен Израилевых. (Мф. 19, 27-28) 
(в Царствии Моем (вы) сядете на 12 престолах судить 12 колен израильских» (Лк, 22:29-30).
Над его крестом было написано: Царь Иудейский…

Помимо Петра о том же по-свойски его просила сестра матери, чьи сыновья Иаков и Иоанн (его двоюродные братья) были среди апостолов: «чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем» (Мтф20, 20-21), а по другой версии (Мк 10,35-37): «Подошли к нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! Мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чём попросим».

Здесь и сейчас – вот бог, которому поклоняются смертные.

2

Но как должно было наступить Царство Божие на земле?
Через вражду и разделение, путём отсечения чистых от нечистых.
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф 10, 34).
" Предаст же брат брата на смерть, и отец--сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их..." (Мф 10, 21)
Там же далее:
Ст.
32
Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным,

33 
а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. (2Тим 2,12–16; 32-33 Лк 12, 8–9)

34
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,

35
ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36
И враги человеку — домашние его.
(Лк 12, 51–53)

37
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

38
и кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня.
(Мф 16, 24; Мк 8, 34; Лк 9, 23)
(Лк 14, 26–27: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником…»)

39
Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.


А как же любовь, скажите? Есть-есть про неё. Но, наверно, к своим… или то слова иного пророка?
Иисус сказал: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим.
Сия есть первая и наибольшая заповедь.
Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
(Мф 22, 37-40)
Мф 5, 23:
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24
оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25
Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26
истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

 38
Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40
и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.(Ин 13, 34)
43
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45
да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

Мф 6, 14:
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15
 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Мф 7, 1-5:
Не судите, да не судимы будете
ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
(Мф 7, 12):
И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
 
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Мф. 11, 28-30)
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Ин. 13, 34-35)

Можно продолжить сравнительное цитирование.
И в евангелии от Фомы «Иисус сказал: Может быть, люди думают, что я пришел бросить мир в мир, и они не знают, что я пришел бросить на землю разделения, огонь, меч ...» «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч», - подтверждает эти слова Матфей 10, 34

Но раскол и войны были и до него… что здесь нового? Я скажу то же самое, что вы слышали тысячи раз и с тем же успехом?


3

Так иго его благо и он смирен и добр, или страшен и беспощаден, принеся на землю огонь и вражду?
Противореча сами себе… так изъясняются политики.
Впрочем, обыкновенные люди тоже. Просто за собой мы не замечаем и всегда найдём, чем это оправдать.

Что думают по этому поводу специалисты, а не теологи, обязанные в нужном ключе истолковывать каждое слово кумира?

Прежде всего, напомним, что сам пророк ничего не писал. И не читал того, что было позже написано о нём и от его имени. А если бы прочитал, то возможно, ужаснулся, подобно известному персонажу романа Булгакова.
С другой стороны, не стоит забывать слова мудрого Бернарда Шоу, что «Когда вы читаете биографию, помните, что правда никогда не годится для опубликования»…

Кармайкл в предисловии к своей «Разгадке происхождения христианства» прямо даёт оценку всем подобным попыткам исследователей: «Как мы убедимся, основной чертой имеющейся литературы о происхождении христианства является просто сочетание скудных данных и целенаправленных спекуляций».

Фрейд, написавший работу: «Человек Моисей и монотеистическая религия», в ней также признавал: «Столь самовластно и вольно обращаясь с библейской традицией, привлекая её в свидетельство, когда это нам удобно, и однозначно отвергая её там, где она нам противоречит, мы очень хорошо понимаем, что навлекаем на себя тем самым серьёзную методическую критику и ослабляем доказательную силу наших выкладок. Но таков единственный способ работы с материалом, о котором мы со всей определённостью знаем, что его надёжность пострадала под влиянием искажающих тенденций.
…ДОСТОВЕРНОСТИ ВЕДЬ ТАК ИЛИ ИНАЧЕ НЕ ДОБИТЬСЯ, ДА И ВСЕ ДРУГИЕ АВТОРЫ, НАДО СКАЗАТЬ, ПОСТУПАЛИ ТОЧНО ТАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ».
Нужны комментарии?

Некогда Ренан весьма здраво предположил, что мы имеем дело с высказываниями одного человека, но в разные периоды.
Пока пророк верил в то, что добрым словом и с Божьей помощью в виде исцеляющих чудес, можно изменить мир сей – говорил о любви, преодолев искусы в пустыне.
Когда ж разуверился в данном пути и пошёл, рассчитывая на поддержку Свыше, устраивать всё силой – риторика поменялась, ибо изменился он сам под стать миру. В таком случае (если Бог – это Любовь) поражение его было неизбежно…
Но несчастный не понял, почему проиграл, вскричав перед смертью:
«Элахи*, Элахи*, лэма* шевакта*ни?! (арамейский)
(Боже, Боже мой! Почему Ты меня оставил?) Мф 27, 46

Страшная трагедия личности… и не его одного, увы.

4

Объяснением такой трансформации взглядов может являться, как неудача проповеди любви, так и настроения в окружении (яхад) учителя.

Ещё Джордано Бруно в своём трактате о магии объяснял известный из евангелий факт не принятия слов пророка большинством современников:
“Признаки, которые подчиняют себе и связывают ум идиотов, глупцов, легковерных и суеверных людей, заслуживают насмешки и презрения со стороны здравого благородного и воспитанного ума, как пустые тени. Поэтому все операторы, маги, врачеватели или прорицатели ничего не в силах сделать, если им не обеспечено доверие... Богословы верят, признают и возвещают, что тот, кто будто бы мог совершать какие угодно чудеса, — Христос — бессилен был исцелить неверующих в него, и всецело относят его бессилие к воображению, которого он не в силах был преодолеть. Дело в том, что земляки, хорошо знавшие его жалкое происхождение и недостаток образования, презирали его и издевались над этим божественным врачевателем. Отсюда пошла поговорка: “Нет пророка в своем отечестве”.

В самом деле, Иашуа бар Ёсеф был не понят и изгнан не только из родного селения. В Галилее, где он родился и где, в основном, проповедовал, не оказалось ни одного города который бы принял его проповедь. Об этом красноречиво говорят его проклятия этим местам.

«Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Лука 10:13-15).

«И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Матфей 11:23-24).

Земляки-галилеяне не вняли ему, оставалась Иудея с Иерусалимом, где пришлых из Галилеи не жаловали. Там была в ходу поговорка: «Что хорошего может быть из Галилеи?» Пророку оттуда тем более бы не поверили. Но выбирать не приходилось, ибо за Иашуа начали охоту люди Ирода, о чём предупредили фарисеи, как сообщает Лк 13:31

При этом он понимал, что идёт на смерть, как явствует из его же слов о непринятии пророков в Иерусалиме: ««Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!» Мтф23:37
Знал о жестокости наместника Пилата, который «кровь галилеян смешал с жертвами их» (Лк 13, 1) и, не колеблясь, уничтожит любого бунтовщика. Не зря Царь Иудеи Агриппа I называл Пилата «человеком с непреклонным характером и беспощадно жестоким».

Поэтому учителя беспокоила мысль: кто предаст его? Вопреки нынешнему мнению, он не знал этого. Понятно, что предают только свои, но кто? КАЖДОМУ из учеников он сказал об этом.
«Ты предашь меня» - Иуде Искариоту (Мтф26:25), которому была доверена общая казна и в евангелиях нигде нет обвинения, что тот её присвоил, «зная», что произойдёт.

«Ты отречёшься от меня» - это Петру (Лк 22:34), который возглавил общину после Голгофы, позже передав бразды брату Иисуса Иакову Праведному.

«Вы рассеетесь каждый в свою сторону и меня оставите одного» - (Ин.16:32) – это всем ученикам, которые до конца жизни блюли его завет.

Как помним, обвинил даже Отца Небесного, что Тот покинул его…

Не минула чаша сия.

5

Но кому такое понравится? Не хочется нам конца, лишающего надежды.
Поэтому для спутников и последователей учитель, проиграв и умерев, воскрес, потому что «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (Павел 1Кор 15 гл)
От себя добавлю: и каждый уверовавший в то воскрешает Мессию.

Тот же, кто пока уверовать не в состоянии, пусть последует за мной далее.

Разумеется, были, есть и будут другие версии.   
Так, например, возлагали надежды на эффект «испорченного телефона».
Ведь припасть к первоисточнику для нас невозможно, а то, что происходило за столетия с преданиями, позже записанными, не поддаётся проверке, хотя достаточно случаев намеренных и ненамеренных искажений, о чём ниже.

Дошедшие до нас тексты благовестий изначально были анонимными и (это не секрет) неоднократно редактировались и переписывались множество раз от руки, плодя ошибки. Они переводились на иные языки, выбирались из целого корпуса подобных сказаний. 

(На схожую тему есть хорошая английская притча-анекдот:
Молодой монах принял постриг, и в монастыре первым его заданием была помощь остальным монахам переписывать от руки церковные уложения, псалмы и законы.
Поработав с неделю, монах обратил внимание, что все переписывают эти материалы с предыдущей копии, а не с оригинала. Удивившись этому, он обратился к отцу-настоятелю:
— Падре, ведь, если кто-то допустил ошибку в первой копии, то она будет повторяться вечно, и её никак не исправить, ибо не с чем сравнить!
— Сын мой, — ответил отец-настоятель, — вообще-то мы так делали столетиями. Но, в принципе, в твоих рассуждениях что-то есть!
И с этими словами он спустился в подземелья, где в сундуках хранились первоисточники, столетиями же не открывавшиеся. И пропал.
Когда прошли почти сутки со времени его исчезновения, обеспокоенный монах спустился в те же подвалы на поиски святого отца. Он нашёл его сразу. Тот сидел перед громадным раскрытым томом из телячьей кожи, бился головой об острые камни подземелья и что-то нечленораздельно мычал. По покрытому грязью и ссадинами лицу его текла кровь, волосы спутались, и взгляд был безумным.
— Что с вами, святой отец? — вскричал потрясённый юноша. — Что случилось?
— Celebrate, — простонал отец-настоятель, — слово было: «celebrate» а не «celibate»!

PS: celebrate — праздновать, радоваться;
celibate — (сексуально) воздерживаться).

(Библиовед Мецгер в специальном исследовании «Текстология Нового Завета» перечислил, помимо ошибок переписчиков, виды догматических правок или изъятий текста по двум мотивам:
а) как богословски неприемлимого 
б) с целью внести «обоснование» некого богословского положения или сложившейся практики)

Согласно Иринею Лионскому, выбраны были четыре версии одних и тех же событий, освещавших их с разных сторон. Спустя ещё почти два столетия  появляется первое упоминание принадлежности этих свидетельств, вошедших в канон, известным сегодня четырём лицам.

Однако в ХХ веке Второй Ватиканский собор убрал пункт: «Божья церковь всегда утверждала и утверждает, что авторами Евангелий являются те, чьи имена названы в каноне священных книг, а именно: Матфей, Марк, Лука и Иоанн». Вместо перечисления этих имен было вписано — «святые авторы».

Остановимся лишь на одном любопытном моменте правки текста древними отцами церкви, которые проливают свет на важные моменты этой истории.

Любая история сохраняется в версиях.

Ко времени, когда кодексы, содержавшие её, изучал Ориген, история Иашуа бар Ёсифа, именовавшего себя мессианским титулом – Бар Абба -- сын Отца (Небесного), –  в евангелиях существовала в пересказе из третьих рук. Причём, людьми явно никогда не жившими в Палестине.

Так две легенды событий в Иерусалиме, приведших Иашуа на лобное место, оказались в евангельских рассказах историями двух разных людей.
Это позволило не ведавшему о том создателю повествования противопоставить их друг другу, додумав третью версию, полную драматизма, где добренький Пилат ( поистине, сказочники правят миром!) предлагает на милость толпы одного из этих двух узников (хотя имеются ещё двое приговорённых злодеев).

Но в таком случае, скажете, можно узнать что-то ещё об одном и том же человеке из второй версии! Верная мысль. Однако сведения о нём крайне скупы.
Очевидно, что передавший эту историю слышал лишь о её финальной части и ничего не знал о претенденте на роль мессии. Поэтому он доверял официальной версии:
«Тогда был в узах некто, по имени Варавва, СО СВОИМИ СООБЩНИКАМИ, которые во время мятежа сделали убийство» (Мк 15, 7) Ему вторит Лука: «Варавва был посажен в темницу за произведённое в городе возмущение и убийство» (23, 19)

Мецгер в разделе: «Изменения, внесённые по доктринальным соображениям», приводит пример изъятия из текста Луки (23, 32), где первоначально говорилось: «Вели и других двух злодеев на смерть вместе с ним».

Так как далее узнаём, что
«С ним распяли двух разбойников, одного по правую, другого по левую сторону его»
«И была надпись вины его: Царь Иудейский» (Мк 15, 27, 26),
то, очевидно,
в центре должен был висеть их предводитель…
Лука (23, 39) добавляет, что один из повешенных злословил его.
У Марка (15, 32) и Матфея (27, 43,44) оба из тех, кто был с ним распят,  оскорбляли его.
Видимо, проклиная за то, что зря были втянуты в это. Иначе, зачем бы?

Вот что даёт нам эта идентификация.

Эту версию подтверждает свидетельство, как Оригена поразило и покоробило, что обоих узников (сделанных из одного человека) звали… одинаково: Иисус.
Его несколько утешило, что разбойник с этим именем встречается не во всех манускриптах. И Ориген решил, что «правильно, - именем Иисус не должен называться ни один из злодеев».

Так у сына Божьего - Бар Аббы было отнято имя, а его титул истолкован, как фраза «сын (их – добавил Иероним) учителя» или Варавва.
Как « тот» в дальнейшем в евангелиях и назывался.

6

Иашуа бар Ёсиф не искал смерти. До поры пророк вёл себя достаточно осторожно и разумно.
Бродя со своими спутниками по Галилее, он обходил стороной большие города, никогда не заходил в нееврейские Тир и Сидон, а также в столицу Ирода Тибериаду, в Сепфорис, помня о судьбе троюродного брата Йаханаана (иначе Иоанна Предтечи), омывшего его в водах Иордана перед последними днями мира.
Близилось Царство Небесное, в которое нельзя было войти не покаявшись. О том Иоанну поведал глас в пустыне. Всюду звучал клич для посвящённых: «Тмимим, Маран акта!» (Совершенные, Господь грядёт!)

После гибели Иоанна часть его учеников перешла к Иисусу. Теперь уже тот проповедовал о последних днях, предлагая слушавшим исправиться перед наступлением нового царства. Оставить или разделить имущество, которое скоро не понадобится.
За это, как помним, полагалась награда «стократ».

Вера в наступление нового мира взамен этого, осуждённого Богом (Зубер-Яникум), как показало дальнейшее, не умерла и после неудачи нашего пророка. А к новому миру надо было готовиться, становясь совершенным, иначе вход в него становился «игольим ушком».

Апокалипсис сообщает, что тогда «увидим новое небо и новую землю, и святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, и… побеждающий наследует всё, и Бог назовёт его сыном. Храма же в новом Иерусалиме не будет, ибо Господь Бог – храм его» (Откр 21, 1-3, 7, 22) Спасутся же те, «кто призовёт имя Господне… и… которых призовёт Господь», ибо «Солнце превратится во тьму и луна в кровь» (Иоиль 2, 31, 32, которого цитирует Павел в Деяниях 2, 17-20)

Возможно, Иашуа воспринял опасность для себя от Ирода, как знак свыше: «Пора!»
В любом случае, ему ничего не оставалось, как идти в пока прежний Иерусалим.

К этому моменту вера его в свою миссию настолько возросла, что он, обычно осторожный, любивший иносказания и изъяснявшийся притчами, уже именовал себя сыном Отца (Небесного), а Мецгер сообщает, что даже стал, молясь, обращаться к Богу -- Абби (папа)! Это должно было производить невероятное впечатление на учеников. Шимон Кифа признал его Машияхом (Мессией или Христом).

Машиях должен был стать царём, для чего ему следовало происходить из рода Давидова (отсюда, призванные сие доказать, родословные в евангелиях). Ибо сомневающихся, видимо, хватало, раз Иоанн свидетельствует: «Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придёт? Не сказано ли в Писании, что Христос придёт от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?» (7, 41-42)

Если посмотреть на сопровождавших его, то среди них, судя по прозвищам, как минимум, два человека с крайними убеждениями. Это Шимон (Симон) Зелот и Иуда Искариот, чьё прозвание толкуют, как искажённое Сикарий(лат.) – кинжальщик. К зелотам также относят Кифу и его брата Андрея. Собственно, Кифа отвечал на вопрос учителя о наличии у них оружия, когда Иашуа призвал продать одежду, чтобы купить меч (Лк 22, 36, 38), и Кифа отрубил одному из нападавших ухо (Ин 18, 10).

До этого отряд во главе с пророком предпринял попытку захватить и разгромить храм (Храма же в новом Иерусалиме не будет Откр. 21, 22), для чего сил оказалось явно недостаточно. Горожане и пришедшие на праздник паломники не поддержали в том галилеян. Вероятно, это и было «возмущение или мятеж», устроенный в городе и сопровождавшийся убийством.  События были позже приписаны «Варавве». Иисусу остался лишь погром менял и продавцов жертвенных птиц и животных (Мф 21, 12-13, Мк 11, 15, Лк 19, 45 - 48, Ин 2, 13 – 16).
Помимо сословия первосвященников то был бунт и против римлян, ибо пророк обвинялся в запрете давать подать кесарю, «называя себя Мессией Царём» (Лк 23, 2)

И всё-таки, даже попав в лапы префекта Иудеи, если верить источникам, Иашуа не сразу признаётся, словно, на что-то надеясь. На Всевышнего, конечно, на кого ещё можно надеяться в такой ситуации? Ведь делалось всё для и во имя Того…

Надо сказать, что Машиях (царь и помазанник Божий) должен был объявить о Конце Света и Страшном Суде.
В этом Суде над живыми и воскресшими умершими он обещал ученикам на 12-ти тронах судить своих: 12 колен израилевых. 

(А когда-то учил сам: «Не судите и не судимы будете… Вытащи сначала бревно из своего глаза, прежде чем указывать на соринку в чужом глазу…»)

По тогдашним представлениям, Суду полагалось проходить в Кедронской долине (она же Иехошафата) под Иерусалимом, окружённой (и до сего дня) еврейскими кладбищами на склонах гор, включая Масличную.
Там и был схвачен Иашуа после неудавшегося захвата храма.
Он знал пророчество Иоиля о Суде:
«Я соберу все народы и приведу их в долину Иосафата и там произведу над ними суд…
Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата, ибо там я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду.
Толпы, толпы в долине суда!»
(Иоиль 3, 2,12,14)

Там же упомянуто, как Бог покарает обидчиков Иудеи, как станет Иерусалим святынею, «не будут уже иноплеменники проходить через него» (3, 17) Очевидно, последнее толковалось Иашуа, как изгнание римлян.

Не удивительно, что ночь перед арестом была столь тяжела для пророка. Бог отвернулся от него, не поддержал. Почему? Что было сделано не так?
У Иашуа явно не было ответов на эти вопросы. Он истово молился, надеясь, получить ответ.
Но ответ пришёл в виде «множества народа с мечами и копьями», как повествуют евангелия.

7

Что ещё осталось рассказать… Только один момент – момент истины. Перед смертью не лгут. В связи с этим исследователи обратили внимание, что в последнем возгласе несчастный не назвал Бога Отцом.
Он вскричал по-арамейски: «Боже, Боже мой! Почему Ты меня оставил?!» 
Так у Марка и Матфея.
(Сладкогласый Лука, Иоанн, который вообще повествует о Боге-Логосе, последний  неудобный горестный вопль предпочли заменить театральными фразами).

До того пророк именовал себя сыном Отца, обращался к Тому: Папа!
Цитировал псалом в отношении себя: «Я и Отец — одно» (Ин 10, 30) за что его хотели побить камнями. Тогда он спросил: «Много добрых дел показал я вам от Отца моего; за которое из них хотите побить меня камнями?» На что получил ответ: «Не за доброе дело хотим побить тебя камнями, но за богохульство и за то, что ты, будучи человеком, делаешь себя Богом» (Ин 10, 30 – 34) После чего ему пришлось изощряться в казуистике, цитируя псалом 81, 6 дабы избежать наказания.

Это подтверждают и обвинения в суде синедриона, где его действительно судили за нападение на храм Господень (а до того высказанное   намерение его разрушить при двух свидетелях) и богохульство, что уже предполагало смертную казнь
(Левит 24, 14, 16 «выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями;  хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество»).
Не зря несчастному на кресте кричали, по сути: «Спаситель! Спаси себя и уверуем! Ты утверждал, что Божий сын!» (Мф 27, 39 – 43).

Однако в деле оказался важный политический элемент: объявление себя царём, то есть, непризнание власти Рима…
На кресте римляне казнили только бунтовщиков или беглых рабов.
Рабом Иашуа не был…

Добрый Пилат не просто осудил его на самую мучительную казнь, длящуюся иногда сутки, но перед этим подверг издевательствам и пыткам. По его приказанию, несостоявшегося Царя Иудейского избили бичом, затем надели на него багряный плащ, а на голову венок из колючек. Потом, издеваясь, приветствовали: «Да здравствует еврейский царь!» После били палкой по голове, плевали в лицо и становились на колени перед ним, падали ниц под хохот солдатни. Вдоволь наглумившись, сняли с него плащ, и повели на казнь.
Избит он был, вероятно, так, что тащить перекрестье, к которому привязывали за руки, не мог. Пришлось заставить это сделать случайного прохожего Шимона из Кирены (Мк 15, 15 – 21)
И не назвал он после этого Господа Отцом…

Как легко укорять и судить, как трудно выстоять, когда настанет твой час.

Где же тут история о любви, пусть и несостоявшейся, спросите?
Здесь и о любви, и о нелюбви.
А любовь… Осталась ли она у несчастного, шедшего судить и карать…
Ибо, как верно выразился великий Шекспир, бывший и ростовщиком: "Грехи других судить вы так усердно рвётесь — начните со своих и до чужих не доберётесь".

Нет, давайте реквиемом этой истории выслушаем музыку вечных слов о том создателя христианства – Павла, ибо лучше сказать невозможно:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна'ю, подобно как я познан.
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
(1Кор 13, 1 – 13)


*В тексте в ряде случаев использован перевод В.Н. Кузнецовой «Канонические евангелия» «Наука» 1992, а также иные переводы

Талмуд и Каббала говорят, что в мире есть 36 праведников, ради которых Бог поддерживает жизнь этого мира даже в самые варварские времена. Ни один из этих 36 не знает о том, что он таковым является. На самом деле, когда кто-то объявляет себя праведником, можно быть совершенно уверенным, что им не является, потому что демонстрирует свою нескромность. И это блаженное неведение заставляет всех нас стремиться жить так, как должен жить праведник.

Или не заставляет?