Черновик статьи о фотографии
Всякое дело, которому человек посвящает своё в р е м я, характеризует самого человека. В последнее время приходится много фотографировать. И вот несколько мыслей о фотографии. Мне хочется ими поделиться со всеми, кто дружит с фотокамерой. Камера не только помогает другим людям увидеть городской и природный ландшафт, недоступный им самим, но даёт возможность фотографу "высказаться" по поводу отношения к месту или предмету съёмки. Серии фотографий проявляют Ваши взаимоотношения с миром, так же, как текст дневника рассказывает нам о личности писателя. Ваши работы могут нравиться или не нравиться другим людям, не об этом сейчас разговор. Если пересмотреть ( или вспомнить) темы, которые ярко отражены в творчестве отдельного фотографа, то можно узнать о нём самом очень многое. Кто-то любит фотографировать красиво поданную на стол еду, кто-то эротику, кто-то политику.... Всё это высказывания о себе. Есть и такие фотографы, у которых на странице ФБ только они сами в разных частях пространства и в разных обстоятельствах. То, что мы сами сильнее всего любим, то и снимаем. Иногда, обстоятельства жизни, не позволяют полностью раскрыть свои дарования, иногда время, деньги, усилия уходят на чепуху....Камера - это транслятор внутреннего мира человека во внешнее пространство.... Мне очень близка эта тема. Я люблю цветной мир природы. Как говорит Г. Михеев, "что цвет имеет психологическое воздействие, а ч/б, как это ни странно звучит, имеет влияние прежде всего на интеллект."
Здесь вставка для себя.."Есть еще одна ловушка в восприятии цвета: метамерность. Если кто не знает, метамерность - психологическое ощущение одинаковости цветов, в то время как они имеют разный спектральный состав. Тупая объективность фотокамеры и пленки (или любого другого светочувствительного приемника) позволяет воспроизвести нечто подобное реальному цвету объекта.
Цвет – условность. Но, если говорить о культуре вообще, эта условность оказывается очень важной характеристикой реальности. Отказ от цвета - естественная реакция на условности. Но почему мы все время скатывается на эти самые «условности»? Подозреваю, они нам нужны.." Г.Михеев
За что я люблю фотографию? За то, что с нею я ощущаю себя вечным учеником, старающимся увидеть в окружающем мире то, что я хотела бы увидеть вновь, просматривая отснятые кадры. Для меня движение с фотокамерой - это путешествие, прежде всего, в дикую природу. (Последнее время - это Подмосковье и прилегающие области).
Когда выдаётся свободное время, я отправляюсь в лес. Мне нравятся маршруты в стороне от шоссейных дорог. Иногда я иду по тропам, а иногда просто придерживаюсь определённого направления движения ( по азимуту или вдоль реки). Конечно, прежде чем отправиться в такое путешествие, я просматриваю карты в Гугле, считаю километраж, чтобы верно рассчитать время и силы. Дополнительным стимулом для такого путешествия всегда служит возможность съёмки на маршруте. За год можно отснять прекрасный альбом " Времена года". Просто надо идти с камерой и смотреть по сторонам. Что наиболее ценно в таком способе съёмки? Это возможность активно провести день на природе. Большая автономность - это большая свобода, это ответственность за свои поступки.
Хорошие кадры можно отснять и в лесопарке, и даже во дворе собственного дома. Фотограф просто цепким глазом ловит детали, а мы "дописываем" недостающее пространство. Но если речь заходит о пейзажах, где в кадр влезает дальний горизонт или роща на берегу реки, то за таким кадром приходится отправляться в путь..
Недавний случай.
С группой опытных фотографов я отправилась в поездку по российской глубинке для съёмки архитектурных памятников. На нашем пути был запланирован заезд (в сторону от шоссе) к храму, очень знаменитому, но пока не отреставрированному. Важность этого объекта для каждого снимающего архитектуру, была ясна ещё до поездки. Без личного автомобиля сюда не добраться, да и расстояние от Москвы довольно большое (более 250 км). Для меня заезд к Ферапонтову монастырю в Боровенске - это выигрыш в лотерею. Около года изображение этого храма висело на моей странице в интернете. Год назад я даже сделала попытку отправиться в Боровенск самостоятельно. Приехав на автовокзал к нужному междугороднему рейсу, я была разочарована, что билет на автобус без паспорта не продаётся. Паспорта с собой не оказалось. Пришлось на ходу заменить маршрут поездки на другой, доступный без паспорта.
Надо объяснить, что я снимаю архитектурные памятники много лет. У меня не плохой, но не самый дорогой, фотоаппарат. Я снимала и Русский Север, и памятники средней полосы России, и античные храмы. Но всё это я делала в одиночку. Многое, что отснято на плёнку, нужно было бы теперь переснять заново.
Команда опытных фотографов, с которой я выехала в Боровенск, восемь последних лет постоянно выезжала группой на съёмку монастырей и храмов России. Эти фотографы уже притёрлись друг к другу. У них в команде есть свои лидеры, свои знатоки архитектуры. У большинства очень дорогая фотоаппаратура.
На фотосъёмке в Боровенске как – то особенно резко выявилась разница в наших подходах к съёмке.
Когда автобус остановился в 100 метрах от храма, я сразу отправилась к храму, а остальные бросились с большой скоростью прочь от него. Солнце уже клонилось к горизонту, времени для съёмки было мало. Пока я любовно снимала детали кирпичной кладки, окошки апсид и другие архитектурные подробности, вокруг меня не было ни одного мастера фотографии. Все снимали храм «в полный рост» с большого расстояния (до 500 метров). Конечно, они делали всё это мастерски, многие снимали со штативов. Их алгоритм действий был многократно проверен ими на опыте.
Отсняв храм вблизи, я тоже решила сделать несколько общих планов. Но более всего меня удивило, что 2/3 участников съёмки к храму на расстояние вытянутой руки так и не подошли. Кто-то пошёл от храма в сторону деревни, кто-то к ручью, протекающему рядом, чтобы поснимать весеннее пробуждение природы.
Я почувствовала себя «белой вороной»… И стала рассуждать про себя. Ход мыслей был такой: « Если человек что-то (кого-то) очень любит, он пытается как можно ближе подойти к объекту любви, так сказать, заглянуть ему в глаза». Естественно, что выйдя из автобуса, я прямо побежала к храму, обошла его противосолонь*, как делают при крестном ходе, кирпичики погладила. Поснимала в одиночку то, что хотела.
Возможно, что эти «мелочи» интересовали меня одну. Как правильно действовать : От частного к общему (индукция) или от общего к частному (дедукция) -каждый решает сам.
Я понимаю, что храм - объект крупный, а большое, как известно, видится на расстоянии. Хорошо видеть храм целиком, оценить искусство мастеров, которые вписали памятник в окружающую местность так, что она преобразилась. Ландшафт приобрёл новые краски. Колокольный звон слышен на многие километры вокруг…..
Ещё есть над чем подумать….Не надо делать окончательных и строгих выводов. Может быть, мне нужно поучиться у настоящих мастеров?
27.4.16
* Против часовой стрелки.
Содержание кадра
Мне не хотелось бы кого-то учить, как ему жить, что ему снимать. Я делюсь с вами моими наблюдениями, а выводы делайте сами. С группой фотографов я отправилась на экскурсию в усадьбу А.С. Грибоедова «Хмелита». Усадьба находится в 60 км от Вязьмы. Дело было ранней весной. Снег уже подтаял, но на проталинах ещё не проснулась трава. День выдался холодный, ветреный и пасмурный, не выигрышный для съёмки.
Дорога от Москвы до «Хмелиты» заняла больше 4-х часов. После Вязьмы, на подъезде к усадьбе, микрофон в автобусе взял Дмитрий, хорошо знающий русскую культуру. Он специально подготовил рассказ о судьбе А.С. Грибоедова, который каждое лето до поступления в университет, проводил в усадьбе своего дяди "Хмелита". Как известно, судьба автора «Горя от ума» была трагической. Дмитрий рассказал несколько эпизодов из детства Грибоедова, сделал правильные акценты в рассказе. Было ясно, что всё, что недосказано и неизвестно, мы почувствуем сами, гуляя по старому парку, наблюдая пейзажи с сохранившимся старым храмом и восстановленным Дворцом.
Вышли из автобуса. Группа фотографов - женщин с тоской посмотрела на небо.
Всё серо. Ни капли синевы.
-Доставай! - Была дана команда лидером этой маленькой группы. И тут же из сумок появились, и стали расти в размерах надувные шары разных цветов. Из автобуса был извлечён красный зонтик на длинной бамбуковой ножке. И небольшая группа, расцвеченная привезёнными атрибутами, двинулась снимать «красивые» кадры в парке усадьбы «Хмелита».
В отчёте о поездке, выставленном в интернете, мы могли видеть счастливые лица женщин, прыгающих с красным зонтиком с забора. Другие женщины мастерски запечатлели их в полёте. Мелькали среди аллей надутые воздушные шары. Было много счастливых портретов.
Стоило ли ехать так далеко, чтобы прыгать с забора, используя зонтик вместо парашюта?
Не хочу никого обидеть. Эти женщины прекрасно снимают (лучше меня), некоторые поехали в «Хмелиту» не в первый раз. Они добрые и хорошие, уставшие за неделю от домашних хлопот. В их душах ещё не остыли воспоминания о собственном детстве…..
Но мысль уже родилась. И её следует записать: для них культура скучна! И это они передадут своим детям…..
И всё же, и всё же я отношусь к ним мягко их за их искренность и простоту.
А пишу я для тех, кто снимает сам или листает фотографии в интернете. Внимательнее считывайте всё, что является содержанием кадра. Или отсутствием оного.
27.4.16