Заметки о фотографии и фотографах

Вера Авдеева 2
Черновик  статьи  о  фотографии 
Всякое дело, которому человек посвящает своё в р е м я, характеризует самого человека. В последнее время приходится много фотографировать. И вот несколько мыслей о фотографии. Мне хочется ими поделиться со всеми, кто дружит с фотокамерой. Камера не только помогает другим людям увидеть городской и природный ландшафт, недоступный им самим, но даёт возможность фотографу "высказаться" по поводу отношения к месту или предмету съёмки. Серии фотографий проявляют Ваши взаимоотношения с миром, так же, как текст дневника рассказывает нам о личности писателя. Ваши работы могут нравиться или не нравиться другим людям, не об этом сейчас разговор. Если пересмотреть ( или вспомнить) темы, которые ярко отражены в творчестве отдельного фотографа, то можно узнать о нём самом очень многое. Кто-то любит фотографировать красиво поданную на стол еду, кто-то эротику, кто-то политику.... Всё это высказывания о себе. Есть и такие фотографы, у которых на странице ФБ только они сами в разных частях пространства и в разных обстоятельствах. То, что мы сами сильнее всего любим, то и снимаем. Иногда, обстоятельства жизни, не позволяют полностью раскрыть свои дарования, иногда время, деньги, усилия уходят на чепуху....Камера - это транслятор внутреннего  мира человека во внешнее  пространство.... Мне очень близка эта тема. Я  люблю  цветной  мир  природы.  Как  говорит  Г. Михеев, "что цвет имеет психологическое воздействие, а ч/б, как это ни странно звучит, имеет влияние прежде всего на интеллект." 
Здесь  вставка  для  себя.."Есть еще одна ловушка в восприятии цвета: метамерность. Если кто не знает, метамерность - психологическое ощущение одинаковости цветов, в то время как они имеют разный спектральный состав. Тупая объективность фотокамеры и пленки (или любого другого светочувствительного приемника) позволяет воспроизвести нечто подобное реальному цвету объекта.
Цвет – условность. Но, если говорить о культуре вообще, эта условность оказывается очень важной характеристикой реальности. Отказ от цвета  - естественная реакция на условности. Но почему мы все время скатывается на эти самые «условности»? Подозреваю, они нам нужны.." Г.Михеев

За  что  я  люблю  фотографию?   За  то,  что  с  нею  я  ощущаю себя  вечным  учеником,  старающимся  увидеть  в  окружающем  мире  то,  что  я  хотела  бы  увидеть  вновь,  просматривая  отснятые  кадры.  Для  меня  движение  с  фотокамерой - это   путешествие,  прежде  всего,  в дикую  природу. (Последнее  время -  это  Подмосковье  и  прилегающие  области).   
Когда  выдаётся  свободное  время, я  отправляюсь в  лес.  Мне  нравятся  маршруты  в  стороне  от  шоссейных  дорог.  Иногда  я  иду  по  тропам,  а  иногда   просто  придерживаюсь  определённого  направления  движения  ( по  азимуту  или  вдоль  реки).  Конечно,  прежде чем  отправиться  в  такое  путешествие,  я  просматриваю  карты  в  Гугле,  считаю  километраж,  чтобы   верно  рассчитать  время  и  силы.   Дополнительным  стимулом  для  такого  путешествия  всегда  служит  возможность  съёмки  на  маршруте.   За  год  можно  отснять  прекрасный  альбом  " Времена  года".  Просто  надо  идти  с  камерой  и  смотреть   по  сторонам.  Что  наиболее  ценно  в  таком  способе  съёмки?   Это   возможность  активно  провести  день   на  природе.  Большая  автономность - это  большая  свобода,  это  ответственность  за  свои  поступки.
   Хорошие  кадры  можно  отснять  и  в  лесопарке,  и  даже  во  дворе  собственного  дома.  Фотограф   просто  цепким  глазом  ловит  детали,  а  мы  "дописываем"   недостающее  пространство.  Но  если  речь  заходит  о   пейзажах,  где  в  кадр   влезает  дальний  горизонт  или    роща  на  берегу  реки, то   за  таким  кадром  приходится  отправляться  в  путь..

Недавний  случай.
С  группой  опытных  фотографов  я  отправилась  в  поездку   по  российской  глубинке для  съёмки  архитектурных  памятников.  На  нашем  пути  был  запланирован   заезд  (в  сторону  от  шоссе)  к  храму,  очень  знаменитому,  но   пока  не  отреставрированному.  Важность  этого  объекта  для  каждого  снимающего  архитектуру, была  ясна  ещё  до  поездки.  Без  личного  автомобиля  сюда  не  добраться,  да  и  расстояние  от  Москвы довольно  большое  (более  250 км).   Для  меня   заезд  к  Ферапонтову  монастырю  в  Боровенске -  это  выигрыш  в  лотерею.  Около  года  изображение  этого  храма  висело  на  моей  странице  в  интернете.  Год  назад  я  даже  сделала  попытку  отправиться   в Боровенск  самостоятельно.  Приехав  на  автовокзал  к  нужному  междугороднему  рейсу,  я  была  разочарована,  что  билет  на  автобус  без  паспорта  не   продаётся.  Паспорта  с  собой  не  оказалось. Пришлось  на  ходу  заменить  маршрут  поездки  на  другой,  доступный  без  паспорта.
Надо  объяснить,  что  я  снимаю  архитектурные  памятники  много  лет.  У  меня  не  плохой,  но  не  самый  дорогой,  фотоаппарат.  Я  снимала  и  Русский  Север,  и  памятники   средней  полосы  России,  и  античные  храмы.  Но  всё  это  я  делала  в  одиночку.  Многое,  что  отснято  на  плёнку,  нужно  было  бы  теперь переснять  заново.
Команда  опытных  фотографов,  с  которой  я  выехала  в  Боровенск,  восемь последних  лет  постоянно  выезжала группой  на  съёмку  монастырей  и  храмов  России.  Эти  фотографы   уже   притёрлись   друг  к  другу.  У них  в  команде  есть  свои  лидеры, свои  знатоки   архитектуры.  У  большинства  очень  дорогая  фотоаппаратура.
На  фотосъёмке  в  Боровенске  как – то  особенно  резко  выявилась  разница  в   наших  подходах  к  съёмке. 
Когда  автобус  остановился  в  100  метрах  от  храма,  я  сразу  отправилась  к  храму,  а  остальные  бросились с  большой  скоростью   прочь  от  него.  Солнце  уже  клонилось  к  горизонту,  времени  для  съёмки  было  мало.   Пока  я  любовно  снимала  детали  кирпичной  кладки,  окошки  апсид  и  другие  архитектурные  подробности,  вокруг  меня  не  было  ни  одного  мастера  фотографии.    Все  снимали  храм «в  полный  рост»  с  большого расстояния  (до  500 метров).  Конечно,  они  делали  всё  это  мастерски,  многие  снимали  со  штативов.  Их  алгоритм  действий  был  многократно  проверен ими на  опыте.
   Отсняв  храм  вблизи,  я  тоже  решила  сделать  несколько  общих  планов.  Но  более  всего  меня  удивило,  что  2/3  участников  съёмки  к  храму  на  расстояние  вытянутой  руки  так  и  не  подошли.  Кто-то  пошёл  от  храма  в  сторону  деревни,  кто-то  к  ручью,  протекающему  рядом,  чтобы  поснимать  весеннее  пробуждение  природы.
   Я  почувствовала себя  «белой  вороной»… И  стала  рассуждать  про  себя.  Ход  мыслей  был  такой: « Если  человек  что-то (кого-то) очень  любит, он  пытается  как  можно  ближе  подойти  к  объекту  любви, так  сказать,  заглянуть  ему  в  глаза».    Естественно,  что  выйдя  из  автобуса,  я  прямо  побежала  к  храму,  обошла  его  противосолонь*,  как  делают  при  крестном  ходе,  кирпичики  погладила.  Поснимала  в  одиночку  то,  что  хотела.
Возможно,  что  эти  «мелочи»  интересовали  меня  одну.  Как  правильно  действовать : От  частного  к  общему  (индукция)  или  от  общего  к  частному  (дедукция) -каждый  решает сам.
   Я  понимаю,  что  храм  -  объект  крупный,  а  большое,  как  известно,  видится  на  расстоянии.  Хорошо  видеть  храм  целиком,  оценить  искусство  мастеров,  которые  вписали  памятник  в  окружающую  местность  так,  что  она  преобразилась.  Ландшафт  приобрёл  новые  краски.  Колокольный  звон   слышен  на  многие  километры  вокруг…..
    Ещё  есть  над  чем  подумать….Не  надо  делать  окончательных  и  строгих  выводов.  Может  быть,  мне  нужно  поучиться  у  настоящих  мастеров?
27.4.16
*  Против  часовой  стрелки.

Содержание  кадра
Мне  не  хотелось  бы  кого-то  учить,  как  ему  жить,  что  ему  снимать.  Я  делюсь  с  вами  моими  наблюдениями,  а  выводы   делайте  сами.   С  группой  фотографов  я отправилась  на  экскурсию  в  усадьбу   А.С. Грибоедова  «Хмелита».  Усадьба  находится  в  60  км  от  Вязьмы.  Дело  было  ранней  весной. Снег  уже  подтаял,  но  на  проталинах  ещё  не  проснулась  трава.  День  выдался  холодный,  ветреный  и пасмурный,  не  выигрышный  для  съёмки.
   Дорога  от  Москвы  до  «Хмелиты»  заняла  больше  4-х  часов.  После  Вязьмы,  на  подъезде  к  усадьбе,  микрофон   в  автобусе  взял  Дмитрий,  хорошо  знающий  русскую  культуру.  Он  специально  подготовил  рассказ  о  судьбе  А.С.  Грибоедова,  который  каждое  лето  до  поступления  в  университет,  проводил   в  усадьбе  своего  дяди  "Хмелита".  Как  известно,  судьба  автора  «Горя  от  ума»  была  трагической.  Дмитрий  рассказал   несколько  эпизодов  из  детства  Грибоедова,  сделал  правильные  акценты  в  рассказе.  Было  ясно,  что  всё,  что  недосказано  и  неизвестно,  мы  почувствуем  сами,  гуляя  по  старому  парку,  наблюдая  пейзажи  с  сохранившимся  старым  храмом  и  восстановленным   Дворцом.
   Вышли  из  автобуса.  Группа  фотографов  - женщин  с  тоской  посмотрела  на  небо.
Всё  серо.  Ни  капли  синевы. 
-Доставай! -  Была  дана  команда  лидером  этой  маленькой  группы.  И  тут  же  из  сумок  появились,  и  стали  расти  в  размерах  надувные  шары  разных  цветов. Из  автобуса  был  извлечён  красный  зонтик  на  длинной  бамбуковой  ножке.  И  небольшая  группа,  расцвеченная  привезёнными  атрибутами,  двинулась  снимать  «красивые»  кадры в парке усадьбы  «Хмелита».
   В  отчёте  о  поездке,  выставленном  в  интернете,  мы  могли  видеть  счастливые  лица  женщин,  прыгающих  с красным  зонтиком  с  забора.  Другие  женщины  мастерски  запечатлели их  в  полёте.  Мелькали  среди  аллей  надутые  воздушные  шары.  Было  много  счастливых  портретов. 
Стоило  ли  ехать  так  далеко,  чтобы  прыгать  с  забора,  используя  зонтик  вместо  парашюта?
Не  хочу  никого  обидеть.  Эти  женщины  прекрасно  снимают (лучше  меня),  некоторые  поехали  в  «Хмелиту»  не  в  первый  раз.  Они  добрые  и  хорошие,  уставшие  за  неделю  от  домашних  хлопот. В  их  душах  ещё  не  остыли  воспоминания о  собственном  детстве…..
Но  мысль  уже  родилась.  И  её  следует  записать:  для  них  культура  скучна!  И  это  они  передадут  своим  детям…..
И  всё  же,  и  всё  же  я  отношусь  к  ним  мягко  их  за  их  искренность и простоту.
А  пишу  я  для  тех,  кто  снимает  сам  или  листает  фотографии  в  интернете.   Внимательнее  считывайте  всё,  что  является  содержанием  кадра.  Или  отсутствием  оного.
27.4.16