Монархия и литургия

Константин Матаков
                ***


Даже просто рассматривая картины и фотографии монархов Европы (включая Россию), понимаешь, в чем отличие монархии от современных "демократий": монархия - это таинство, а республика - скучный и безжизненный обряд. Монархия литургична: в ней есть соединение божественного и человеческого, высокое служение по образу Христа, жертвоприношение за свой народ. Т.е. в идеале - монархия есть образ евхаристической причастности. И не случайно, что монархии были в рамках тех христианских конфессий, где Евхаристия все же понималось как реальное причастие Христу: в православии, католичестве, англиканстве, лютеранстве. Вот уже в кальвинизме с монархией как-то не задалось - сказалась его повышенная "антилитургичность". Я уж не говорю о неопротестантизме: баптистах или пятидесятниках. Монархия означает ощущение сакральности и мистичности власти, теоцентризм. Республика означает разрушение этой сакральности, мистичности, литургичности, антропоцентризм, - когда приходят господа в пиджаках, избранные сагитированным народом партфункционеры, а не помазанники Божии, посвященные в таинство власти, сакраментальное служение Богу. Отсюда красота монархии, и эстетическая убогость республики: это все равно как православное причастие и баптистское хлебопреломление, - в первом случае пафос приобщения Богу, космическое торжество, а во втором лишь знаки и символы, на практике означающие отсутствие общения с Богом. За монархов хотелось отдать жизнь, а за избранных "демократических президентов" - не очень-то.. Они не символизируют божественное начало власти и страны. В монархии соединены в рамках общего служения Богу взаимное служение и жертва монарха и народа. В республике же народ говорит: мы тебя избрали (президент и т.п.), - служи нам! Ответное служение народа как-то не предполагается.. А идея, что монарх служит Богу и предстательствует перед Ним за вверенный ему народ - исчезла вовсе. В этом смысле монархия - это христианская власть, продолжение боговоплощения на земле, образ Царства Небесного. Республика - это человеческая власть, атеистичная по сути, отрицание боговоплощения и Царства Небесного: на небесах ведь республики нет. И это прочувствовал Толкин, когда во "Властелине колец" вывел образ Арагорна - мудрого государя, которого Гэндальф посвящает в короли Гондора. К тому же, это государь-целитель - что подчеркивает благодатность служения монарха, от которого в идеале требуется святость, отдать душу за свой народ. От избранных президентов святость не требуется - в лучшем случае - "несильно грешить". Литургичность монархии мы и сегодня чувствуем, глядя на конституционные монархии Европы - как слабый отголосок ушедшего, когда миром правили цари и короли, и были чудеса, святость, красота невообразимая, - которая есть красота Христова.. Монархия - это сверхъественное в естественном, это старое доброе богословие античности и средних веков; республика - это натурализм, физика Нового времени, когда все "экспериментально доказано", а законы природы не могут нарушаться. И потому - республика скучна, и скучна смертельно; а монархия поэтична и вдохновенна..