In costa veritas. Лилит

Томас Твин
               
                Что предание говорит?
                Прежде Евы была Лилит.
                В. Шефнер. «Лилит»



В конце концов поиск суженой увенчался успехом и га-адам (андрогин АдамЕва. См. «In costa veritas. Чудо-юдо или Чудо-чадо») получил жену-чужеземку по имени Лилит. Правда, в Библии ее имя почти не упоминают. Только пророк Исайя в еврейском варианте текста [Ис 34:14] пугает всех существом по имени lilith*. Из текста Септуагинты и переводов на другие языки имя lilith выпало. Тем не менее, персонаж этот оказался так популярен и живуч, что к нему стоит присмотреться.

Слухи о Лилит сохранились во многих преданиях (эпос «Гильгамеш»**, книги «Берешит»[Берешит.2:21], “Алфавит Бен Сиры”, «Зогар»[Зогар,3:76b-77a], «Свитки Мёртвого моря»).
Ее представляют обольстительной, своенравной и опасной женщиной. У нее длинные волосы, змеиная пластика, неуемная сексуальность, демоническая власть над мужчинами.
Она ассоциируется с ночью, темнотой – ночной призрак***, Богиня ночи, Черная Луна, Тёмная Мать, Черная женственность. Само ее имя переводят как «ночная»****. Лилит была бы неотразима, если бы не ее ноги – их часто называют ногами совы, имея в виду то ли чрезмерную волосатость, то ли какой-то дефект стопы.
Эта роковая женщина сама отмечена злым роком – рожденные ею дети не выживают.
Некоторые источники называют ее чужеродной женщиной***** и женой или подругой Адама******.
«Алфавит Бен Сиры» уточняет, что Лилит была первой женой Адама и подробно излагает историю их отношений – споры о «миссионерской» позе, бегство Лилит в Египет, погоню и т.п. 

------------------------------------------------------
             *«И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там
               будет отдыхать ;;;;;;; (lilith) и находить себе покой» (Ис.34:14)
               При переводе на древнегреческий язык учёные-раввины заменили слово lilith на onokentavros (получеловек-
               полуосел). В Славянскую Библию оно перешло уже без перевода: «тут почиют онокентаври, обретшее себе
               покоища», а авторы Синодального перевода предпочли выражение «ночное привидение».
          **Впервые Лилит упоминается в прологе вавилонской эпопеи “Гильгамеш”. Он повествует о богине Инанне,
              которая десять лет
              ухаживала за деревом хулуппу, но однажды обнаружила, что “у подножия дерева свил гнездо
              дракон, птица Зу выращивала своего детеныша в кроне дерева, а в стволе устроила себе дом демон
              Лилит”. На помощь Инанне пришел Гильгамеш, который убил бронзовым топором дракона и заставил
              птицу Зу улететь вместе со своим детенышем в горы, а “Лилит, сильно испугавшись, разодрала свой
              дом в клочья и убежала в пустошь”.
              Лилит изображена красивой девушкой с ногами ночной совы. Некоторые исследователи находят в эпопее
              упоминание о том, что Лилит была вампиром-проституткой.
       ***В еврейском тексте книги Исаии (Ис.34:14) упоминается ночное привидение (lilith) – некое животное,
             обитающее в ночи и наводящее на человека страх.
    ****В семитских языках, в частности в иврите, это слово — прилагательное женского рода «ночная» (например,
             ивр. ;;;;  ;;;;; — «дмама лейлит» — ночная тишь).
  *****«Чужеродная Женщина Лилит, и она сладость греха и злой язык. И с губ Чужеродной Женщины течет мед»
             (Бахара, Эмек ха-Мелех, 102d-103a)
******«Злая Лилит, увидев величие его разрушения, стала сильнее в своих скорлупах, и пришла к Адаму против
             его воли, и разожглась от него, и родила ему демонов и духов и лилин» (Бахара, Эмек Ха-Мелех, 23)
             В другом священном источнике — Аггаде — Лилит не жена, а подруга Адама, с которой он сблизился,
             когда после грехопадения на 130 лет расстался с Евой.
            «Итак, в глубине великой бездны существует горячий огненный женский дух, названный Лилит, который
             первоначально сожительствовал с человеком» (Зогар III:19a)
             Рабби Шимон продолжает в Зогаре: «Я обнаружил, что в одной древней книге утверждается, что эта
             женщина была никто иная, как Лилит, которая была с ним и понесла от него» (Зогар I:34b)
------------------------------------------------------

Неистовый темперамент Лилит, тяга к Египту, чужеродность, темные и черные тона наводят на мысль о черной расе.

===============================================
Лилит могла быть чернокожей женщиной - жрицей
===============================================

Африканка жила бок-о-бок с га-адамом в священной роще, доступ в которую рядовым членам племени был запрещен. По-видимому, она имела отношение к каким-то ритуалам, святыням или деятельности, требующей ее постоянного присутствия в саду. В частности, Лилит могла ухаживать за садом, охранять священные деревья или весь сад. Нетрудно представить испуг какого-нибудь дерзкого смельчака, когда из темноты внезапно возникала черная фурия. Ходили упорные слухи о большой змее, которая якобы помогала Лилит отгонять святотатцев. Лилит приручила ее и была с ней неразлучна, поэтому молва стала отождествлять Хранительницу с ехидной. Такой союз не должен удивлять, так как люди издревле использовали змей в качестве надежных сторожей*. Отразилось это и в мифологии, где бдительные змеи и драконы частенько стерегут врата, тайные знания или бесценные сокровища**.

     Черная Женщина произвела такое сильное впечатление на современников, что ее образ постепенно проник в верования самых разных народов и, несмотря на все трансформации, сохранил характерные черты своего прототипа.

               Шумеры превратили Лилит в женскую ипостась ночного духа, который охранял врата Подземного царства.
               Обычно Лилит изображали с Кольцами Шем - древними символами того, кто обрел бессмертие, пройдя
               через Подземный мир, чтобы получить священную мудрость Древа Познания.
               Ее жрицы обучали избранных сексуальной магии, чтобы через духовную трансформацию прийти к
               божественности, а через регенерацию физического тела - к бессмертию. На одном из изображений
               Лилит в Лодке Богов едет по Подземному миру, подобно древнеегипетскому богу магии
               Хека (Heka) и богине трансформации Хекат (Hekat).
               Считалось, что слезы Лилит воскрешают, а поцелуи убивают.
               Сходными чертами обладала и египетская Хекат. Ее культ был особенно распространен на Юге
               Египта, где Хекат почитали как богиню дождя и влаги. С древних времен она помогала воскрешению
               умерших и имела непосредственное отношение к магии плодородия и деторождения.
               Ее «однофамилица», древнегреческая богиня Геката тоже заведовала деторождением. Согласно Гесиоду
               [«Теогония»], она впускала детей в "этот" мир в процессе их рождения из мира "того": "Вверил
               ей (Гекате) Зевс попеченье о детях, которые узрят после богини Гекаты восход многовидящей Эос".
               Гекату не случайно сближали или отождествляли с Лилит: как и та, она стерегла врата Подземного
               мира; бродила как призрак безлунными ночами; владела Колесом Гекаты (ср. с Кольцами Шем).
               Священной птицей Гекаты была сова, священным животным – змея. Согласно Апулею, жрицы,
               поклонявшиеся Гекате, при соитии всегда занимали верхнее положение (главенствовать над Адамом
               желала и Лилит).

Различные предания дополняли друг друга и рисовали образ женщины-богини, охраняющей врата рождения и смерти, мудрости и бессмертия. Чтобы соответствовать этому обобщенному портрету, реальная Лилит должна была быть поистине незаурядной личностью, сочетающей в себе воинственность Брунгильды, знание магических ритуалов, навыки повитухи, врачебные познания, опыт обольщения и внушения. Больше всего такой женщине подошла бы роль шаманки, Хозяйки заповедного леса, ведавшей Путем к познанию. Непосвященным Хранительница открывала Путь через стандартный обряд инициации***, а претенденты на особый статус – шамана/колдуна/жреца/вождя – проходили более сложное испытание.

Можно только гадать, каким образом судьба такой женщины пересеклась с судьбою Адама. Должно быть, ореол сверхъестественности и почитания, окружавший андрогина (См. «In costa veritas. Часть 2. Чудо-юдо или Чудо-чадо»), пробудил ее любопытство и чувственность. Дальнейшее развитие событий покрыто тайной. Однако, соединив все имеющиеся слухи и факты, можно сконструировать один из вероятных сценариев.

Как Хранительница святынь, Лилит должна была бессменно находиться в Эдеме, рядом с чудо-существом, и в конце концов, вероятно, соблазнила его****. Теперь половое созревание де-факто следовало закрепить де-юре, то есть посвятить андрогина во взрослого члена племени.

------------------------------------------------------
             *Так поступали древние греки и римляне. В Южной Америке обыкновенные удавы заменяют в домах кошек.
               В Сиднее и сейчас владельцы магазинов охотно используют змей в качестве сторожей, которые
               прекрасно их охраняют.
          **По верованиям бурят, непомерной величины змея Жабдар (или Забдар) охраняет вход в царство Мертвых.
              Славяне верили в Черного Змея, охраняющего переход из Яви в Навь по Калинову Мосту.
              Еще в эпоху мезолита у многих народов существовал образ змея, охраняющего дерево. Этот змей жил
              у корней дерева в земле.
              Самый известный дракон, охранявший клад, в скандинавской мифологии - это дракон Фафнир.
              В древнеиндийской мифологии бог Индра убивает змею хаоса Вритру, освободив плодотворные воды,
              которые та охраняла.
              В древнегреческом мифе змей Ладон охраняет золотые яблоки в саду Гесперид.
              В Колхиде змей стережет дерево, на котором висит золотое руно.
              Дерево и обвившая его змея – эмблема ближневосточной богини плодородия Иштар Рененутет.
              Рененут — древнеегипетская богиня плодородия, хранительница собранного урожая, мать бога
              зерна Непери[1]. Часто изображалась в виде змеи или змееголовой женщины, вскармливающей своим
              молоком младенца-фараона, что символизировало новый урожай. Также изображалась в образе кобры,
              охраняющей груды зерна свежего обмолота.
              Египетский миф повествует о бессмертном змее, стерегущем чудесную книгу на дне моря.
              Геродот и Теофраст упоминают змеев, стерегущих драгоценности на чудесных островах.
              Плиний в своем труде о медицинских средствах пересказывает историю спасения юноши прирученным им
              драконом. Однако дракон Плиния мало похож на гигантское мифологическое чудовище. Скорее
              всего, он называл драконом определенный вид змей.
       ***В этом обряде иницианты как бы рождались заново, а соответствующие жрецы/жрицы выполняли роль
              своеобразных повитух.
     ****Секс с андрогином вызывал определенные трудности, что отразили легенды о ссорах любовников во время
              секса.
------------------------------------------------------


     Нетрудно заметить, что переосмысленная биография месопотамского андрогина вобрала в себя элементы важнейшего обряда - инициации (посвящения), широко распространенного у древних. Обряд сей, как известно, проходил в три этапа:

            1. Отделение иницианта от привычной среды и помещение в особое, сакральное место (обычно – в лесу).
            2. Обучение тайным знаниям и укрепление воли посредством тяжелых испытаний.
            3. Возвращение неофита в статусе полноправного члена племени.

          Те же этапы прослеживаются и в рассказе об Адаме. Роль священного места играет там Эдем, источником тайного знания является древо познания добра и зла, а в роли жреца выступает Господь Бог. Наставник ограничивает человека в еде (только растительная пища), испытывает его волю запретом на чудесные плоды, знакомит с повадками животных, подбирает личный тотем, наносит ритуальное увечье, наряжает в шкуру животного, имитирует смерть посвящаемого и его повторное «рождение» в новом качестве – короче, воспроизводит весь традиционный алгоритм инициации. Почти весь: торжественного возврата новообращенного в общину не происходит из-за того, что он не справляется с некоторыми испытаниями. Инициация отменяется, и опозорившегося претендента подвергают остракизму – изгнанию из племени.

Несостоявшееся посвящение всегда было событием, но в нашем случае его масштабы усугубляла личность неудачника. Не каждый день инициацию проходило столь фантастическое существо – двуполый человек.

======================================
Адама подвергли шаманской инициации
======================================

Вряд ли его подвергли обычной инициации – носителю сверхъестественных сил это ни к чему. Его и так окружали почтение и трепет. Такому скорее пристало быть божеством, на крайний случай - жрецом/колдуном/оракулом. Для легитимации своего высокого статуса га-адам должен был пройти особую инициацию, сходную с посвящением шаманов. Этот ритуал хотя и сохранял основные черты стандартного обряда, но во многом отличался от него.

Прежде всего, к шаманской инициации допускали далеко не каждого (и мало кто осмеливался ступить на этот путь), но уникальный двуполый человек явно был призван духами. Среди них будущему шаману следовало найти своего духа-помощника. Выбором личного тотемного имени (и, соответственно, духа-помощника) как раз и занимался га-адам, когда перед ним проводили вереницу животных и птиц или демонстрировали их изображения*. Увы, подобрать магического советчика не удалось (возможно, - из-за разногласий между Адамом и его неразлучной половиной).

------------------------------------------------------
         *Традиционное объяснение – дать всем имена – весьма натянуто. В самом деле, почему именно в этот важный
           момент (выбирая помощника) Богу вдруг захотелось узнать имена животных? И не всех, а только
           наземной фауны (о рыбах, например, забыли). Судя по всему, забыли и про насекомых, микроорганизмы
           и т.п. (в противном случае эта процедура длилась бы бесконечно). Всю флору тоже проигнорировали.
          Никаких имен не получили многочисленные объекты неорганического мира – моря, реки, горы, долины,
          леса и т.п.
          Имена «поименованных» особого значения не имели: Адам провозгласил их на каком-то древнем языке,
          а после потопа и строительства башни Бог смешал языки, то есть люди забыли древнее наречие,
          перестали понимать друг друга, образовались разные диалекты, в которых животные получили другие,
          новые имена. 
          Куда больше этот фрагмент напоминает обряд получения личного тотемного имени. Например, у коко яо при
          совершении ритуальной операции выбивания зуба перечислялись названия животных и растений, слово,
          произнесенное в тот момент, когда зуб выходит из гнезда, становилось тотемом данного человека
          [Thomson, 1933 Р. 496].
------------------------------------------------------


Практиковался и другой способ «приватизации» духа – через экстатические видения и сны. В этом случае иницианта погружали в глубокий сон или транс, длившийся по несколько суток. Во сне человека атаковали бесчисленные демоны, жаждавшие вселиться в его тело. Они мучили его душу и плоть, пока он не уступал одному из мучителей. Дух, которому подчинился человек, вытеснял его душу и занимал ее место, полностью преображая личность посвящаемого. Процесс трансформации был сложен и страшен. Неофиту казалось, что он умирает, тело его расчленяют, мясо отделяют от скелета и покрывают кости новой плотью, вставляют в скелет особую «шаманскую кость»*. Перерождение заканчивалось полным слиянием («священным браком») новообращенного со своим демоном-помощником.

Нечто подобное, по всей видимости, пережил и га-адам. После неудачи с животными его ожидало испытание трансом (так называемое «рассекание»). Заранее предвидя многочисленные осложнения из-за необычности «пациента», находчивые жрецы решили совместить ритуальное «рассекание» с реальным и под видом ритуала отделить одну половину андрогина от другой. В качестве анестетика использовали корень священного растения из эдемского сада – корень мандрагоры. Он вызывал глубочайший сон и такое онемение тела, что его можно было безбоязненно резать**. Соискатель высокого сана крепко спал и переживал сны о «рассечении», а в это время его реально оперировали.

Очнулся Адам уже не частью андрогина, а отдельным, самостоятельным организмом. Чуть позже к нему привели Еву, и они впервые как следует рассмотрели друг друга. Брат и сестра ощутили сильное взаимное влечение, которое всегда испытывают разделенные близнецы, тем паче – сиамские.

С этого момента у Лилит появилась соперница. Ревнивая жрица не подала виду, но втайне решила устранить конкурентку. Она предложила Еве ядовитые плоды мандрагоры, рассчитывая отравить ее (погибшую можно было обвинить в осквернении святыни и списать ее смерть на кару небес или на укус сторожевой змеи). Однако, Ева выжила***, испытав мощные галлюциногенные переживания. Новые ощущения показались так притягательны, что она вовлекла в это занятие брата. В состоянии наркотического возбуждения они совершили инцест и скрыли это от старейшин.

Теперь список их прегрешений разросся:

           • Поругание святыни (срывание плодов мандрагоры)
           • Несанкционированное вступление на Путь познания (погружение в наркотический транс)
           • Совокупление до окончания инициации
           • Инцест
           • Нарушение поста
           • Утаивание своих преступлений

Нарушителей быстро обнаружили и сурово наказали (подробную версию грехопадения см. в разделе «Грехопадение»)

     Так или примерно так развивались, по нашему мнению, события в Эдемском саду. За давностью лет и скудостью фактов невозможно в подробностях восстановить всю картину, но некоторые детали типа врожденной патологии, инициации и разделения близнецов, кажутся нам вполне правдоподобными.
;
------------------------------------------------------
       *Во время обрядов инициации австралийских шаманов, принятых в пустынях на западе континента, неофита
         убивает водяная змея Вонамби. В Квинсленде змей втыкает в тело неофита сук или обломок кости,
         который мужчины-знахари извлекут через несколько дней во время процедуры «реанимации» будущего
         шамана.
    **«Вызывает онемение. От мандрагоры получают слезу, а также выжатый сок, причем выжатый сок сильнее,
         чем слеза.
         Тому, у кого хотят отрезать какой-нибудь орган, дают выпить три обола [такого выжатого сока] в вине,
         и это вызывает спячку». Авиценна. Канон врачебной науки.
   ***Возможно, как-то повлияло то, что в организмах Адама и Евы были остатки наркотика, которым их
         «отключали» перед операцией.
------------------------------------------------------
            
Продолжение в http://proza.ru/2016/04/28/482.

(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).