Легенда о Египетской царевне

Изабо Буатетт
Сегодня многих гостей нашего города при въезде встречает необычное архитектурное сооружение – Египетские или Кузьминские ворота (по название деревни Кузьмино, располагавшейся неподалеку).
Ворота были построены по проекту шотландского архитектора Адама Менеласа в 1829-1830 годах в модном тогда египетском стиле, характерном для позднего ампира. Сами кордегардии ворот выстроены из камня и отделаны чугунными листами с рельефными изображениями стилизованных египетских иероглифов, божеств и священных животных. Всего кордегардии украшают 30 рельефных листов из чугуна. Рисунки мифологических сцен выполнил художник В. Додонов; над моделями из глины работал известный скульптор В. Демут-Малиновский.
В сравнении с подлинными египетскими изображениями, рельефы на воротах весьма условны, но это не мешает им передавать дух и знания древней цивилизации.
Согласно египетским представлениям о загробной жизни, у человека есть несколько душ, среди которых душа по имени Ба. Она символизировала глубинную сущность и жизненную энергию человека, то есть душа Ба состояла из совокупности чувств и эмоций человека. Ба приписывалась изменчивость, кроме того, считалось, что она тесно связана с другими частями души и тела, и напрямую связана с физическим состоянием человека. Ба при жизни тела путешествовала по миру сновидений, могла свободно перемещаться между миром мёртвых и живых. Ба также могла переселяться в другие тела по желанию своего хозяина. После смерти человека она находилась рядом с сердцем при его взвешивании, затем, по мнению египтян, впадала в летаргический сон. Душа Ба могла вернуться к своему хозяину только если узнает его, поэтому египтяне после смерти человека создавали мумию и специальные маски с портретным изображением усопшего или каменные скульптуры. Иначе Ба не сможет вернуться, и человек не обретет вечную жизнь в загробном мире – Дуате. И все его души будут скитаться по свету между мирами, и человек после смерти так и не найдет покоя. Если только по случайности или совпадению не найдет свое изображение, что может произойти в любой точке мира.
Так случилось с Египетскими воротами, точнее, с одним из изображений. Но прежде стоит рассказать историю от самых истоков, которые начинаются в Древнем Египте.
Много веков назад умерла одна из дочерей Фараона – царевна Неферта. Она умерла внезапно, так как её матери давно не было на свете, царевну воспитывали её старшие сестры и рабыни. Фараон был в военном походе, и его решили не беспокоить печальным известием.
Хоронили царевну спешно, не успев сделать скульптурного изображения и даже маски с посмертным изображением девушки. Одна из её душ, именуемая Ба, не могла обрести покоя и столетиями блуждала, вселяясь то в людей, то в животных. Долгое время душа царевны вселялась в черных кошек – животные притягивали её, так как именно этих животных царевна очень любила при жизни. Неферта как бестелесная сущность облетела весь мир в поисках упокоения, но не нашла его. В Древнем Египте верили, что и после смерти человеку необходима пища и питье – в храмы и гробницы приносили щедрые угощения. Чаще всего душа царевны находила пропитания в образе кошки.
Но вернемся в Царское Село. Когда на подъезде к резиденции стали возводить ворота с кордегардиями, недалеко от места строительства появилась небольшая черная кошечка, напоминающая ожившую фигурку богини Бастет.
Неведомая сила тянула черную кошку к месту строительства новых ворот. За многие века пребывания в телах разных людей и тем более животных, душа египетской царевны все больше утрачивала с земным воплощением.
И сейчас в теле кошки было больше от сознания кошки, и лишь иногда проскальзывали смутные образы прошлого. Частица души царевны Неферты отчаянно искала спасения – найти свой портрет или иное изображение. По мистическому наитию, душа египетской девушки, заточенная в кошачье обличье, стремилась к новым воротам с башнями-кордегардиями в египетском стиле.
Строители, работавшие над возведением ворот, приметили маленькую черную кошку, гуляющую между строительных лесов и каменных блоков. Возможно, среди строителей и были суеверные люди, но в основном – простые крестьяне с окрестных деревень, прежде всего, Кузьминки. Но кошечку не обижали, иногда подкармливали. Один из рабочих не пожалел молока. Все бы шло свои чередом, но и рабочие, и жители деревни заметили, что стоит появиться кошке, так тут же происходила беда. То пожар, то корова проваливалась в канаву. Рабочие уже не так ласково обращались с кошкой. Посчитав ее вестницей несчастий и даже дьявольским отродьем, ее гнали. Но кошка возвращалась снова. Однажды с деревенского двора привели огромного лохматого пса, но кошка так разъярилась  и впилась когтями в морду собаки, что та убежала, скуля и поджав хвост. Спустя несколько дней рабочий, приводивший собаку, сорвался с лесов и разбился насмерть. Ходили слухи, что черная кошка – это неуспокоенная душа местной ведьмы или цыганки. Рабочие об этом рассказали священнику. Тот, не блистая хорошим образованием, посчитал, что эти беды даны свыше. Причина тому – возведение ворот по проекту иностранца-католика с изображением языческих демонов и поганых египетских идолов. Но нельзя прекратить строительство по императорскому указу, основываясь на суеверии и необразованности крестьян.
Возведение ворот продолжалось, кошка там находилась неотлучно, но пряталась от людей, выходя только ночью. Однажды она открыто появилась на стройке и громко замяукала, будто пыталась что-то сказать. Рабочие стали прогонять кошку, и не заметили, как оборвался трос, и на одного из мужчин упала каменная плита. Как ни покажется это странным, но душа царевны, все более становясь кошачьей, хотела предупредить о надвигающейся беде, но неграмотные люди истолковывали все иначе. Кошка убежала в ближайший лес, а рабочие пригласили священника освятить «проклятое место».
Строительство ворот подходило к концу. На каменные стены установили чугунные плиты с изображением древнеегипетских божеств. Заняли свои места высокие гермы с ликами юных прекрасных дев. Ночью, при свете растущей луны, черная кошка подбежала к скульптурам. Душа, много веков томящаяся без упокоения, узнала свой земной облик – царевны Неферты, забытой дочери Фараона!
На следующее утро молодой рабочий, почти отрок, нашел на каменных плитах под ногами одной из герм, мертвую черную кошку. Юноше стало жаль животное. Незаметно для других, он похоронил кошку под ступнями одной из герм. На голову юноши что-то капнуло – ему показалось, что тяжелая капля скатилась из глаза статуи. Возможно, это была только роса.
Сегодня мы, торопясь на работу или учебу, мало обращаем внимание на Египетские ворота – подлинный шедевр архитектуры первой трети XIX века. Но если прогуляться у ворот летним вечером, когда их освещает закатное солнце, то можно ощутить некую мистическую атмосферу. Жаль, что из-за мощного потока транспорта не подойти к воротам совсем близко, как это можно было сделать еще 20-25 лет назад. Египетские рельефы тогда бы смогли поведать гораздо больше загадочных историй.

Весна, 2016 г.