Чернобыльская туча

Николай Суковатый
Работал я 1986 году директором восьмилетней школы ,в селе Старая-Буда (Буда-Кошелевский район ,Гомельская область).От колхоза имени Чапаева предоставили семье моей квартиру,возле школы,в двухэтажном доме,на первом этаже.С окон квартиры видна была школа и кочегарка,главная забота директора, т.к. добросовестных кочегаров найти было сложно,а к кочегарке подключено было и здание правления колхоза.
 В соседнем селе,примерно в пяти километрах от Старой-Буды,в деревне Чеботовичи,проживала моя мама,пенсионерка,бывшая учительница русского языка и литературы Мария Яковлевна.Вот и приехал я погостить к маме на выходные,с ночевкой.А на следующий день,26 апреля,надо было уезжать к месту работы.
 Апрельский день выдался солнечным и теплым и я решил прогуляться в ближайший лесок,полюбоваться природой.Ближе к обеду сел я на свой велосипед и покатил в Старую-Буду.Дорога проходила через небольшой лесок,а затем через открытое всем ветрам поле.Природа радовалась весне и первому теплу.
 И вдруг у меня в душе поселилась тревога.Не понимая,что могло произойти ,я огляделся.Далеко в небе,на востоке,по ходу моего движения, появилась грозовая туча.Но вид её показался мне не обычным .Туча была свинцово-чёрная,таких я раньше никогда не видел.
 Опасаясь,что в открытом поле меня застанет гроза,я поднажал на педали велосипеда...
Только я зашёл в свою квартиру,как хлынул сильный ливень...
 Утром,в 7 часов,я уже был на планерке у председателя колхоза Чернякова.
 -Плохо дело,-начал он -Чернобыль взорвался! Нужно спасаться от радиации!
 -Будем закрывать колодцы,а ты,директор,-обратился он ко мне-собирай школьников и объясни обстановку.Молока пока пусть не употребляют и ждут разъяснений,какие продукты можно кушать.
 Когда я зашел к себе в рабочий кабинет,из райцентра,Буда-Кошелево ,позвонил мой тесть ,Леонид Николаевич,он тогда работал начальником районной милиции (жена моя Оля и дочь Валентина в это время находились у него дома):
-Микола!Купи в аптеке ёд и по три капли на стакан выпивай!
 Видимо это было вызвано тем,что период полураспада радиоактивного ёда-131 около 8-ми суток,но он быстро усваивается и накапливается в организме.
 А затем были рекомендации от различных служб по уменьшению воздействия радиации на организм.
 В селе Заболотье,недалеко от Буда_Кошелево,оказалась самая радиоактивно загрязненная территория и  что бы поддержать здоровье его жителей ,стали выплачивать небольшие деньги, на оздоровление.
 После аварии на Чернобыльской АЭС моя семья прожила в Буда-_Кошелевском районе пять лет.Я поменял место работы,проживая в Буда-Кошелево,ездил на дизеле на работу в Гомель,в СПТУ 67,это около 40 километров.
Дочь Валентина стала часто болеть и врачи рекомендовали нам выехать в более чистую зону.Так мы и переехали в город Полесск Калининградской области,в августе 1991 года.
Но каждое лето,пока была жива моя мама,(отец умер за год до аварии на ЧАЭС),я ездил в отпуск в свою родную деревню.Помню решил насобирать черники,её было много в нашем лесу.
Насобирал трёхлитровую банку,но выходя из леса,заметил столб с надписью:"Радиоактивно!Сбор грибов и ягод запрещен!".Проверка ягод в СЭС показала,что уровень радиоактивности ягод превышает нормы более,чем в восемь раз...
Пройдут годы,многое забудется,но только иногда вдруг вспоминается та поселившаяся в душе тревога и черная грозовая Чернобыльская туча.