Крайний в очереди

Алексей Большаковъ
     Великие мыслители не раз сравнивали человечество с поездом, и здесь важны все мелочи: куда мчится поезд, с какой скоростью, что забрасывают в топку, как располагаются вагоны, кто и как в них сидит, чем занимается, какие отношения между пассажирами в одном вагоне, какие отношения между пассажирами соседних вагонов и так далее.
     Ну а я, став свидетелем некоторой сцены в очереди, подумал: а почему бы не сравнить человечество с этой самой очередью? Конечно, очереди бывают разные: в разных странах, городах, причём со своими особенностями менталитета, за разным товаром и так далее. По одной только очереди сказать, здорово общество или больно, - очень сложно. И я не ставлю себе цели делать какие-либо выводы. Просто предлагаю посмотреть небольшую сцену из жизни, а потом, может быть, задуматься над очередями вообще.

***

     Стоит себе небольшой киоск, там можно купить огурцы и томаты местного производства. К слову, цены в нём намного лучше, чем везде. Я не раз там покупал томаты, жаловаться на них не смею, но в очереди большие ни разу не попадал, хотя несколько раз видел их. Мне как-то везло в этом деле: я либо приходил и покупал сразу всё, что нужно, без очереди, либо было закрыто – и я ничего не покупал. В общем, сразу перейду к делу. Рядом с похожим киоском (а их, забыл сказать, целая сеть по городу), который на улице П., недалеко от остановки Р., произошла следующая история.
     Волгоград, 2016 год, конец апреля, тёплый солнечный день с лёгким ветерком. Итак.
     Женщина лет тридцати подходит к небольшому киоску, но, завидев, что в очереди стоят человек десять, а то и больше, сделала вид, что проходила мимо, при этом бурно что-то обсуждая со своей подругой по телефону. А очередь действительно нешуточная, некоторых своих размером напугала, а некоторых, наоборот, - привлекла: ведь если собралась толпа, значит, либо хороший товар, либо дешёвый.
     - Кто крайний? – обратился к толпе парень лет двадцати трёх в белой тонкой кофте.
     - Я, - ответила пожилая женщина в серой кофточке.
     - Тогда я за вами, - улыбнулся он и, прикинув, что в очереди придётся простоять минут пятнадцать-двадцать, полез в свой рюкзак за книгой. «Читать стоя – не самое приятное занятие, но это лучше, чем стоять без дела» - подумал, было, он.
     Не прошло и одной минуты, как открылась боковая (и единственная) дверь киоска – это продавщица сделала небольшую паузу ради объявления, но сначала она просто спросила:
     - Кто крайний?
     Несколько человек обернулось, ища этого крайнего, но крайний сам ответил:
     - Я крайний. – Не успел он подумать, в чём тут подвох, как продавщица объявила:
     - Пусть за вами очередь не занимают, у меня перерыв на обед!
«Фух, вот это вовремя я подошёл», подумал молодой человек, «хорошо, что не пошёл сначала за гранатовым соком», и принялся со спокойной душой дальше читать свою книгу.
     Начали подходить люди, спрашивать «кто крайний?», на что получали ответ «просили не занимать» не только от крайнего, но и от других действующих лиц из очереди.
     - А если я стану перед вами, - предложила одна бабуля с сумками в руках, - то я буду перед вами, тогда можно будет?
     - А кто же вам позволит стать перед кем-то? – за всех ответила ей женщина в красной кофте.
     На том и разошлись, вернее, на том и ушла бабуля, совсем без помидор.
     - Молодой человек, я в аптеку схожу, - обратилась женщина в серой кофте к крайнему в очереди, а потом добавила, но уже обращаясь к женщине, которая стояла перед ней, - здесь, через дорогу, рядышком. Я за вами, хорошо?
     - Да, конечно, хорошо, хорошо.
     И она поспешила в аптеку, потому как перед ней ещё было человек девять-десять. «Точно успею», подумала она и не прогадала, потому что когда вернулась, ей ещё пришлось ждать минут десять своей очереди.
     - Кто крайний? – спросил мужчина лет тридцати пяти, смугловатый лицом. На что получил необходимый ответ. Но он был не из тех, кто сдаётся, поэтому остался в надежде на то, что ему-то хоть удастся сделать покупку перед обедним перерывом. – Кстати, - продолжил он некоторое время спустя, - когда у них обед начинается?
     - С тринадцати часов, - ответил молодой человек и указал на табличку в уголку витрины.
     Но мужчина поверил не сразу, потому что подошёл, чтобы рассмотреть, при этом говоря как бы самому себе «В тринадцать тридцать! А нет, точно, в тринадцать ноль-ноль».
     Постепенно очередь продвигалась, редела. Вернулась из аптеки официально предпоследняя женщина. Спустя несколько минут осталось каких-нибудь пять человек. Подошла ещё одна пожилая женщина, немного полноватая, с короткой стрижкой, в очках. Она тоже решила не уходить, впрочем, как ещё несколько женщин, подошедших до неё. Но она действительно не сдалась, потому что когда продавщица вновь, немного повышенным голосом, объявила о том, что «после молодого человека я иду на обед, никого больше обслуживать я не буду», те женщины ушли восвояси со словами «какая злая!», а она осталась.
     «Как бы выкрутиться», возможно, крутилось у неё в голове. А пока не придумала, пыталась завязать какой-то разговор с женщинами из очереди:
     - Вот так постоянно.
     - Это точно, - поддакнул ей смугловатый мужчина, - как в старые добрые времена, да?
     - Да, такова жизнь, - протянула женщина, видимо, что-то вспомнив из своей молодости.
     Развеять перестроечное настроение попытался молодой человек. Что точно он сказал, как ввязался в беседу – мне уже не помнится. Но речь шла о ценах. Он сказал, что даже десять рублей сэкономить – это уже хорошо, а потом добавил:
     - С женой на еду много денег не тратим.
     Но вышло как-то не оптимистично, потому что каждый по-своему всё представляет и примиряет к своим условиям жизни. Но, тем не менее, женщина с короткими седоватыми волосами откликнулась на его слова и задумчиво произнесла:
     - Все мы так начинали, - слова прозвучали даже как-то назидательно, чего она от себя не ожидала, но за несколько этих мгновений вспомнила яркие картины своего прошлого, которое, по её мнению, было не самым лёгким.
     - Азербайджанские помидоры, - обратился в какой-то момент смугловатый мужчина к парню в белой кофте, - более вкусные, чем здешние, но и дороже. Они такие, более красные, вот там, например, продавались, - и он показал рукой, где.
     Молодой человек не сразу понял, что к чему, поэтому переспросил:
     - Здесь азербайджанские разве продаются? Вроде бы местные.
     - Да, местные, азербайджанские – они другие, сочные.
     Через минуту к парню обратилась пожилая не сдающаяся женщина:
     - Молодой человек, а можете мне купить килограмм огурцов?
     - Да, без проблем, - с улыбкой тот ответил.
     - Я вам дам семьдесят пять рублей, а если будет чуть больше, то я вам потом добавлю, хорошо?
     - Конечно, не переживайте.
     Тем временем очередь продвигалась. С продавцом разговаривала женщина в красном.
     - Мне, пожалуйста, столько-то килограмм помидор.
     - Столько, наверное, не будет, - ответила продавщица и показала все оставшиеся помидоры, - это последние.
     - Ну, давайте тогда все.
     Хоть парень и не вслушивался в разговор, но обратил внимание на последние фразы, и когда он понял, что помидор больше не останется, он обратился с просьбой к женщине в красном:
     - А можете оставить хотя бы один помидор? Я за ним только и пришёл.
     - Хорошо, - ответила женщина и сказала продавщице, - оставьте два помидора, как просит молодой человек.
     - Нет, правда, мне только один нужен, оставьте всего лишь один, этого будет достаточно.
     - Ну, хорошо, раз он так настаивает, оставьте только один помидор.
     «Как же повезло!», подумал парень и засиял от радости, «иначе обидно было бы простоять в очереди почти полчаса». Перед ним осталась ещё одна женщина, она купила несколько килограмм огурцов и спокойно пошла домой. Вот наступила очередь последнего человека. В этот момент продавщица заметила мужчину, который околачивался рядом, и обратилась к нему:
     - После парня в белой кофте я обслуживать никого не буду! Я же предупреждала, что иду на обед!
     - Но я давно здесь стою, - начал оправдываться мужчина, надеясь на доброе сердце продавщицы. – Я здесь давно, - и он посмотрел на часы, давая понять, что до обеденного перерыва остаётся ещё несколько минут.
     В это время возле крайнего в очереди суетилась женщина с короткой стрижкой. Он подошёл к окошку и попросил один килограмм огурцов, а потом один – тот самый – помидор.
     - Сто двадцать два рубля и пятьдесят копеек, - подсчитала продавщица.
     - А сколько рублей вышло за огурцы?
     - Восемьдесят два рубля.
     - Спасибо, сейчас.. Вот сто рублей, вот двадцать рублей и пятьдесят копеек. – На секунду он остановился, и сразу же понял, что его так беспокоило. – А, вот ещё два рубля. Спасибо!
     Он забрал пакет, в котором были огурцы, а сверху один-единственный помидор, и отошёл в сторонку.
     - Спасибо огромное! – затараторила женщина, - я сейчас дам вам деньги. Ай, нет у меня мелочи, сейчас пойду и поменяю в ближайшем киоске (а их рядом ещё много было).
     - Постойте, у меня, найдётся сдача.
     Женщина дала ему сто рублей, а он ей – девяносто. Но вышло так, что теперь он остался ей должен два рубля. Он начал было искать в кармане монеты, попросил её подождать несколько секунд, на что она ему ответила:
     - Оставь себе. Ещё раз спасибо!
     - На здоровье!
     И он ушёл в хорошем настроении покупать гранатовый сок.