Воспоминание о деревне. поэма. гл. 9

Югаровский
9
Страна от горя повзрослела
И с фотографии детей
Глазами мудрыми глядела
В круговорот грядущих дней.

Я был рожден в сорок девятом.
И напряжения страны
Моею памятью не сняты
На фотопленке той поры.

В пятидесятых босоногим
C ватагой бегал по лесам,
Я думаю, что нынче многим
То время видится по снам.

Страна же расправляла плечи,
И не стояла за ценой,
А строила дворцы и печи –
Всё, что разрушено войной.

Не сказки это о вчерашнем,
Не звук пустой – энтузиазм,
С ним шли в забой, к станку, на пашню,
То был подъем, а не маразм.

Высокий слог – то стиль газеты,
Пусть журналисты пишут им,
Мои же времени приметы
За этот стиль пока простим.

Хотя не вижу здесь бравады -
Так думал в молодости я,
И это – поколенья взгляды
И суть былого бытия.

Теперь же многие «прозрели»,
И хают в прошлом все подряд,
А просто в жизни не сумели
Понять изнанку и наряд.

Тогда - учение бесплатно,
Любой визит к врачу «за так»,
«Аэрофлотом» не накладно –
Летишь почти что за «пятак».

Работай, где душе угодно,
За труд – награды и почет,
Лишь быть бездельником – не модно,
Закон за это призовет.

Сейчас расхожая забава –
Твердить, что не было свобод,
Рабами были все, без права…
Мораль была! И был Народ!

Сознанье – вот она Свобода,
Уверенность – свои права,
Мы не искали в жизни брода,
Трудились, верили в слова!

Дойдя до середины жизни,
Я многого успел достичь,
Но разрушали веру слизни:
Капитализм не смог постичь.

Права теперь лишь стоят денег,
Кто их имеет, тот и прав.
Пустые души злоба кренит,
Мораль упала, низок нрав.

Друзья, что были мне опорой,
Вдруг стали к звёздам уходить,
Их смерть была настолько скорой –
В нее, не веря – нужно жить.

Потери – тема грустных песен,
Я их отпел уже давно,
Когда задумчив или весел,
Тревожа память, как кино.
………………………………………
Но тут я вспомнил, как однажды
Приснился мне тот вещий сон,
Где правды блеск за словом каждым,
И с чистотой церковный звон.

Я шел во сне всю ночь по гати,
Не вывела она меня,
Задула ночь луну некстати,
А сыч кричал, судьбу кляня.

Качались над болотом тени,
Я слышал – кто-то шел водой,
Вдруг зашуршали страшно змеи,
Ползли они порез-травой.

В болоте оживали страхи,
Сжималась трепетно душа -
Бежала из тепла рубахи
И опускалась не спеша.

Из темноты старик явился,
В росе седая борода,
И про себя я помолился:
«Спасенье мне или беда?»

Но я узнал – ведь он Никола,
Мой югаровский, милый дед,
Из плоти он, а не икона,
Над лесом вспыхивал рассвет.

«Да, это я – твой дед Никола,
Знаток и мастер разных дел,
А плуг и пашня – жизни школа,
Я в ней немало попотел.

Весной впрягал я свою лошадь
И сеял рожь, за плугом шел,
Как август, знаю, звезды крошит,
Я их с зерном в амбары мел.

Звенел косой по луговине,
Ведь сено – детям молоко,
Хлеб обмолота ждал в овине,
А с ним – все беды далеко.

Но что случилось со страною?
Мне непонятно, милый внук,
Где заблудились под луною,
Что под собой срубили сук?

Луга засорены кустами,
В полях хозяйкою – полынь,
И над родимыми местами
Потрава буйствует и стынь.

Среди лягушек, на болоте
Ты не найдешь свой путь домой,
Так и Россия не в почете -
В трясину ухнула ногой.

А разве этого хотели,
Когда подняли мы страну?
Через дожди, жару, метели
Мы шли и верили в весну.

Крушили церкви, колокольни,
И Божий множили мы гнев,
Но песни пели о привольной,
Любовью Родину согрев.

А в чем страны теперь идея?
Бежать с деньгами за кордон?
Или, о прошлом не жалея,
Пустить скорее все на слом?
..........................

Тяжело тебе, внук, в болоте?
Ты по гати вперед иди,
Стаи птиц увидишь в полете –
Это озеро впереди.

В камышах привязана лодка,
Я на ней рыбачил всю жизнь,
И пока она еще ходка –
Курса правильного держись».

Ветер свежий туман развеял,
Словно не было вовсе сна,
Но отыщет ли твердый берег,
С курса сбившаяся страна?