Сфинксы в снегу

Людмила Куликова-Хынку
Преамбула с пояснениями

 Герои рассказа - сфинксы.Обе скульптуры – портретные изображения могущественного правителя Египта Аменхотепа III, правившего Верхним и Нижним Египтом. Изваяниям около 3,5 тыс лет. Они стояли у входа величественного храма в Фивах.Скульптуры были закуплены российским императором по просьбе историка Андрея Муравьева, отправившегося путешествовать в в 1830 году по святым местам. В Александрии  Муравьёв и увидел привезённых для продажи сфинксов. Изваяния, созданные скульпторами в древности, произвели на него столь сильное впечатление, что он написал ходатайство к российскому правителю о покупке.Приобрели сфинксов в 1832году. Свое место в Петербурге на Университетской набережной перед Академией Художеств они заняли в 1834 году.

*

В тот вечер сфинксы были в шапках. Не в вязаных, конечно. Они же памятники. Целый день шел снег и окутал их царские короны пушистыми  снежными шапками. Снег, белый как порошок Ариэль, присыпал  питерские дворики, крыши, набережные, купол Исаакия и другие памятники. Даже Медный всадник был припорошен. В заиндевелых чертах Петра появилось что-то от холодного железного рыцаря.
Я приходил к ним почти каждый вечер. Мы беседовали. Говорили о разном.Часто о погоде. Но не затрагивали тему дождей в Испании, поскольку она избита.
Однажды ко мне подошел вежливый полицейский, чтобы проверить документы. Не знаю, почему. Может быть, в рамках  превентивных мер борьбы против терроризма и экстремизма, а может быть, потому что я жгучий брюнет.
Сегодня я был в шапке. Вязаной. Волос цвета воронова крыла  видно не было. Полицейских тоже.

С чего-то надо было начать разговор.

-Как погодка? – спросил я.

-Да уж не Египет- ответил Амен.

Хотеп промолчал. Он больше молчал.Но ремарки, которые вставлял, были весомыми. Условно я определил его как правителя Верхнего Египта. Соответственно, Нижним правил Амен.

-О Египте мечтаете?

-Вспоминаю о былой славе и власти, - ответил Амен  тихим, но твердым голосом
Тема показалась мне слишком ностальгически- философской, и я попытался ее перевести в другое русло:

-Откуда так хорошо знаете русский?

-Так ведь государственный язык. Мы живем здесь с 1834 ...- вмешался Хотеп.
 Я заметил, что он был более эмоциональным, чем его товарищ.

Однако, тема, видимо, задела Амена за живое, и он продолжал:
-Сила Духа питает Власть. В 5-м году своего правления я одержал блестящую победу над презренным Кушем. Как посмел этот шакал, хвастун Икени, - лай поднять против льва, который одним когтем  раздерет и его, и его жалких рабов, с которым сам вавилонский царь заключил союз, а кипрский царь в вассалах был и каждый год медь посылал.
 
-Но ведь было, что не прислал раз...

-Так ведь чума была тогда.

-А волнения в Нубии?
 
-Страшнее чумы степные изгои и рабы-смутьяны. Все должны быть покорны могущественной и сильной Власти. Власть – это порядок, это созидание.

Я вспомнил о грандиозном строительстве в его царствование и спросил:

- Вы о храме в Карнаке?

- Да что Карнак? А Луксор, а Фивы, а моя загородная резиденция? Недаром назван Домом Ликования! Это - мощь, это память на века.

-Память о былом величии, на которое теперь глазеют толпы туристов...

-Им не постигнуть духа. Они всего лишь хотят комфорта, упакованного по сходной цене в трех, четырех или пятизвездочный гостиничный номер.

- Но ведь они восхищаются пирамидами, фресками...

-И с удовольствием, чтобы пощекотать нервы, катаются на верблюдах...- иронично усмехнулся Хотеп.

-Любить экзотику и постигнуть дух эпохи - разные вещи!- сказал Амен.

-А как же свобода творческого выражения, свобода искусства? - спросил я, слегка робея от величия древнего Колосса.

- И здесь был порядок! Каноны, каноны были. Был четкий ритм. Шагающий человек изображался в профиль, а глаз в фас, но никак иначе! – Опять вмешался Хотеп. От волнения он даже приподнял мощную лапу и для пущей убедительности громко стукнул ей по гранитному постаменту.

- Ведь свобода не в хаосе, а свобода в порядке, - рассудительно продолжал Амен. - Возьми графит и алмаз. Они оба из углерода, но суть в расположении молекул. У графита они бегают, как солнечный зайчик по стене, не имеют упорядоченного ритма.Графит легко сломать, он оставляет крохотные частички, если провести им по бумаге. Не то алмаз! Проведи им по бумаге и увидишь след от разреза. Его молекулы слиты вместе, в структуре – четкий порядок, тогда как в структуре графита – хаос.

-Но порядок связан с организованными военными структурами . Они предназначены для военных действий. Война – это разрушение и смерть.

- Ничто так не разрушает, как анархия и беспорядок. Представь, где-то в горах скалолаза лавиной накрыло или людей от пожара спасать надо. Кого вызовут? Хиппи или режиссера театра Абсурда? Позовут военных или МЧС. Они – люди системы и порядка, повинуются приказу и долгу.

Я промолчал. Трудно было не согласиться с железной логикой гранитного Исполина.
 Межу тем, совсем стемнело.Заснеженные шапки сфинксов таинственно поблескивали в свете фонаря. Я попрощался и поспешил домой.

 Утром, проезжая по набережной на маршрутном такси, я вдруг заметил, что один сфинкс исчез. Я попросил водителя остановиться, подошел к дворникам, энергично разгребающим снег у здания Академии Художеств и спросил, куда делся сфинкс.

- Увезли на реставрацию. Говорят, кто-то ночью одному сфинксу лапу отбил.


Иллюстрация автора