Голуби

Татьяна Паюсова
               
   Петька был настоящим голубятником. У него были такие красавцы, что все ребята, кто держал голубей, завидовали ему и готовы были меняться на неравных условиях: за пару давали две. Петька  не уступал. Коля Марусин предлагал в придачу складной ножичек – отец ему из города привёз, но Петька стойко держался, хотя было соблазнительно – ножичек Петьке нравился. А Коля ещё предложил два ведра корму для голубей – зерна. Отец у Коли механизатор, и зерна осенью всегда получал много, да ещё прошлогоднего было полно, а Петькины голуби жили на скромном пайке: механизаторов в доме не было, поэтому зерна не получали из совхоза. Мать выписывала для кур и уток отходы в совхозе – всякие зёрнышки попадались, но в основном дроблёнка и  остатки соломы. 
 
 Были голуби и у Мишки. Ребята частенько забирались на крышу сарая, где была клетка с голубями, и наблюдали такую картину: Мишка играл на баяне какую-нибудь мелодию, а голуби, собравшись в стайку, ходили друг за дружкой кружком и ворковали. Если мелодия была медленной, тихой, то птицы вытапывали не спеша, если же Мишка играл весёлую быструю мелодию, ох, что тогда поделывали голуби!  Они быстро вышагивали по кругу, порой наскакивая друг на друга. Вытягивали вперёд клювы, поглядывая в сторону музыканта. Если Мишка переставал играть, птицы прямо замирали, не двигались какое-то время. Концерт окончен! Мишка давал им угощение – зёрнышки  и, птицы, воркуя, стремились подойти ближе к своему кормильцу. Были  они не броской окраски, поэтому продать или обменять их Мишке не представлялось возможным. Конечно, всем голуби нравились, но никто не сумел бы использовать их умение в корыстных целях: никто из ребят не умел играть на инструментах. И хотя Мишкины питомцы слетались всегда в клетку, когда Мишка начинал играть, но были они всё равно какие-то диковатые. Недаром, всех их Мишка выловил под куполом заброшенной церкви. Мишка очень любил своих подопечных, и когда в клетку забрался соседский кот и нарушил пятерых, а всех остальных потрепал изрядно, Мишка подкараулил убийцу и нахлопал его голиком (веником без листьев) и по голове, и по спине. Хотел даже убить, но не смог: был Мишка по своей натуре добряком и даже за такое не мог пойти на смертоубийство. Прибежал домой, забился в угол на полатях (крепкие доски, образующие полку для хранения корзин с луком зимой, каких-либо мешков или служащие спальным местом, закреплённые под потолком) и заплакал. Мать уговаривала его, тоже жалела голубок. Она тоже иногда забиралась на крышу сарая, садилась и наблюдала за танцующими голубями, в конце хлопала в ладоши и приговаривала: «Смотри, Мишка, даже птахи к науке разумеют! Научил же ты их как-то танцам!  А сам вот не учишься! Ах, ты горюшко моё! Чё мне-ка с тобой делать? Не будёшь жё ты век про голубей на баяне играть!»  Она поддавала Мишке лёгкий подзатыльник, тяжко вздыхала, слезала с крыши, приговаривая: «Да потчуй уж артистов-то, потчуй!» Мишка быстро бежал в чулан (закуток, отгороженный досками в сенях для различной клади) – там лежало в ларе (большой деревянный ящик, околоченный тонким железом, для хранения зерна или муки), зерно, набирал в трёхлитровый бидончик и нёс своим артистам. Когда Мария рассказывала бабам, с которыми работала, о Мишкиных питомцах, они не верили, что так можно научить голубей. Но соседка, Юлия, подтверждала: «Изо правды, бабы! Видела, как Мишка сидит на крыше и играт на баяне, а Мария, ноги свешав с сарая, хлопат в ладоши. А голуби кругами ходят то быстро, то тихонькё!»
 
 Смотреть на голубей приходили все Мишкины одноклассники. Завидовали Мишке по-хорошему. Просили продать, но подумав, отказывались – они-то для голубей играть на баяне не смогут. Но были у Мишки и настоящие завистники.
 
 Весть о случившемся мгновенно облетела всех ребят в школе. Почти все сочувствовали. В одну из перемен прибежал Коля Марусин, он предложил Мишке пару самых лучших своих сизарей для развода. Предложил бесплатно, как он сказал: «По дружбе! Ты и этих выучишь! Ты же сможешь!» Друзьями они не были, хотя жили недалеко друг от друга,  Мишка на четыре года был старше Коли. А вот с Петькой Мишка были одноклассники. Но Петька не предложил Мишке голубей, а, кажется, даже был рад тому, что он теперь главный голубятник. Хоть и не танцуют его голуби, зато красавцы. Васька предложил Мишке своих: у него всего только три пары, он –  начинающий голубятник. Ваське предстояло уехать из дому месяца на три-четыре – необходимо было решать вопрос с глазами, зрение начало ухудшаться год назад, когда Васька переболел сильно простудой. Теперь вот пришло приглашение из областной больницы на обследование и, возможно, на операцию. Васька очень боялся, боялись и мать с отцом – глаза ведь!  Но ехать надо! Хоть и сулился Ваське  отец кормить голубей, но не был Васька в том уверен: а вдруг запьёт отец и забудет про голубей …   Лучше пусть живут у Мишки! Вот только бы принял их Мишка! Мишка выучит их танцевать и никогда про них не забудет. А Васька готов был их насовсем отдать Мишке. Мальчишки переговорили, и Мишка принял Васькиных голубей. Васька был доволен и спокоен за своих питомцев. А Мишка тоже рад. Снова затеплилась жизнь в клетке! Снова появилась у Мишки забота…
   
   Только Петьке не понравилась эта затея… Позавидовал он Мишке. В сердцах сказал:
-И этих кот сожрёт, посмотришь!
-Так это ты кота в клетку запустил? Ну и сволочь же ты, Петька!
   Мальчишки сцепились. Силы были не равные: Петька на две головы выше Мишки, коренастый, крепкий, Мишка же худой, маленький, хотя ловкий. Сумел увернуться от удара, который чуть было не нанёс ему Петька. Драку заметила почтальонка тётя Зоя, она растащила мальчишек в разные стороны, приговаривая: «Скажу матерям, получите вицей по одному месту! Ишь, придумали!» Тётя Зоя отпустила Петькину руку, а Мишку повела к матери, собираясь занести письмо и газетку. Мишка молчал, не отвечая на ворчание тёти Зои.  Они зашли в избу.
-Это чё ето такое, Мишка? Чё ты наделал?
-Да с Петькёй Анниным дралися.
-Дак-ать едакой верзила изничтожит тибя, куды ты с им связывашша? Не одинова тибе говаривала. Сиди уж!
   
   Мария рассказала Зое всю историю.
-Дак, девка, правильно, что не сдаётся! Увижу Анну – скажу! Распустила парня! Негодник такой растёт!
 
   Прошло время. Мальчишки выросли. Петька уехал к старшему брату  на север. И  Мишка уехал в город. Васька долго жил в деревне, но когда подросли дети, тоже уехал с семьёй в город. И Коля Марусин тоже живёт в городе.
   Голубей ребята выпустили, только Петька своих продал парню из соседней деревни.
   А Васькиных голубей Мишка тоже выучил танцевать и вернул их Ваське, когда тот приехал из больницы, сказав:
-Они и под пластинки умеют танцевать.
   Мишка вытащил проигрыватель, поставил пластинку с песнями Валерия Ободзинского. Только понеслось из проигрывателя: «Эти глаза напротив…», голуби как-то по-особому заходили, закружились, заворковали. У Васьки навернулись на глаза слёзы….:
-Ну, ты, Мишка, даёшь!
   
   А Мишка, и правда, сразу учил голубей не под баян (Васька же не играет на баяне), а под пластинки танцевать. Получилось!