Погоня за рысью

Лана Норд
Погоня за рысью

Из цикла - "Таежные рассказы Евгения Зонова"

Прошло немало лет с тех пор, когда я работал в экспедиции. Но моя память, а вместе с ней и душа возвращается и возвращается к тому времени, где душа пела от ярко выраженной свободы и красоты тайги. Только в тайге на ту пору я был по-настоящему счастлив. Жил в мире и согласии с собой и природой.
Помню, как-то летом мы с Андрюхой Баровым передвигались по тайге. Наш маршрут проходил на северо-запад к небольшой таёжной реке со странным названием Жмурка. С нами была Андрюхина сибирская лайка по кличке - Ая. Отличная охотничья собака и первый помощник в тайге. По сколько в тайге может быть что угодно, мы всегда выходили в тайгу, полностью оснащены. За плечами всегда был рюкзак со всем необходимым. Первым делом это были спички, чай, консервы, сухари, соль. На поясе нож и топорик, а за плечами карабины. Без оружия в тайге нельзя, по правилам техники безопасности, хотя честно признаться, я часто ходил и без карабина. А кого было бояться? Для меня тайга, что дом родной. Тем более летом зверье не нападает, так как пропитание в тайге хватает, а охота в это время года запрещена.
Да и грибников и ягодников, в тех местах не бывает из-за большого удаления от жилья
Как правило, в тайгу нас забрасывали вертолётами и самый ближайший населённый пункт от нашей базы находился километров 100 200, а то и более.
Бывало, идешь по маршруту и даже не подозреваешь, что в метрах пяти от тебя мишка бродит. Сколько раз такое  было рядом с медведем иду, он по своим делам, а я по своим. Или бывают случаи хоть и не часто, но то на сохатого нарвешься, то на изюбра. Вот ведь что интересно, пока лбами не столкнемся, и не подозреваем друг о друге. Хотя, про этого красавца изюбра есть отдельная история. И ему хочется посвятить особое внимание, преклоняясь перед его горделивой осанкой мощью.
Так вот продолжу. Ушли мы от табора километров за пятнадцать, и подошли к лесу, где два года назад похозяйничал злыдень тайги - пожар. Пока мы с Андрюхой осматривали это место и обменивались репликами, наша помощница Ая была занята своим делом. Как у нас говорят, копытила, то есть обследовала ближайшею территорию. Да, пожар в тайге много дел натворит, пока огонь  затихнет.
И до чего же жаль, эти высоченные величавые, деревья, которые превращаются в обгоревшие головешки и золу. И надо сказать, что зрелище после пожара становится ужасающее. Порой кажется, что попал на другую планету, где царила война.
Достав карту, и определившись с нашим местом нахождения, мы решили обойти сгоревший участок тайги стороной, как вдруг услышали заливистый лай собаки.
-кого  это она там нашла?- Прислушиваясь к звукам, спросил я.
- Не знаю. Может мышь нашла. – Как-то легкомысленно ответил Андрюха.
-Ая ну, чего ты там нашла? – Крикнул я в сторону шума. Не знаю почему, но лаечка эта очень ко мне привязалась. И каждый раз, когда я возвращался из тайги, неслась со всех лап. И  слушалась она меня безупречно, чем вызывала возмущение своего хозяина. Наверно, потому, что я к ней относился никак к собаке, а как к члену нашей экспедиции. Для меня на первом месте были собаки и товарищи по экспедиции, а потом уже сам я. Лайка это чувствовала и понимала, в результате чего была всегда рядом со мной. – Ая, оставь свою добычу идем дальше. – Но лайка и не думала идти дальше. Она скулила и подвывала, и эти звуки разносились  вокруг. Было трудно понять, откуда доносился её лай, Из-за особенности рельефа и громадных баррикад из упавших деревьев после пожара

Через короткий промежуток времени мы поняли, что лай приближается к нам
Я сказал Андрюхе:
- Айка кого-то гонит. -  И снял карабин. А спустя несколько секунд увидели необычайную картину. На открытом месте в метрах пятидесяти впереди нас промчались два животных.
Оказывается, Айка неспроста ворчала и подвывала. Собака нашла зверя и устроила ему погоню. А зверем оказался, ни кто иной, как молодая рысь. Айка все-таки выгнала рысь из своего лежбища и погнала ее, через выжженную площадь тайги. Да, это было зрелище не из слабых. Надо было видеть, с какой скоростью и грацией они бежали. Казалось, что они не бежали, а летели, не касаясь земли. Впереди рыжим пятном рысь, а за ней светло-желтым пятном наша красавица Ая. Вся эта погоня длилась мгновенье, но с каким неописуемым восторгом мы смотрели на эту парочку, прямо дух захватывает.
Какое-то время мы, молча, постояли, переваривая в голове увиденное, а потом, восхищаясь лайкой и увиденным, пошли вперед. Ведь работу за нас никто не сделает. Лес сменился, и идти стало легче, и мы решили сделать привал. А спустя полчаса нас догнала Ая. Я сидел, привалившись спиной к дереву. Собака подошла ко мне, и я погладил ее по голове, приговаривая.
- Ая, ты у нас умница и красавица. Не отчаивайся, что не пришлось догнать ее. Они кошки хитрые существа. Да и по деревьям лихо скачут и прячутся. – Ая смотрела мне в глаза и внимательно слушала, видимо осознавала, что я ей говорю. А потом опустила голову и тяжело вздохнула. А рысь действительно, добежала до больших деревьев и со своей кошачьей ловкостью прыгнула на одно из них. Вероятно, Айка еще бежала за ней, пока та не скрылась в ветвях деревьев, довольная своей скоростью, силой и ловкостью, посмеивалась над своим очаровательным охотником.
Март 2015 года.