С нами малые дети Хатыни

Ида Рапайкова
Город, традиционно украшенный полосатыми ленточками и красными гвоздиками – день Победы. Небольшой скверик, где я присела, чтобы подышать весной.  На скамеечке чуть наискосок замечаю девочку, которая непроизвольно заставляет присмотреться повнимательнее.  Вначале обращает на себя внимание странная прихоть: на ножки обуты две совершенно неподходящих по модели туфельки: одна красная с кожаным бантиком и перепонкой, наподобие сандалии, вторая -  что-то спортивное – кроссовка в цветочек. Может быть ребенок так торопился, что не заметил разнобой. Или его кто-то вообще выгнал на улицу, чтобы не крутился под руками в выходной. Вместо какого детского платьица и костюмчика: непомерно большой серый свитер, рукава которого закатаны в несколько отворотов, из раструбов видны только кончики пальцев – возможно оттого, что ей холодно – солнце только ещё поднимается над крышами пятиэтажек, окаймляющих сквер. Теперь только в голову приходит, что обувь и свитер – не самое примечательное. На макушке красуется настоящая буденновка с красной лупатой звездой. Пожелай сегодня я найти такую вещь – это было бы не так просто.

От моего взгляда ребёнок нисколько не тушуется. И я постепенно теряю к происходящему интерес: может быть это вообще беспризорник какой, сколько теперь болтается на улицах ничьих детей. И пока внимание отвлечено другими мыслями, не замечаю, что у девочки уже появился собеседник, подаривший для налаживания контакта то ли живую, то ли хорошо подделанную под живую красную гвоздичку.  Рядом пристроился старик, который видно подбивает неразговорчивую соседку на диалог. Мне сухопарый напоминает персонаж  в черной шляпе и плаще из мультика о третьей планете от солнца. Я бы поостереглась знакомиться с такими кадрами на улице. Но нынешнее поколение  смотрит совершенно другие мультики: с японскими уродцами, отчего не может чувствовать потенциальную для меня опасность.

Даже е прислушиваясь, узнаю, что девочку так вырядил отчим. Тот ещё гусь, надо понимать. Кроме того, в лучших традициях современной саентологии с её, вдруг, прорезавшимися, как молочные зубы летательными аппаратами UFO, слышно, про какие-то  детские игры в НЛО. Внутренний голос опять начинает брюзжать про рано попавших под влияние Герберта Уэллса землян. Поправляю – землянок. Не соглашается – земляничек. Сходимся на том, что земляничек лучше.  Но это не меняет всей мелодии разговора.

Много позже мне припомнится эта странная речь в сквере. Когда уже в другой истории окажется, что тат самый описываемый девочкой НЛО сбил болид над Челябинском, чтобы предотвратить ядерную катастрофу: что ж мы своей Родине не поможем? Ноя забежала вперед: никто на майской улице ещё не предполагает, что за Урал стоит за сегодняшним днем Победы.

Пока я думаю о более прозаических вещах, неодобрительно поглядывая на старика, причем открыто, чтобы он заметил мои недвусмысленно настораживающие взгляды. Много лет назад, когда я сама была такой же маленькой девочкой, взрослые предупреждали нас никогда не поднимать на улице конфетки, казалось бы, случайно уроненные кем-то из прохожих. Потому что в ту минуту, когда ты отвлекаешься от происходящего рядом с тобой – всецело сконцентрированный в наклоне и карамельке – незаметно к тебе может подойти нехороший человек и ввести в шею укол снотворного. И потом тебя не найдут ни мама, ни папа. Ни даже отчим, будь ему до тебя дело – додумываю я уже сегодняшними мыслями.  Что за дикие видения и страхи бытовали в населении самого гуманного из общественных строев – мне не стало яснее с годами. Только : дыма без огня не бывает.  Так говорили нам наши родители в начале 70-х.

С любой космической орбиты теперь каждый может быть засвечен как на ладони. Ему могут индивидуально, как на приемник, ввести информацию недоступную более никому. Но в 70-х индустрия переброски информации была на уровне черно-белого ТВ и радио: как просачивались сведения за похищения детей?

Черный тор сегодняшнего UFO, перекочевавший от девочки ко мне в сознание, вместе с Гербертом Уэллсом, должен бы быть награжден звездой героя, раз уж защитил планету от очередной катастрофы. Героя Советского Союза – поскольку  сегодня день победы именно Советского Союза. Где-то на карте мира, в районе островов туманного  Альбиона прикреплена маленькая золотая звездочка – Старшая награда погибшей страны.   Если бы не вводная за предательство.

Видеть, как ты плывешь. Слушать, как ты поёшь. А маленькая девочка рисует с ещё живым отцом картину:

- Можно я добавлю здесь зеленого? 

- Да. Здесь можно.