In costa veritas. Чудо-юдо или Чудо-чадо

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




     В предыдущем разделе мы стремились показать, что традиционное понимание сюжета не отвечает на поставленные вопросы, напротив - в дополнение к ним порождает все новые и новые*.
Более перспективна ранее упомянутая «андрогинная» гипотеза. Согласно этой гипотезе, сначала на свет появился андрогин – сросшиеся разнополые двойняшки. Впоследствии их разъединили, удалив связующую кость или хрящ («ребро»).

==============================
Адам и Ева были андрогином
==============================
Идея эта не нова: к такому на первый взгляд фантастическому выводу на протяжении веков приходили многие исследователи Ветхого Завета.
К примеру, авторы апокрифа «Книга Юбилеев»** еще 2 тыс. лет назад обращали внимание на разницу между 1-ой и 2-ой главами Бытия в описании человекотворения.
По их мнению, дело обстояло так: в шестой день Бог сотворил «двойного» человека («мужа и жену»), седьмой день был выходным, а спустя неделю (на 13-й день) Бог взял у Адама ребро и… смастерил ему жену*** (которую вроде бы уже создал неделю назад!?).
Налицо антиномия, которую легко устраняет «андрогинная» версия. Фактически Книга Юбилеев ее и излагает – апокриф поясняет, что сначала (в первую седмицу) Бог создал единое существо, состоявшее из мужчины и женщины, а через неделю «поставил ее пред ним» лицом к лицу (то есть отделил женщину от мужчины)****.

--------------------------------------------------------
       *Напомним некоторые из них:
         •Почему Бог сразу не создал (и не планировал создавать) пару Адаму?
         •Почему Бог искал Адаму «соответственного» помощника среди животных?
         •Почему «животные полевые и птицы небесные» получили имена, а рыбы, растения, насекомые, микробы и
              неживая природа – нет?
         •Зачем Бог снабдил Адама органом размножения, если у Адама не было подруги?
         •Почему Ева не была создана из земли, как Адам и все животные?
         •Почему исходной субстанцией для Евы Бог избрал ребро Адама?
         •Почему Бог не изъял ребро без операции?
         •Зачем Библия сохранила описание этой второстепенной операции?
         •Почему Бог не представил Еву Адаму?
         •Как Адам догадался, что Ева создана из его кости?
         •Почему Адам считал, что ее плоть отделена от его плоти?
         •Почему Адам говорил, что Ева отделена от него?
         •Почему Адам с первого взгляда понял, что «прилепится» к Еве?
         •Почему его пророческий дар проявился до того, как он вкусил с древа познания?
         •Почему он сначала проявил прозорливость, а затем ее утратил?
     **«Книга Юбилеев, или Малое Бытие» — ветхозаветный апокриф I века до н.э.
     ***«И в шестой день Он создал всех зверей земных, и всякий скот, и все, что движется на земле. И после всего
            этого Он сотворил человека, одного, мужа и жену сотворил их, и поставил его владыкою над всем,
            что на земле и что в морях… И эти четыре рода творений Он сотворил в шестой день» (Книга Юбилеев,
            или Малое Бытие)
           «И в шесть дней второй субботы (седмицы) мы по повелению Господа привели к Адаму всех зверей, и
            всякий скот, и всех птиц… и Адам дал им всем имена… И в продолжение этих пяти дней Адам видел все
            это, самца и самку в каждом роде, что есть на земле, между тем как только он был одинок, и он не
            мог найти себе никого подобного, кто был бы ему помощником. И Господь сказал мне: “Нехорошо быть
            человеку одному: создадим ему помощника, подобного ему”.  И Господь Бог наш навел на него усыпление,
            чтобы он заснул. И
            Он взял для жены одно из ребер его, как вещество для жены, и создал плоть вместо него; и Он создал
             жену и пробудил Адама от сна» (Книга Юбилеев, или Малое Бытие)
   ****«И в первую седмицу был создан Адам и его жена, и во вторую седмицу Он (Бог) поставил ее пред ним»
            (Книга Юбилеев, или Малое Бытие)
---------------------------------------------------------


     В раннехристианский период появилась книга Зогар – сочинение рабби Шимона Бар Йохаи, которая выражала ту же идею более определенно: «мужское и женское были вместе, и женское было присоединено к его (Адама) боку… И святейший…отделил ее от него»*.
     Рабби Шимону вторил гностический апокриф примерно того же времени - «Откровение Адама»: «Когда сотворил меня бог из земли и Еву, твою мать, я ходил с нею в славе…. Тогда разделил нас бог… мы стали двумя Эонами, и покинула нас слава…»**
     Наконец, в 3 веке н.э. авторитетная книга комментариев (мидраш) "Берешит Рабба" недвусмысленно заявила о двуполости первочеловека: «Он сотворил андрогина… распилил на две половины…»***. Того же мнения придерживался и ряд более поздних мидрашей****.

---------------------------------------------------------
        *«мужское и женское были вместе, и женское было присоединено к его боку, пока Бог не послал ему глубокий
           сон и он не уснул. И возлег он на месте Храма. И святейший, да будет он благословен, отделил ее от
           него и украсил ее, как украшают невесту и привел ее к нему…» (Зогар, 1:34)
      **«Когда сотворил меня бог из земли и Еву, твою мать, я ходил с нею в славе, которую она видела
           исходящей из Эона, из которого мы возникли. …Тогда разделил нас бог, Архонт Эонов, с Силами в гневе.
           Тогда мы стали двумя Эонами, и покинула нас слава…"
    ***«Он сотворил андрогина, так как сказано: "По образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их
           и дал им имя Адам." (Быт. 5:1-2) … Он создал его двуликим, распилил на две половины, одну сторону
           повернул - сюда, другую - туда." (Бог. р. 8:1).
  ****Мидраш VII века Ваййикра Рабба (14), таннаиский мидраш Абот ди р. Натан (1:8), Вавилонский Талмуд
           (Беракот.61a; Эрубин.18a) в VI веке, а также Tanhuma Buber (3:33) и Tanhuma Tazri’a (1) IV века
---------------------------------------------------------

    
Вышеупомянутые комментаторы, вопреки устоявшейся точке зрения, представляли га-адама (первочеловека)* двуполым существом. Каковы же истоки этого странного представления?

Должно быть, корни андрогинных гипотез уходят вглубь мифологического мышления древних народов, которые очень часто воображали своего пращура двуполым**.
Образ двуполого Имира воплощал в себе изначальные единство и двоичность мира. Нельзя было стать полноценным мужчиной или женщиной, не пережив вначале состояние андрогина. Поэтому первобытный обряд инициации зачастую имитировал андрогинность или перемену пола посвящаемого. У австралийских племен и поныне ребенок не считается обладателем каких-либо гендерных свойств: он – только фантом, его мужские качества находятся в латентном состоянии до тех пор, пока не завершится его инициация….

Другим распространенным символом двоичности были близнецы. Так называемые близнечные мифы населяли чудесные существа-близнецы (в том числе – разнополые), которые часто становились родоначальниками племени или культурными героями***.

--------------------------------------------------------
        *"га-адам" - это имя существительное с артиклем и означает: "человек как таковой". Позже - в Быт. 4,25 -
            артикль отпадет и понятие станет личным именем «Адам».
      **Фон Ромер, первым из ученых обративший на это внимание, считал «андрогинную» идею характерной
           для всех религиозно-мифологических систем мира.
          Этнограф И.Винтуис, исследовавший двойственность пола у австралийцев, доказал на обильном материале,
          что первого человека – Куруну – австралийцы считали андрогином.
          Двуполым был Яма у индусов, Иима – у зороастрийцев. У скандинавов первый великан зовется Имиром,
          что этимологически означает двойное (т.е. двуполое) существо или близнецов. Персидские Машйа и
          Машйане после рождения срослись телами и стали одним существом.
   ***«Миф о близнецах - брате и сестре, вступающих в кровосмесительный брак (чаще всего в результате уговоров
          сестры), известен в почти одинаковой форме во многих древних культурах (египетский миф об Осирисе и
          Исиде, древнеиндийский миф о Яме и его сестре-близнеце Ями) ….
          У догонов герои близнечного мифа Лис и Номмо выступают одновременно и как близнецы, и как андрогины.
          Такие же представления связаны с двумя демиургами Маву и Лиза в мифологии фон в Дагомее,
          выступающими как андрогин…
          Другие боги в мифологии фон представляются в виде пар близнецов, а божественная сила - радуга -
          описывается и как андрогинное божество, и как близнечная пара.
          В близнечных мифах бамбара двуполое божество Фаро рождает двух близнецов. Египетские боги
          Гор и Сет иногда изображались в виде одной фигуры с двумя лицами…
          От неба как мужского начала происходят его дети-близнецы, «сыновья неба» - Диоскуры».
                БЛИЗНЕЧНЫЕ МИФЫ (Вяч. Вс. Иванов) Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 1. - С.174-176.
---------------------------------------------------------

Представления эти складывались постепенно. Поначалу многие народы считали рождение близнецов неестественным и уродливым, а самих близнецов и их родителей - опасными и страшными. Дабы они никому не навредили, их отделяли от племени (такой обычай существовал у йоруба, тонга, басабеи и многих других народов Африки).
Позднее в диковинном раздвоении плода почуяли влияние богов. Решили, что мать близнецов соприкоснулась со сверхъестественным и передала детям его силу. Поскольку сила эта и опасна, и благодетельна, близнецов стали обожествлять и чтить.
Затем их культ вобрал в себя символику плодородия и в частности - священные мировые деревья (отголоски этой традиции, возможно, звучат и в библейской истории о Древе жизни и Древе познания).
Так первобытное сознание перерабатывало в миф реальные «аномалии» в рождении детей. Так осмысляло непривычное, невероятное рождение и некое племя семитов, уже подготовленных к нему древними мифами.

Представим себе ужас, смятение, священный трепет, охватившие свидетелей рождения такого чудо-чада. Древних людей пугали даже обычные близнецы, поэтому рождение двуполой сросшейся пары наверняка вызвало настоящую бурю эмоций.

           Даже сегодня рождение такого человека кажется невероятным. Дело в том, что два жизнеспособных
           организма выходят на свет сросшимися тогда, когда одна оплодотворенная яйцеклетка не полностью
           разделяется на две. Обе почти разделившиеся яйцеклетки получают одинаковый набор хромосом,
           поэтому новорожденные (однояйцовые) близнецы полностью идентичны друг другу, в том числе – и по
           половым признакам. Все известные на сегодняшний день сиамские близнецы являются однополыми.
           Однако, науке известны случаи, когда нормальный набор половых хромосом (XY) одного из однояйцовых
           близнецов- мальчиков по необъяснимым причинам теряет хромосому Y и с неполным комплексом X0
           развивается в девочку (синдром Нунан).
           Зафиксированы и другие случаи патологических изменений пола (синдром Шерешевского-Тернера, синдром
           Клайнфельтера).
           Случаются подобные мутации чрезвычайно редко (например, частота синдрома Нунан составляет
           1:16000 рождений), но бесповоротно отвергать возможность мутаций пола никак нельзя.
           Нельзя сбрасывать со счетов и генетические мутации, вызываемые естественной радиацией.

Немного успокоившись, соплеменники решили все же считать невиданное чудище разновидностью близнецов и по обычаю поместили их в особое, сакральное место – заповедную рощу, где росли священные деревья племени и регулярно совершалось посвящение подростков.
Там андрогин и жил среди обычных близнецов с группой служителей, охранявших рощу и оберегавших ее реликвии. Несмотря на уход и почитание, его контакты с соплеменниками были сильно ограничены, а жизнь напоминала почетное заточение.

Чтобы хоть как-то смягчить изоляцию, га-адаму позволяли играть с животными, обитавшими в саду. Он кормил домашний скот, приручал птиц, давал им клички…

Когда «человек» подрос, верховный жрец попытался найти пару мужской половине андрогина. В качестве сексуальных партнерш должны были выступать самки домашних животных (овцы, козы). Такой "кастинг" соответствовал практике пастухов и древнему обычаю, который близнецов уподоблял животным*. В нашем случае это сходство, возможно, усугублял красный цвет кожи и/или рыжие волосы андрогина (не случайно имя «Адам» часто ассоциируют со словом «красный»).

Возможно также, что краснокожему Адаму подбирали женщину «соответственной» расы или просто среди чужих, диких, кого и за людей-то не считали (с годами в памяти потомков эти попытки трансформировались в поиск «соответственного помощника» среди животных)

По прошествии времени многие детали стерлись и реальных чудо–близнецов (андрогина) отождествили с мифологическими прародителями, созданными божественной силой. Иначе и быть не могло – ведь они тоже жили в особом, священном месте и там росло мировое дерево. В полном соответствии с мифологической матрицей они вступили в кровосмесительный брак и дали начало всем народам….

---------------------------------------------------------
        *«У нивхов (на Сахалине и в Приамурье) мать близнецов хоронили в медвежьей клетке, а о самих близнецах
           говорили как о «зверях». У африканских йоруба обезьяна - брат близнецов, у дан близнецы связываются
           с чёрной змеей, у глиди-эве близнецы «принадлежат к дому буйвола». В мифе кизиба две первые женщины
           родили близнечные пары: одна мальчика и девочку, другая - бычка и тёлку.
          В Древней Индии Ашвинов представляли в виде двух птиц или птиц-коней.
          Нуэр связывают близнецов с птицами и часто дают им птичьи имена».          
---------------------------------------------------------




Продолжение в http://proza.ru/2016/04/27/460.


(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).