Стресс и способы развития личности

Виктория Любая
Фестиваль Верлибра: Москва, 16-17 апреля, 2016 год
 
ДОКЛАД
===========
(расшифровка, сокращенный вариант)


Уменьшение уровня психо-социального стресса, путём увеличения психолого-педагогических способов развития ценностных основ личности

 
Проблема психического здоровья населения в последние годы стала осознаваться мировым сообществом как одна из ключевых в развитии человечества. Задача его улучшения – включена в ВОЗ в четверку приоритетных в реализации международной стратегии «Задача улучшения здоровья для всех». Правительство РФ предлагает сосредоточить усилия по охране здоровья на мерах, направленных на коррекцию риска, связанного с образом жизни, при этом в качестве первой меры такого рода указывается «уменьшение уровня психо-социального стресса». Но, судя по имеющимся данным статистики (соц. Центр Левады), меры такого рода не являются действенным «культурным заслоном», в частности, взрослого населения РФ.
 
В отличие от мирового сообщества, которое к началу XXI века осуществило переход всех сфер социальной жизни к информационным технологиям, а общественного сознания к принятию ценности личности, в нашей стране всё ещё не решен ряд экономических и социальных насущных проблем. Поэтому, ни революционный переход к информационным технологиям, ни прочие «блага цивилизации» в итоге, как оказалось, таким «щитом» для личности не являются. Напротив, живя в современном «благоустроенном мире», человек вынужден ещё быстрее отзываться на «вызовы жизни», осваивать всё новые и новые виды деятельности и т.п. И всё это – за счёт времени, необходимого для полноценного выявления, развития и роста его индивидуальных способностей и потребностей. Иными словами, «личность как субъект социальных отношений и информационных воздействий» – по прежнему является в России центральной проблемой, вместо её системообразующей функции как элемента современного общества (как, например, в тех же странах Евросоюза). Это делает данную проблему – проблемой особой социальной значимости.

Так, не секрет, что психическое здоровье населения в нынешнем веке стало важнейшим ресурсом развития любой страны. Однако при этом, вся повседневная жизнь человека в современном социуме (не считая его возраста, статуса и иных «кризисных» жизненных ситуаций), наполнена стрессовыми ситуациями. От некоторых человек научился «убегать» или «прятаться» на время, но коварность стресса такова, что имеет свойство накапливаться. Когда такая «порция» годами накопленного «задвинутого на задворки психики» стресса внезапно наваливается на человека – от такой ситуации уже невозможно отмахнуться: она буквально «сбивает его с ног» и всячески ломает привычный образ жизни. И такая проблема (в разной степени и со своей спецификой) существует сегодня во всём мире.

Очевидно, вместе с этим возникает и серьёзная проблема адекватного преодоления возникающих трудностей. Необходимо обучить взрослых стремиться контролировать стрессы (а без них жизни не бывает), используя личные и общественные ресурсы и, таким образом, не давая им перерасти в психосоматические заболевания. Но если организм уже не в силах сдержать таких перегрузок, то тут возможны довольно серьёзные проблемы со здоровьем (психическим и соматическим) в целом.
 
К великому сожалению, из-за отсутствия культуры психического здоровья, его профилактики и владения практикой скоропомощных приёмов (которыми должен бы владеть каждый человек, особенно в быстроразвивающихся странах, в отличие от Индии или Китая имеющих многовековую традицию таковых практик, унаследованную и использовавшую их современным обществом) человек-цивилизованный, особенно живущий в мегаполисе, оторванный от своих традиционных методов саморегуляции, – платит за эту гонку (называемую прогрессом) – очень дорогую цену: он расплачивается своим личным здоровьем.
 
В итоге, человек может навсегда лишиться не только приобретенных возможностей, но и всех благ, ради которых он, отмахиваясь от сигналов стресса и превозмогая себя, прилагал столько усилий. Причем, нанести урон человеческому здоровью могут не обязательно преодоление каких-то исключительных стрессовых ситуаций, например, таких как экологические или техногенные катастрофы, террористические акты или военные действия. Доказано, что  урон психическому здоровью наносят, в большинстве случаев, «мелкие», не проработанные вовремя стрессы. С течением времени они становятся опасными дистрессами, способными привести человека к серьёзным психическим недугам. Вот почему так важно начать поиск мер регулирования и защит при «первых звоночках»: неадекватного реагирования, раздражения, излишней, но не дающей восстановления сил организму во время сна, сонливости или необоснованно затянувшейся апатии.

Ученые всех стран в мире изучают эту проблему и сообща ищут способы преодоления коварных, безобидных, с виду, стрессов. На наш взгляд, таким профилактическим подспорьем могут стать такие виды творчества, как сочинение или чтение верлибров.
 
В 1999 году американский классик современного менеджмента Питер Друкер написал небольшую, но поистине революционную книгу, которая посвящена глобальным проблемам, с которыми столкнется мировая экономика и всё человечество в XXI веке. Человечество, - пишет Друкер, - ожидают серьёзные перемены, и все мы должны быть к ним готовы. Более того, автор называет свою книгу «призывом к действию», для того чтобы суметь преодолеть эти глобальные перемены «с которыми человечество столкнется завтра». Многие читали книгу, напечатанную на русском языке в 2002 году, с огромным интересом.  Но то, что Питер Друкер буквально предвидел многие проблемы, даже те, кто считал себя интеллектуалами, не в состоянии были представить. Хотя гуру менеджмента не просто описывал ближайшее, но, казалось, некое фантастическое будущее, а буквально расписывал, что будет происходить и какие меры необходимо срочно предпринимать. Увы, как уже было сказано, мало кто, из его «читателей», сумел правильно понять то, что сегодня стало нашей реальностью. Причем, именно такой, какой её описал Друкер: кардинально меняющей привычный мир повседневности и, одновременно, вынуждая «цивилизованное человечество» считаться с ворвавшимися в жизнь и «взорвавшими», отлаженные системы. Иными словами, переменами во всех сферах.
 
А вот что Питер Дукер пишет об обучении и образовании: «Велика вероятность того, что сегодняшние работники умственного труда переживут организации, в которых трудятся…< поскольку >, их средний трудовой стаж составит около 50 лет. Но средняя продолжительность существования преуспевающего предприятия не превышает 30 лет, а в период наибольших потрясений, в который мы как раз вступаем, этот срок, надо думать, окажется ещё меньше…< >. Следовательно, работник должен быть готов перейти на другую работу, занять новую должность и вообще начать новую карьеру». Вслед за этим, Друкер предлагает каждому (а не только руководителю предприятия или владельцу бизнеса!) выяснить «…важную вещь, …которая касается (собственного) стиля обучения». То есть, он настоятельно обращает внимание читателей: существует множество личных способов обучения, а не только тот, каким (во всяком случае, раньше) это было принято делать в общеобразовательных школах: «…одинаковый для всех и каждого». Почему выяснение этого вопроса так важно? Да потому, что в ближайшем будущем, говорит Друкер, человек будет просто вынужден постоянно переучиваться или повышать свою квалификацию. А у взрослого человека, как правило, уже существует свой, сложившийся с годами личный стиль того, КАК ему удобнее осваивать и запоминать новую информацию. Просто он, наверняка, не обращает на это должного внимания…

По словам известного психолога, психотерапевта К. Роджерса: «Всё, что творчески – психотерапевтично, а то, что по-настоящему психотерапевтично – наверняка, имеет творческую составляющую». «Лечение творчеством» (куда входят, практически, все виды творческой деятельности, а также занятия различными видами искусства) известно с незапамятных времен: музыка (исполнение, прослушивание), танец, резьба по дереву, лепка из глины, письмо (как вид деятельности) и т.п. Что касается стихосложения, то оно вообще долгое время считалось привилегией особо одаренных личностей. В далёком прошлом поэт являлся, чуть ли, не «устами высших божественных сил». Во всяком случае, находился явно ближе к божеству относительно своих современников-соотечественников.

Стихами – лечили; стихами – учили; стихами услаждали слух, приводя душу в необходимое равновесие. Особенно полезными считались стихи, вызывавшие искренний, «нутряной» смех (такой смех,- подтверждают современные ученые, действительно очень полезен для здоровья). Это были, как правило, рифмованные стихи: во-первых, там был ритм; во-вторых – они легко запоминались.
 
Но был и другой вид поэзии, очень похожий на «изречение свыше» (во всяком случае, так они воспринимались). Эти стихи как бы «улавливали в свои сети» некую мудрость. Так, спустя некоторое время перечитывая их же, можно было обнаружить для себя некий новый смысл. Такие стихи, словно аромат цветка, отдавали себя постепенно и требовали определенного состояния для восприятия. Они тоже могли быть весёлыми и грустными, с тонким ироничным подтекстом или нескрываемым юмором. Но была в них и некая тайна: несмотря на то, что узнаваемый ритм там отсутствовал, стихотворные строчки были, словно «живыми»: само дыхание устанавливало ритм и вгоняло сознание в некое «измененное»состояние. Чувствовалось, что это не проза, но какой-то особый, «волшебный» вид поэзии. Я говорю о стихах, которые относительно недавно были обозначены, как «верлибры».

Данный доклад не предполагает никаких медицинских рекомендаций. Её цель намного скромнее. «Верлибр» – это жанр в поэзии, который, как это не покажется кому-то странным, – даётся далеко не каждому. Он чем-то сродни акварельной живописи, где вместе с художником в создании картины полноправно участвует… вода: «аква». Научить писать верлибры, на мой взгляд, нельзя, потому что данный вид поэзии – не размер, не богатый словарный запас, а… мировоззрение. И – дыхание. Та самая личностная составляющая индивида, которая есть его суть. Повторюсь, научить (синоним «натаскать») – нельзя, но…. можно помочь открыть этот удивительный параллельный мир. Остановленное мгновенье здесь распускается как туго спеленатый бутон: лепесток, за лепестком. В обычных нерифмованных строчках могут присутствовать и мудрость, и тайна, и красота, и музыка, и свет: НЕЧТО, что часто описывают, как «озарение» или «прозрение».
 
В наш век скоростей, высоких технологий и информационных революций – этот скромный цветок может стать настоящим оазисом для уставшей, в «гонках на выживание», Души.

Бороться со стрессом и болезнями, повлекшими за собой психическое истощение, можно по-разному. Наверняка эскулапы от современной медицины пропишут болящему современных чудо-таблеток (куда же мы без них?), выдадут бюллетень на недельный отдых, но… поговорить с вашей душой не удосужится ни один из них. Ведь на это нужно время, а у современных врачевателей на это абсолютно нет времени!.. Причем, не только на разговоры с пациентом, но даже толком взглянуть на того, кто пришёл, только на писанину в медицинских карточках.  Что же касается времени самого «приёма»,  на него сегодня полагается 7 -12 минут на человека (!) – как рассчитала «умная машина», выдающая талончики (не хочется верить, что такие просчёты делались хомо сапиенсом, человеком гуманным)…

Я – не доктор. Но я давно пишу верлибры. (Другое дело, что для этого не всегда бывает соответствующий настрой, назовём это так). И не только пишу, но с удовольствием читаю верлибры других поэтов, так что о взаимодействии души и тела с этим видом творчества знаю не понаслышке. Поэтому,  вместо бегства от стрессов (которых нам не избежать), вместо разговоров с врачами (а точнее, вместо бесплодных попыток) я предлагаю обратить внимание на мощные ресурсы, содержащиеся в поэзии («невзрачного», как нам пытаются внушить приверженцы рифмованного стиха, поэтому и раскрашивают многократно, кто во что горазд) верлибра. А именно: открыть (и для себя, и для других) дивный, целительный, бьющий откуда-то из самых глубин нашего существа ИСТОЧНИК СОБСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ и обогатить этим открытием свой духовный мир.

Важно! Мой совет не относится к тем, кто нуждается или уже находится на медикаментозном лечении у психиатра или психолога. Увы, психотерапевтические арт-методы сами по себе, без другого, параллельного лечения у специалистов, в большинстве случаев (тем более, для людей, живущих в техногенном мире) не могут принести стойкий положительный эффект. Особенно это касается такого волшебного «снадобья», как стихи. Много лет (более 30-и) занимающийся арт-терапевтическими практиками М.Е. Бурно предупреждает тех, кто самовольно решается использовать в качестве дополнения к основному виду лечения именно «стихотворные практики». Слово – обоюдоострый меч. Не поэтому ли, б`ольшая часть психотерапевтов предпочитает использовать изобразительное и декоративно-прикладное искусство; фотографию; танец; пение или чтение с совместным комментированием прочитанного.

Уважая и доверяя опыту человека, столько лет отдавшего на изучение арт-терапевтического феномена, на примере тысячи, прошедших за его практику пациентов, я так же поостерегусь огульно рекомендовать это «сильно действующее лекарство» даже в гомеопатических дозах, когда человек действительно болен и ему поставлен, подтвержденный обследованиями, диагноз. Это уже не территория экспериментов: поисков своих ресурсов, расширения собственных границ и т.д. Это – территория специально обученных и много лет практикующих специалистов-медиков.
………………………………………………………
………………………………………………………..
………………………………………………………..
Поэтому я могу пожелать своим современникам, мой рецепт профилактики подобных недугов: читайте, а если получится – пишите верлибры! И шанс избежать стрессов (или своевременно восстановиться после них), а главное – не потерять себя в этом всё ускоряющемся беге, сохранив личное мировоззрение и мирочувствование, значительно повысится.

Будьте душевно красивы и здоровы!

(Спасибо за внимание)


                /В.Н. Л`юбая, Москва: поэт, эссеист, журналист,
                магистр психолого-педагогического образования, арт-терапевт/



ЛИТЕРАТУРА


Советую почитать:
========================

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
 
Бердяев Н.А. Смысл творчества. Париж-Москва, 1991.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. psylib.org.ua

Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение/ Монография. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
 
Вербицкий А.А. «Новая образовательная парадигма и контекстное обучение»/ Монография. М., 1999.

Вербицкий А.А. «Контекст как психологическая категория», М:, 2011.
 
Витгенштейн Л. Культура и ценность о достоверности. М., 2010.

Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.
 
Гаральский Анджей. Теория творчества. С-Пб., 2004.
 
Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М – С-Пб – Киев, 2002.
 
Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Две модели адаптации к социальным изменениям // Россия: трансформирующееся общество /Под ред. В.А. Ядова. М, 2001.

Жинкин Н.И. Грамматика смысла//Язык и человек. М., 1970.
 
Почепцов Г.Г Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 2000.
 
Роджерс К.. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
 
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. С-Пб., 2012.

Толе Экхарт. Практика. М., 2009.


---------------------------------------