О самоидентификации чеченцев

Сайхан Нунуев
 

  СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА

   ( Борисова Т.П., Хусаинова З.З. Государственный университет управления, Москва, Россия )

В работе рассматривается влияние национальных традиций чеченского народа, роль национальной самоидентификации в формировании и развитии волонтерского движения в Чеченской республике. Ключевые слова: добровольчество, мораль, нравственность, социально-психологическое взаимодействие, национальная самоидентификация, культура, обычаи.

 SOCIAL-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF NATIONAL IDENTITY OF THE CHECHEN PEOPLE Borisova T.P., Khusainova Z.Z. State University of Management, Moscow, Russia The paper examines the impact of the national traditions of the Chechen people, the role of national identity in the formation and development of the volunteer movement in Chechnya. Keywords: volunteering, morality, socia-psychological interaction, national identity, cultur, customs.

 Национальные традиции чеченского, как, наверное, и любого другого, народа - это не только отражение его самобытности и присущих ему нравственных постулатов, но и, прежде всего, его исторический опыт. На протяжении столетий они помогали этносу преодолевать жизненные трудности, социально-экономические потрясения, сохраняя при этом свою национальную идентичность, историю и культуру.

 На первый взгляд современный обыватель может предположить, что все это лишь набор спонтанно возникших норм поведения. Между тем, покопавшись в истории, под обычаями зачастую мы находим глубокие социально-психологические, экономические, культурные, географические корни либо какие-то конкретные ситуации или проблемы, имевшие общенациональное значение в определенный исторический период. Национальные традиции чеченцев в этом плане представляют особую ценность. Их жизнеспособность и созидательная сила проверены временем, суровыми условиями жизни в горах, войнами и репрессиями. Они помогали народу не просто выживать, но и достойно принимать удары судьбы. 98 В целом вся жизнь горца сводилась к стремлению соответствовать высшим идеалам, которые мы разберем ниже.

Изначально заданная высокая планка требовала постоянной работы над собой, всестороннего развития и высокого нравственного уровня. Отсутствие таких качеств приводило к тому, что человек терял уважение в обществе и становился изгоем, что было равносильно смерти. Таким образом, традиционные устои не просто регламентировали отдельные вопросы жизнедеятельности человека, но и серьезно дисциплинировали и вдохновляли его.

У чеченского народа идеальная модель поведения заключена в национальном характере «нохчалла». А национальный храктер уже оказывает влияние на культурную, хозяйственную, экономическую, научную, политическую и иные сферы жизнедеятельности этноса, формируя отношение к указанным сферам и представление о них.

  По мнению известного этнографа, писателя и историка Саид-Хамзата Нунуева, «нохчалла» «составляет основу национальной самоидентификации, обеспечивает духовно-нравственную связь поколений и времен с самых глубин тысячелетий» и вбирает в себя весь спектр моральных, нравственных и этических норм жизни чеченца независимо от его ранга, сословия, образования, рода деятельности. Чеченец, нарушивший основополагающие принципы «нохчалла» либо позволяющий себе отступление от них, не просто встречает осуждение, общество уже не воспринимает его как чеченца, а его происхождение считается сомнительным.

Нохчалла вбирает в себя такие моральные и нравственные качества как «сий» – честь, «оьздангалла» – благородство, «доьналла» – мужество, «яхь» – гордость, «майралла» – смелость, «къона- халла» – доблесть, «комаьршалла» – «щедрость», «нийсо» – справедли- вость, «г1иллакх» – вежливость, хорошие манеры и др. Мировоззрение, основанное на «нохчалла», отличается свободолюбивостью и вопреки стереотипному представлению о природной агрессивности чеченцев миролюбивостью, ярко выраженным чувством долга и готовностью защищать свои идеалы, верностью своему слову и искренностью. «Нохчалла» - это неприятие любого принуждения и жестокости.

Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне – «приходи свободным!» Внутреннее ощущение свободы, готовность отстоять ее - это «нохчалла». При этом «нохчалла» обязывает чеченца проявлять уважение к любому человеку независимо от национальной принадлежности, веры или происхождения. Эти и другие качества прививались чеченцу с малых лет. Поэтому каждый истинный вайнах, воспитавшийся у себя на родине в традиционной семье, имеет прочные задатки рыцаря, джентльмена, дипломата, мужественного заступника и щедрого, надежного товарища (Нунуев, 2012 ).
 
Одна из основополагающих составляющих нохчалла «яхь». «Яхь» - включает в себя гордость, мужество, смелость, стремление быть одним из лучших представителей своего народа и не уступать другим и т.д. Дух положительной соревновательности, стремление равняться по всему лучшему, что есть в обществе, в котором ты живешь. Стремиться быть одним из лучших в труде, храбрейшим в бою; оказаться первым там, где ждет помощи страдающий; быть более прозорливым, где требуется ум, смекалистым, находчивым; проявлять отзывчивость и щедрость по отношению к другим, скромность и умеренность - к себе; стремиться к общественному признанию - вот далеко не полный перечень составных элементов понятия «яхь». Понятие «яхь» раскрывается в «яхьан косташ» «заветы приличия и достоинства».

По вайнахским меркам чеченец без «яхь» неполноценный человек (Межидов, Алироев, 1992). У чеченцев есть поговорка «Яхь йоьхкина вехачул, валар тоьлу», которая переводится примерно так: «Чем жить, продав честь, лучше умереть» (слово «яхь» дословно не переводится). Неразрывно связано с «яхь» понятие «къонахалла». Мужество и самоотверженность, вежливость и скромность, доброта и щедрость, забота о ближнем и воздержанность в своих желаниях, бескомпромиссная борьба со злом и самоотверженная защита слабого и обиженного, готовность служить общественным интересам в ущерб личным – все это есть необходимые атрибуты высшей формы вайнахской этики «къонахала».

 В старину этим высоким званием – «къонах» народ награждал достойнейших из достойных своих сыновей не по происхождению или социальному положению, а по личным гражданским, нравственным качествам и заслугам. Вышеуказанные ценностные ориентиры являются у чеченцев базовыми и определяющими всю систему мировоззрения и национальный характер, соблюдение традиций же позволяет сохранять их и придерживаться в любых ситуациях. Особое почтение оказывается гостю.

Для приема гостей в каждом доме имелась «комната гостя», она всегда наготове – чистая, со свежей постелью. В этой комнате запрещается играть или заниматься даже детям. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому в любые времена в чеченской семье специально откладывали на этот случай продукты. По чеченскому этикету гость не должен предлагать никакой платы за прием.

Он может только сделать подарок детям. С гостеприимством в прямой связи чеченское приветствие. Здороваясь, они раскрывают объятия, то есть открывают сердце, выражая так чистоту помыслов и искренность в отношении к человеку. Взаимопомощь и неравнодушие к проблемам других это целая платформа в системе чеченских традиций, на которой строится целый комплекс взаимоотношений и обычаев. На протяжении веков эти обычаи по- могали людям выживать в условиях горной местности без средств, связи, освещения, автомобилей, и других атрибутов современного мира, в окружении непроходимых лесов, таящих опасность. Таким образом, в горах Кавказа взаимопомощь имела жизненно важное значение.

Отсюда и традиционные кавказские гостеприимство и взаимопомощь. Большую роль в жизни горцев играл и обычай трудовой взаимопомощи, уходящий корнями в глубокую старину. В те времена суровые условия жизни заставляли горцев объединяться для сельскохозяйственных работ (Межидов, Алироев, 1992). Приветствие молодого человека старшему по возрасту обязательно включает предложение помощи. В чеченских селах принято, если пожилой человек начинает какую-то работу по хозяйству, по-соседски принять в этом участие.

И зачастую начатое дело закачивают именно добровольные помощники. Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на чужое несчастье. (Айдемиров, Казначеева, 1988). Отдельного внимания заслуживает такая форма взаимопомощи как «белхи». Это сложный по своей структуре обычай, в центре которого на- ходится совместный неоплачиваемый труд. На «белхи» приглашалась молодежь – для того, чтобы молодые люди знакомились и общались между собой, определяли свое «общественное» лицо в процессе не только общения, но и трудовой деятельности.

Организовывала «белхи», как правило, женщина, при этом мужчины же не всегда принимали в нем участие или же принимали в определенной форме, например, помогали женщинам при выполнении тяжелой работы: подносили или выносили вязанки урожая, убирали отходы и т.д., т.е. выполняли тяжелую работу, – отмечает этнограф З.И. Хасбулатова. Обычай «белхи» включал в себя несколько взаимосвязанных между собой этапов, каждый из которых мог иметь свои варианты.

Так, обычай включал разнородные элементы: хозяйственно-трудового, бытового, праздничного и другого характера. Примечательно, что целый комплекс этических норм и представлений сложился среди чеченцев в отношении проблемы «белхи». Принятие приглашений не являлось обязательным, но, тем не менее, чеченцы считали: даже в случае крайней невозможности прийти и принять участие, не- обходимо было явиться к хозяину и объяснить ему уважительную причину.

Интересно, что в традиционном чеченском обществе представление о нравственной обязательности перед участием в «белхи» было особенно выражено в том случае, когда помощь организовывалась общиной для ну- ждавшейся в поддержке семье, потерявшей кормильца, или семье при стихийных бедствиях, падеже скота и т.п. Возможно, поэтому в конце XIX – начале ХХ в. и даже позже среди чеченцев особенно среди сельского населения никогда не встречались люди, просящие милостыню, ибо здесь семьи, нуждающиеся в помощи не просили сами, а ждали и были уверены, что каждый из сельчан по мере возможности окажет им помощь (напри- мер, в случае пожара и т.д.).

 Этические нормы, культура поведения чечен- цев исходили из нравственных принципов помощи пострадавшему или из принципа общинной, соседской взаимопомощи. 101 Примечательно, что для «белхи» характерно типическое сочетание коллективной работы и праздников – взаимное переплетение и взаимное проникновение трудовых и праздничных элементов. Нравственные принципы помощи бедствующему и нуждающемуся, соседской взаимопомощи, а также соответствующие им этические нормы (культура поведения, нормы общения и т.д.) формировались общественным мнением. При этом, существенную хозяйственную и нравственную роль играл институт «белхи», как одна из форм коллективных работ, где вырабатывались, укреплялись и передавались в межпоколенной трансмиссии трудовой и социальный опыт, знания и наблюдения.

Спустя столетия и по сей день, даже в условиях 21 века традиция взаимопомощи не утратила свою актуальность и востребованность. Со- временное общество уже редко сталкивается с отсутствием благ цивилизации, но по-прежнему сталкивается с различными проблемами. Различные катаклизмы, болезни, пагубные пристрастия, банкротство приводят к тому, что часть общества либо отдельные его члены оказываются за чертой бедности и с трудом сводят концы с концами. В таких условиях эта категория людей нуждается помощи не только государства, бюрократическая система которого часто слепа к нуждам отдельных людей, но и общества.

Именно окружающие должны протягивать руку помощи. Люди должны возвращаться к истокам, быть чуткими к чужой боли. И в первую очередь это касается молодежи Кавказа, где традиция взаимопомощи имеет глубокие исторические корни. Огромную работу по возрождению не только социально- экономической инфраструктуры, но старинных чеченских обычаев проводит Глава Чеченской Республики Р.А. Кадыров. Он периодически, своим личным примером, вовлекает в общественные работы по очистке территорий и строительству домов нуждающимся тысячи людей, устраивая «белхи» республиканского масштаба.

 Но это лишь отдельные примеры, на постоянной основе им создана система беспрерывного диалога с народом через приложение «Инстаграм». Создана комиссия, которые рассматривает обращения жителей в социальных сетях и в общественную приемную. Такая активность позволяет ему владеть полной картиной происходящего в регионе, оценивать деятельность государственных органов, проводить кадровые перестановки.

 Повсеместно занимается благотворительностью, призывает к этом отечественных и зарубежных инвесторов и меценатов. Для послевоенного региона, который еще залечивает от войны свои раны, эта помощь жизненно необходима. Нельзя не отметить и деятельность регионального общественного благотворительного фонда имени Ахмата Кадырова, возглавляемого вдовой Первого Президента Чеченской Республики А.Н. Кадыровой. За более чем 10 лет фонд провел множество масштабных благотворительных акций, а рассмотрение обращений и оказание помощи нуждающимся осуществляется беспрерывно.

Для многих особенно людей, страдающих редкими заболеваниями фонд имени Первого Президента Чеченской Республики стал последней надеждой на спасение. За годы своей работы фонд помог сотням таких людей в республике и за ее пределами. Благодаря фонду сотни лишенных своего крова семей обрели дома и квартиры. Фонд активно вкладывает в строительство школ, больниц, храмов в как в регионе, так и в стране и за рубежом. Фонд Кадырова уже традиционно оказывает помощь нуждающимся в горячих точках на юго-востоке Украины, Ближнем Востоке, Африке.

 Кроме того, руководством республики создаются условия для социально ориентированных некоммерческих организаций, таких в регионе не- мало. В Чеченской Республике насчитывается около ста общественных организаций и объединений, большинство из которых действует на добро- вольческих началах. Молодежь активно берется за реализацию различных социальных проектов и программ. Это важно не только с точки зрения заботы о незащищенных категориях населения, но и в плане налаживанию дружеских связей с представителями молодежи других регионов.

 Такие тенденции позволяют строить позитивный прогноз на сохранение лучших традиций гармоничного сосуществования на Кавказе множества национальностей, культур, ценностей. Таковы некоторые социальные и этнические аспекты обычаев и традиций чеченцев. Пройдя через самые разные исторические испытания чеченский народ сохранил свою самобытность, духовные и культурные ценности, традиции. Теперь в условиях стремительно меняющегося мира самый актуальный вопрос, встающий перед чеченцами, как и другими северокавказскими народами, это адаптация обычаев предков к современным реалиям.

 При этом условием сохранения самобытности и культуры далеких предков будет сохранение корней, исходной сущности традиций, в каждой из которых заложен глубокий смысл, своеобразное послание к потомкам. Смысл, основанный на таких чертах национального менталитета как: благородство, трудолюбие, щедрость, честь, мужество, самоотверженность, гостеприимство, свободолюбие. Эти вечные ценности залог того, что национальная культура общения, а также традиции построения взаимоотношений не утратят свою актуальность в условиях смены общественных строев, политической, культурной конъюнктуры, экономических пре- образований и реформ.

 Литература Айдемиров М., Казначеева Т. Эстетические представления в системе древнего мировоззрения народов Северного Кавказа // Вестник МГУ. Фи- лософия. 1988.– № 2. – С.34-35.

 Межидов Д.Д., Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Социально-философский аспект // Грозный: Книга, 1992. 103

 Нунуев С-Х. Об основах идеологии «Нохчалла». Грозный, 2012.

 Хасбулатова З.И. К вопросу о роли семьи и общества в воспитании детей в традиционном чеченском обществе в XIX – начале XX в. // Теория и практика общественного развития. 2014.– № 3.

 Хусаинова З.З. Социально-психологические аспекты проявления национальных традиций чеченского народа // Актуальные проблемы управления. М.: ГУУ, 2015.