Командир взвода вождей краснокожих

Вячеслав Кареев
             Командир взвода вождей краснокожих


У нашего народа, на мой взгляд, сложилось весьма превратное впечатление, а вернее сказать, мнение о нашей, всеми уважаемой, а может быть и не всеми, сказать трудно. Прилично одевают, кормят, да и деньги неплохие платят. Напрягаться особенно не надо, ходи на службу, командуй солдатами, ни какого тебе зануды мастера над душой, ни борьбы за выполнение и перевыполнение плана, ни пакостников нормировщиков, ни какой цеховой грязи, ни каких тебе собраний с взятием на поруки за пьянство, а выпил-то всего сотку. В общем, никакой канители! Я прошу учесть, что пишу о далёком прошлом, о 50 – 60 годах прошлого столетий. Никак не могу привыкнуть к этой формуле речи, как-будто о каких-то древних римлянах!
В ту далёкую пору, окончив военное училище В Москве, как медалист был оставлен же в Москве и на службу, во 2-ю гв. Таманскую ( и в моё время и сейчас солдаты, да и офицеры, зовут её просто «Тамань»! В недобрый час я, видимо, попал туда! Прослужив зиму и половину лета, по дивизии поползли слухи, что с июля 1954 года дивизию будут переводить на другой штат. А в конце месяца этот слух предстал передо мной в лице командира батареи, предложившего мне отправиться в отдел кадров дивизии для выяснения моей дальнейшей судьбы. Я естественно задал вопрос:
                - Товарищ капитан, а что произошло, тут по полку всякое говорят, вплоть до расформирования дивизии!?
                - Никакого расформирования не будет, просто дивизия переходит со штатов мотострелковой на штатат механизированной. А это значит, что 82-мм миномётов в этой дивизии не будет. а они заменяются 120-мм, а это уже артиллерия, а не пехота! Поэтому всех 82-х мм миномётчиков выводят за штат, для последующего «трудоустройства». Так, что без работы не останешся, иди вов, там тебе всё подробно объяснят.
Так, фактически толком не начавшись, закончился мой первый этап сужения Родине!
В штабе дивизии мне вручили предписание и личное дело и предложили ехать в отдел кадров округа ((МВО) на Осипенко 53(кстати там наша дивизия охраняла, содержащегося там Л.П.Берию). А улица Осипенко ( теперь уже Садовническая) теперь где-то в районе Ходынского поля.
Весь комплекс штаба очень напоминал «коробочку» нашего полка, тоже все здания штаба выстроены в каре с одним въездом под арку. Когда я вошёл во внутренний двор, я увидел этот знаменитый бункер ( что-то вроде овощехранилища), в котором до самого расстрела содержали Берию. Быстренько закончив свой «экскурсионный» осмотр достопримечательности, направился по назначению в отдел кадров.
Встретил меня ещё не старый лысеющий подполковник, настроенный весьма доброжелательно и с юмором, что у кадровиков встречается крайне редко. Улыбаясь говорит:
                - Здравствуй, садись приятель. Ты ведь москвич, квартира есть? Кончил по первому разряду? Всё это очень хорошо, если бы время было урочное! Сейчас лето, а все перемещения офицеров происходят, как правило весной или осенью.Попали вы други мои в межсезонье, все крепко сидят на своих должностях, и куда вас всех девать ума не приложу! А ты знаешь сколько вас таких гавриков по округу набралось! Из вас можно целый полк сформировать. Вот такие дела брат. Жалко тебя из Москвы выводить. У нас офицеры с московской пропиской на вес золота! Вот что, приятель, сходу этот вопрос не решить, погуляй-ка ты денька три, а на четвёртый позвони мне, вот тебе телефон. В полк можешь не ходить, теперь ты в нашем распоряжении, отдохни, пользуйся моментом!
Поехал я домой, сильно озадаченный сложившейся ситуацией, начало моей службу начинало меня тревожить. Рассказал всё дома. Аида сразу вспомнила своих «работодателей». Её через ЦК ВЛКСМ вербовали В КГБ, без выезда из Москвы и перемены основной профессии (оперативный резерв КГБ). Я её сгоряча отговорил, потом всю службу локти кусал. А ей сказал, что жалеть об этом нечего, решение приняли по совести, и вспоминать об этом больше не следует, сами пробьёмся, и жить будем с чистой совестью, а это, по моему, главное! Она сказала, что пошутила, а поступили мы действительно по совести и жалеть об этом нечего.
По прошествии 3-х дней, я позвонил кадровику, и он голосом, не предвещающем больших радостей, предложил подъехать к нему. Наша встреча состоялась на следующий день. Разговор был короткий без альтернативных решений. Вот тут Фортуна скорчила мне такую рожу, что меня всего в пот бросило! И вот, что я услышал:
                - Вот что, голубчик, я обзвонил все подходящие для тебя части, но, к сожалению, в Москве обстановка весьма сложная из-за отсутствия плановых перемещений. Но я нашёл место командира взвода-воспитателя в Московской школе музыкантских воспитанников. Работа там не сложная, контингент воспитанников от 8 до 14 лет. Но он воздержался от информации откуда их набирают! Они там учатся в общеобразовательной школе и игре на музыкальных инструментах. Готовят их дя войсковых оркестров., Но теперь, самое главное, школа хоть и называется московской, а расположена она в Томилено Казанской ж.д. Я понимаю, что это не совсем удобно, в смысле дороги, но там на курсе 4 человека, курс состоит из 2=х взводов по 25 человек в каждом. Я думаю, что вчетвером, с полусотней пацанов разберётесь. Всё равно ближе ничего нет!
                - Я всё понимаю, товарищ подполковник, спасибо и на этом, выписывайте предписание.
                - Сегодня у нас четверг, предписание я тебе выписываю с понедельника, а ты за это время дорогу разузнай. Ну, в добрый путь. Поздравлять не буду, но желаю успехов на новом месте. Свободен!
Уйдя из отдела кадров , я лихорадочно начал вычислять маршрут, по которому я буду добираться до нового места службы, будь оно неладно!
Ничего утешительного не получалось, дорога получалась длинной и долгой, хоть и стация недалеко от Москвы!
Получалось не менее 2-х пересадок, да от станции неизвестно сколько!
Вернулся домой и всё рассказал Аиде, она всё приняла в шутку. Сказав, что может быть я стану музыкантом. Мы решили в ближайшее время съездить в Томилино, узнать, сколько это будет занимать время. А заодно,
навестить её сестру в Удельной, немного дальше Томилино.
Когда все мои родственники и друзья узнали, где я буду проходить службу, то реакция у всех была разная. Некоторые подшучивали в духе Аиды, некоторые, откровенно смеялись, над такого рода занятием, некоторые иронически сочувствовали. Но ни кто, в том числе и я, не могли подумать, что я попаду в настоящий ад.
Короче говоря, в конце июля, в понедельник, я прибыл в эту, будь она неладна, школу. Время на дорогу уходило от 1.5 до2 часов. Представился начальнику школы, довольно пожилому полковнику. Откомандировали меня на курс. Школа оказалась в составе 3-х курсов, по 50 «гавриков» на каждом. На каждом курсе три офицера и один старшина свехсрочник. Начальник курса, мордадый подполковник, почти ничем не занимался, работал, как белый, с 9.00 до 19.00, иногда в рабочее время, проверял занятия по музыке, и всё! Старшина курса работал по распорядку начальника курса и отвечал только за обмундирование и постельное бельё курсантов. Вся остальная работа ложилась на командиров – воспитателей(а потом стало ясно – нянек этих маленьких негодяев!) Если кто из читателей помнит рассказ О Генри «Вождь краснокожих» и советский фильм  «Путёвка
в жизнь», то хорошо поймёт меня, что это был за «контингент». Мы должны были находиться с ними с подъёма, 6.00 и до отбоя, 22.00. В 8.30 мы отводили их в общеобразовательную школу. В 13.00 мы их приводили оттуда, одних их оставлять нельзя было ни на минуту! С 14.00 до 14.30 мы водили их в столовую и присутствовали там. До 16,00 у них был «мёртвый час», и мы в это время следили за тем, чтобы они спали, а не хулиганили. С 16.15 до 18.45, музыкальные классы (что-то вроде сольфеджио) и они переходили в распоряжение своих музыкальных учителей. Всё это происходило в помещении казармы и спецклассов. 19.00 – 19.30 ужин. С 19.30 до 21.00 самоподготовка по школьным предметам и музыке. В это время начинался подлинный» бедлам» С 21.00 до 21.45 – продолжение «бедлама» (личное время) Мы с напарником, таким же бедолагой лейтенантом, должны были отвечать за их внешний вид, вплоть до вытирания соплей у самых младших, за успеваемостью в общеобразовательной школе, за дисциплиной на всех видах занятий, за чистотой и порядком в казарме, особенно в спальном помещении. Короче говоря, мы отвечали за всё  начальник курса и бездельник старшина ни за что! Я приезжал домой в 12.00, а то и позже. Уходил на службу в 4.50 утра. После такой «службы», хуже, чем колонии строгого режима можно становиться постоянны пациентом психиатра. А режим этот мог придумать только пациент дурдома. После первой недели такой службы у меня в голове начали зреть планы по выходу из этого ада!
Если описать всё, что там происходило, то мало кто поверит. Например, самое интересное и забавное время с точки зрения наших подопечных было время отбоя. Построить всю эту банду малолеток, и допросить каждого, вымыл ли он на ночь руки и физиономию, почистил ли зубы, привёл ли в порядок своё обмундирование и т.п. После роспуска строя и команды отбой начиналось самое «интересное». Это уже поведал потом мой напарник, который попал в эту»зону» раньше меня. Вместо того, чтобы улечься на кровати, вся эта орава начинала подушечный бой. И чтобы прекратить эту вакханалию мы с напарником брали в руку по подушке и начинали их укладывать самым серьёзным образом. Бой продолжался с переменными успехами и заканчивался минут через 15, мальчишки теряли силы, но на нас не обижались, хотя некоторым постарше доставалось по- взрослому! После того, когда все угомонились, мы приказывали дневальным ликвидировать последствия,  в основном убрать перья. После этого старший по спальне «разрешал нам уходить домой, и мы знали, что больше шухера не будет.
     Когда у нас с напарником выдавалось свободное время, мой напарник рассказывал мне всякого рода « забавные» истории из жизни этой школы до моего там появления, больше напоминавшие случаи из колонии малолетних преступников. Вот только одна из безобидных.
При входе в школу стоит КПП с помещением для дежурного по школе. Всё, как в воинской части. Суточный наряд на КПП: дежурный по школе, офицер, обычно из музыкантов сигналист и посыльный, из воспитонников. Надо оговориться, что все преподаватели музыки, офицеры весьма преклонного возраста, ввиду ограниченных возможностей служебного продвижения. К примеру, капитан мог быть в возрасте 50 лет. Для такого учреждения это не экзотика. Так вот стоял такой капитан-дедушка в наряде дежурным по школе. Начальник школы приезжал довольно рано. Самым ответственным моментом в любой воинской части для дежурного по части, это утренняя встреча командира и бодрый доклад о прошедшей ночи.
Ночь прошла спокойно, без происшествий и дежурный со спокойной совестью ждал приезда начальника школы. Но бессонная ночь взяла своё. И на свою беду этот бедолага дежурный, весьма преклонного возраста, непростительно задремал. А утренний сон самый сладкий и крепкий. Что же сотворили эти два мерзавца, сигнальщик и посыльный, просто так, для хохмы! Дело было зимой, и дежурный был одет в шинель, застёгнутую на все пуговицы и с портупеей. На ремне, естественно кабура с пистолетом. Эти два маленьких негодяя намяли хлебного мякиша и залепили им все пуговицы на шинели, звёздочки на погонах и на фуражке, из кабуры вынули пистолет и вложили в неё корки хлеба, чтобы их было видно. А когда услышали, что к воротам подъезжает начальник школы, как полоумные заорали «Начальник шко-о-о-лы. Бедный капитан, как очумелый, вскочил со стула и кинулся встречать начальника. По-молодецки подбегает и громким голосом докладывает о прошедшем дежурстве ь без происшествий! Начальник школа смотрит на дежурного, как на приведение. Придя в себя спрашивает:
                - Капитан, Вы давно видели себя в зеркале?!
                - Да минут 15 тому назад, когда готовился к Вашей встрече!
                - Идите в дежурку и ещё раз посмотрите на себя!
                - Слушаюсь!
Пока дежурный встречал начальника эта маленькая банда смылась. Капитан вошёл в дежурку, подошёл к зеккалу и когда увидел своё отражение, инстинктивно схватился за кабуру, открыл её, и увидев в ней хлебные корки, рухнул на пол! Услышав в дежурке грохот, туде опрометью вбежал начальник школы и увидел результат своей рекомендации. Капитан кончил инфарктом и увольнением по болезни, начальник школы сердечным приступом. А малолетние негодяи душеспасительной беседой воспитателя и начальника курса!
После нескольких таких посиделок с моим напарником, и не менее «интересных» историй из жизни школы (из этих же бесед я узнал, что за месяц до моего прихода туда, застрелился начальник школы!) я принял жёсткое решение, любым способом вырваться из этого ада. И способ я выбрал, оказывается весьма эффективный! Я каждую неделю подавал рапорт на имя начальника школы о переводе меня в резерв ОК МВО, ввиду полной моей непригодности к такой работе, во избежание несчастных случаев с моими подопечными.
За полтора месяца я получил 40 суток гауптвахты, но поскольку отсиживать срок нужно было в Москве на гауптвахте комендатуры, а замены мне нет, остается бесхозным целый взвод бандитов. Заниматься ими в моё отсутствие начальник курса и старшина категорически отказались.
В следующий мой приход с очередным рапортом, начальник школы, побогравев, как красный шарик и лязгая зубами, вызвал начальника штаба школы и проревел:
                - Выдай этому му…у его личное дело и отправь в распоряжение ОК МВО, и чтобы я его дуду тут не видел!!
                - Весьма благодарен Вам товарищи полковник и желаю больших успехов!
                - Иди к чёртовой матери, пока не передумал!
                - Слушаюсь!
Развернулся кругом щелкнул каблуками и вышел, кА именинник!
Когда я пришёл к своему направленцу, он смеялся до слёз, а потом сказал: - «Я давно зарёкся туда молодёжь не посылать, ты последний!
Пока я ищу тебе работу, поболтайся за кадром, поживи на одном звании, а я буду стараться за твой подвиг, на такое ещё никто не решился!
 И это болтание продолжалось 2 месяца, наотдыхался вволю, с женой объездили всё Подмосковье, все подмосковные усадьбы знаменитые, музеи, театры, удовольствий через край!
Но через 2 месяца, ничего не найдя в Мрскве , инее резко перевели стрелки, так я из пехоты попал в химики! Кинешма, на Волге, город невест, но это уже другая история!       

 26.04.2016г Москва, Кареев В.Н.