О двух видах современного общения

Евгений Терещенко
Если исключить необходимое общение в быту, на работе, в семье, и говорить об общении познавательном, со знакомыми и друзьями, то мне известны два его вида. Условно можно назвать эти виды: «равным» и «неравным» общением.

При "неравном" общении, один из собеседников ставит себя в положение «младшего», в положение «ученика». «Ученик» задает вопросы «учителю», не перебивая, внимательно выслушивает его ответы. Напротив, «учитель» порой перебивает «ученика», пренебрегает его точкой зрения, не интересуется ею.

При превосходстве одного из собеседников, в возрасте, образовании, знании какого-то конкретного предмета, такое общение имеет смысл. Когда один из собеседников, осознавая свою некомпетентность, хочет пополнить свои знания, а другой готов идти ему навстречу, возможно продуктивное для «ученика» общение. Самолюбие «ученика», в таком случае, не сильно страдает и не является помехой в познании.

Такого рода «неравное» общение, в наше время, встречается редко. Современные люди набиты «знаниями», почерпнутыми из телевидения, газет, журналов, интернета и мало расположены внимательно слушать собеседника. Они мало интересуются чужим мнением, не хотят учиться, но одержимы желанием учить других людей, извергать на них свои знания.

«Знающие» люди очень самолюбивы, не выносят противоречий, по любому поводу пускаются в споры. И тогда случается то, что я называю «равным» общением. При «равном» общении, собеседники перебивают друг друга, эмоционально оценивают чужую точку зрения, отвергают ее, прибегая зачастую к не совсем тактичным высказываниям. Они сражаются за инициативу, за право голоса, но вынуждены, скрепя сердце, соблюдать «временной паритет».

Такое общение малопродуктивно, но, за отсутствием «ученика», спорщикам приходиться дорожить друг другом, ибо «знания» распирают их, требуют выхода. Пусть даже собеседник плохо тебя понимает, пусть он не интересуется твоей точкой зрения, но высказать ее все же лучше, чем молчать.

Как было сказано выше, "неравное" общение, между «учителем» и «учеником», встречается ныне редко. Но есть и другая разновидность неравного общения, которая случается сплошь и рядом. Такое общение случается, когда один из собеседников рассматривает другого, в качестве неких «ушей», в которые можно «сливать» свои знания, а другой, в силу своего воспитания или мягкого характера, соглашается выполнять функцию ушей. При этом, «ушам» часто не нравится одностороннее общение, у них тоже присутствует желание высказать свои мысли и чувства, но "разговорчивый" собеседник не позволяет им этого сделать. Если «уши» не обладают большим самолюбием, они могут смириться и воспринимать неравное общение, как крест. Но если «уши» самолюбивы, неравное общение их тяготит, и в любой момент они готовы его прекратить.

В данной заметке я рассмотрел два вида общения в «чистом виде». Понятно, что в жизни и «равное» и «неравное» общение - относительные понятия, и можно говорить, лишь о степени равенства или неравенства.