Адам и Рая. 1 глава

Светлана Петровна Осипова
                Слово


   Дождь окропил всех - праведныя и неправедныя, точнее вымочил до нитки каждого, кто находился на Невском проспекте в этот час. Потоки воды под ногами и над головой заставляли искать любое прибежище. Было бы романтичнее сказать, что кафешки наполнились людьми, но истина такова - прибежищем в данный момент и на данном участке Невского могли служить лишь расположенные подряд, дверь за дверью салоны сотовой связи.               
                Раиса Васильевна вошла в салон МТС, отряхнула зонтик, ответила на приветствие молодого человека в белой рубашке, извинилась, что не планирует ничего приобретать.

- Лучше бы это была пирожковая - сказала она улыбаясь.
- Что-что? - переспросил молодой человек.
- Пирожковая - ответила ему девушка, его коллега, стоявшая рядом. Молодой человек  промолчал. Возможно он не понял о чем речь, не понял, что такое пирожковая. "Может быть более смышленая девушка ему потом объяснит" - подумала Раиса Васильевна, вытирая лицо бумажным платочком, который наконец-то откопала в сумке.

                Дождь не кончался, видно было, что зарядил надолго, оставалось только рассчитывать на то, что он станет чуть тише и можно будет как- нибудь добежать до ближайшего подземного перехода, ведущего заодно на станцию метро "Невский проспект". Через некоторое время дождь действительно чуть- чуть сбавил и Раиса Васильевна рискнула выйти на улицу. Бывает такой дождь, что и зонт не спасает. Прошла как можно более быстрым шагом мимо площади перед храмом, где под открытым небом торгуют произведениями живописи и рисуют портреты желающих-гуляющих уличные художники. Сейчас продавцы вжались в свои шедевры под навесами, а художники, собрав свои снасти, укрылись где-то, видимо, неподалеку. Пробежав мимо пейзажей с березами, мимо балерин, русских красавиц, пионов и других шедевров живописи, Раиса Васильевна спустилась в подземный переход. В переход набилось много народу, и народ все прибывал. На Невском погромахивало, туча шла грозовая. В переходе было душно, влажно и как всегда в таких случаях поднималось марево, парило, было как-то сладко-тревожно под спасительными сводами подземного перехода. Тревога рассеивалась только на эскалаторе и окончательно пропадала в вагоне метро. Там было сухо, прохладно, особенно когда поезд разгонялся в туннеле. Откуда-то поступал свежий-свежий воздух, веяло, как с полей или с моря. "Даже удивительно, ведь над нами город, его самый центр с магистралями, проспектами, наполненными транспортом, откуда такой свежий воздух?"- удивлялась про себя Раиса. Но ведь там на верху только что прошел ошеломительно большой дождь. Будто бы Нева перевернулась, поднялась на воздух и обрушилась на Невский проспект!

                Раиса выстроила план жизни. Не всей, конечно, а ближайшего времени. Общий смысл плана состоял в том, что у каждого периода продолжительностью в год есть свои задачи, свои краски, свои персонажи, да что там - свое содержание, свой сюжет, сценарий со своими героями, действующими лицами и главное - со своими историями. Здесь все имеет значение, погода, например, гололедица, штормовые ветра, только дождь нe имеет значения, потому что Рая любила дождь, он ей не мешал, наоборот, именно дождь был ее союзником в жизни, и это не зависело от того, взят с собой зонт или нет. Правда, к сожалению, дождь в Петербурге в последнее время терял свои позиции, все чаще основным содержанием погоды становился сильный ветер, срывающий кровли, вялящий деревья, рекламные щиты, что вносило коррективы в любые планы, игнорирование же этих обстоятельств сводило на нет саму идею свободы, которая подразумевала выход из дому, прогулку, или движение к намеченной цели. Невыносимая жара тоже вычеркивала целые недели из жизни напрочь. "Да... - думала Раиса - вот так вымерли мамонты и динозавры - неподходящие погодные условия делали их жизнь однообразной, ограничивали их свободу и вот вам результат! Люди пока не догадываются о грозящей им опасности вымирания из-за плохой погоды. Только молодые мамашки с колясками всем ветрам на зло разгуливают среди бушующих дубов в парках, ломятся со своими колясками по льду и воде, гуляют с малышами на солнцепеке, качают их на качелях не смотря на песчаные смерчи, носящиеся на всех четырех углах высотного многоэтажного ущелья, внутри которого устроена детская площадка. Это не что иное, как героические усилия женщин племени вырастить потомство несмотря ни на что, запустить новый виток человеческого развития, дать импульс новому поколению. Эти хрупкие, тоненькие создания, молодые мамки делают грандиозную работу по спасению человеческого рода в нечеловеческих погодных условиях!" Раиса не думала о климатических условиях ибо климат связан с географией, а то, что происходило уже не первый год в ее родном Питере, с климатом вообще не было связано никаким образом.

              Хозяйка пустыря, предназначенного для будущего детсада, согласно проекту, ворона каждое Божие утро ублажала слух жителей окрестных новых домов. Была здесь на этом пустыре некоторое время назад лужа - остаток бывшего болота, в которой пытались промышлять по старинной привычке утки, да высохла. Ворона жила здесь одна. Она допускала выгул маленьких собачек, но каркала при появлении больших собак или идущих через пустырь по неровно протоптанным тропкам мужчин. Ворона хозяйничала здесь безраздельно. Она была одиночка, и каркала очень громко, отнюдь не для того, чтобы защитить свое гнездо, просто она здесь жила и давала это понять всей округе. Однажды к нам на пустырь прибежал молодой кобель. Он не понимал, что с ним, он выл всю ночь, бегая по полю и нюхая метки безобидных домашних собачек. Кобелек выл, задирал морду вверх и очень страшно выл, бедняга. Не давал спать людям. Утром он имел возможность познакомиться с авторами меток обоих полов, но совершенно вымотанный бессонной ночью, он выбрал куст, под которым расположился дабы отдохнуть, может быть поспать и не отвечал на приветливые попытки местных собачек познакомиться, поиграть- побегать. Он лежал под кустом, на минуту пристраивал свою голову на лапы, но вновь принимался выть, вставал, делал несколько шагов, но возвращался на выбранное им место, ложился, бедняга, и опять поднимал морду вверх и выл. Ворона терпела и не каркала. Пса жалела вся округа, вынесли ему поесть, ничего не помогало. Потом пес исчез, видимо убежал еще куда- то. Ворона принялась каркать пуще прежнего.

             Рая, заваривая кофе в турке, вспоминала вчерашний разговор в библиотеке.
       -   Аллегория - явление в человеческом обличии, желание соединить явление природы или общественной жизни и человека. Здесь явление выступает как божественное, но передается человеку - носителю божественного. Воплощение бесплотного, придание человеческих качеств тому, что не является человеком, например Европа, в аллегорическом предложении - женщина. История, Победа, Правосудие, Весна, Земля и т.п. - все очеловечивается посредством аллегории.  - рассуждал поэт- конькобежец Лыжников.
         - Зачем? - вопрошал историк  Яков Лгунов. Его оппонент и коллега Клим Иезуитов ответствовал:
         - Не зачем, а почему? Просто творческий человек, художник, скульптор задумал изобразить явление в образе женщины или мужчины, передав суть явления через облик человека с присущими явлению чертами.
         - Это просто творческий порыв и все, изобразительная задача. Мы же хотим посредством нового слова создать новую реальность. - вставил свое слово кинорежиссер Евсей Заварухин.

           С таких мини-диспутов начинались поэтические вечера в районной библиотеке, куда Раиса Васильевна Победова ходила уже второй год. Так разогревались авторы перед открытым микрофоном. Теплоту этих вечеров трудно передать. Было хорошо вот и все. Никто никого ничему не учил и если и пытался это сделать, то как-то лениво и не всерьез, находясь под гипнотическим действием поэзии или как бы погрузившись на дно морское и находясь в толще зеленых вод. Магия слова, диктатура слова, его сила - не допускала каких-либо не поэтических форм в этом пространстве.

           - Я написал это стихотворение, вернее его большую часть давно, лет двадцать пять назад, а закончил здесь... - говорит человек очень похожий на Шрека из одноименного мультфильма. Он поэт. У него нос, как у Шрека, нижняя губа выпячивается, как у Шрека. Сколько слушаешь его, все время  кажется, что он читает одно и то же стихотворение. Смысл произведения: он сидит дома, пьет чай, компанию ему составляет только кот. Это единственный собеседник и товарищ нашего героя. Поэт Шрек вспоминает свою возлюбленную, которая его оставила. Когда поэт Шрек читает свое стихотворение, кажется, что он вот- вот расплачется. С каждым словом у него опускаются углы рта, все больше и больше выпячивается нижняя челюсть, он точно расплачется сейчас от обиды, что она ушла. Рая думает: "Кажется я понимаю, почему она ушла. Не  понятно, почему она вообще с ним была. Наверное, тоже от беспробудного одиночества". И вот так уже года полтора,  что она посещает поэтические вечера в библиотеке, он читает одно и то же стихотворение, как они с котом пьют чай, а она ушла и он, особенно он, одинок, потому что кот вдруг прыгнул на окно и занялся своими кошачьими делами. Только что был приятелем, чуть ли не разговаривал с поэтом и прыг - ушел гулять или еще зачем-то. Нет, пишет Шрек, он же поэт Андрей Саклин прилично, гладко, образно, рифмы хорошие, остроумно, но все время одно и то же стихотворение! Ну так же нельзя!  Рая перечитала на этих вечерах за год  все свои стихи и теперь каждый раз обязательно читает новое (последнее нельзя говорить, научили поэты). Обстановка на  поэтических вечерах дружелюбная, спокойная. Есть корифеи, асы, они выступают с композициями из своих стихов, иногда поют под гитару. А остальные, включая Раису, перед этим выступают в "открытом микрофоне". Однажды Рая Победова пришла в Дом литератора на чужие поэтические посиделки и напросилась прочитать стих, прочла, буквально прорвавшись к микрофону ( образно говоря, микрофона на самом деле не было). На нее зашипела кака-то старая Змея. Рая разобрала слово "плоххххо". Не став выяснять, насколько ей плохо, Раиса схватила шляпу (образно, на самом деле пальто) и выскочила вон. Через года полтора- два она с той же компанией поэтов из библиотеки, арендовавшей помещение в Доме литераторов для своих посиделок, опять там оказалась. В этот раз заполз в их муравейник старый Жук и тоже плевался кислотой, когда Победова выступала. Грозил затащить в свой уголок, и действительно, чуть ее туда не уволок. Она вывернулась, прочла свои стихи и быстро схватив курточку, выбежала на свежий, очень свежий в этом году июньский воздух. Рая еще не поправилась от простуды, дул сильный ветер, выдувая из нее гадкие впечатления от впрыскиваний этого Жука. Литераторы неприятные создания. Они отличаются от простых поэтов. Да, самое главное: Шрек говорил, вернемся к нему, что написал этот стих давно, а закончил здесь. Рая попыталась обратить его внимание на парадокс его высказывания, но он не обратил внимания на ее замечание,  и кажется, совершенно не понял,  о чем она толкует. Рая не стала напрягаться. Удивительно, что человек смешивает воедино понятие времени и места. Для него прошлое там, на Дальнем Востоке или на Дальнем Севере, она не помнила где, в общем там, где он родился, вырос или жил и работал в далекой молодости, а настоящее здесь, в Петербурге. И никак иначе. Он не отреагировал на замечание по этому поводу не нарочно - для него это так - прошлое ТАМ, а настоящее ЗДЕСЬ и он даже не замечает смешения двух вещей. Хотя, в этом что-то есть...

            Лето кончалось и слава Богу, оно измучило всех лютой непогодой, холодом и ветром. Лучшим событием этого лета для Раисы стало то, что выбрав более или менее теплый день, она побывала в Петергофе. Не посещала сии места два или три года. По прежнему ее любимый фонтан "Пирамида" - уединенный, изящный, красивый и завораживающий. Около него люди, повсюду шумные, стоят притихшие, завороженно смотрят на льющиеся струи. Рая любила и фонтан "Солнце" - диво дивное среди леса. И впервые сделала открытие: Адам очень обескуражен, удручен, расстроен своим грехом и изгнанием из Рая (фонтан "Адам").   А Ева?  Ева спокойна, удовлетворена, уверенна. Держит яблочко, прижимая его к груди и все в порядке ( фонтан "Ева").


                ***

         
            Осень имела больше прав, больше, чем лето и зима. Равной ей была только весна, но и та, не имея достойной конкурентки в лице уходящей зимы без ярко выраженных своих признаков, теряла во многом. Осень брала красками, отбирая зеленый цвет у лета, обращая все в золотисто-пурпурные тона, доказывала право быть императрицей среди всех времен года. Отдавая дань осени, Раиса посетила Ораниенбаум в конце сентября. Редкие мгновения, когда они были вместе с дочерью. Гуляли, дышали воздухом, наслаждались живописными видами парка.
          Облако летело по вечернему небу над верхушками старинных высоких деревьев ораниенбаумского парка, как сорвавшаяся с их осенних ветвей паутина. Будто сорвал ее ветер и понес, понес прочь. Закат окрашивал лилово-красным огнем низкие  облака, пологом нависавшие над дворцом. Сизые облака были подсвечены красноватым светом снизу и напоминали вулканическую раскаленную лаву, застывающую, но еще не потухшую окончательно, тлеющую магму отшумевшего дня.

- Так жаль природу осенью.
-Почему? Смотри, как красиво.
Но Ася настаивает:
- Листья с деревьев слетают, трава темнеет, холодно, все как бы замирает... Грустно.
- Природа засыпает, только и всего.
- Печальная картина.
Ася прагматик. Скорпион по гороскопу. Трудяга - лошадь по году своего рождения.
- Бабушка говорила: "Ты лошадь, вот на тебе всю жизнь пахать и будут". - частенько вспоминает Ася. Рая гордилась своей дочерью, она тянет все на себе, решает финансовые вопросы, быстро остужает кипяток Раиных страстей в вопросах быта, регулирует поток семейных неурядиц, вернее умеет урегулировать возникающие проблемы и дает самое правильное решение, когда Раиса трепещет и паникует, не видя выхода. Чаще всего возникали у Раисы проблемы в отношениях с младшей сестрой. Это был ее крест, видимо, и избавления не предвидилось. Всегда что-то тревожило и будоражило.
        Нагулявшись вдоволь, маршруткой отправились домой и завершением совместно проведенного воскресения стал ужин в ресторане, где они выпили по бокалу красного вина и Ася заказала себе, как обычно роллы, а Раиса пиццу.



        Небо покрыто  ватным одеялом. Покров. В нескольких местах серая вата расползается и сквозь прорехи виднеется голубизна шелковой простыни - чистого неба. Слово небо ничего другого не означает, как нёбо - верхняя часть полости рта.

       Рая частенько просыпается с рассветом, около четырех утра. Как сказала одна знакомая - встаешь на дойку. Истерическая сторона влюбленности, любви. Да, она существует, это физическая или химико-физическая подоплека чувства любви. Это абсолютно нормально, закономерно, так же нормально, как и то, что вся наша внешность держится на мало привлекательном скелете со всем тем, что к нему крепится. Не спит  разгулявшаяся Ипостась, новая сторона Раиной личности. Она такая активная, такая вездесущая! Ее не волнует, что завтра на работу, что есть простые человеческие обязанности и правила. Она бесполезная и праздная, однако во все вникает. С ней надо разбираться. Но как? Бессонница похожа на страх перед пропастью, в данном случае пропастью ночи, над которой протянут зыбкий качающийся мост, соединяющий два берега, два края этой пучины - один называется прошлое, второй будущее, а настоящего вообще ночью нет. Когда человек не спит, он находится между прошлым и будущим при отсутствии настоящего как такового, он находится вне времени.
               В это утро, напоминавшее сумерки, что не мудрено, ведь была середина октября, солнце и голубизна неба спорили со свинцовыми облаками, оспаривая территорию. До трех часов дня солнце и голубизна небес держали оборону и не уступили и пяди. Через полчаса картина неба изменилась. Стало очевидно, что небо поделили на две сферы влияния. Западную и юго-западную часть заняло царство чистого неба с ослепительным солнцем во главе, а восточный и юго-восточный сектор принадлежал теперь сплошному серому темному ханству и неизвестно, кто управлял этим государством. Далее события на небесной арене стали развиваться следующим образом: сплошная тьма, свинцово-серая лавина начала наступление на владения солнца и света, отвоевывая пространство, напирая и тесня. Владения голубого неба уменьшились, но солнце сияло ярче, его часть очистилась даже от небольших светлых облаков и ситуация на фронте стабилизировалась вновь, наступление тьмы было остановлено. Потом стало наблюдаться явление дезертирства в рядах серой армии, более того, целые подразделения начали переходить на сторону противника, сдавались в плен, светлели, как бы пытаясь раствориться в голубизне и действительно растворялись.  Неся потери, черное войско отступало на юго-восток и теперь вдали этой части неба грозно темнело, а на юго-западе все было залито золотом победителя - низко стоящего в эту пору года солнца.

            Люди стояли, повернувшись на запад и пристально вглядывались в даль. Все как один, слегка запракинув головы в верх, чуть вытянув шеи и приподняв подбородки, они все смотрели в одну сторону, будто язычники, ожидающие восхода солнца. Было утро и солнце поднималось на востоке, а люди, повернулись, как подсолнухи, тянущиеся за солнцем, но почему-то на запад. Чего они ждали? Какому божеству поклонялись? Люди стояли на остановке и ждали троллейбус.   
               Местный дурачок подошел к Раисе на остановке, попросил денежку. Она отказалась раскошеливаться. Он отошел, но опять сделал шаг в ее сторону.
 - А Вы красивая девушка.... Наверное, бабушка уже?
Раиса Васильевна кивнула.
  - А мне нравятся девушки с круглой грудью - доложил молодой человек, который иногда просит денежку на остановке у женщин и стреляет сигаретку-другую у мужчин. При этом он организует экспресс-общение, не навязчиво, легко, непринужденно.
- Вы молодой человек, и не удивительно, что Вам нравятся девушки - поддержала беседу Раиса.
- Да, а то потом состарюсь и не буду обращать внимания на девушек.
 - Будете - уверила его она - иной старик сидит на лавочке у подъезда, еле дышит, а женщин глазами провожает, ни одну не пропускает.
Парень сходил стрельнул сигаретку у молодого человека, вернулся.
- А вы мне нравитесь, мне бы такую девушку.
Видимо, Раина, отнюдь не круглая грудь, его не остановила. Ведь может же иметь место и другая эстетика и каноны красоты могут быть разные. Возможно, понял, что мог задеть самолюбие женщины, не обладающей круглой грудью.

         Кстати, вечером, люди смотрят на восток, хотя солнце ярко садится на западе.

             Дважды случилось явление стоп-кадра:  утром взглянула на утреннее небо из кухонного окна, на сером фоне увидала неподвижный плоский предмет,  целую секунду созерцала его, недоумевая, что это такое? Вдруг предмет ожил, обернувшись птицей, взмахнувшей крыльями и полетевшей. Это второй случай. Первый был лет десять или более назад. В танцевальном зале, куда к тому времени ходила уже лет пять, она, как обычно сидела и смотрела на танцующих завсегдатаев ( они двигались так уже лет пятнадцать или двадцать) и вот движение женщины - " звезды" танцевальных вечеров на доли секунды прервалось и продолжилось, точно так, как бывает со старой кинопленкой.

        Быстро подкатилась зима.

        Луна, вернее молодой растущий месяц - похож на бумажный кораблик, брошенный в одинокое плавание по ночному океану.

        В морозной дымке, сквозь изморозь, на матовой серебристой поверхности январского неба поднималось цилиндрическое солнце. Сам солнечный диск, конечно, был круглый, но стоял в вертикальном столбе собственного свечения. После вечернего и ночного густого тумана деревья были в инее, падали крупные хлопья склеившихся меж собой снежинок. Сначала они падали чуть косо, затем стали опускаться вертикально, перпендикулярно к земле, потом затеяли хаотичное парение в воздухе как бы даже стремясь в верх, от земли, танцевали кружась и паря, то так то этак.

       
               Раису Победову больше, чем изобразительное искусство, интересовало словотворчество, и даже не в литературном смысле, а в практическом. То, что изменение состава нашей речи влечет за собой изменение сознания, в этом никто не сомневался, а вот повлиять на положение вещей и запустить механизм новой речи прямо здесь и сейчас - эту задачу никто из присутствующих тогда на поэтическом вечере что-то не торопился поддержать, разве что режиссер Клим Заварухин. Была суббота, около шести часов вечера, 5 марта и за окном настойчиво вдруг зазвенела синица. Это означало только одно, что она, вернее он, своим звоном, звуком запускает механизм весны. И хочешь не хочешь, а придется в это поверить - весна начинается. Синица замолчала, и сразу вступили звуки сигнализации припаркованных у домов автомобилей, начал один, потом отозвался другой, еще какая - то машина..., целый хор, гомон. Разом затихли.  Вдруг раздался звук, похожий на выстрел и вновь истерично засвистела машина, отозвались еще несколько. Синица, ты где? Потом опять все успокоились. Что означали эти звуки? Какой механизм они запускали? Сказать трудно. Через некоторое время закричал какой-то мальчик и звуки его голоса были тоже каким-то странным сигналом. Странные громкие звуки. При этом ворона сегодня не каркает. Собаки не лают.

             Одни и те же  обстоятельства диктуют одни и те же слова. Интересно, а могут ли новые слова изменить обстоятельства? Рая решила попробовать еще один эксперимент, еще один опыт.

                Слово. Содержание. Событие. Миф и Истина. Так будет написано в оглавлении.
          

                ***

               
                Содержание

               Раиса все понимает. Тогда зачем она грезит? Зачем ее несет на все эти вечеринки с танцами? Затем, что здесь люди за три-четыре минуты создают целое произведение: структуру, в которой зашифрована вся основная правда, в ней содержится код обстоятельств в конкретном времени и конкретном месте. Это неповторяющиеся моменты, формы, структуры, созданные из движения, только движения вдвоем. Создает он, партнер, ты, партнерша ассистируешь или ты, это чаще, воплощаешь его замысел. Вы вместе держите   что-то неуловимое, нематериальное, вы творите нечто неосязаемое, но видное и понятное вам и тем, кто за вами наблюдает. Вы танцуете. Причем, в Аргентинском танго нет этого, движение по кругу не позволяет создать такую неуловимую вещь, а в бачате и сальсе на небольшом пятачке пола вы делаете это. И Раиса участвует в этом деле. Адам появляется нечасто, он загадочен и неуловим, как подобает мужчине. Такова природа мужчины. Женщина статична, она ждущая. Она планета, он - эфир.
 
              Правда и неправда рядом. Цель правды победить неправду. Созидание и творчество предполагает правду. Творчество не есть создание мифа. Творчество есть извлечение правды.


              Рая, удрученная или усталая, раздраженная, обуреваемая беспокойством, испытывая любое состояние, вплоть до стресса, лечилась танцами. Она только что вышла из здания, где на пятом этаже располагалась еще одна танцевальная школа, а на  первом агентство недвижимости "Родина" и медленным шагом пошла по Лиговке. Она не любила Лиговку, как не любила и район Обводного канала. Не смогла полюбить Семенцы - район улиц за Техноложкой, как впрочем и Красноармейские улицы, вплоть до Измайловского проспекта - чужие ей, неуютные. Она никогда не смогла бы здесь ни жить ни работать. Когда-то в 90 - е на Угловом переулке, в непосредственной близости от Обводного канала, напротив бывшего Фрунзенского универмага, жила в коммуналке ее младшая сестра Анфиса Брагина. Брагина была ее фамилия по мужу, обе они по отцу были Степановы. К слову, Семенцы образованы системой параллельных улиц с последовательностью названий - Рузовская, Можайская, Верейская, Подольская, Серпуховская, Бронницкая. Запомнить их последовательность тому, кто не проживает здесь помогает придуманная еще в стародавние времена фраза: "Разве Можно Верить Пустым Словам Балерины", в которой первая буква каждого слова подсказывает последовательность улиц Семенцов.   Бесцветный март, вода и наросты подтаявшего льда под ногами - утренние сумерки года, так можно назвать это время - не давали повода для оптимизма.

               Раиса Васильевна Победова стала замечать, что у нее появился своего рода директор. Он сидел внутри ее сознания и руководил ею, а она стала подчиняться и это оказалось так просто и так правильно, почему же раньше у нее не было директора? Ею руководили реальные люди извне. Они и сейчас пытаются, но у нее есть свой директор, генеральный, который решает все. Вот он велит ей бросить эту работу. Все! Больше ты там не работаешь!Хватит! Командует он и Рая пишет смс начальнице: "Я больше не хочу выходить. Я устала." Все, и дело сделано. Кредиты, всякие насущные задачи, отсутствие альтернативы - эти аргументы в сторону, приказ - оставить эту работу. Старинная, даже старая подруга звонит:
 - Рая, собираемся в воскресение на природу, Леша Попов отмечает юбилей, просил всех обзвонить.
Рая обещает постараться быть. Но директор говорит нет. И правильно - она, подруга, злится почему-то на Раису, чем- то Рая ей не нравится - не туристка, не собачница, не автомобилистка, не ... не ... И денег у нее, у Раисы не..... . В подругиных глазах она бездельница и халявщица.  Не поехала на встречу Рая, директор запретил. И все хорошо - никто не злится на нее. И так теперь всегда. Если возникает ситуация, грозящая дискомфортом для Раисы Васильевны, ее директор запрещает ей в эту ситуацию входить. Очень удобно оказывается иметь своего внутреннего директора.