Моралисты от эпохи Возрождения до Классицизма

Вера Сергеевна Мещерская
Александр ТАРРЕТ
Университет Париж Сорбонна
Классическими моралистами были прозаики, которые писали одновременно о морали (предсказания) и о нравах (описания).  Они использовали краткие литературные формы (фрагмент, максим, ремарка, эссе), не основанные на вымысле.  Курс будет посвящен трем шедеврам этого жанра:  Эссе  Монтеня (1580-92), Мысли  Паскаля (1670), Характеры Ла Брюйера (1688).  Мы будем интересоваться одновременно спецификой письма моралистов и определением предмета их исследований:  человек и его предназначение на пороге современности.
Профессор:
Александр Таррет с 2001 года занимает должность старшего преподавателя в университете Париж-Сорбонна.  Он преподает французскую литературу эпохи Возрождения и Классицизма. Его исследования касаются, в частности, моралистов XVI-го века (Ла Боэси, Монтень, Дю Вэр, Ланкре, Шаррон), искусства красноречия (Дю Вэр, Дю Перрон, Депорт), полемики (Ронсар) или автобиографий (Монтень, де Ту).  В круг его интересов, в целом, попадают отношения, которые поддерживают между собой литература, философия, политика и гуманитарные науки.
- Французская литература XVI-го века, в соавторстве с Ф.Лестриньян и Ж.Рие, Университетское изд-во Франции, 2000 (главы « Полемическая литература», « Мишель де Монтень», «Красноречие в споре»).
-  Монтень, Эссе. Комментарий, изд-во Галлимар, Фолиотека, 2007.
-  Стоицизм и Христианство в эпоху Возрождения, под ред. А.Таррет, Кайе В.Л.Сонье, №23, изд-во Рю д’Ульм, 2006.
Программа:
Четверг 03 декабря 2015г., 17.00-20.00, ауд. П-10, ГУМ 2
Лекция 1 (с синхронным переводом):
Три моралиста: Moнтень, Паскаль Ла Брюйер
-      Что такое моралист?
-      Представление трех авторов.
Пятница 04 декабря 2015г., 17.00-20.00,  ауд. П-10, ГУМ 2
Лекция 2 (с синхронным переводом) :
Предмет изучения: человек
-      Человек и его предназначение
-      Страсти человеческие
Суббота 05 декабря 2015г., 10.00-13.00, ауд. 01, Главное здание МГУ
Семинар 1 (без синхронного перевода) :
Человек и его предназначение
Понедельник 07 декабря 2015г., 16.00-19.00,  ауд. П-11, ГУМ 2
Семинар 2 (без синхронного перевода) :
Страсти
Вторник 08 декабря 2015г., 17.00-20.00,  ауд. П-10, ГУМ 2
Лекция 3 (с синхронным переводом) :
Письмо краткости
-      Искусство фрагмента
-      Обрывистый стиль
Среда 09 декабря 2015г., 16.00-19.00, ауд. П-10, ГУМ 2
Семинар 3 (без синхронного перевода) :
Письмо краткости
Четверг 10  декабря 2015г.,  17.00-20.00,  ауд. П-10, ГУМ 2
Лекция 4 (с синхронным переводом) :
Сатира на глупость
-      Типология глупцов
-      Этический, социологический и метафизический смысл глупости
Пятница 11 декабря 2015г., 10.00-13.00,  ауд. П-12, ГУМ 2
Семинар 4 (без синхронного перевода) :
Сатира на глупость
 
Библиография:
Монтень, Эссе,  под ред. Э.Найя, Д.Регюиг, А.Таррет, Галлимар, Folio classique, 2009 (книга III, главы 2, 4 и 8).
Паскаль, Мысли,  под ред. П.Селлье, предисловие Ж.Ферейролль, LGF,  2000 (разделы I – XVI, § 1-234).
Ла Брюйер, Характеры, под ред. Э. Бюри, Livre de Poche, 1995 (разделы V и XI).
Луи Ван Дельфт, Моралисты. Апология, Париж, Folio Essais, 2008.
Уго Фридрих, Moнтень, перевод на франц., Париж, Gallimard, Tel, 1968.
Беранжер Парментье, Век моралистов, Париж, Seuil, Points, 2000.

http://www.moscuf.org/ru/node/16558
(конспект лекций)

писателей моралисты опис нравств или мораль
 мольер тоже млралист нл еще и драматург
 но есть и чистые морали ты. Монте нь эссе
 дврушыоку максимум млн ткань ла б руль новый смысл термину характеры. Морали ст критик луи Ван Делят писал о моралистах - пис,опис ноавств-ть и иногда напоминает нормы. Подходит почти подо всех пвьлрлв. Опр. Зла. Обычаи окруж. Общ-ва. Создают мост ценностей.  С элем саьирры. Подвид в каждом течении. Мораль и прав опис одновременно. Чел. Его сост. Поведение. Лабрюэр опис сл времеников. Оценка. Природа чел. Характерно для млрвличтлв писатели не филослфы нл философия игр бол роль. Поиск красоты и моя
стиля произведения
 обьем м.б. разный. Монте нь кратко. Ларошфкко обьемно. Концептуальная технология. Разделяют философские понятия. Нл с тех. Точки зрения лит.подход.  стараются не быть морализаторами, спец ами по могла. Философии. Ан атом чел унтверс знаний его идеалом был честный чел. 17 век. Анатом  говорил о клас.морали. многие антирелигиозны. Монте нь самостоятельно мыслит о месте тел. Паскаль в др. Списках. Христианства занимался аподогетикой. Лабрюэль пытался быть независимым от библ. При знаков
Louis Van Delft несколько книг о моралистах. Лабрюэр как последователь Монтеня.

в первую очередь выражает свои наблюдения за нравами. Монтень 26. Глава о воспитании детей. На основе наблюдений за др. Корректировать собственную жизнь. Создание собств.стиля. мор-ты осв.чит. от строгого соблюдения, но воспттыапют вкус чел. Часто на своем примере как Монтень. 2 глава что др. Формируют чел. По модели, а он сам себя расм. Это характерно для всех моралистов. Не рассм. Бол. Идеи, но чел. Как чел. Без транс цен те н ных понятий. Каждый чел. Несёт в себе полную форму всего чел-ва. Часто на примере личности. Цезарь в его жизни М
находит интересные моменты, но подходит любой чел. Не обяз. Великий.адаптация стиля к изменениям чел. 145 ща сечение что у людей нет зао актеров. Потому что меняется и трудно рис.портрет. антропология и критика себя является критикой морали слов, рпссматривающих чел. Как проблему.
тспольз. Фрагментов через свое творчество показ.максимы- характеры в пост.изменении.
Моралисты довольно субъективны.

детально о 4 произведениях

 Монтень. Опыты 1580-1592. Не закончил. Главы разной величины.
жанр эссе задал направление для нового жанра, постоянно писал автобииографию- собрал абстрактное и конкретное. О ценностях, добре, религии, не будучи теологом. Странность книги в постоянном добавлении и переменах до самой смерти корректировал. Глубже взглянуть и размыслить.  Много попыток создать. Лучшее издание мунициполитета в Бордо соцталистом Strousku.  Искцсиво марки три marqueterie. Как у краснодкревщиков. М.б.плохо подобранная инкрустация.

Ларошфуко
автора максимов - наблюдения. 1762. Эссе в страницу обьемом. Есть точки пересечения с Монтенем
 аричтократ не озабочен славой пишет в потребности излагать свои мысли. Но работал и судьей. Не собирался публиковать. Писал мемуары, нл не планировал издавать. Максимы показывал в салонах. ,1665 Madame de Sable, в её салоне читали все аристократы свои максимы.

панорамный взгляд на Ларошфуко

1665 Максимы
 1670 Паскаль защита религии от противников.
 1688 характеры много изданий успех
 все три автора успешны до н.вр.
Паскаль : чел открыт и ввысь и вниз. Le Ciron место чела в природе, мткромир, место чела во Вселенной, инструменты наблюдения зс бесконечно малым и большим. Обед ч Монтенем - пост.работа, корректура. Паскаля репродукция вт универе Чикаго penjedepascue
в Бордо храниться его рукопись
типо графический знак "лапки мух" означал переход от одного фрагмента к другому.

Лабрюйер -  план и главы. Последние главы посвящены христианству. Но есть доп. И стиличтичесие изменения. Поначалу не было опр.порядка. у Паскаля, потом порядок отрывков зависел от издателей. Philippe Sellier после смерти Паскаля как были сщиты страницы и догадаться в каком напр.шла мысль Паскаля. Но писал лаконично быстро и плотно помогает разобрать максимы. Более субьективные. Часть де визы аристократов
 эссе - синтенции -  более  общие значения.

у Поля Валери книга "Плохие мысли" --- в противовес Паскалю

характер это и типография.знак и характер чел.
Лабрюйер  сначала перевел Аристотеля последователя Теофаста, потом написал свои и добавил нравы его века. Характеры те дк, нравы меняются.

Монтень в 10 главе  оььЧрняет методику. Эссе умственное упр-е автора.

рассматривает классические сюжеты. У каждого философа своё суждение. Монтень дает то, что предпочитает.
Дружба ---- когда наши страсти нас превосходят

есть  главы о бытовых предметах

последняя глава самая сложная о возрасте
 для Монтенч важен прекрасный беспорядок. ,50. Глава субьективнын образы.
каждый самовыражается  через свои действия
в каждом работает специалист по терминологии Pheninomenologie
Jugo Fredrich
возможность поднять себя
все это важно чтобы раскрыть индивидуум
 Diogene Laerce  viesuewt   философские курьезы

Ларошфуко
la cire de dyu les confession
влияние и Лабрюйера и Монтеня
св.Августин
 о природе чел.
la grace. 
проблемы добра и зла.
на гравюр е маска Сеннки
 спокойствие никаких страстей
победа над страстями  христианина. но от страстей избавится нельзя ----преимущество Максимов,  тем более что читалось в салонах и даже решало социальные задачи
критика пессимизма, эротизма
маска воспроизводится здесь конкретно

размышление о  женской добродетели
 комплекс добродетелей

августинизм
 делит в христианства страсти на хорошие и плохие. Любовь к Богу или любовь к богатству и т.п.

особенно плохо самолюбие
 
противовес Могтеню
Mademoiselle de Scudery
психология влюбленности
 Corte de Tendre
 madam de Lafuette princesse dt Cleires

Корнель любовь описывал любовь к нему этой мадам

ключевое слово самолюбие
удовольствие от текста
античная антропология августинизма
Jasenisme (jasenuur)
Augustinus 1640
Паскаль тоже августинист, но считал что есть свобода выбирать что добро и что зло
конец определяет наше существование
негатив страстей болезнь
 Монтень противостоит этому
высмеивает метафизику Августина
философия Сократа
storee
Adages Mad Erasme
 примеры сентенций
Библия в целом
афоризмы Гиппократа
Apоphetemble  Плутарх
Ларошфуко. Отношение моралистов по отношению к страстям. 26 максима на солнце и смерть нельзя смотреть в упор. Метафора вскоре без сравнения. Сравнение вр фр.текста явное. Нужно наречие comme   стиль метафор более сжвт чем сравнение. Нельзя пристально смотреть ни на солнце ни ни на смерть. Пр эти ч. Образ надо э бретона неожиданное сближение сдлв- поэтический образ здесь образ солнца и логически млтивированое сравнение.  Определение тайны аыщыапющей страх. Сложный и неожиданный образ. Жерар де Нерваль. "Чёрное солнце меланхолии" у этой максим ы важен что из белого александринского стиха. Rene Char, Gerard de Nerval,  Stenndal переформулировал некоторые максимы Лврошфуко.
но в Максимах антипоэтичнсть. Последняя максима reflexion moxale
размышление м.б . целый параграф не соотв.фразе.
идеал Сенеки и оспаривал бл.Августин.
Ларошфуко хотел снять маску с ложной добродетели.  В конце книги  разумно сказано о ложности и презрении к смерти ю язычники получают по мере собственных сил не надеясь на лучшую жизнь. Не воя в буд.жизнь можно просто презирать смерть -Ларошфуко считает что это ложь.



Цикл лекций интересен разбором поэтики моралистов, что не всегда бывает в курсах наших филологических факультетов.