Письмо 3

Валерий Хатовский
               

     Привет, Толя, привет ребята (дедушки-бабушки), кому перешлют (если перешлют) это моё очередное письмо.  Попробую рассказать, как и чему пришлось  вначале учиться здесь ещё не старому тогда конструктору, когда после (почти) года всякой разной работы пробился, вроде, в инженерную контору. Сразу стали мне не всегда тактично,  однако доброжелательно, намекать, что одет я не так, как надо.  Март был, жарко , и ходил я в сандалетах, и хозяева посмеивались - носки с сандалетами - недопустимо! Так никто не ходит, кроме совсем зелёных ,только что приехавших. Не буду же я им рассказывать, как больно режет ноги скороходовская обувь. Купил себе здешние сандалеты, надел на босу ногу - сразу босс заметил: Вот, теперь ты - член клуба! Пустячок,   но приятно.   И в одной и той же рубашке два дня - не ходят, и вообще - как хозяин одевается - так и тебе надо. Галстук, белая рубашка на работу - ни в коем случае! Это только на свадьбу сына или , скажем, на официальные переговоры за границей. Шутят же здесь - это только в Израиле так бывает - человек в мятой рубашке с расстёгнутым воротом -  министр, а в белой рубашке с галстуком - его шофер. Брюки - только джинсы, сидеть на улице можно, и на тротуаре, и на ступеньках - всё в порядке вещей. Пьёшь кофе во время работы - ставишь стакан куда попало - хоть на пол. Вот из-за кофе  история и вышла в самом начале моей работы в фирме.
  Были там две секретарши – израильтянки. Одна - молоденькая, Вики, замужем она за парнем откуда-то из-под Москвы. Вторая - чопорная дама неопределённого возраста, Гёрджи. Элегантно одета, крашенная,говорила со всеми она исключительно на английском, закончила,сказали мне, колледж чуть ли не в Англии. Как-то раз делали мы с ней себе по чашке кофе, (она - и для босса тоже), и показывает мне Гёрджи - грязно в углу, кто-то выплёскивает туда  остатки кофе. Эта Вики, говорит,  - такая неаккуратная.      
   Ну, сказала и сказала. А я в следующий раз, когда зашел в кухоньку, взял резиновый скребок, швабру и раз-раз – вычистил всё. Дело привычное, несколько месяцев мы всей семьёй подрабатывали дворниками в нашем доме и в соседних домах . И подъезды мыли, и в чужих квартирах жена и дочка уборки делали. Этим и на первую машину себе заработали, и сразу часть ссуды на квартиру вернули. В общем, вымыл и потом говорю: миссис Гёрджи (так я её называл) - теперь  чисто,  можно здесь и пить и есть, мы же с Вами, говорю, белые люди.
  Что тут было! Она взорвалась,  почти закричала, по английски,естественно: Валери (так меня тут называют), Валери, Вы расист,  может быть - Вы гитлеровец!  Я - из Индии! В Индии люди очень чистоплотные и аккуратные! Да как Вы можете произносить такое!   Извинялся я, конечно, но был мне урок на всю жизнь. Здесь евреи (и не евреи) всех цветов и оттенков кожи, и за такое расхожее в Союзе выражение можно и по физиономии получить, и похуже. Так что - вот такие мои университеты.  Но главное было - быстро выучить иврит, язык в общем-то, не сложнее русского, но не похожий ни на один из европейских языков. Хотя немало есть слов и в русском, и в украинском явно из иврита заимствованных, об этом, если кому-то интересно, может, напишу потом.
    А сейчас - об ульпане, так называются курсы иврита для новоприбывших. Ходили мы в ульпан вечерний, я приезжал туда после полного рабочего дня на пищевой фабрике  был там подсобником, упаковщиком . Мне было 52, я был один из самы старых в группе. В параллельной группе учился бард, Женя Клячкин с женой и дочкой. Но я не о нём, а об одном случае перед еврейским новым годом. К новому году на предприятиях, по традиции, дарят подарки. Подарили и нам, пятерым новым израильтянам, "русским" (кавычки я поставил правильно!) по набору ножей и вилок.   
  Тут тоже штрих - сперва все рабочие получили подарки, какие-то хорошие вещии. Пожалели нас пожилые тётки,  застыдили хозяина, он поехал куда-то и привёз пять подарочнйх свёртков. Каждому - подарок, "матана" .  Так мы узнали ,как будет  подарок на иврите.
  Привёз нас сын хозяина, как обычно, после работы к ульпану, ребята побежали домой, перекусить, а мне далеко было, так я присел на скамейке в скверике - и задремал. Открыл глаза - смотрю, уже минут 20 как начался урок, прибежал в класс,  сел рядом с Соней, моей женой, за парту.  Слышу, учительница рассказывает о празднике и говорит о подарках, матанот. И тут смотрю - нет моей матаны! Вскакиваю, бегу в скверик через дорогу,а - там небольшая толпа собралась, полицейский.  Надо вам сказать,  тогда каждые несколько дней взрывались самодельные бомбы, которые арабы оставляли (и сейчас оставляют) в людных местах - чтобы убить побольше евреев. И любая без присмотра лежащая сумка или мешочек  были "подозрительным пакетом" . Присылали сапёров со специальным роботом на гусеницах, чтобы взорвать пакет. Вот и готовятся оцепить садик и взорвать мой подарок! Ну, схватил я свою драгоценность, объяснил, как мог и бегом обратно в класс. А там все недоумевают - что с ним,  живот, наверное, схватило?