Баку- один из двоих моих самых любимых городов

Гюльбениз Камарли
Посвящается 80 летию со дня рождения великого Казахстанского поэта Олжаса Сулейменова-автора нашумевшего в своё время произведения "Аз и Я"

"Баку- один из двоих моих самых любимых городов."

Совсем недавно развалился Советский Союз...Отправляясь из Баку в Казахстан я не планировал встречу с Олжасом Сулейменовым.По прибытии. в Казахстан обстоятельства сложились так, что я подружился с моим Алмаатинским коллегой- научным работником института Философии Казахстанской АН,эссэистом-критиком Рустам Жанкуджином. Он предложил встретиться с с Олжас агой,пообщаться.Честно говоря у меня не было особого желания встретиться с Олжасом Сулейменовым; поскольку не было особой причины - я не был подготовлен к этой встрече.
Кроме того -Олжас - известный человек- к чему отрывать его от дел,отнимать его время?Однако Рустам был настойчив, говорил- как это- приехать в Алма-ату и не увидеть знаменитого поэта тюркского мира?!...Я вынужден был согласиться.Мой попутчик в этой поездке- Рафик бей еще в Бакинском аэропорту купил в киоске для чтения в пути газеты , журналы, в том числе
книгу Олжаса Сулейменова « Аз и Я».Рустам Жангуджин -будучи в Советское время диссидентом, исколесил Азербайджан, выступал на Бакинских митингах во времена народного фронта.Оказалось- что он близкий друг Олжаса.Мы пошли в офис Олжаса недалеко от академии .Он размещался в девятиэтажном одноблочном здании.(Кстати из российских СМИ стало известно , что в настоящее время Р.Джангуджин живёт на Украине- как политический беженец .Ф.М.)Олжас -ага был лидером народного движения Невада -Семипалатинск- целью которого было закрытие ядерного полигона и других ядерных полигонов мира, лидером партии «Народный конгресс Казахстана», в которую преобразовалась антиядерное движение,Первым секретарём правления Союза писателей Казахстана, почетным Председателем Союза писателей Казахстана, депутатом.В целом- это был очень занятой человек.Его офис располагался на первом этаже здания, в котором он проживал. Входная дверь располагалась прямо возле лифта.В небольшой прихожей нас уже ожидал его помощник Булат.Он сообщил нам, что сейчас у Олжаса на приёме находится народный артист СССР ,лауреат государственных премий (запамятовал уже его имя), который в своё время играл роли исторических личностей, государственных руководителей, в том числе Ленина, Кирова; в настоящее время этого актёра не приглашают ни в кино , ни на сцену...Тяжело стало жить- вот и приходится ему сниматься в рекламных роликах-то рекламирует чьи-то сыры- масла,хвалит чаи и сахара или же приходится ,изменив внешность и голос, выдавать то- что не подобает ни его возрасту ни статусу..Олжас несколько дней тому назад вызвал его и сказал, что ему не подобает играть такие роли, что он уважаемый, почётный человек, что надо ему беречь свою репутацию.На это актер ответил, что вынужден хоть таким образом как-то выходить из создавшегося положения..По словам Булата- тогда Олжас дал актёру 600 долларов и крепко-накрепко предупредил- чтоб тот никогда больше не снимался в рекламах- пусть продолжает игру на сцене в серьёзных ролях.Однако вскоре этот актёр снова снялся в рекламе и Олжас Сулейменов, увидев это, очень рассердился, и вот теперь вновь вызвал его к себе.Сейчас или его ругает или быть может снова предложит денег на расходы.. Помощник Олжаса- богатырской внешности парень по имени Булат.Я спросил его- знаешь ли ты значение своего имени? Он усмехнулся и сказал, что конечно,знаю, по русски означает»сталь». Я сказал ему, что у нас говорят не Булат а Полад.Он ответил, что знаю и это, вдобавок знаю Вашего певца Полада (Бюльбюльогы) лично, в своё время в Москве с ним познакомился.
Немного погодя из кабинета Олжаса вышел хмурый человек:очевидно поэт крепко поругался с пожилым актёром.Наконец дверь открылась и нам навстречу вышел высокий, внешне не уступающий своему молодому помощнику ,спортивного телосложения Олжас- ака , протянул нам руку, приобнял и поцеловал нас как старых знакомых, извинился за задержку приёма.Мы расположились в его скромно обставленном кабинете.Секретарша подала нам кофе.Я представил Олжасу его книгу «Аз и Я» год назад изданную в Азербайджане издательством «Азернешр» Он спросил:
-Её вы перевели?
-Нет.Переводчик-Натик Сафаров.
_-А как по-вашему получился перевод?
-Отлично!Натик очень талантливый переводчик!Неужели , Олжас Омарович,у Вас нет этой книги?!
-Нет, мне не прислали.Может и прислали- но пока не дошло. Да сейчас и почта как следует не работает. На днях книга «Аз и Я» была издана и в Турции.Однако там допущены некоторые неточности в тексте..Да, говорите ваш переводчик замечательный?Очень хорошо.Спасибо!

Потом Олжас говорил о своих делах.Рассказал о своей работе над книгой»1001 слово».Упомянул между слов- что живёт в этом же здании, хотя об этом мы уже знали со слов Рустам -бека(так я обращался к Жангуджину.)

-У меня пятикомнатная квартира.Этажом ниже меня живёт одинокая женщина.Одинокой её тоже не назовёшь- у неё есть собака.Так я хочу ей в другом месте купить квартиру и перевезти туда.
Я сказал в шутку:
-Вы и так захватили первый этаж, Олжас Омарович! Так теперь у Вас друг над другом15 комнат появится!
Он расхохотался.
-Какие 15 комнат, дорогой?Это крошечный офис.Раньше здесь ужас-что творилось.Дворники хранили здесь веники, лопаты, мусор всякий валялся..Вонища была жуткая.Кое как уговорил их отсюда забрать всё.Сам всё здесь отремонтировал.В этом здании выделена площадь для нашей партиии и некоторых общественных организаций.
В беседе с ним мы узнали, что у прозванного в своё время « турецким националистом» знаменитого тюрколога -поэта -интернациональная семья: жена еврейка,две дочери,что он не в совершенстве владеет казахским языком.Он обладает широким кругозором, эрудицией, энергичный ,волевой. Безгранично любит свой народ точно так же все турецкие народности.Наряду с тем, что он тюрколог- заботится в равной степени и о других народах: народное движение Невада-Семипалатинск-лидером которого являлся Олжас Омарович- преследует цель закрытие ядерных полигонов во всём мире.Он хочет видеть мир без границ.Хочу напомнить между тем,что одно из моих научно -философских произведений так и называется:»Мир без границ».Олжас ака проштудировал идею и название книги.
О.Сулейменов рассказал о своём обращении за помощью к бывшему главе правительства Казахстана Динмухаммеду Кунаеву ( когда он и стали друзьями, то Олжас называл его коротко «Димеке»).Он просил его о помощи оградить его от длительного преследования со стороны КГБ.
В те годы хотели поставить на меня клеймо националиста и покончить со мной.Как будто бы я ненавижу Русских.Конечно же- это было беспочвенным обвинением.Ну по какой причине я должен ненавидеть Русских?На языке этого народа я получил образование, люблю культуру и литературу этого народа.У меня столько русских друзей!Наверное вы знаете, что по профессии я геолог.Однако так повелось, что изучая язык природы начал изучать и старинные
языки.В своих исследованиях я обнаружил неожиданные для себя самого факты:оказывается
внешне далёкие друг от друга языки имели историческое родство..Например- как русский и турецкий языки.Всё началось с моего исследования сказания »Слово о полку Игореве».Сколько же в этом произведении старинных тюркских слов!Однако мои аргументы,примеры многим не нравились. Они говорили что турецкий язык и славянский языки-противоположны друг-другу.Назвали меня пантуркистом.Вы знаете наверняка, как в 30 е годы под клеймом»пантуркистов «сколько учёных,интеллигенции загубили.Когда же меня назвали «пантуркистом» были уже 60-70 годы.Меня не могли в открытую обвинить, поэтому приготовили новый метод наказания.Как бы ни было- убрать Сулейменова!Они за мной следили каждую минуту.Но должен же был быть конец у этого преследования! Однажды-когда я шёл домой ,в тёмном подъезде на меня совершили нападение: несколько человек , напав на меня стали меня беспощадно бить.В руках у них был металлическая арматура.Цель их была убить меня или ,по крайней мере ,оставить калекой.Я длительное время занимался спортом, физически крепкий человек, ходивший по камням и лесам геолог...Но они тоже были сильными...Что же..Случайно остался живым..Одним словом- за произведение» Аз и Я» мне много пришлось расплачиваться..Я обращался ко многим учёным в связи с этим произведением. Однако никто не откликался.В 1976 произведение было издано в типографии ( ЯЗИЧИ ) и тот час вокруг него начался огромный шум-гам.Московские СМИ начали на меня травлю..Я точно знал, что во главе этой кампании стоит руководитель ЦК по идеологии Суслов.Я уже не мог больше терпеть это и обратился к Кунаеву. «Димеке, прошу вас написанное мною открытое письмо распространите членам бюро центрального комитета.» Кунаев дал мне слово,что в связи с моей книгой-обратится к самому Брежневу.Так и произошло.Он вручил книгу «Аз и Я» лично генеральному секретарю ЦК .Книга очень понравилась Брежневу.Он даже удивился и сказал:» Ну почему эту книгу критикуют? Здесь нет ничего против русских.Хорошая книга!»Если честно- то когда Кунаев мне сказал это- вначале я не поверил.Однако вскоре , когда меня выбрали делегатом на 25 съезд Казахстанской компартии мне стало всё ясно. Недавно Кунаев описал в своих мемуарах- как он вручил книгу «Аз и Я»Брежневу.Конечно- после всего этого КГБ от меня отстало.Я благодарен Кунаеву за то что остался жив. Однако- как говорит пословица- иногда и у царя бывает просьба к нищему.Настало время- когда и я встал на защиту Кунаева.Знаете ли вы, что после назначения на пост Певого секретаря Казахстана Колбин начал сильную кампанию против Кунаева.На всех заседаниях его или критиковали или обвиняли.Я встал на его защиту.В прошлом «друзья», подчиненные сейчас старалсь обвинить Димека, выставить чуть ли не врагом народа.Тогда я ему сказал, что возьми и напиши свои воспоминания,биографию..Ведь мы все умрём а после нас останутся наши книги.Он очень быстро последовал моему совету и написал свои мемуары- просто, без прикрас.На самой первой странице он указал, что написать эти мемуары вдохновил его поэт Олжас Сулейменов..
-Занятием политикой я обязан своим последователям,молодёжи- подчеркнул Олжас Сулейменов.
-Многие политики ревнуют , завидуют моей популярности и признанию среди народа, молодёжи.Думаю- даже в высших эшелонах власти.
Небольшими глотками отпивая кофе из маленькой чашки — вперемежку с сигаретой «Мальборо», вдетой в длинный мундштук, он переходил с темы на тему.В эти мгновения его лицо- совершенно белого цвета- порой становилось жёстким, орлиные зрачки его узких глаз принимали гневное выражение. Немного погодя он с горечью рассказал, как будучи больным он, узнав о событиях 20 января- прилетел в Баку.
Однако мой приезд в Баку мне дорого обошёлся.Меня начали преследовать армяне- как в прессе- так и в письмах- направленных в мой адрес.Эти армяне- честно говоря- мобилизованный народ.Однако скажу вам кое-что: из всех полученных мною писем от армян только в одном был пол положительный отзыв о моих стихах и исследованиях.Представьте себе- что армянская женщина исследует творчество турка.Вот это письмо- оно всегда у меня под рукой..Интересно, что автор письма ругает Зорий Балаяна, высказывает в его адрес гневные мысли.
-Может эта армянка хочет поменять свою национальность и стать казашкой?
Олжас- ака рассмеялся
-Всё может быть! Да, скажите ,как поживают Алиевы?Вы же знаете- у вас 2 известных Алиева.
-Знаю!
Я уточнил, что говоря «Алиевы» он имеет ввиду Гейдара Алиева и Абулфаз Алиева(Эльчибей).
-Они оба- мои друзья.Вообще у меня много друзей как среди литератов так и среди политиков.Я ведь тоже политик,руковожу партией...Да- как поживает мой друг Бахтияр?Я говорю о Вахабзаде.Недавно услышал о смерти Айдына Мамедова.Очень расстроился.У меня приятельские отношения с Эльчином,Анаром,Шахмаром,Маммедом,Кемалом, Сабиром.Вообще у меня мого друзей азербайджанцев: в Баку,Москве, Алма-Ате...Как-то в выступлении по Московскому центральному телевидению сказал, что Баку один из двух самых любимых мною городов! Азербайджанские турки значительный народ.Азербайджан всегда в моём сердце!
Олжас- ака , дымя сигаретой, говорил нам о своём творчестве, о своих мыслях на будущее,порой зачёсывая своими длинными пальцами прядь волос, спадающую на обрамлённый мефистофельским изломом бровей лоб...
За прощальными рукопожатиями Олжас ака сказал:
-Передавай друзьям привет...Да, ты сказал, что работаешь с в одной организации с Халил Рза-в академии,не так ли?В таком случае от меня передай ему огромный привет.Он большой патриот, безгранично любит свой народ!...
Проходя мимо дома поэта- наше внимание привлекли люди в рабочих формах, взбирающиеся на отвесную стену.Поневоле остановились и стали смотреть верх;эта группа людей снимала вывеску на здании.Оказывается улицу- длительное время носившую имя Карла Маркса- «переименовали» на Д.Кунаева.Было заметно, что рабочие торопились.Словно братья казахи боялись поворота истории вспять.Однако , как известно, история никогда не повторяется как прежде...
Непредвиденные вещи случаются порой в жизни: когдая вернулся в Баку, то услышал скорбную весть о том, что скончался Халил Рза Узутюрк. Как раз в тот день- когда мы находились в кабинете Олжас-ага-22 июня1994 года.Я не смог передать добрые пожелания от одного великого поэта-другому.
...Прошли годы.Сейчас Олжас Сулейменов вдали от своей Родины выполняет дипломатическую миссию.Наш народ помнит его как бесстрашного,гордого, отважного-казахского поэта.Ценит то, что будучи больным он прилетел в Баку, во время событий 20 января- чтоб выразить поддержку и соболезнования Азербайджанскому народу.
Р.S-Недавно увидел Олжаса на юбилее AСП ...Опять в июне.Прошло 20 лет...
Фируз Мустафа.

Перевод: Г. Гамарли